Jtcase - портал о строительстве

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Познакомить с артикуляционным укладом произношения звука [Ш].

2. Научить правильно произносить звук [Ш].

3. Познакомить с образом буквы Ш.

4. Развивать тактильные ощущения.

5. Развивать мелкую моторику – пальчиковая гимнастика.

6. Учить ребёнка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитическо-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

7. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными в родительном падеже.

8. Повторить гласные звуки [А][О][У][Ы][И][Э].

9. Учить различать звуки [С] и [Ш].

10. Учить преобразовывать слова.

Оборудование: предметные картинки, картинки разрезного лото, цветные карточки, картинки с изображением букв Ш, А, О, У, И, Ы, Э; листы с заданиями для индивидуальной работы, простые карандаши, карандаши синего и красного цвета, фишки для поощрений.

Ход занятия:

1. Организационный момент – отгадывание загадок.

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком.

Здесь войско выстроилось в ряд:

Слоны, и кони, и ладьи,

И пешки - чинно все стоят!

Скорей игру мне назови!

(шахматы)

Он стоит в углу у стенки

Ох, огромный он на вид!

Но он вовсе не наказан,

Мама вещи в нём хранит.

Бывает горький и молочный,

Во рту он тает быстро очень,

Отведать каждый его рад,

Что же это? ………. (шоколад).

2. Знакомство со звуком [ Ш ] .

Вспоминаем слова-отгадки, определяем и называем первый звук в словах-отгадках.

Уточняем артикуляцию звука [Ш]:

губы округлены и слегка вытянуты вперёд;

широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

тёплая воздушная струя идёт по центру язычка;

горлышко «молчит».

Произносим звук [Ш], сравниваем его с шипением змеи, с шумом проколотого воздушного шара и т.д.

Даём характеристику звука [Ш]: согласный, всегда твёрдый, глухой.

Придумываем слова со звуком [Ш] (поощрение фишками).

Хлопаем на слова со звуком [Ш].

3. Знакомство с буквой Ш.

Рассматриваем и называем картинки на доске.

Определяем с какого звука начинаются эти слова ([Ш]).

Вспоминаем, как обозначаются звуки на бумаге (на письме) – буквами .

Рассматриваем изображение буквы Ш на доске.

Обводим букву Ш пальцем по контуру на бумаге (приложение 1).

Рисуем букву Ш пальцем на спине соседа.

Пальчиковая гимнастика: «строим» букву Ш из пальцев рук.

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы по-очереди поднять вверх. То же сделать на левой руке, а затем и на обеих.

4. Звуко-слоговой анализ слов

Называем картинки: уши, шмель, карандаш (см. приложение 2).

Игра «Один – много». Ухо – уши, шмель – шмели, карандаш – карандаши и т.д.

Согласовываем названия картинок с числительными 1-2-5-9. Проговариваем вслух (хором или индивидуально).

Определяем количество слогов в каждом слове (проговаривая слово вслух и хлопая на каждый слог), отмечаем на схеме дугами.

Выделяем звук [Ш] в каждом слове, обозначаем на схеме (в прямоугольнике под картинкой): в нужном месте (начало, середина или конец слова) нужным цветом (синим).

Выделяем гласные звуки в слове «уши».

Обозначаем их на схеме (в нужном месте нужным цветом - красным).

Вспоминаем все гласные звуки русского языка.

Проговариваем обратные слоги с гласными звуками и звуком [Ш] - АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЭШ (со зрительной опорой на доску).

5. Дифференциация звуков [С] и [Ш].

Вспоминаем артикуляцию звука [С] и сравниваем её с артикуляцией звука [Ш]. Логопед обращает внимание детей на положение языка при артикуляции звуков [С] и [Ш].

Игра на внимание «назови правильно звук».

В основу игры берётся разное положение языка (нижнее и верхнее соответственно) при артикуляции звуков [С] и [Ш]:

Положение кулака с оттопыренным большим пальцем, поднятым вверх, обозначает звук [Ш]; кулак с оттопыренным большим пальцем, опущенным вниз, обозначает звук [С]. Логопед показывает эти положения по-очереди много раз подряд, постепенно увеличивая темп и меняя периодичность чередования. Задача детей правильно называть звук вслух на каждое положение.

Игра «Закончи предложение правильно»:

Положили в плошку … КАШКУ,

Надевал пожарный … КАСКУ.

Сочинял писатель … БАШНЮ,

Рисовал художник … БАСНЮ.

Сладко спит в берлоге … МИСКА,

На столе с салатом … МИШКА.

В поле землю я … ПАСУ,

На лугах коров … ПАШУ.

Преобразовываем слова (заменить в слове звук [Ш] на звук [С] – какое слово получится?)

ШАЙКА - САЙКА

ШУТКИ - СУТКИ

ШТИЛЬ - СТИЛЬ

ШТУКИ - СТУКИ

ШТЫК - СТЫК

ВАШ – ВАС

НАШ – НАС

МЫШЬ – МЫС

6. Итог.

В конце занятия логопед загадывает загадку:

Гусь этим звуком всех пугает,

Его произносит змея,

Проколотый шар с ним летает,

Звук этот скажите, друзья!

Дети называют звук [Ш] и его основные характеристики: согласный, всегда твёрдый, глухой звук.

Приложение 2.

Тема: Знакомство со всегда твёрдым согласным звуком [Ш] и буквой Ш. Освоение звукового анализа слов. Слоговой анализ слов. Работа со схемами звукового состава слов. Согласование числительных с существительными в родительном падеже. Слухо-произносительная дифференциация звуков [Ш] и [С].

Домашнее задание

1. Назвать картинку (шут).

2. Определить на слух , есть ли в слове звук [Ш]. Определить его место в слове. Отметить нужным цветом на схеме звукового состава слова.

3. На слух определить, какой гласный звук «спрятался» в слове. Назвать его. Отметить нужным цветом в нужном месте на схеме.

4. Определить количество слогов в слове (прохлопать). Отметить дугой под схемой (внизу). Сопоставить с количеством гласных звуков.

Приложение 1.


Список использованных источников:

1. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» – загадки, пальчиковые упражнения.

2. Ирина Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи» - подборка упражнений по дифференциации звуков [Ш] и [С].

3. Интернет-сайт «ped-kopilka.ru» – загадки.

4. Интернет – сайт «office.microsoft.com» - картинки.

Людмила Полюхова
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Ш]»

Знакомство со звуком [Ш] (открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе)

Цель : Закрепление правильного произношения звука «Ш» , знакомство с буквой «Ш» .

Задачи :

Образовательные : - учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш] ; - упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

Развивающие : - развивать навыки звукового анализа слова , упражнять в определении позиции звука в слове ; закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом и «записывать» его графически; - развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательная : - воспитывать у детей самоконтроль за речью, целеустремлённость, умение слушать друг друга.

Оборудование : копилка бонусов, мяч, пазлы (змея, Маша, манка, картинки : шарф, шляпа, шуба – одежда; хлопушка, неваляшка, пушка – игрушки; ландыш, камыш – растения; мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент :

(Под музыку дети заходят в зал и произвольно располагаются рядом с педагогом, здороваются с гостями).

В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь (дети встают в круг) .

Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. И играем и поем, Дружно в группе мы живем (установка на НОД)

Игра «Волшебные звуки »

Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В] . Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З] . При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж] .

(Дети выполняют упражнения, стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено).

Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь. Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой» ?

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки) С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот) Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка) Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя) Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка) Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка) - Посмотрите, какую красивую коробку я нашла! Тут еще и письмо!

«Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Думаю, вы многому уже научились. Это я и хочу проверить. Дарю вам копилку бонусов. Если правильно выполните все задания и соберете 6 бонусов, тогда вы и узнаете - кто я».

Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? Тогда первое задание. Мы будем передавать мяч, а я задавать вопрос, и вы должны отвечать на вопросы словами, начинающимися на один звук .

Их надувают на праздник (шары) . - Его делают из мяса и жарят на углях (шашлык) . - Головной убор (шапка) . - Там учатся дети (школа) . - В нем хранят одежду (шкаф) . - Коробочка, в которой хранят кольца, браслеты, бусы (шкатулка) . - Зимой его повязывают на шею (шарф) . - Их завязывают на ботинках (шнурки) . - Какие вы молодцы! Вот ваш бонус (часть пазла) . (На экране появляются картинки-отгадки) .

II. Сообщение темы и цели занятия :

Давайте еще раз повторим отгадки. Как вы думаете, о каком звуке мы с вами будем сегодня говорить? (о звуке «Ш» ). Как вы догадались? Как вы думаете, кто поет эту песенку? Сложите пазлы (змея) . Изобразите рукой движения змеи. Змея ползет и шипит : “шшшшшшш”. (Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипим : “шшшшшшшш”). А теперь змейки поползли в свои норки. (Дети садятся на стулья) .

III. Характеристика звука «Ш» .

Спойте ещё раз песенку змеи. - Как расположены губы, когда мы произносим этот звук ? (губки округлены и слегка вытянуты вперед) . - На что похож язычок? (широкий язычок образует “чашечку”) . - Где он расположен? (за верхними зубками) . - Произнесем звук “ш” . Какой он - гласный или согласный? (согласный) Почему? (при произношении нам помешал язычок) . - Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её. - Голосок спит или звенит? («спит» ). Значит он звонкий или глухой? (глухой) . - Этот звук твердый или мягкий ? (твердый) . - Запомните, звук «ш» всегда твердый! (На экране появляются символы звука «Ш» ).

IV. Знакомство с буквой : - А на письме этот звук обозначается буквой «Ш» .

Буква Ш с тремя шипами - Не хватай ее руками (рисуем в воздухе) .

На что похожа эта буква? (Ковш экскаватора, гребешок, вилы, буква Е) . Давайте нарисуем букву «Ш» (дети подходят к столу и рисуют на манке) . – А теперь нарисуем у себя на ладошке. Ну, а сейчас давайте встанем в пары и «нарисуем» на спине друг друга эту букву (потом дети меняются местами) . - Как эту букву можно изобразить с помощью пальцев или своего тела? (догадки детей) . - Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки. Вам нужно их разложить на группы : первая группа – звук «Ш» живёт в начале слова, вторая группа – звук «Ш» в середине слова и третья группа – звук «Ш» в конце слова. (Дети раскладывают картинки по группам.) – Скажите, что находится в первой группе картинок, общее название (одежда, во второй - (игрушки, в третьей - (растения) . - Молодцы! Вы заслужили бонус!

V. Физминутка : Мы шли, шли, шли. Ежа нашли. Наклонились, подняли – И дальше пошли. (Повторяя за воспитателем слова, дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении + гимнастика для глаз, а затем садятся на стулья).

VI. «Раздели слово на слоги»

Посмотрите, ребята, какие интересные картинки! Назовите, что изображено на экране. (Дети называют - шоколад, машина, шашки, мышь) . – Ребята, из чего состоит наша речь? (из предложений) . – А предложения? (из слов) - Ребята, а из чего состоят слова? (из слогов) - Как узнать, сколько слогов в слове? (при помощи хлопков или сколько в слове гласных, столько и слогов) . Правильно, а сейчас с помощью хлопков определите, сколько *слогов в слове «шоколад» (3, сколько гласных звуков ? (3) . *сколько в слове «машина» слогов (3, сколько гласных звуков ? (тоже 3) *сколько в слове «шашки» слогов (2, сколько гласных звуков ? (тоже 2) *сколько в слове «мышь» слогов (1, сколько гласных звуков ? (тоже 1) - Молодцы! Вы заслужили бонус! - А сейчас я предлагаю вам выложить с помощью прямоугольников схему слова «шашки» . И сделать звуковой анализ этого слова , но сначала поставим ударение в этом слове.

Шашки – 2 слога, 5 букв, 5 звуков . [ш]- согласный, твёрдый, глухой [а] – гласный, ударный [ш] - согласный, твёрдый, глухой [к] – согласный, мягкий, глухой [и] – гласный, безударный Молодцы! - Составьте, пожалуйста, разные предложения с этим словом. Запишите схему своего предложения на доске. Кто желает? - Молодцы! Вы заслужили бонус!

VII. Упражнение в правильном произношении звука (показ картинки малыша) .

Какой красивый малыш! Ша – ша – ша – прокатим малыша? Ответьте мне. . А теперь вы у меня спросите, а я отвечу. - А как произнести эту чистоговорку радостно? (Ша – ша – ша – прокатим малыша) Шу-шу-шу – подарки малышу (произнести с разной интонацией) - Молодцы! (бонус) - Хотите заработать еще бонус? Давайте поиграем в игру «Скажи какой» . - Носки из шерсти какие? (Дети отвечают полным предложением «Носки из шерсти шерстяные» ) - Платье из шелка какое? - Халат из плюша какой? - Сок из груш какой? - Варенье из вишни какое? - Конфеты из шоколада какие? - Умники! (бонус)

VII. Итог :

Теперь мы можем узнать, кто написал нам письмо? Давайте соберем пазлы вместе (выкладывают изображение Маши) . Ребята, именно Маша отправила нам это письмо? Что вам понравилось делать сегодня? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? - И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички! - Ребята, я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивые, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии , справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного. - А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно, не интересно - грустный.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 г. Вельска»

Структурное подразделение «Детский сад №11 «Радуга»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: «Звук и буква Ш»

Подготовила:

воспитатель структурного подразделения

«Детский сад №11 «Радуга»

МБОУ «СШ № 1 г. Вельска»

Едемская Любовь Валерьевна

г. Вельск

2015г.

Цель: знакомство детей со звуком и буквой Ш.
Задачи:
1. Закрепить правильное произношение звука Ш.

2. Продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов.

3. Учить детей подбирать слова на заданный звук.

4. Закрепить навык звуко-буквенного анализа слова.

5. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.

6. Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие, фонематический слух.
7.Воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: мяч, картинка с Незнайкой, звукозапись буква Ш, картинки, синий кружок, индивидуальный набор: 4 счетные палочки, разрезная азбука.

Ход НОД:
1. Организационный момент:

(дети стоят у стульчиков ) Игра с мячом

С каким звуком познакомились на прошлом занятии? (познакомились со звуком ц)

Я назову слово, а вы мне скажете, где в слове находится этот звук: в начале, середине или в конце слова:

Цапля, заяц, овца, мельница, цыпленок, огурец, цыган, курица.

2. Сообщение темы

Сегодня познакомимся с новым звуком, а с каким сейчас узнаете.

Звучит музыка

Ребята, к нам в гости пришел сказочный герой. Догадались кто это?

Отгадайте загадку:

У кого большая шляпа?

Кто бездельник и растяпа?

Кто хвастун. Болтун, зазнайка?

Знают все, малыш - …. НЕЗНАЙКА

Незнайка сочинил стихи, а его друзья из Солнечного города не могут в них разобраться. Он просит помочь им:

С другом мы играли в ……. ЧАШКИ,

Пили чай из белой……. ШАШКИ.

Вылезла из норки ….. ШИШКА,

На нее упала ….. МЫШКА.

Какой звук встречается во всех словах7

3. Артикуляция

Давайте произнесем этот звук.

На что похож это звук? (шипит змея, гусь, шуршат листья, шумит ветер, спустило колесо, накачаем колесо)

Когда произносим этот звук, где находятся губы, язык, зубы?

Губки округлены и слегка вытянуты вперед

Широкий язычок наверху образует «чашечку»

Теплая воздушная струя идет по центру язычка

Что – нибудь мешает при произношении этого звука?

Значит, этот звук какой? (согласный, язычок создает преграду воздуху)

Горлышко «молчит», какой это звук? (глухой, произносим без голоса)

Еще какой это звук? (твердый)

Запомните, звук ш всегда твердый.

Давайте Незнайке повторим, какой звук ш? (согласный, глухой, твердый)

Каким цветом обозначим? (синим) показ синего кружка.

4. Незнайка предлагает поиграть в игру «Хлопни в ладоши, если услышишь звук ш

Ш, п к, ш

Ша, па, ка, шу

Шапка, кот, кошка, ворона, карандаш

5. работа с картинками

Незнайка нам принес картинки, давайте их посмотрим

Из ряда картинок выберите те, в названии которых есть звук ш

Где в слове находится звук ш?

Придумайте сами слово со звуком ш и где он находится?

6. физкультминутка (на ковре)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише. Тише.

Деревцо все выше, выше.

7. Знакомство с буквой ш (за столами)

Буква ш с тремя шипами

Не хватай ее руками.

На что похожа буква ш?

Сложим букву ш из пальцев:

Большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный – поднять вверх.

Выложите букву из счетных палочек, сколько палочек понадобилось?

Найдите букву в разрезной азбуке.

8. Звукобуквенный анализ слова

Что можно составить из букв? (слово)

Незнайка предлагает составить слово ШУБА

Какой первый звук?(ш)

Какой это звук? Как обозначим? (синим)

Какой 2? Какой он? Как обозначим?(красным)

Какой 3? Какой он? Как обозначим?(синим)

Какой 4? Какой он? Как обозначим?(красным)

Сколько звуков в этом слове? (4)

Сколько согласных? (2)

Сколько гласных? (2)

Какой звук 2? 4? 1? 3?

Сколько слогов? (2) как узнали? (хлопки, рука к подбородку)

9. А давайте составим предложение со словом шуба

Сколько в вашем предложении слов?

10. Итог

Давайте вспомним, с какой буквой познакомились?

Расскажите все о звуке ш.

Незнайка тоже все запомнил и расскажет своим друзьям в Солнечном городе.

А вам он принес подарки, где вы сможете раскрасить изученную букву.

Каким цветом будете раскрашивать?

Пойдемте и раскрасим.

Тема: «Звук и буква Ш»

Цели

1. Закрепить навык четкого произношения звука Ш в слогах, словах, фразах.

2. Учить подбирать признаки и действия к существительным.

3. Склонять по падежам словосочетание из прилагательного и существительного.

4. Учить подбирать родственные слова к слову мишка.

5. Закрепить навык чтения слогов, слов, предложений.

1. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

2. Закрепить навык выделения звуков в начале, середине, конце слова.

3. Определять место звука в слове.

4. Развивать фонематический слух, память, внимание.

5. Развивать общую моторику и координацию движений.

Оборудование: индивидуальные картинки, пособие для чтения слогов, кассы букв, наборное полотно в виде паровоза, серия сюжетных картин, схемы предложения, игрушечный медвежонок, картинки для составления слов.

    Организационный момент.

Воспитатель : «Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Давайте начнём наше занятие с речёвки:

Говорим всегда красиво

Чётко и неторопливо

Вспоминаем обязательно

Что учили на занятии.

Сядет тот, кто назовёт слова со звуком Ш.

2. Объявление темы занятия.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел плюшевый мишка. Мы покажем ему, чему научились и повторим звук и букву Ш.

3. Работа по теме.

1) Артикуляция и характеристика.

Мишка еще не умеет произносить звук Ш. Давайте его научим?

Что делают наши губы, когда произносим этот звук?

(Вытягиваются трубочкой)

Где находится язык? (Наверху за верхними зубами)

Какой он? Узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой)

Он звучит твердо или мягко? (Он всегда твёрдый)

Гласный или согласный звук Ш? (Согласный)

Расскажите Мишке звук Ш какой? (Ребенок дает характеристику)

В домике какого цвета живёт? (Звук Ш живет в синем домике.)

2) Воспроизведении слоговых рядов, чистоговорок.

Игра «Послушай, запомни, повтори»

ША- ШО-ША, ШУ-ШИ-ШО, ШИ-ШЕ-ША, ША-ШО-ШИ

ША-ША-ША- наша Маша хороша.

ШУ-ШУ-ШУ- шубу новую ношу.

ШИ-ШИ-ШИ- Миша с Машей малыши.

3) Игра «эхо»

Замените первый звук в словах на звук Ш.

Тапка- шапка

Мышка- шишка

Губы –шубы

жаль – шаль

мыло – шило

папка- шапка

4) Подбор признаков и действий к предмету.

Ребята, как вы думаете, понравились ваши ответы мишке?

Давайте посмотрим какой он? (плюшевый, ушастый, шаловливый, неуклюжий, игрушечный, шустрый)

Что он делает (шагает, шатается, слышит, спешит, пляшет, шумит,

5) Подбор родственных слов.

Подберите родственные слова к слову мишка. (Мишутка, мишенька, мишкин)

6) ОТБОР КАРТИНОК НА заданный звук

Давайте покатаем на поезде нашего мишку.

Посмотрите, у вас в конвертах картинки. Представьте себе, что это билеты на поезд. Выберите картинку, в названии которой живет звук Ш.

7) Определение места звука в слове.

В первый вагон поставьте картинки, где звуки Ш живет в начале слова., во второй - в середине, в последний - в конце слова. Например: «Я поставлю шапку в первый вагон, потому что в слове шапка звук Ш живёт в начале слова. »

(Дети выставляют картинки и выстраиваются в поезд.)

4. Физминутка.

Загудел паровоз

И вагончики повез

Шу-шу-шу, шу-шу-шу

Девочек и мальчиков

Быстро прокачу. (дети изображают движение поезда)

5. Грамота

Знакомство с буквой.

Чем отличается звук от буквы? Звук «ш» обозначается буквой «ша». Сравнить большую и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ш».

6. Итог.

Молодцы, ребята!. С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ш»?

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе ОНР по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звук «Ш» повторяем, задания выполняем».

Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Формировать (автоматизировать) навыки четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах, фразах, предложениях, самостоятельной речи детей;
- Определять место звука «Ш» в словах.
- Развивать фонематическое восприятия, речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
-Продолжать развивать связную речь (монологическую и диалогическую).
-Развивать коммуникативную функцию речи.
- Развивать мыслительную деятельность.
- Воспитывать у детей культуру диалогической речи.
- Воспитывать у детей желание говорить красиво и правильно;
-Развивать у детей грамматический строй речи, интонационную выразительность речи.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Формировать познавательные действия, развивать любознательность и познавательную мотивацию.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Формировать представления и отношения объектов окружающего мира.
- Расширять опыт ориентировки в окружающем, развивать любознательность.
- Развивать память; операции логического мышления (анализ, сравнение); внимание; зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Развивать монологическую и диалогическую речь.
-Воспитывать у детей социальные мотивы (мотив к обучению, желание помочь).
-Воспитывать интерес к коллективной деятельности, стремление активно участвовать в этой деятельности.
Область «Физическое развитие»
- Развивать координацию движений.
- Развивать мелкую и крупную моторику.
Область «Художественно-эстетическое развитие»
- Развивать мелкую моторику, зрительного воображения, развитие самостоятельной творческой деятельности.
Словарь: слова со звуком «Ш».
Предварительная работа: Знакомство со звуком и буквой «Ш». Называние слов на заданный звук из текста. Игра «Назови ласково» (звук «Ш»). Упражнения на развитие фонематического слуха. Отгадывание загадок. Называние слов без заданного звука. Пальчиковая гимнастика, физминутка. Скороговорки, знакомство с устным народным творчеством. Определение места заданного звука в слове. Придумывание слов к предложенному слогу.
Оборудование: конверт со стихотворением и заданиями с изображение Маши, презентация к занятию, игрушки (медведь, петушок, матрешка, неваляшка, собачка), шапочка кота, заготовки на бумаге шаблоном шариков, карандаши зеленого и красного цветов, мультфильм «Маша и медведь» серия «Первый раз в первый класс».

Ход занятия

Вводная часть.
1. Дети стоят посередине группы.
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята.
Дети здороваются.
Логопед: Сегодня утром я получила письмо от одной, вам всем знакомой девочки (на конверте изображена Маша из мультфильма «Маша и медведь»), а в нем стихотворение. Послушайте его внимательно.
Что у нас в лесу на букву Ш? Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке. Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш? Шум и шорох возле шалаша.
Логопед: Как вы думаете, какой звук чаще всего встречался в этом стихотворении?
Дети: звук «Ш».

2. Постановка цели:
Логопед: Правильно. Сегодня мы с вами будем играть со звуком «Ш».
Вспомните слова со звуком «Ш» из этого стихотворения.
Дети: шишка, шлепнулась, шурша, шмель, шершень, шумно, шарят, кашка, шебуршат, шиповник, букашки, шум, шорох, шалаш.
Дети садятся на стулья.

Основная часть.

3. Логопед: Скажите ласково имя Маша.
Дети: Машенька.
Логопед : Вспомните и назовите имена детей нашей группы, в чьих именах есть звук Ш.
Дети: Саша, Любаша, Полюша, Ванюша, Настюша, Троша, и т.д.
4. Логопед : Ребята, в конверте было не только стихотворение.
В нем письмо, сейчас я вам его прочту.
Здравствуйте, ребята! Я узнала, что вы знаете много звуков и букв. И поэтому приготовила для вас игры и задания, надеюсь, что они вам понравятся. За вами будут наблюдать мои друзья. Когда вы справитесь со всеми заданиями, вас будет ждать сюрприз.
5. Логопед: Ребята, мне кажется, что я кого-то слышу (проговаривание звука Ш в открытых и закрытых слогах).
Повторяйте за мной: вопросительно «Ша-шо-ши?», «аш–ош–уш?»;
с просьбой «Шу-шо-шу», «иш-уш-аш»;
утвердительно «шта-што-шту», «ашп-ошп-ушп»;
радостно - «шва-шво-швы!», «ашв-ушв-ишв!».
Никого нет. Показалось! Ребята как вы думаете, кто это был?
Дети: Мышки.
6. Логопед : Наверно про этих друзей говорила Маша в своем письме. Интересно, а кто еще помогает Маше? Попробуем это узнать, если отгадаем загадки (отгадывание загадок). Герои загадок (игрушки) расставлены в группе.
Косолапый и мохнатый, греет он в берлоге лапы.
Летом любит погулять и зверушек охранять.
А зимой, под вьюжный вой, спит в избушке снеговой. (Мишка)
Птица ходит по двору, будит деток поутру,
На макушке гребешок, кто же это? (Петушок)
В деревянной Машеньке внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку, а там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке есть малютка Пашенька. (Матрешка)
Хоть кто сказку ей расскажет, или песню ей споет,
Все равно спать не уложит. Каждый раз она встает. (Неваляшка)
В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака)
А как можно назвать собаку, чтобы в ее кличке встречался звук «Ш»? (Шарик)
Ребята, а давайте попробуем найти этих персонажей в нашей группе (дети ищут глазами).
7. Д/и «Сосчитай-ка»
Логопед: Как много у Маши друзей – помощников! Вспомните отгадки (ответы детей). Ответы показываются на экране, дети проверяют.
Давайте сосчитаем их (первый мишка, второй петушок, третья матрешка и т.д.)
8. Логопед: Какие вы молодцы! Сейчас немного отдохнем и продолжем выполнять задания.
Физминутка - игра «Мышки» (выполняется по середине группы)
Вышли мыши как-то раз, посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре, мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон - разбежались мыши вон.
9. Д/и «Звук потерялся» (Слова с пропущенными звуками)
Логопед: Поиграем в игру «Звук потерялся». Я буду произносить слова без звука «Ш», вы должны меня поправить и назвать слово полностью: камы., малы., .ляпа, .апка, .уба, мы_ка, ко_ка, лягу_ка, мо_ка, кро.ка, опу.ка.
Логопед: Молодцы, справились!
10. Д/и «Скажи предложение правильно»
Логопед: Ребята, Маша написала рассказ о своей сестре Даши. Послушайте, я хочу вам его прочитать:
«Даша подарить кошка; Даша гулять с кошка; Она надевать на кошка штанишки; Даша любить кошка».
Что-то не понятный рассказ получился, наверно Маша хочет вас запутать, озорница! Попробуем исправить ошибки в тексте?
Дети: да!
Логопед читает предложения повторно, дети произносят их правильно.
11. Логопед : Ребята, а кто из вас помнит скороговорки про Машу и ее друга медведя.
Дети: Маша под душем мыла шею и уши.
Пыхтит, как пышка пухлый Мишка.
Смешные шутки у Маши и Мишутки.
Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
Маша мешает кашу, Миша мешает Маше.
Маша сшила для братишки: шубу, шапку и штанишки.
Логопед: Молодцы!
12. Логопед: Следующее задание от Маши. На экране появляются три схемы. Дети вспоминают, что они обозначают.Вам надо определить место звука «Ш» в словах. Я буду называть слова, а вы должны определить место звука «Ш» в слове: шапка, шоколад, шуба, мешок, кошка, лягушка, камыш, малыш, карандаш.
Все правильно!
13. Сейчас вспомните слова, которые начинаются на слог:
ШИ – шина, шиповник, шило, шип, шипы, …
Слова, которые заканчиваются на – ШКА: кошка, мышка, подушка, …
Хорошо!
14. Разомнем пальчики, они понадобятся для следующего упражнения.
Пальчиковая гимнастика «Шарик»
Надувают шарик быстро,пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их,
Он становится большой «ш-ш-ш» не отрывая друг от друга медленно развести руки в стороны
Вдруг шар лопнул хлопок в ладоши
Воздух вышел подуть на ладони
Стал он тонкий и худой снова собрать пальцы в щепотку
15. Рефлексия.
Логопед : Сейчас я раздам рисунок воздушного шарика.
Если вам понравилось занятие, раскрасьте его в зелёный цвет, если нет, шарик должен быть красного цвета.
Листочек можете подписать.
Поставьте себе отметку, как вы работали.
Поднимите ваши шарики, посмотрим на них.
16. Заключительная часть.
Логопед: Какие задания для вас были трудными?
Вы сегодня очень старались, хорошо отвечали на вопросы, играли, молодцы!
А вот и обещанный сюрприз от Маши (мультфильм серия «Первый раз в первый класс»)



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве