Jtcase - портал о строительстве

История Храма

В конце первого тысячелетия до нашей эры грандиозный и величественный Храм Соломона в Иерусалиме причисляли к семи чудесам света. Его строительство началось в Х веке до н. э., когда Израильское царство переживало свой расцвет. Местом Божьей обители во время странствования и войн евреев были "шатер и Скиния".

Ковчег Завета гарантировал избранный статус еврейского народа. С того времени, когда евреи перебрались окончательно в Палестину, Храм приобрел значение символа единения Израильского царства под властью Бога.

В , столице государства под управлением царя Давида, находилась специальная Скиния с Ковчегом Завета. Поскольку Иерусалим был окружен территориями, на которых правили представители колен Иуды и Вениамина, в городе, постепенно приобретавшем центральное религиозное значение для каждого колена Израиля, не была установлена какая-либо определенная власть.

Гора Мориа, которая в целях предотвращения уносящей людские жизни эпидемии стала местом жертвенника, была продана царю Давиду Орной-иевусиянином. Исключительность Мориа связана с тем, что Библия описывала ее как место принесения Авраамом в жертву своего сына, Исаака. На этом месте царь Давид и решил построить Храм.

Однако, Бог предрек, что Давид из-за своих грехов, связанных с прелюбодеяниями и войнами, не сможет осуществить строительство Храма. Эта миссия была возложена на сына Давида, Соломона. Давидом была проделана огромная подготовительная работа по заготовке медных, золотых и серебряных запасов, тесаных камней и финикийских ливанских кедров, которые привозили по морскому пути. Умирая, Давид завещал построить Храм, передав Соломону его план, дарованный Богом.

Строительство храма Соломона

Строительство храма Соломона началось в Иерусалиме в середине первого тысячелетия до н. э. По его просьбе Соломона, посланный Тирским царем Хирамом, прибыли зодчий, плотники и ремесленники.

Соломон строил Храм из самых дорогих по тем временам материалов - ливанского кедра, кипарисовой древесины и песчаника, обтесанного финикийскими каменотесами. Колонны в Храмебыли медными, а медьпривозили с эдомских копей. Храм был отделан также серебром и золотом.

Храм был настолько величественным, богатым и великолепным, что поражал правителей многих древних стран. Источником плана его строительства служила Скиния Моисеева, однако, ее размеры были увеличены и добавлена ритуальная утварь. В Храме было три отделения - Святая святых, святилище и притвор.

Он был окружен большим двором, а скиния была оснащена умывальником для омовения рук. Храмовый жертвенник был оснащен десятью искусно сделанными умывальниками и большим бассейном. В качестве притвора использовался широкий и глубокий коридор с медными колоннами.

Святую святых от святилища отделяла каменная стена с дверью, отделанной масличным деревом. Для стенной кладки были использованы массивные тесаные камни с внешней мраморной облицовкой и золотым внутренним покрытием. Золотые листы использовались также и для покрытия дверей и потолка, пол был кипарисовый. На стенах были изображены херувимы и растения: пальмы, колоквинты (дикие огурцы) и цветы.

Храм Соломон строил семь лет и торжественно освятил его во время праздника Кущей, перенеся Ковчег Завета в сопровождении священнослужителей, левитов и ликующего народа в Святую святых.

Праздники по поводу этого знаменательного события продолжались в Израиле течение четырнадцати дней. Пышность и великолепие богослужений, проводимых в Иерусалимском храме описаны в Библии. Богослужения сопровождались песнопениями хора, звуками шофара и игрой музыкантов.

Трагическая судьба Храма

Иерусалим был свидетелем великолепия и грандиозности Храма Соломона в течение трех с половиной столетий. В конце 6-го века до н. э. Храм был разграблен, сожжен и разрушен вавилонским царем Навуходоносором.

При этом Ковчег Завета таинственно исчез, а иудеи были отведены в плен, который растянулся во времени на 7 десятилетий. Когда с началом правления персидского царя Кира иудеи возвратились на Родину, они занялись восстановлением святыни. Репатрианты привезли с собой золотые и серебряные пожертвования от тех, кто оставался в Вавилоне.

По приказу царя Кира иудеям было возвращено множество священных сосудов, захваченных людьми Навуходоносора в Храме Соломона.

Возрождение Храма

Вернувшиеся начали с восстановления жертвенника, а продолжили закладкой храмового фундамента. Второй Храм был отстроен почти за 20-летний срок. Он повторял архитектуру своего предшественника, но его убранство не было таким пышным, как в Соломоновом Храме.

Усилиями Ирода Храм был расширен и украшен, что частично придало ему былое великолепие. В исторических книгах, написанных Иосифом Флавием, Храм предстает во всем блеске своего сияния под лучами солнца.

Повторное разрушение Храма

В 7-м десятилетии н. э. римские войска сравняли Иерусалимский храм с землей. Даты разрушения (9 аба по еврейскому календарю) Первого и Второго Храма совпадают, только с разницей приблизительно на 5 столетий. Напоминание о том, что на горе Мория стояла некогда великая святыня, осталось лишь в виде части ее стен - западной стены или , которую еврейский народ почитает как национальную святыню.

Однако, здесь молятся не только исповедующие иудаизм. Стоя на площади перед стеной, можно мысленно перенестись в те далекие времена и услышать трубный глас шофара и песнопения в честь Всевышнего, благословение которого нисходит на землю Израиля.

Строительство храмов

Летописи утверждают, что в храме царя Соломона в Иерусалиме бывал и Христос, сопровождаемый апостолами. После разрушения храма и рассеяния христиан по всему миру, у них в течение трех веков не было возможности возводить храмы. Богослужения совершались тайно, а верующие были гонимы римлянами.

В начале 4-го века году жители Римской империи получили от императора Константина Миланского право свободного выбора религии, и христианам было даровано право возводить храмы. Истоки всех построенных с этого времени христианских храмов восходят, так или иначе, к Иерусалимским Первому и Второму Храмам.

Их сходство - в трехчастном делении и в повторении идеи Ковчега Завета, с той разницей, что в христианских храмах место, где присутствует дух Божий, называется Евхаристией. Если говорить точно, то самой первой храмовой святыней был Ноев Ковчег, который Бог повелел построить, чтобы Ной и его семья могли спастись от потопа.

Время вносило коррективы в архитектурные особенности храмов, предоставляя каждому народу право возводить свои святыни в соответствии с собственными традициями и представлениями. Но достижения в области храмовой архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, слова всегда служили единственной цели - общению человека с Богом.

Традиционные праздники в Израиле представляют собой выполнение особенных ритуалов и запрещают выполнять работу по дому.

По легенде Священная была привезена из Рима апостолом Петром.

Место, где на его територии находится гробница, в котором было тело Иисуса.

Во всех религиях храм считается священным местом, где Божество являет свое присутствие людям, чтобы принимать их поклонение, выражаемое в культе и делать их причастниками своей милости и жизни. Его обычное местопребывание не принадлежит земному миру, но храм до некоторой степени отождествляется с ним, так что благодаря храму человек вступает в связь с миром богов. Такую первоначальную символику мы находим в Ветхом Завете. Иерусалимский храм знаменует присутствие Бога среди людей. Но это всего лишь знамение временного характера, которое заменится в Новом Завете знамением иного рода: Телом Христа и Его Церковью.

Евреи патриархальных времен не знали храма. У них были священные места, где они «призывали имя Яхве». Затем у Израиля появляется переносное святилище, благодаря которому Бог может постоянно пребывать среди Своего народа, ведомого Им через пустыню. Скиния Завета, идеализированное описание которой, отчасти внушенное будущим храмом, мы видим в Исходе 26-27, есть место встречи народа с Богом. Бог обитает в ней между херувимами, над очистилищем, покрывающим ковчег Завета. Бог там прорицает: отсюда имя, данное скинии: «Скиния свидетельства». Присутствие Божие там одновременно ощутимо и скрыто: за облаком скрывается Его сияющая слава. Таким образом, память о Синайском Завете поддерживается в центральном святилище всего Израильского союза. Когда же он утвердился в Ханаане, то святилище, общее коленам Израилевым, устанавливается последовательно на Гевале, в Сихеме, в Силоме. Святилище это сохраняло с самого начала древний характер, что резко отличало его от ханаанейских святилищ, обычно представлявших собою каменные храмы: Бог Синая не хочет никакого соприкосновения с языческой культурой Ханаана. Святилище, общее всем коленам Израилевым, Давид устанавливает в Иерусалиме, после того как он перенес туда Ковчег Завета, захваченный и возвращенный Филистимлянами (2Цар. 6). Завоеванный им Иерусалим стал не только столицей политической, но и религиозным центром Яхве. Организовав монархию по образцу соседних царств, хотя и не поступаясь своеобразием Израиля, Давид задумал сделать более современным и место традиционного культа.

Трудно судить по отрывочным данным о строительной деятельности израильтян в первой половине 10 века до Р. Х. Создается впечатление, что принципы ее лишь вырабатывались с использованием традиций предшественников, соседей и противников. Вероятно, мизерность строительных свидетельств времени Саула и Давида может быть связана с неослабевающим военным напряжением, отнюдь не способствующим ни созданию, ни сохранности архитектурных комплексов. Более стабильное, отмеченное установлением широких, распространившихся до Киликии, Египта, Месопотамии и Южной Аравии торговых и культурных связей время Соломона (965-928 гг. до Р.Х.) могло обусловить заметную активизацию, как строительной деятельности, так и прочих ремесел. В подтверждение этого уместно вспомнить слова Соломона, обращенные к другу Давида Хираму, царю финикийского города Тира, в сообщении о замысле построения храма в Иерусалиме: «Ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа, Бога своего, по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их стопы ног его. Ныне же Господь, Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон. И вот, я намерен построить дом имени Господа, Бога моего…» (3Цар 5:3-5).

Представление о строительстве и урабанизационном процессе Соломонова времени заметно конкретнее и хронологически определеннее. Но и здесь археологические свидетельства далеко не полны. Главные постройки Иерусалима более известны по нарративным источникам, прежде всего по библейским текстам, нежели по реальным их остаткам. В первую очередь это касается легендарного храма и дворца на Храмовой горе – вершине гряды к северу от Офела. Описание храма и его строительства в Библии (3Цар 5:16; 6:14-38; 2Пар 4) достаточно конкретно и детально. Основные его положения таковы: храм стоял на подиуме и представлял собой прямоугольную конструкцию 25 на 50 метров при высоте около 15 метров и толщине стен до 6 метров. Трехчастная схема храма с расположением всех трех компонентов на единой длинной оси известна в Палестине с конца среднего бронзового века и может считаться традиционной для ханаанейской, а далее и финикийской храмовой архитектуры. Мазар, давший лаконичное и предельно четкое описание храма на основании исчерпывающего анализа библейского текста, подчеркивает преемственность строительных традиций, отмечая, что и даже толщина стен Соломонова храма была та же, что и у храма среднего бронзового века в Сихеме. По общим размерам храм превышал известные образцы как ханаанейской, так и финикийской храмовой архитектуры. Интерьер, согласно библейскому описанию, состоял из портика, святилища и давира – помещения для святое святых; входы во все три части лежали на единой центральной оси. При этом святое святых не было отделено стеной от святилища – здесь предполагается занавес или деревянная перегородка. Кроме того, святое святых было поднято на подиум, и к нему вели несколько ступеней. По продольным сторонам храма располагались трехэтажные вспомогательные помещения, которые могли служить царской сокровищницей и одновременно являлись дополнительной к стенам главного зала опорой тяжелой кровли. Перед храмом же – по всей его ширине – был сооружен притвор шириной 5 метров. Появление подобного плана храмовых сооружений связывается с постройками 2 тысячелетия до Р. Х. в Ханаане и Северной Сирии. Мазар указывает на безусловные прототипы Соломонова храма в среднем бронзовом веке Эблы, Мегиддо, Сихема и на сохранение того же плана в последующий период, что документируется храмом 8 века до Р. Х. в Телль Тайнате. Он же справедливо указывает, что фиксированное в библейском описании обильное применение при строительстве Соломонова храма ввозного кедрового дерева соответствует употреблению того же материала создателями ханаанейских и филистимлянских храмов. Достаточно щедро применялось и золото, прежде всего для облицовки внутренних помещений храма, обкладки деревянного алтаря, ставшего перед святое святых, а также для производства многочисленных культовых принадлежностей.

Ковчег завета был перенесен из города Давидова в Соломонов храм и помещен в святое святых, где его фланкировали распростертые крылья двух херувимов, вырезанных из масличного дерева и обложенных золотом. Херувимы были подобны сфинксу: они имели туловище льва или быка, крылья орла и голову человека. Этот орнаментальный мотив был широко распространен в искусстве ханаанеян, финикийцев и сирийцев бронзового и железного веков подобно прочим украшениям храма, таким как орнаментальные решетки, пальметки, плоды и цветы, цепи, бордюры, изображения фантастических и реальных животных. Несомненно, использование и знаменитой финикийской резьбы по слоновой кости. Две орнаментированные медные колонны – Иахин и Воаз , - стоявшие у фасада Соломонова храма и фланкировавшие вход в него, были чисто декоративны и конструктивной функции не несли. Но они заставляют вспомнить две базы колонн, также не имевших конструктивного значения, открытых в храме позднего бронзового века в Асоре. Абсолютно такие же фланкирующие вход колонны с волютным завершением представлены на глиняной модели святилища из Телль эль-Фары. Отметим, что изготовление этих крупных медных изделий связывается библейским повествованием с мастером Хирамом из Тира, который «владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону, и производил у него всякие работы» (3Цар 7:14). Это еще одно подтверждение тесных связей с финикийскими ремесленными центрами, славившимися, помимо прочего, медными изделиями. Целый ряд последних перечислен в библейском описании храма, а далее дворца Соломона – подставки для ритуальных чаш с большими колесами, украшенные изображениями львов, волов и херувимов, умывальники, лопатки, декоративные изображения фруктов, «литое медное море» - большой круглый бассейн диаметром около 5 и глубиной около 2,5 м с рельефным орнаментом, стоящий на 12 фигурах волов. Все предметы богослужебного культа, как и сам храм глубоко символичны и прообразовательны в новозаветном смысле. Например, медное море (умывальница) означает Христово освящение и Духом Святым возрождение человечества. Золотой жертвенник (кадильный) символизирует Христа в небесах, Посредника и Ходатая. Столы для хлебов предложения прообразуют Христа, как Начало и Виновника общения верных. Золотой свидетельствует о Христе и Церкви искупленных как свете миру. Дерево, употребленное при строительстве храма: ситтим, кедр, кипарис символизируют соответственно человечество, нетленность и воскресение. Жертвенник всесожжений – Христос и Его искупительная смерть, умилостивление за грехи наши.

Итак, подробное описание строительства, планировки и внешнего вида Храма приводится в 3Цар. 5-7. Соломон не жалел ни средств, ни людей – ведь это был Храм Божий. Камни обтесывались только в каменоломне, чтобы, ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в Храме при строении». Когда строительство Храма завершилось, состоялось торжество освящения. Облако Божьего присутствия наполнило храм; богослужение вел сам царь: «Господь сказал, что он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки». Иерусалимский Храм стал центром поклонения Богу, хотя десять отделившихся племен воздвигли в других местах собственные святилища. По мнению западных ученых, храм должен был быть лишь первым и наилучшим из многих святилищ, рассеянных в стране, только особенно священным вследствие обладания национальным палладиумом, ковчегом завета; сверх того, он был царским святилищем, на которое распространялся блеск, исходящий от царя. Именно в этом смысле он и получил величайшую важность для Израиля как центральный пункт его политической и религиозной жизни, значение которого ушло далеко вперед сравнительно со всеми человеческими расчетами.

Храм Соломона особенно увеличил престиж иерусалимского святилища, хотя некоторые пророки (в частности, Нафан), полагали, что храм является опасным новшеством по сравнению с древней традицией. Нафану явился Господь и сказал, что Он в шатре обитал, и не надо Ему никакого дома. Хотя существование других святилищ ещё допускалось, но связь, которая постепенно соединяет веру Израиля с Иерусалимом, утверждается. Иерусалим был ханаанейским городом, но тут он вплетается в цепь священных обетований и становится священным центром, и по сей день этот статус за ним сохраняется. Храм был одновременно и народным святилищем израильского народа, который хранил ковчег, и царским сооружением.

Итак, религия Яхве настолько сильна, что она может обогатиться даже достижениями ханаанской культуры, не изменяя Синайской традиции, тем более что центр храма представлял символ этой традиции. Эта традиция явно утверждается в храме; таким образом, Иерусалимское святилище является преемственным центром поклонения колен Израилевых. Кроме того, являя там Свою славу в облаке, Бог явно показывает, что храм угоден Ему как местопребывание, где Он «дает пребывать имени Своему». Разумеется, сам Бог не связан с этим видимым знаком Своего присутствия: небо небес не вмещает Его, а тем более земной дом; но, чтобы дать возможность Своему народу более ощутимо встречать Его, Он избрал это местопребывание, о котором сказал: «Мое имя будет там» (3Цар. 8:29). Отныне, не отменяя еще все другие святилища, Иерусалимский храм становится центром поклонения Яхве. Туда стекаются паломники со всех концов страны, «чтобы явиться пред лице Божие», и для верных храм есть предмет трогательной любви. Всем известно, что Бог пребывает «на небесах». Храм есть как бы подобие Его небесного дворца, который в какой -то мере находится в мире сем. Следовательно, поклонение, происходящее в храме, приобретает значение официального культа: именно в нем царь и народ совершают служение национальному Богу.

После конца эпохи пророков, несмотря на привязанность к храму каменному, начало утверждаться новое течение мысли. Грозные предсказания, относящиеся к храму, а затем его разрушение и опыт плена наглядно показали необходимость более духовного культа, соответствующего требованиям религии сердца, возвещаемой Второзаконием и Иеремией. В земле изгнания лучше поняли, что Бог всюду, где Он царствует, где поклоняются Ему. Ведь слава Его открылась Иезекиилю в Вавилоне. И вот, к концу плена, некоторые пророки предупреждают иудеев против чрезмерной привязанности к храму из камня, как если бы духовное поклонение, требуемое Богом, поклонение «смиренного и сокрушенного духом» лучше сочеталось с духовным присутствием Божьим, отрешенным от внешних знаков. Яхве пребывает на небе и оттуда внемлет молитвам своих верных, откуда бы они не возносились.

Иисус Христос, как и пророки, глубоко почитает Иерусалимский храм. Богородица приносит Его в храм. Он приходит туда на торжества как на место встречи со Своим Отцом. Он одобряет богослужения, но осуждает формализм, искажающий их значение. Храм для Него – Дом Божий, дом молитвы, дом Отца Его. Он негодует, ибо его превращают в дом торговли, и пророческим жестом изгоняет торговцев жертвенными животными из храма, чтобы очистить его, и в то же время Он возвещает разрушение этого великолепного здания, от которого не останется камня на камне. Когда Его судили, Ему даже поставили в вину слова о том, что Он разрушит это святилище, созданное руками людей, храм рукотворный, и через три дня воздвигнет другой, нерукотворный; это же обвинение насмешливо повторяется во время Его предсмертных мук на кресте (Мф. 27:39). Дело идет о словах, смысл которых разъяснится лишь в будущем. Но при последнем Его вздохе завеса храма разодралась надвое, и это значит, что древнее святилище потеряло свой священный характер: иудейский храм перестал выполнять свое назначение, то есть быть знамением присутствия Божия. Это назначение исполняется теперь другим знамением самим Телом Христовым. В евангелии от Иоанна таинственные слова о разрушенном и вновь воздвигнутом в три дня храм приводятся в рассказе об очищении храма (Ин. 2:19). Но Иоанн добавляет: «Он говорил о храме Тела Своего», и ученики после Его воскресения поняли это. Вот новый и окончательный храм, храм нерукотворный, где Слово Божие обитает с людьми, как некогда в скинии Завета. Но для того, чтобы храм, созданный из камня, потерял свое значение, нужны были смерть и воскресение Иисуса: храм Тела Его был разрушен и вновь воздвигнут – такова воля Его Отца. После воскресения Христова Тело это, знамение присутствия Божия в мире сем, преобразилось так, что Ему возможно повсюду и во все времена пребывать в таинстве Евхаристии. Древнему храму осталось лишь исчезнуть. В переходное время христиане продолжают ходить в Иерусалимский храм. До тех пор пока иудаизм еще окончательно не потерял еще связи с новым культом, начало которому положил Иисус Христос; если бы еврейский народ обратился, он мог бы сыграть роль в обращении всего мира. Но уже явственны были признаки разрыва. Стефан, восхваляя поклонение Богу в духе, как бы предвещает гибель храма рукотворного, и слова эти почитаются богохульными и приводят к смерти Стефана. Через несколько лет разрушение Иерусалима, во время которого был разрушен и храм, повлекло еще большее окостенение иудаизма. Но еще до того христиане не осознают, что они сами составляют новый храм, храм духовный, продолжение Тела Христова. Павел учит: Церковь есть Храм Божий, воздвигнутый на Христе, основании и краеугольном камне (1Кор. 3:10-17; 2Кор. 6:16; Еф. 2:20), славный храм, где «имеют доступ к Отцу, в одном Духе», равно иудеи и язычники (Еф. 2: 14-19). Каждый христианин сам является храмом Божьим, ибо он член Тела Христова, и тело его есть Храм Духа Святого. Оба утверждения взаимно связаны: тело воскресшего Иисуса, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), есть храм Божий по преимуществу, а христиане, члены этого тела, составляют с ним вместе духовный храм. В вере и любви они должны сотрудничать для созидания его. Итак, Христос есть камень живой, отвергнутый людьми, но избранный Богом. Верные, будучи тоже камнями живыми, составляют с Ним вместе духовное здание для святого священства, чтобы приносить духовные жертвы (1 Петр. 2:4). Это окончательный храм – храм нерукотворный. Это Церковь, Тело Христово, место встречи Бога с людьми, знамение присутствия Божия в мире сем. Древнее святилище было лишь прообразом этого храма, ярким, но несовершенным, временным, отошедшим в прошлое.

В Новом Завете символика древнего храма применяется и по-иному и в другом направлении. Уже иудаизм видел в нем как бы воспроизведение небесной обители Божией, которая в апокалипсисах стала представляться по образцу храма земного. В таком смысле описывается в Послании к евреям жертва Христа-Священника через смерть, воскресение и вознесение. По завершении Своей земной жизни Он вошел в святилище небесное, обагренный не кровью животных, приносимых в жертву, как в символическом культе, но Своей собственной кровью (Евр. 9:11-14:24). Он вошел туда, как предтеча, чтобы мы могли приступить к Богу: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). Соединенные с этим единственным Священником, мы можем, в свою очередь, радоваться присутствию Божию, проникая верою в это святое Святых, где пребывает Бог: «Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за занавесу» (Евр. 6:19). В Апокалипсисе Иоанна образ храма небесного сопоставляется с образом храма земного, то есть Церкви, где верные приносят поклонение Богу. Язычники попирают внешний двор храма: это образ ожесточенного гонения на Церковь ярко выражен в (Откр. 11:1-2): «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца». (Этот фрагмент связан с двойственным смыслом ветхозаветной символики. Когда ясновидцу дается повеление измерить тростью храм Божий, как на Востоке размеченными палками измеряли здание, это связано с символом, употребленным в сороковой главе у пророка Иезекииля, во второй главе у Захарии. Измерение означало близкий конец: Бог измеряет для того, чтобы сломать. Так был измерен иерусалимский храм перед его падением. "Измерь, чтобы запомнить, каков он был". Но в то же время этот символ говорит: измерь, сохрани измерение, чтобы потом восстановить. Повеление имеет два смысла: гибель Храма и, в то же время, его возрождение. Речь идет об эпохе войны Иудеи с Римом, когда храм находился уже на грани падения, и апостол здесь говорит о том, что время его гибели пришло, он измерен и будет скоро разрушен, и после него уже будет Новый Иерусалим, небесный Град и небесный Храм.) Но и на небесах есть храм, где пребывает на престоле закланный Агнец, и где совершается служение молитвы и хвалы: (Откр. 7:15): «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них».Храм ветхозаветный может быть разрушен, но Иоанн-провидец говорит нам, что Храм есть, что это небесный Храм, и что все, кто омыл свои одежды кровью Агнца, то есть принял крещение и искупительную силу страданий Христовых, день и ночь будут служить Сидящему в Храме. Этот Храм - уже небесный Храм, вселенский Храм, вселенская Церковь.

В конце же времени этой больше не будет. Когда небесны Иерусалим – невеста агнца, украшенная для брака вечного – снизойдет с неба, не будет больше нужды в храме, ибо Сам Бог и агнец будут храмом: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец» (Откр. 21:22). Тогда верные будут иметь доступ к Богу, не нуждаясь ни в каком знамении или, вернее, они будут видеть его лицом к лицу, чтобы быть всецело причастными к Его жизни.

ИерейМаксимМищенко

«Словарь Библейского богословия». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1974. Стр. 1210.

«Словарь Библейского богословия». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1974. Стр. 1211.

Заготовление строительных материалов Давидом, описанное (в 1Пар. 22:14): «И вот, я при скудости моей приготовил для дома Господня сто тысяч талантов золота и тысячу тысяч талантов серебра, а меди и железа нет веса, потому что их множество; и дерево и камни я также заготовил, а ты еще прибавь к этому». Данный отрывок символизирует Христа и Его дел на земле: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4).

(1Пар. 29:2): «Всеми силами я заготовил для дома Бога моего золото для золотых вещей и серебро для серебряных, и медь для медных, железо для железных, и дерева для деревянных, камни оникса и камни вставные, камни красивые и разноцветные, и всякие дорогие камни, и множество мрамора». Основания «камни красивые и разноцветные» прообразуют в откровении Слова Христа искупленных и возрожденных грешников: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.» (Еф. 2:20-22). Мень А. «Приложение к Библии. Комментарий к Ветхому Завету». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1989. Стр. 2442.

Мерперт Н. «Очерки археологии библейских стран». ББИ, М., 2000. Стр. 240.

Мерперт Н. «Очерки археологии библейских стран». ББИ, М., 2000. Стр. 242.

5 (Откр. 3:12): «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое». В иерусалимском храме священные имена начертывались на двух медных колоннах Иахин и Воаз, стоящих перед входом. На верных людях и церквах будет написано имя Божие, то есть они станут священными, как часть храма Царствия Божьего, Нового Иерусалима, нисходящего с неба.

Мерперт Н. «Очерки археологии библейских стран». ББИ, М., 2000. Стр. 244.

Мень А. «Приложение к Библии. Комментарий к Ветхому Завету». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1989. Стр. 2442.

«Библейская энциклопедия». РБО. М., 2002. Стр. 125.

«Иллюстрированная история религии». Репринт. М., 1993. Том 1. Стр. 294.

«Словарь Библейского богословия». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1974. Стр. 1214.

«Словарь Библейского богословия». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1974. Стр. 1216.

Мень А. «Комментарий к Апокалипсису Иоанна Богослова». Рига, 1992.

Иерусалим до храма

После того, как евреи ушли из Египта, временным храмом им служила Скиния собрания — своеобразная палатка из ковров и кож, которая переносилась с места на место. Считалось, что Бог сам должен выбрать место, где ему будут поклоняться. До строительства храма в Иерусалиме в Скинии приносились жертвы и хранился Ковчег Завета — тот самый, в котором были спрятаны Скрижали Завета с Десятью заповедями.

Иерусалимский храм стоял на Краеугольном камне — месте сотворения мира

До евреев Иерусалим был населен иевусеями. Их покорил Давид, захватил город и провозгласил себя царем. В новую столицу Давид перенес Скинию и задумал построить грандиозный храм, место для поклонения евреев со всего Израиля. Но, согласно одному преданию, он не получил от Бога позволения строить храм — кровопролитные войны и прелюбодеяние запятнали его. По другой версии, царь последовал совету пророка Натана и оставил великую миссию своему сыну Соломону. Однако место для строительства будущего храма выбрал Давид. Он купил гору Мориа, где сперва воздвиг жертвенник Богу, чтобы остановить разразившуюся эпидемию. Вместе с Верховным Судом Давид составил и план будущего храма.

Храмовая гора в Иерусалиме, в центре — мечеть Купол скалы

Строительство храма

История Иерусалимского храма полна легенд: ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. Считается, что Соломон принялся за строительство спустя 4 года после своего воцарения. Царь тирский и библский Хирам прислал ему в помощь опытного архитектора Хирама Абиффа, искусных плотников и ремесленников. Над зданием работали 7 лет — по некоторым данным, в стройке участвовали более 150 тысяч человек. В 950 году до н. э закончились работы над храмом, а через год его освятили. Был устроен величайший праздник, который длился 14 дней. Ковчег Завета установили в Святая святых. (Особое место в храме, где находился Камень Основания или так называемый Краеугольный Камень. Считается, что именно с этого места Бог начал сотворение мира. Сейчас над этим камнем расположен мусульманский Купол Скалы). Соломон публично прочел молитву.


Царь Соломон, графюра Густава Доре

Иерусалимский храм был частью дворцового комплекса. Неподалеку от него находился большой дворец, куда из храма вел отдельный вход. Рядом также располагались летний дворец самого Соломона и дворец его жены, дочери египетского фараона.

Три раза в год все евреи совершали паломничество к храму

Центр жизни Иерусалима

Иерусалимский храм быстро стал центром религиозной, культурной и даже экономической жизни Израиля. Три раза в год по праздникам Пейсах, Суккот и Шавуот все евреи должны были прийти в Иерусалим, чтобы принести жертвы. Жертвоприношения бытовали и в обычные дни. Каждый житель Израиля должен был приносить в дар десятую часть всего своего дохода на содержание храма и его служителей. Если царская казна пустовала, правители нередко брали деньги из этих запасов. Перед праздниками на деньги храма часто чинились дороги, чтобы евреи со всех уголков страны могли беспрепятственно попасть в город. Это способствовало развитию Иерусалима. Долгое время в храме заседал Синедрион — Верховный Суд.


Реконструкция храма

В Иерусалимском храме заседал Верховный Суд

Борьба с язычеством

Настоящему возвышению Иерусалимского храма мешало то, что в Израиле были и другие святилища. Царь Езекия предпринял попытку разрушить их и издал закон, по которому молиться Богу Израиля можно было только в Иерусалимском храме. Но правила эти действовали лишь до его смерти. Вскоре царь Манассия восстановил все языческие святилища, а в самом храме воздвиг статую Иштар, языческие жертвенники и поселил в нем блудниц. Лишь во время правления Иосии (VII век до н. э.) удалось окончательно очистить Израиль от языческих святилищ и превратить Иерусалимский храм в единый центр паломничества.


Реконструкция храма

Царь Манассия осквернил храм, установив в нем языческие жертвенники

Первый Иерусалимский храм был разрушен в VI веке до н. э. Вавилонский царь Навуходоносор II захватил Иерусалим и вывез из храма все сокровища. Спустя несколько лет вавилоняне вновь захватили Иерусалим, на этот раз стерев с лица земли Храм Соломона. Многих жителей города убили, взяли в плен и отправили в рабство. Именно тогда, согласно преданию, пропал след Ковчега Завета. Вскоре Иерусалимский храм был восстановлен — о втором Иерусалимском храме читайте в следующем материале.

Значение храма царя Соломона для правоверных иудеев трудно переоценить. От храма, разрушенного 2600 лет назад, не осталось практически ничего, но иудеи всего мира ежедневно молятся о его восстановлении. После того как евреи вернулись в Иерусалим, царь Давид решил построить в городе храм, однако Господь указал ему, что это должен сделать его сын Соломон. Храм царя Соломона, известный под названием Первого храма, был построен примерно в 1000 году до нашей эры и детально описан в Танахе. Этот Храм был 31 метр в длину, 10,5 метров в ширину и 15,5 метров в высоту. Внутри храм был декорирован чистым золотом.

В Танахе подробно описан не только сам Храм, но и священные предметы искусной работы, которые вызывали восхищение у всех, кто их видел. Главное помещение Храма называлось Святая Святых. Там хранилась легендарная святыня иудеев – ковчег с каменными скрижалями Завета с Десятью заповедями, а рядом с ковчегом хранился свиток с текстом Пятикнижия, написанный самим Моисеем. Строительство Храма было настолько дорогостоящим, что Соломону, чтобы расплатиться с царем Хирамом, пришлось отдать ему 20 галилейских городов. На церемонию освящения Первого храма Соломон велел явиться всем своим подданным, чтобы вся страна вознесла благодарность Господу.

Первый Храм стал главным иудейским святилищем. В Йом-Кипур в Святая Святых Храма главные священники проводили специальные ритуалы и читали молитвы, призывающие благословение на весь еврейский народ. 400 лет Храм царя Соломона играл ключевую роль в иудаизме, но во время войны с Ассиро-Вавилонией в 587 году до нашей эры он был разрушен. От Храма не осталось ничего, а судьба ковчега завета до сих пор остается загадкой. Когда 70 лет спустя царь Дарий разрешил евреям вернуться в Иудею, был выстроен Второй храм. Однако он был гораздо скромнее Первого, и в 20-х годах до нашей эры царь Ирод Великий взялся за его серьезную реконструкцию.

Согласно письменным свидетельствам, Ирод отрядил 1000 бычьих упряжек, чтобы привезти камни из каменоломен, и нанял 10000 квалифицированных рабочих. Кроме того, он заставил 1000 священников освоить строительное ремесло, так как только священники могли построить храм по всем канонам. Иосиф Флавий утверждает, что пока продолжались работы, дождь шел только по ночам, чтобы не мешать строителям. Тем не менее, строительство не было завершено.

(4 голоса : 5.0 из 5 )

монахиня Мариам (Юрчук)

Место, где встречаются эпохи

Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом по библейской традиции так иудейской, как и христианской идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм. Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда то естественной вершиной горы Мориа. Слово «мориах« происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога), или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит».

Площадь на Храмовой горе называется, по арабски Аль Харам Аль Шариф, что означает почтенный двор. Она имеет неправильную трапециевидную форму. Продолжительность западной стены составляет 491 метров, восточной 462м, северной 310м и южной 281м. Эта большая площадь с севера отделена канавой вырытой на холме Везефа, с юга холмом Oфель, с востока долиной Кедрон и с запада долиной Тиропеон. Она поднимается на высоту 740 м над уровнем моря. На Храмовую гору ведет восемь ворот - одни из них, Золотые Ворота сейчас замурованы. Выйти из нее можно любыми воротами, но войти - не будучи мусульманином - только одними: Мавретанскими (Муграби) - названными так, в честь мусульманских паломников из стран Северной Африки. Главный раввинат запрещает иудеям входить на Храмовую гору по галахическим соображениям (невозможность совершить в наше время очистительные обряды).

В этом месте патриарх Авраам, будучи испытываем Богом, зажег костер, чтобы принести в жертву Богу своего сына Исаака. Когда он поднял нож над его шеей, ангел посланный Богом остановил его руку. Жертва эта, прообразовала будущее Распятие и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа: «На третий день Авраам возвел очи свои и увидел это место» ().

Во времена царя Давида это место являлось собственностью евусея Орны (Арауна), который на вершине горы устроил себе место для молотьбы зерна. Царь Давида в конце своего правления, из-за гордости, приказал провести перепись народа, в результате чего постигло страну наказание Божие в виде эпидемии. На этом месте увидел царь ангела с мечом, поднятым над Иерусалимом, чтобы опустошить его.
В молитве, умоляя Господа, сказал Давид: «вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы что сделали?» Тогда Давид по указанию пророка Гада, отправился к Орне и купил у него гумно и построил жертвенник, чтобы умилостивить Бога и отвратить моровую язву (; 1Кор.21 )

С тех пор царь Давид хотел построить храм на этом месте, но честь эта выпала его сыну Соломону.

Выбор гумна Орны на место воздвижения ветхозаветного храма говорит о том, что обожженное солнцем место труда человеческого, где он приобретает честный хлеб для себя и своей семьи, имеет в глазах Бога больше благоволение, чем самые красивых места в мире, но не освящены трудом рук человеческих. Всякий раз, когда потом приносились сюда первые снопы, собранные с полей, согласно заповедям Моисея, оживал в глазах первоначальный образ этой горы и гумно Орны.

Царь Соломон начал строить храм в четвертый год своего царствования (962г): «И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов. И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? ().
Строительство длилось семь лет. Для строительства Соломон нанял финикийских мастеров, поэтому своим внешним видом напоминал он финикийские храмы. Храм окружал великолепный двор. Само здание храма было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины - Притвора (Улам), Святилища (Хейхал) и Святая святых (Давир). В Притвор поднимались по ступеням, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин», левая «Боаз».

В Святилище стоял Семисвечник (Менора), по обеим сторонам которого располагались ещё по пять золотых семисвечников, которые отлил Хирам (в храме Ирода стоял уже только один семисвечник). Эти светильники горели постоянно и освещали храм и днём и ночью, а огонь зажигался в них исключительно от огня из костра на жертвеннике, как и все другие огни на территории храма. В случае угасания огня на жертвеннике, его нужно было возжигать особым образом. Один из светильников Семисвечника, называемый западным зажигался только раз в год. Семисвечник в библейской традиции, а также в современном иудаизме является символом Божественного света. Эта традиция видимо послужила основой для т.н. «Чина благодатного огня (света) «у Гроба Господня в Великую Субботу в Иерусалиме, т.к. Гроб Спасителя символизирует жертвенник, где было положено обескровленное Тело Христа, как и требовалось от пасхального агнца. Согласно православной традиции, вынос Святого Огня (Света) символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Христа. В древней церкви было распространено мнение, что освящение Храма Гроба Господня и ветхозаветного храма Соломона произошло в одно, и тоже время, т.е. в еврейский праздник Кущей, а совпадение дат воспринималось как один из знаков преемственности.

Кроме семисвечников, в Святилище размещались у стен, в два ряда, пять золотых столов хлебов предложения (в Храме Ирода только один). Перед входом в Святая святых стоял небольшой кадильный алтарь из кедрового дерева, покрытый золотом, для воскурения фимиама. Между святилищем и Святая святых, находилась завеса из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона (тонкого льна) с изображениями львов и херувимов. Считается, что именно эта занавесь разорвалась в момент смерти Христа на Голгофе: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме раздралась на-двое, сверху до низу… «().

В Святая святых стоял Ковчег Завета с фигурами херувимов над крышкой и Скрижалями Завета внутри. Ковчег был установлен на каменном помосте над вершиной скалы Авраама, высотою в 3 пальца от уровня пола. Два гигантских херувима высотой около 5 метров, вырезанных из оливкового дерева, и покрытые золотом простирались по двум сторонам Ковчегом Завета. Согласно традиции рядом с Ковчегом стоял на полу сосуд с манной и жезл Аарона. Ковчег Завета был сделан с благородного дерева ситтим (сорт акации). Статуи херувимов были вырезаны из дерева дикой маслины, а жезл Аарона из миндального дерева.

После освящения Храма царем Соломоном, Слава Божия присутствовала в Святая Святых в виде облака. Только Первосвященник имел право один раз в год, в День Очищения (Йом Кипур) войти внутрь. В Святая Святых не было окон, там царила полная темнота, потому, что Господь: » Мрак соделал покровом Своим» () .

В самом центре внутреннего двора, напротив входа в Притвор, стоял медный, огромных размеров жертвенник всесожжения, на который поднимались по наклонной плоскости. Огонь на нем по заповеди никогда не угасал.

Вавилонский царь Навуходоносор полностью разрушил Храма Соломона в 586 году д.н.э. Пророк Иезекииль видел, как «слава Иеговы» в виде облака покидает Иерусалим: И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города… () . Это была гора Елеонская, с которой впоследствии вознесся на небо Иисус Христос. Семьдесят лет спустя, Персидский царь Кир издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. После возвращения из плена началась восстановление храма под руководством Зоровавеля. Второй храм уступал место первому по величию и красоте. Святая Святых оставалось пустым, Божественное присутствие в виде облака покинуло его, а также Ковчег Завета со Скрижалями был утрачен навсегда. Сохранилось предание, что он найдется в конце времени.

В 167 году до н.э. Храм был осквернен селевкидским правителем Антиохом Эпифаном IV , который установил на его территории статую Зевса. Это событие стало причиной восстания Маккавеев, которые заново освятили Храм и установили в память об этом событии праздник Ханука (освящение).

Сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи, служивший при царском дворце, устроив переворот, воцарился и основал новую династию уничтожив прежде всех потомков Маккавеев. Его звали Ирод. Происходил он из тех самых идумеев (потомки Исава), которых Маккавеи насильственно обратили в иудаизм.

В 19 году до н.э. царь Ирод, чтобы добиться уважения народа и прикрыть перед евреями свое идумейское происхождение, склонность к эллинизму, а также многочисленные преступления, предпринял смелый план реконструкции Храма. Для этой грандиозной работы, было нанято десять тысяч рабочих, и тысяча священников обучалась строительному мастерству, чтобы мирские люди не имели доступа к священным помещениям.

Храм получился необыкновенно красивым. В него вело пятеро ворот (по другим источникам 12). Великолепная галерея украшала его с четырех сторон, включая знаменитый Королевский портик и так называемый портик Соломона.

Юго-восточный угол этого портика, часто называемый «вершиной храма», тянулся вдоль южной стены Храма и находился на самом краю глубокой долины Кедрон, на высоте около 180 метров. Здесь происходило описанное в Евангелии одно из искушений Христа: « Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» ().

С этого угла был также сброшен и побит камнями во время проповеди в 62 году, Иаков брат Господень, первый епископ Иерусалима.

На противоположном углу храмовой площади находилась знаменитая крепость Антония, которая использовалась римлянами главным образом, помимо хранения облачения первосвященника, как наблюдательная точка, откуда удобно было контролировать поведение богомольцев в Храме, особенно по случаю больших праздников. Здесь апостола Павел после посещения Храма избежал смерти от фанатически настроенных иудеев, объявив себя гражданином Рима ().

За внешней стеной находился двор, куда сгонялись предназначенные для продажи жертвенные животные, устраивались меняльные конторы, особенно перед праздниками. Доступ сюда был открыт всем, включая язычников. Внутренний двор был предназначен исключительно для израильтян и отделен забором из резного камня на котором были прикреплены таблички на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что необрезанным под страхом смерти запрещен вход внутрь. В восточной части храмового двора находился квадратный в плане так называемый женский двор окруженный балконом. В каждом из его четырех углов были квадратные приделы: для назореев, для прокаженных и для хранения масла и вина также двор для дров необходимых для существования жертвенника. За ним через внутреннюю преграду находились дворы израильтян и священников.

Еврейский историк Иосиф Флавий так описывает внешний вид храма: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел» (Иудейская Война V , 5-6). Иосиф Флавий пишет также, что из высокой террасы храма, можно было увидеть пространство от Средиземного до Мертвого моря.

Храм Ирода был построен с использованием элементов греко-римской архитектуры, его величественность впечатляла и апостолов: « Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» ().

Ветхозаветный храм кипел жизнью. Глазами воображения, можно представить себе его будничный день.

Вот левиты, совершив обряд очищения, спешат к своим обязанностям, а книжники и фарисеи, усевшись под колоннами, спорят о законе, и ищут аргументы, как бы опровергнут утверждения саддукеев. Священники и знатоки писаний, ожидая открытия заседания Синедриона, соревнуются в точнейшем истолковании закона.

Пришедший из поля земледелец с первыми снопами пшеницы встречается здесь с городским аристократом, который ведет на веревке трехлетнего тельца башанского, а набожный, но ревнивый муж тащит с собой свою легкомысленную жену, подозреваемую в измене, чтобы горькими водами испытать ее верность.

Под высоким портиком двора язычников народ увлеченно беседует с новоявленным пророком, а продавец голубей громко выкрикивают из-за прилавка.

Звуки торговли, пламенных споров, песнопений и частной молитвы, мешаются здесь со звуками труб, голосами убиваемых животных и с треском пламени на костре жертвенника.

Для нас, христиан, самыми ценными являются картины храма, запечатленными на страницах Евангелия. Здесь происходило введение во Храм Пресвятой Богородицы, здесь пророк Захария во время служения в храме получил весть от Ангела, о том, что его престарелая жена родит ему сына, будущего Иоанна Крестителя, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» ().

Сюда был принесен Богомладенец Иисус своими святыми родителями в дар Богу, на 40-й день после рождения, и встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной. В память об этом событии был установлен христианский праздник – Сретение Господне.

Здесь нашли Его родители сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их так, что » все дивились разуму и ответам Его», здесь же на крыле храма был искушаемый от сатаны (). Отсюда выгнал всех продающих и покупающих, и опрокинул скамьи меновщиков и скамьи продающих голубей, сказав, что » дом Мой домом молитвы наречется для всех народов а, вы сделали его вертепом разбойников» (; ).

Здесь не осудил блудницы, предложив первому бросить камень тому, который никогда не согрешил (). К этому храму совершил свой славный «Вход Господень в Иерусалим», когда народ кричал «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (). Сюда вернул Иуда тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
сказав «согрешил я, предав кровь невинную».

В этом храме исцелял, проповедовал и говорил притчи, здесь же предсказал его будущее разрушение: И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. ().

Это ужасное пророчество, исполнилось в 70 году н.э. Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжен римской армией, во время осады Иерусалима сыном императора Веспасиана, Титом. От этого некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа израильского знамением суда Божьего.

Этот день в истории Израиля стал символом всех несчастий, страданий и народных бедствий. Согласно еврейской традиции, в тот же день (9 Ава по еврейскому календарю) был полностью разрушен также и первый храм построенный царем Соломоном (Иосиф Флавий указывает 10 Ава).

В Талмуде говорится, что за 40 лет до разрушения храма построенного Иродом, ветхозаветные жертвоприношения потеряли свою силу: «зa сорок лет до разрушения храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону; красная лента не побелела; западный свет перестал гореть; двери святилища (ворота храма) открылись сами по себе…» (Йома 39б).

В первом отрывке жребий и верёвка являются частью обряда Дня Очищения (Йом Кипура). Этот ветхозаветный праздник по толкованию святых отцов является прообразом искупительной жертвы Христа и Его Второго Пришествия.

Открывающаяся сама по себе дверь возвращает нас к завесе, разорвавшейся на две части во время смерти Христа на горе Голгофе. Последовавшее в момент смерти Христа землетрясение, видимо стало прямой причиной открытия ворот храма, для открытия которых по сообщению Иосифа Флавия требовалось двадцать священников. В тот же самый момент видимо разорвалась на две части и церковная завеса ().

Слова Спасителя «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (; ) , по толкованию «Дом ваш», т.е. храм, оставляется пустым, так как в нем не обитает больше благодать Божия. ; ; ).

Долгое время храмовая площадь находилась в руинах и запустении. В 130 году н.э. император Адриан построил на развалинах Иерусалима римскую колонию под названием Элия Капитолина, а на храмовой площади языческое святилище в честь Юпитера Капитолийского, что стало непосредственной причиной восстания Бар-Кохбы в 132 году. Восстание было подавлено, и Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.

«По сей день неверным рабам запрещается входить в Иерусалим, ибо они убили слуг Бога и даже Сына Его. Им дозволено приходить в город лишь для того, чтобы оплакать его, и за деньги покупают они себе право оплакать разрушение своего города» - писал в IV веке блаженный Иероним.

В 363 году император Юлиан Отступник пытался восстановить храм Бога Израиля, чтобы опровергнуть пророчество Иисуса относительно Храма (), но как пишут историки, землетрясение, бури и огонь вырывавшийся из под земли, прервали начатую постройку, а вскоре наступившая смерть Иулиана положила конец всем его планам.

С тех пор священная площадь на горе Мория была заброшена, а в византийский период стала даже складом мусора.

Храмовая горя стала снова местом поклонения и молитвы после захвата Палестины арабами в 638 году. Халиф Омар, построил здесь первую деревянную мечеть, а Омейядский халиф Абд Аль Малик в 661 году заменил ее каменным Куполом над Скалой, который стоит здесь до сегодняшнего дня.

В южной части храмовой площади в 705 году, халиф Аль Валид, построил Мечеть Эль Акса, что означает «мечеть отдаленная».

После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 году, мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: «Купол над скалой» стал Храмом Господа (Темплюм Домини), а Эль Акса - храмом Святого Соломона (Темплюм Соломонис).

В 1187 году, после поражения крестоносцев в битве на горе Хиттим, Иерусалим был завоеван войсками Саладина (Салах ад-Дина).

В ходе взятия города несколько мусульманских воинов взобралось на вершину « Купола над Скалой» где стаял золотой крест. В этот момент как передают арабские и христианские хроники - битва была прервана и глаза всех смотрели в одну точку, крест на куполе. Когда мусульманскими воинами крест был сброшен на землю, тогда по всему Иерусалиму разнесся такой крик, что земля задрожала. Мусульмане кричали от радости, христиане от ужаса. С тех пор над горой Мориа доминирует неизменно мусульманский полумесяц.

От ветхозаветного храма сохранился только фрагмент стены окружающей Храмовую гору, которая уцелела после штурма римских легионеров в 70 году. Эту стену обычно называют Стеной плача (Котель ха-Маарави) или Западная стена. В действительности эта стена не является частью ветхозаветного храма, а только частью подпорной стены выполненной так чтобы образовать ровное плато на уровне вершины горы Мориа.

После разрушения храма стала она самым святым местом иудаизма. В первые века после разрушения храма евреи собирались на молитву на Масличной горе, откуда открывается вид на всю Храмовую площадь. Начиная с V в. возникает обычай молиться у Стены плача и оплакивать разрушение храма. Постепенно Стена плача превращается в место символизирующее былое величие Израиля и упование на его будущее.

9 Ава (начало августа) в Израиле является днем национального траура. У Стены плача собираются иудеи, для того чтобы оплакивать разрушение храма. Читаются особые молитвы, книга пророка Иеремии и книга Плачь Иеремии:

«Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше. Наследие наше перешло к чужим, домы наши - к иноплеменным; Отцы наши согрешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их. (Пл. )

В древней христианской церкви, десятое воскресенье после Троицы было днем памяти о разрушении, Иерусалима. Сегодня эта традиция уже забыта.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве