Jtcase - портал о строительстве

Согласно записям Платона, древние египетские жрецы указывали, что священный род фараонов происходит из Атлантиды.

Первые египетские фараоны в Додинастический (конец V тыс. - ок. 3100 до н. э.) и Раннединастический период (3120 по 2649 годы до н. э.) истории Древнего Египта, вплоть до 4 династии фараоны известны только под единственным Хоровым именем, так как фараон считался земным воплощением небесного бога Гора-Хоруса , символом которого был сокол. Хор - бог неба, царственности и солнца. Хорус от ведического: Харшу - hṛṣu – Агни, огонь; солнце; . По ранним египетским мифам Сокол приносил с неба сому - священный напиток богов.

В конце Древнего царства имя фараона связывается с мифом об боге Осирисе. Слово фараон (англ. Pharaoh ; греч. Φαραώ; слав. Перун, от «Пъро» - «потомок Солнца» .)


Фараоны Древнего Египта вели свою родословную от богов, инцест рассматривался, как приемлемая мера для сохранения святости царского рода. Родословная Тутанхамона довольно сложна, в его семье были кровосмесительные браки.

Тутанхамон родился в 1341 году до нашей эры и умер в 1323 до н.э. в возрасте 19 лет.
Его отцом был Аменхотеп IV, который провозгласил в Египте единобожие, единым богом – Солнце, а себя – его сыном, и взял себе имя Эхнатон -«сын Солнца» (годы правления: 1351 и 1334 до н.э.).

Как показал генетический анализ останков мумии Тутанхамона (мумия KV35YL), его матерью была сестра Эхнатона. Тутанхамон родился слабым ребёнком, так как его родители были братом и сестрой.

Мачехой Тутанхамона была белокожая . В 1348 до н.э. у Нефертити и Эхнатона родилась дочь Анхесенамон - сводная сестра Тутанхамона. В возрасте десяти лет Тутанхамона женился на ней, своей сводной сестре.

Имя Тутанхамон (Tutenkh-, -amen, -amon) , по-египетски: twt-nḫ-ı͗mn; принадлежал к 18-й династии египетских царей, правящих с 1333 г. до н.э. -. 1324 г. до н.э. Этот период египетской истории называют «Новое царство».
Тутанхамон означает «живой образ Амона» . Тутанхатон (Tutankhaten), означает «живой образ Атона» - бога Солнца.

Исследователям удалось выявить ряд мумий из родословной Тутанхамона. Результаты исследований основаны на компьютерной томографии и двух летних исследованиях ДНК 16 мумий, включая Тутанхамона.
Фараон Аменхотеп III (мумия KV35EL), возможно, был дедом Тутанхамона.
Фараон Эхнатон (мумия KV55) отец Тутанхамона.

Тейе — жена фараона Аменхотепа III, мать Эхнатона и бабушка Тутанхамона.

Мумия KV35YL - мать Тутанхамона, хотя её личность до сих пор окутана тайной, анализ ДНК показывает, что она была дочерью Аменхотепа III и Теии, а также она была родной сестрой своего мужа Эхнатона, правившего древним Египтом в 1351-1334 годах до н.э.

Тейе (Teje) — жена фараона Аменхотепа III, Мать Эхнатона, бабушка Тутанхамона

После смерти отца Эхнатона, Тутанхамон стал фараоном в возрасте 10 лет в 1333 г. до н.э. , и правил в течение всего девяти лет вплоть до своей смерти.
В возрасте 12 лет Тутанхамон женился на своей сводной сестре Анхесенамон -дочери Эхнатона и Нефертити, но у пары не было выживших детей.


Тутанхамон был одним из последних царей Египта 18-й династии и правил в критический период истории, после смерти отца Эхнатона египетские жрецы и священники вернули свои полномочия и, отвергая монотеизм (единобожие) вернули культ многобожия, поклонения нескольким божествам древнего Египта.

Открытие могилы Тутанхамона в 1922 году принадлежит британскому археологу Говарду Картеру. В гробнице Тутанхамона было найдено более 5000 уникальных экспонатов.

В 2009 и 2010 году в Цюрихе в центре ДНК-генеалогии (iGENEA) швейцарские учёные генетики провели расширенные исследования ДНК мумии Тутанхамона и других членов его семьи. В феврале 2010 года результаты исследований Y-ДНК были опубликованы лишь частично, информация о результатах Y-ДНК была закрытой.

Оказалось, что Y-ДНК мумии Тутанхамона, его отца Эхнатона и его деда Аменхотепа III принадлежат к Y- хромосомной гаплогруппе R1b1a2, широко распространённой в Италии, на Пиренейском полуострове и западной Англии и Ирландии.

До 70% испанских и британских мужчин принадлежат к той же Y- хромосомной гаплогруппе R1b1a2, что египетский фараон Тутанхамон. Около 60% французских мужчин принадлежат к гаплогруппе R1b1a2.
Около 50% мужского населения в странах Западной Европы принадлежат к гаплогруппе R1b1a2. Это указывает на то, что они имеют общего предка.

Согласно результатам исследования швейцарского центра ДНК-генеалогии (iGENEA) среди живущих в Египте современных египтян гаплогруппа R1b1a2 составляет менее 1%. Очень немногие современные египтяне связаны с древними фараонами.

Директор Центра iGENEA Роман Шольц заявил, что фараон Тутанхамон и члены царской семьи, правившие Египтом более 3000 лет назад, принадлежали к генетической гаплогруппе R1b1a2, распространённой среди современных европейцев, и не существующей ныне среди современных египтян.

Фараон Тутанхамон принадлежит гаплогруппе R1b1a2, как и более чем 50% всех мужчин в Западной Европе , а это означает, что Тутанхамон был «белым» -«Caucasian», то есть человеком европейского вида, а не «кавказцем», как переводят некоторые умники.


Древние египтяне использовали для бальзамирования различные синтетические смолы, от которых мумии чернели. Это создавало ложное впечатление, что древние египтяне были африканцами. В самом деле, белокожие фараоны считались высшей кастой господствующей над темнокожим египетским населением, состоящим из разных племён. Вероятно, белая кожа фараонов также сыграло свою роль в их обожествлении 3000 лет назад. Чем светлее цвет кожи, тем выше статус человека в обществе.


Исследователи iGENEA считают, что общий предок людей, носителей генетической гаплогруппы R1b1a2, жил на Кавказе примерно 9500 лет назад. Гаплогруппа R1b1a2 происходит от гаплогруппы R1b и R1a , представители которой из Причерноморья и Кавказа пришли в Африку (Египет) через Малую Азию во времена неолита (Neolitic population). Гаплогруппа R1a - это Прото-Индоевропейцы и… и легендарные Арии, согласно ДНК их современных потомков.

Самые ранние миграции людей с гаплогруппой R1b1a2, возникшей в регионе Чёрного моря около 9500 лет назад, расселились по всей Европе с распространением сельского хозяйства в 7000 до н.э.


В Египте найдена новая гробница, высеченная в пустынных скалах близ египетского города Фивы, датированная примерно 1290 г. до н.э. — временем после царствования Тутанхамона. В гробнице захоронены принцессы, правящих династий, включая дочерей фараона Тутмоса IV. В этой же гробнице захоронен начальник полиции и его жены , что свидетельствует о высоком статусе этой государственной должности, обеспечивающей спокойствие и порядок в египетском обществе. Не смотря на то, что «гробница принцесс» была разграблена в древние времена, археологам удалось раскопать помещения, где не побывали грабители, и найти уникальные изделия из слоновой кости, ритуальные сосуды и украшения, дающие возможность увидеть богатство и великолепие фараонов Египта.

На барельефе, найденной в Фиванской «гробнице принцесс» изображены принцессы Египта, совершающие священные ритуалы очищения перед фараоном Аменхотепом III в честь его юбилея. Барельеф датируется примерно 1390-1352 до н.э.

Придёт время и фараоны оживут. Как и хотели

Йоханнес Краузе (Johannes Krause), палеогенетик из университета Тюбингена сообщил в журнале Nature Communications, что из 151 одной мумии, с которыми работали немецкие исследователи, геном трёх мумий удалось восстановить полностью, так как их ДНК хорошо сохранилась . Дожили до наших дней, как выразился учёный. Сохранилась, несмотря на жаркий египетский климат, высокую влажность в местах погребения и химические вещества, использованные для бальзамирования.

Полное восстановление генома трёх мумий сулит - пусть в отдаленной перспективе — восстановление и их владельцев путём клонирования. Это вполне устроит древних египтян, которые рассчитывали как-нибудь и когда-нибудь восстать из мертвых, ради этого их и мумифицировали! Они словно предвидели , что останки плоти и костей пригодятся.

Кадр из х/ф "Фараон" (1966г. Режиссёр Ежи Кавалерович)

Многие фараоны эпохи Древнего царства изображены в схенти, парике и сандалиях из тросника или босыми. Первые отступления от общепринятого схенти появились именно в костюме фораона. Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые сверх обычной набедерной повязки.



Знаками царского могущества фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. В эпоху архаики, до объединения Верхнего и Нижнего Египта (ок. 3200 г. до н.э.), властитель каждого из них имел свою корону. Согласно списку фараонов Манефона – 2900 г. до р. х. Верхним Египтом правил фараон Мен , возможно тот же самый, которого в др. источниках называют Нармером . Мен с большим войском двинулся на север и захватил дельту Нила. Так образовалось единое египетское царство, простиравшееся с севера на юг примерно на 1000 км, от Средиземного моря до первых нильских порогов. Объединение Египта фараоном Меном считается началом египетской истории, однако до окончания эпохи Древнего царства существовало деление царства на две территории, а фараон именовался правителем Верхнего и Нижнего Египта (Учёные предлагают этот период называть Ранним царством ). Корона Верхнего Египта – белая , в виде кегли, корона Нижнего Египта – цилиндрическая красная , с высоким закруглённым выступом сзади. После объединения, с начала эпохи Древнего царства, венец фараонов являл собой соединение двух этих форм: одна была вставлена в другую, цвета сохранены. Сдвоенную корона символизируовала важный этап в истории страны. Называлась она – пшент (па-схемти) . Атеф - белая корона с двумя окрашенными в красный цвет перьями страуса по бокам, которую носил древнеегипетский бог Осирис. Между двумя страусиными перьями (они символизировали две истины – жизнь и смерть) расположена похожая на вытянутую луковицу белая поверхность короны. Перья страуса пышные у основания, сверху образуют небольшой завиток. Те же самые перья (только по одному) носила богиня мудрости Маат. Корона атеф на голове у Осириса, является своего рода символом управления загробным миром. Перья олицетворяют истину, справедливость и баланс. По внешнему виду корона атеф похожа на корону хеджет , которую носили фараоны Верхнего Египта. Отличие двух корон в том, что на короне хеджет не было перьев по бокам. В Новом царстве возникли и несколько модернизированные типы царских головных уборов. В случае исполнения жреческих обязанностей фараон надевал металлический шлем небесно-голубого цвета(хепреш ) . Хемхемет (также известна как «тройная корона атеф») - ритуальная древнеегипетская корона. Хемхемет состоит из трёх корон атеф, каждая из которых раскрашена разноцветными полосами жёлтого, синего, зелёного и красного цвета; с обеих сторон хемхемет увенчана страусиными перьями; также корона может быть украшена солнечными дисками Ра; в основании короны разветвляются два закрученных по спирали бараньих рога; иногда, особенно в тех случаях когда подобные короны носили фараоны, с рогов хемхемет могли свисать большие уреи. В зависимости от контекста, бараньи рога являлись символом бога солнца Амона, создателя всего живого Хнума и лунного бога Яха.Подобную корону иногда надевали поверх Немеса. Название короны можно перевести как «вопль» или «военный клич».


Роскошь, которую позволяла себе знать – ничто по сравнению с пышностью, которой окружали себя царственные особы. Фараон считался сыном самого бога солнца Ра, его особа обожествлялась. На божественное происхождение и неограниченную власть указывала особая символика - обруч со змеёй-уреусом, укус которой приводил к неизбежной смерти. Золотая змея-уреус обвивала царственный лоб так, что голова страшной змеи находилась в центре. Изображениями змеи и коршуна украшались не только головная повязка фараона, но и корона, пояс и шлем. Все атрибуты власти обильно украшались золотом, цветной эмалью и драгоценными камнями.


Вторым по значению головным убором фараона был большой платок из ткани в полоску. Он служил защитой от солнца и пыли, назывался «клафт-ушерби» - атрибут культа бога Амона - и также относился к древним символам царской власти. Клафт состоял из большого куска полосатой ткани, ленты и диадемы с «уреем» - скульптурное изображение кобры, хранительницы власти на земле и небе. Поперечную сторону ткани накладывали на лоб горизонтально, укрепляя лентой, сверху надевали диадему со скульптурным изображением раздувшей капюшон змеи. Материю, свисающую сзади, на спине, собирали и туго обвивали шнуром, создавая подобие косы. Боковые части клафта округляли, чтобы спереди на плечах прямые куски ткани подали чётко прямо. Кроме того, фараон охотно надевал, особенно во время военных действий, изысканный и простой синий шлем с уреями и с двумя лентами на затылке – хепреш. Немес – специальный царский платок, был достаточно велик, чтобы срыть небольшой круглый парик. Он сооружался из ткани, опоясывал лоб, спускался с двух сторон лица на грудь и образовывал сзади остроугольный карман. Немес, как правило, был белого цвета с красными полосами. Его готовили зарание. Он закреплялся на голове золотой лентой, что было просто необходимо, когда фараон возлагал поверх «немеса» двойную корону, корону Юга или корону Севера. Кроме того, на немес устанавливали два пера либо корону «атеф»: колпак Верхнего Египта с двумя высокими перьями, помещёнными на рога барана, между которыми сверкал золотой диск, обрамлённый двумя уреями, увенчанными такими же золотыми дисками.


К числу ранговых знаков, используемых в официальном костюме представителей верхушки власти относился также полосатый воротник-ожерелье , скроенный по кругу – солярный знак. Знаковую роль выполняли также цвета полос : жёлтый - у светских сановников, синий - у жрецов, красный - у военачальников. Голубые (широкие и узкие попеременно) полосы по жёлтому фону на клафте и воротнике были привилегией фараона. Помимо урея – главного символа царской власти, фараону принадлежали трёххвостая плеть и скипетр с загнутой крючком верхней частью. Скипетр тоже было несколько: простой посох – символ земледелия и скотоводства, жезл в рост человека, который внизу оканчивался двузубцем, а на верху был украшен остроконечным изображением головы шакала. Не мене важным ранговым знаком у фараона во время всех торжественных церемоний была накладная искусственная борода – символ владения землёй. Бороды, как и парики, делались из разных материалов, в том числе из золота. Они имели различну форму: вытянутые в виде заплетённой косички с завитым кончиком; удлинённые, совершенно плоские и гладкие; завитые маленькими локонами поперечными рядами; в виде небольшого кубика или лопатки. Бороду также украшали маленьким уреем. Крепилась она обычно двумя подвязками.

Одеяния царских особ отличалось от одежды знати дороговизной материала и тончайшей выделкой. Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но царская делалась гофрированной. Она придерживалась широким поясом с металлической пряжкой, с превосходно исполненными иероглифами в царском картуше спереди и бычьим хвостом сзади. Иногда к поясу повязывали передник в форме трапеции. Этот передник был полностью из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку. С обех сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. Завершают это убранство драгоценности и украшения. Фараон носил самые различные ожерелья. Чаще всего они представляли собой нанизанные золотые пластинки, шарики и бусины с плоской застёжкой сзади. Классическое ожерелье состояло из целого ряда бус и весили несколько килограммов, но перечень необходимых украшений на этом не заканчивался. На шею, на двойной цепи, надевали нагрудное украшение в форме фасада храма и не менее трёх пар браслетов: одну на предплечье, вторую – на запястья, третью – на щиколотки. Иногда поверх всех этих украшений фараон надевал длинную прозрачную тунику с короткими рукавами и таким же прозрачным поясом, завязанным спереди.





Фараон и его жена носили сандалии с позолоченными и золотыми украшениями. Носок таких сандалий заворачивался кверху. Сами сандалии крепили к ноге длинными пёстрыми ремешками, обматывая их вокруг ноги до самого колена. На подошвах изображали бытовые и военные сцены. На официальных приёмах нельзя было появляться не обутым. Но поскольку это был знак привилегированного положения, их очень берегли. Даже фараоны ходили босиком в сопровождении слуги, который нёс сандалии. Вообще, Египет единственная цивилизация Древнего Востока, о которой мы знаем достаточно много. В силу своей закрытости от соседних государств, за три тысячелетия своего существования, был создан разнообразный мир правил, традиций и предпочтений. Особо жёсткими правилами этикета был связан фараон. Ни он, ни его подданные не могли ни на йоту отойти от раз и навсегда определённой роли в общем «государственном спектакле». Сакральный смысл лежал во всех словах и поступках фараона – живого бога, от которого зависло благополучие «земли Кемет». Даже в семейном кругу фараон носил парик и особые атрибуты власти, которые вместе с положенными браслетами и ожерельями весили несколько килограммов.


Жена фараона, как и все женщины носила калазирис. Его могли дополнять роскошный пояс или туникообразное платье, или плащ из прозрачной ткани. Непременными ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба – символ богини Исиды, который своими крыльями укрывал её головку, а в когтях держал перстень с печатью. Вторым ранговым головным убором царицы была разукрашенная шапочка с небольшим, похожим на колпачёк, выступом, к которому крепили цветок лотоса. Царице полагался скипетр в виде цветка лотоса.



Предметы окружающие фараона и его семью имели, как правило, символическое значение, что обуславливало их форму и украшение. Царский трон – наиважнейшая принадлежность власти, сохранил с древнейших времён простую форму равностороннего куба, но пышностью своего убранства превосходил всю остальную утварь. Сам стул был обит золотыми листами, сидение расписано разноцветной финифтью, на котором лежала богато вышитая подушка. Тронное кресло украшалось иероглифическими надписями, объясняющими божественное происхождение фараона. Царский трон стоял на роскошно отделанном широком возвышении. Над ним возвышался плоский балдахин, который поддерживали четыре колоны, капители которых изображали священный цветок лотос. Всё убранство трона должно было символизировать могущество фараона.
Не менее роскошно украшались тронные носилки , в которых восседал фараон во время торжественных процессий. Носилки несли знатнейшие сановники государства. Сделанные из золота, они были украшены символической фигурой ястреба – эмблемы мудрости, сфинкса с двойной короной – эмблемой владычества над обоими мирами, льва – эмблемы мужества и силы, уреями и т.д. Над сидением устанавливали опахало, которое заменяло балдахин.


Безграничная власть фараона определяется не только его полномочиями, но также и особыми атрибутами, символами его избранности. Эти древние предметы - жезлы, головные уборы и короны - утверждают его власть над страной и народом и напоминают о ее божественной природе.

В Древнем Египте фараон был абсолютным монархом. Народ верил, что он - прямой потомок бога Гора, т. е. не просто царь, а больше - самый настоящий бог. Власть фараона передавалась по наследству, как правило, от отца к сыну: здесь исключением были несколько женщин, в частности, царица Хатшепсут. Если же фараон умирал, не оставив наследника, к власти приходило другое семейство. Каждое семейство, правившее Египтом, называется династией. За три тысячи лет - именно столько существовал Египет фараонов - на троне сменилось не меньше тридцати двух династий. Фараон следил за порядком в стране, вершил правосудие и был одновременно политическим и духовным вождем своего народа. Как потомок богов он отвечал и за природные явления: именно благодаря ему солнце каждый день поднималось над горизонтом, а Нил щедро разливал свои живительные воды по полям. Фараон был свят, никто не имел права оспаривать его власть, касаться его и даже смотреть на него. Все египтяне простирались перед ним ниц, и каждое его движение и действие, даже самое обыденное, было священно.

Титулы царя

Божественное происхождение царя было основой его власти, и во время коронации он получал не меньше пяти имен, которые напоминали о его сущности.

Слово «фараон» означает «большой дом», т. е. тут наблюдается не что иное, как метонимический перенос.

Кроме того, фараона называли «владыкой», «его величеством» и «царем».

В Древнем Египте правителя можно было именовать множеством разных способов. Основные имена назывались царскими титулами. Титул фараона состоял из пяти таких имен, которые вписывались в его картуш и указывали на божественное происхождение владыки Египта. Эти имена отсылают нас, в большинстве случаев, к трем верховным богам пантеона: Гору («победоносный бык, возлюбленный Ра, тот, кого он назвал царем, поручив ему объединить Обе Земли»), золотому Гору («могущественный доблестью, побивший Девять Луков, великий победой во всех землях») и Ра, царю Верхнего и Нижнего Египта («светло грядущее Ра, избранник Ра»).

Имя по Небти, «Обе Владычицы», или «Две Госпожи» тоже нередко появляется в картушах; оно помещает царя под покровительство двух богинь, о которых идет речь в этом титуле: белого грифа Верхнего Египта Нехбет и кобры Нижнего Египта Уаджит. Так, например, картуш фараона Тутанхамона начинается с иероглифа «Небти, чьи законы совершенны, тот, что умиротворяет Обе Земли и услаждает всех богов». Имя Несут-Бит, буквально «тот, что принадлежит тростнику и пчеле» - это еще один распространенный титул фараона. Египтологи полагают, что его следует расшифровывать как «владыка Верхнего и Нижнего Египта». Это символическое отождествление фараона с флорой и фауной и, следовательно, с двумя частями его царства.

Имя «Са-Ра», которое помещается непосредственно перед картушем, использовалось со времен правления фараона Хефрена. Оно связывает царя Египта с космической мощью вселенной. Этот титул начинается с иероглифов утки (са) и солнца (Ра), за которыми следует имя, данное фараону при рождении и заключенное в картуш.

Таким образом, первый элемент царского титула - Гор, второй - две богини, третий - Золотой Гор, четвертый - личное имя, которому предшествует выражение «царь Верхнего и Нижнего Египта», а пятый - имя, данное при рождении, которому предшествует выражение «сын Ра».

Имена гора и золотого гора

Имя Гора обеспечивает фараону покровительство священной птицы Гора, сына и наследника солнечного бога Ра и владыки Иераконполя, родного города Нармера - первого владыки Египта. Это самый древний титул. Он неизменно начинается с иероглифа сокола Гора (Гер), как в картуше Тутанхамона: «Герка нахт тут месут» (Гор, могущественный Бык, прекрасный своим рождением).

Другой знаменитый фараон, Аменхотеп III, носил следующий титул: «Гор, могущественный бык, появляющийся в сиянии с Маат». Некоторые фараоны, особенно самые древние, известны нам только по имени Гора, без прочих эпитетов или метафор. Имя Золотого Гора используется со времен правления фараона Хеопса. Оно отождествляет царя с солнечным и небесным Гором.

Короны владыки

Корон, символизирующих власть фараона, тоже было немало. Самая известная из них - пасехемти («две сильных») или, в древнегреческой транскрипции, пшент, - представляет собой объединенную двойную корону: красную и белую. Она напоминает о союзе Верхнего и Нижнего Египта. Белая корона символизирует власть фараона над Верхним Египтом, которому покровительствует богиня-гриф по имени Нехбет из города Нехеб.

Красная корона символизирует власть над Нижним Египтом, которому покровительствует богиня-кобра Уаджит, родом из города Буто, расположенного в западной дельте Нила на самой кромке болот. Фараоны надевали пшент на церемонию коронации или на торжества по случаю своего юбилея. Но особенно велико было символическое значение третьей короны фараонов, поскольку ее надевали перед сражениями. Мы говорим о хепреше, или голубой короне Египта. Долгое время исследователи считали эту корону обычным шлемом, потому что она часто появляется на изображениях военных сцен с участием фараона. На самом же деле она символизирует победу владыки Египта над врагами; ее надевали не только в военных походах, но и во дворце. Это самая известная корона эпохи Нового царства: ею многократно венчал себя фараон Рамсес II. Существовали и другие короны, но их надевали только для религиозных обрядов. Среди них отметим корону антеф с двумя страусиными перьями, которую носили Осирис, Амон и фараон, - это символ справедливости, истины и совершенства.

Картуш

Картуш - один из главных царскик символов Древнего Египта. В этот контур с закругленными краями и застежкой в виде горизонтальной линии внизу вписывались иероглифы, из которых состояло имя фараона. Только царь имел право использовать его. Предшественником картуша был так называемый серек. Как мы помним, у фараона было пять имен, пять составляющих титула, которые давались ему в день восхождения на трон, однако в картуш обычно заключались только два первых. Начиная с Хефрена, два последних имени, тронное и личное, вписывались в картуш под названием «шен» (обводить, окружать) - завязанную кольцом веревку, которая символизировала вселенную.

Головные уборы и жезлы

В короне или без короны, фараон всегда носил головной убор. Самый известный из них называется немес - это платок из полосатой ткани, прикрывающий лоб, завязанный сзади и спускающийся вдоль лица двумя полотнищами. Именно немес чаще всего изображался в первых книгах о Древнем Египте, написанных в XIX веке. Удивительно, но на некоторых фресках и барельефах платок немес можно увидеть на голове знатных особ и людей из простонародья. Однако это ошибочные изображения, потому что только фараон имел право носить немес, который был исключительно царским атрибутом и мог надеваться как под корону, так и без нее.

Что же до царских жезлов, то они чаще всего изображались вместе: посох и плеть, скрещенные на груди фараона. Как правило, посох владыка держит в левой руке, а плеть - в правой, но возможно также и обратное, а иногда даже оба предмета помещаются в одной руке. Жезл хека символизирует пастушеский посох, которым фараон, как пастырь, направляет свой народ. Этот атрибут переживет Египет фараонов, и в Средние века его будут носить католические епископы Европы. Плеть нехех, или флагеллум, - это атрибут, которым фараон защищает египтян. Ее называют также «опахалом от мух». Она состоит из трех «хвостов». Еще один жезл, сашем, который представляет собой прямой посох с толстым цилиндрическим набалдашником, использовался в обрядах жертвоприношений богам.

Еще один символ власти - пирамида

Пирамидальная форма - мощный символ. На древнеегипетском языке этот иероглиф читался как «мер». Пирамида - это не что иное, как воплощенные в камне солнечные лучи. Вертикальная ось связывает землю с небесами, а фараона - с его божественным отцом Ра, к которому возносится он после смерти. Горизонтальная ось север-юг (земная ось) параллельна Нилу, текущему из Верхнего Египта в Нижний и ассоциирующемуся с царской властью. Ось восток-запад (небесная ось) параллельна солнечной оси и связана с идеей воскресения, ведь фараон, подобно солнцу, в своей вечной обители рождается, умирает и возрождается бесконечно, день за днем.

В ступенчатых пирамидах ступени символизируют путь, по которому должен пройти фараон, чтобы присоединиться к богам в загробном царстве.

Прочие атрибуты

Узкая накладная бородка - символ бессмертия и божественной сущности фара- она. Кстати, этот чисто мужской атрибут носила и царица Хатшепсут, обманув тем самым многих египтологов, прежде чем Шампольон не обнаружил наконец, что под накладной бородкой фараона на самом деле скрывается женщина.

Египетские правители часто украшали себя всевозможными символами разных богов; так, например, не имеющее ни начала, ни конца кольцо шен символизировало вечность. Кроме того, оно связывалось с солнечным диском, со змеем, вцепившимся в собственный хвост, и небесными птицами, которые нередко изображались с этим символом в когтях.

Корону фараона часто венчал урей - божественная кобра. Эта змея была связана с солнечным богом, царством Нижнего Египта, с царями и их семьей, а также со многими божествами. Урей был охранным амулетом и стерег врата в подземный мир, отпугивая врагов царской семьи и сопровождая умерших фараонов в их путешествии во владения Осириса. И наконец, гриф был символом Верхнего Египта. Фараоны носили на лбу урей (кобру) и голову грифа в знак того, что они защищают свой народ.

Доктора Древнего Египта были весьма "подкованы" в плане медицины. На сохранившихся фресках запечатлены сцены проведения сложных хирургических операций на внутренних органах. По мнению некоторых ученых-египтологов, им удавалось выполнять даже нейрохирургические операции, которые в наше время проводятся только в ведущих медицинских центрах мира.

Но больше всего внимания исследователи паранормальных явлений уделяют таинственным египетским жрецам. Что им только не приписывают - вплоть до способности заклинаниями поднимать в воздух громадные каменные глыбы, уничтожать врагов на расстоянии и оживлять павших воинов, предварительно превращенных в мумии. В своей работе египетские жрецы использовали всевозможные амулеты и талисманы, о которых пойдет речь в этой статье.

Анкх

Коптский или египетский крест Анкх можно считать одним из важнейших символов, обозначающих жизнь и бессмертие. Это своего рода ключ, который запечатывает двери в храм Великого Знания. Его можно встретить на стенах египетских пирамид и прочих ритуальных сооружений, Анкх также входит в систему древнеегипетской письменности. Существовало поверье, что с помощью этого символа можно победить природные бедствия, в частности, остановить наводнение.

Используемый в качестве амулета, коптский крест Анкх наделяет своего обладателя способностью к магии. Он помогает развить интуицию и экстрасенсорное восприятие. У человека, который постоянно носит этот талисман, увеличивается личная сила и возрастает способность к предсказаниям. Однако использовать сакральный символ имеет право лишь тот, кто храбр духом и чист помыслами.

Амулет Анкх помогает раскрыть тайные каналы, через которые можно получить доступ к информации, накопленной предками. Самым лучшим материалом для его изготовления считается серебро. Также подходит золото, если человек задается целью приобрести не духовные, но материальные блага. Носить талисман полагается на шее, на шнурке из натуральной кожи (металлическая цепочка не подойдет).

Ба (сила)

Этот сакральный предмет подразумевает качества человека, точнее его сердце, душу и жизненные силы. Центральным элементом композиции является сокол с человеческой головой, крылья которого широко распростерты в разные стороны. Древние египтяне полагали, что бог Ба посещает тело умершего человека. Поэтому в саркофагах оставляли узкие щели, через которые должна была проникать душа.

Поскольку бог Ба управляет жизненной силой человека, амулет с его изображением обладает аналогичными свойствами. Его можно использовать, если есть необходимость избавиться от хронической болезни, апатии и усталости. Талисман окажет помощь спортсмену во время утомительных тренировок.

При физической жизни тела его Ба путешествует по миру сновидений, душа как бы существует между царством живых и мертвых. Поэтому талисман Ба будет полезен человеку, практикующему техники астрального выхода или осознанного сновидения. Чтобы ощутить его эффект, не обязательно носить амулет на теле. Достаточно положить его на ночь под подушку.

Ибис

Священный Ибис является символом покровителя правосудия и мудрости - бога Тота. Впрочем, сакральный статус имела именно белая птица, маховые перья которой окрашены в черный цвет. Геродот пишет, что убийство ибиса каралось смертью. Согласно легенде, бог Тот в течение некоторого времени обитал среди древних египтян в облике белого ибиса и обучал их оккультным наукам. Этому божеству также приписывают создание известной гадальной колоды карт - таро Тота.

Священный ибис считается покровителем интеллектуальных занятий и умственного труда. Поэтому в качестве амулета его могут использовать представители науки и искусства. Талисман стимулирует интеллектуальную деятельность и помогает своему обладателю раскрыть в себе дремлющие таланты и творческие способности. Он может быть выполнен в виде небольшой статуэтки из фарфора или драгоценного металла.

Исида

Крылья Исиды - это статуэтка в виде женщины с распростертыми крыльями и короной на голове. Вместо короны голову богини может украшать солнечный круг или позолоченные коровьи рога. Исида является одной из самых значимых богинь древнеегипетского пантеона. Что интересно - она покровительствовала угнетенным слоям населения - ремесленникам и рабам, а также грешникам. Исиду почитали в качестве символа материнства и женственности.

Талисман "крылья Исиды" может иметь различное применение. Во-первых, амулет помогает управлять жизненными процессами, контролировать происходящие события. Во-вторых, он защищает своего обладателя от "зла изнутри" - собственных ошибок и оплошностей. И, наконец, он будет полезен беременной женщине, вынашивающей ребенка.

Статуэтку "крылья Исиды" можно установить в своем доме, чтобы обрести счастье и семейную гармонию. В этой ипостаси священный предмет выступает в качестве оберега от конфликтов и разногласий. Его лучше всего поместить в прихожей, в гостиной или в столовой, где собирается вся семья.

Кошка

Одним из самых почитаемых животных в Древнем Египте была кошка. Она считалась символом хитрости и интуиции, изящества, грациозности. Египтяне наделяли кошек способностью к ясновидению (умению появляться в земном и загробном мирах), а также к перевоплощению. Именно в Египте начали зарождаться всяческие , например о том, что у них по 9 жизней.

В качестве талисмана фигурка кошки пригодится человеку, жизнь которого полна всяческих рискованных мероприятий. Также статуэтка с изображением "пушистика" будет полезна людям, занимающимся физическими нагрузками. Бронзовая кошечка исполняет любовные желания и помогает поскорее отыскать свою вторую половинку.

Если вы задались целью притянуть удачу и материальный достаток, то приобретите кошку из серебра. Этот же амулет помогает своему владельцу защититься от порчи и черной магии. Если же ваше желание - превратиться в утонченного и возвышенного человека, то следует отдать предпочтение кулону в виде кошки, изготовленному из золота.

Лягушка Хекет

Этот талисман создан в честь богини Хекет - женщины с лягушачьей головой. Это весьма доброжелательная особа, которая помогала людям благополучно появиться на этот свет. По желанию Хекет могла трансформироваться в земноводного, однако чаще всего ее изображают в антропоморфной форме. Хекет считается символом плодородия. Между прочим, в некоторых странах центральной Африки женщины и в наше время употребляют в пищу лягушек, поскольку верят, что это поможет им иметь многочисленное потомство.

Как вы уже, наверное, догадались, амулет в виде лягушки Хекет могут использовать женщины, желающие забеременеть, или дамы, которые уже вынашивают ребенка. К счастью, лягушку вовсе не обязательно глотать (такой деликатес далеко не каждому по вкусу). Можно просто купить статуэтку в виде лягушки, изготовленную из , фаянса или, если позволяют финансы, - из золота.

Менат

Считается, что африканцы никогда не испытывают проблем с потенцией. Но, по всей вероятности, древние египтяне предпочитали с этим вопросом подстраховаться. А в качестве афродизиака у них выступал менат - символ сексуальной энергии, плодовитости и мужества. Как вы можете видеть, изделие представляет собой ожерелье с подвеской фаллической формы. Для его изготовления использовали бронзу, медь или ляпис-лазурь.

Амулет менат носят как боги, так и богини. Его практическое применение заключается в восстановлении или сохранении репродуктивной функции. Древние египтяне вообще полагали, что этот символ способен вселить способность и желание заниматься сексом даже в мертвого человека. Туристам, посещающим египетские пирамиды, нужно бы поаккуратнее ходить мимо гробниц, на которых красуется всемогущий символ менат .

Пектораль (нагрудная табличка)

Это очень могущественный предмет, в котором могут одновременно сочетаться несколько магических символов. Нагрудную табличку пектораль укладывали на грудь мумии, чтобы защитить покойника от опасностей, которые могут подстерегать его в загробном мире. Талисман был призван обеспечить скорейший переход души в благословенное царство Осириса. Древние египтяне очень трепетно относились к загробному существованию и стремились всячески к нему подготовиться.

Разумеется, наиболее роскошные пекторали могли себе позволить только фараоны и прочие местные аристократы. Так, например, в гробнице Тутанхамона было обнаружено сразу несколько пекторалей. Это были золотые пластины, украшенные обсидианом, бирюзой и прочими драгоценными камнями. На одной из табличек присутствовало изображение священного сокола - бога Солнца Гора. Такая пектораль должна была обеспечить могущественному земному властителю вечную жизнь.

Перо богини Маат

Богиню Маат почитают, как покровительницу гармонии, правосудия и всепобеждающей истины. Согласно представлениям древних египтян, душа скончавшегося человека в загробном мире предстает перед 42 судьями. Чтобы определить дальнейшую участь усопшего, душу взвешивали на специальных весах, противовесом для которых служило страусиное перо богини Маат. Весы при этом держал бог Анубис с головой шакала.

Маат в качестве талисмана могут использовать люди, которые посвятили свою жизнь борьбе с несправедливостью и злом. К примеру, это могут быть правозащитники, миротворцы, волонтеры красного креста и аналогичных организаций. Но нужно учитывать, что богиня Маат покровительствует только кристально честным людям.

Интересно ли вам, что было с душой человека, которого суд 42 судей признавал нечестивым и недостойным? Нет, его не отправляли в ад или в геенну огненную. Вместо этого грешную душу отдавали на съедение некоему чудовищу по имени Амту, у которого была голова крокодила и туловище льва.

Ра

Вот мы и добрались до верховного представителя древнеегипетского пантеона - бога Ра. Между прочим, всех египетских фараонов почитали за сыновей этого божества, призванных творить на земле волю своего великого родителя. Чаще всего Ра изображается в виде сокола, над головой которого сияет солнечный диск. Также можно встретить изображение символа в виде мужской фигуры с головой сокола.

Применение талисмана Ра просто всеобъемлюще - он дарует своему обладателю благорасположение небесных сил. Дом, в котором находится подобный талисман, будут обходить стороной любые бедствия и нечестивые люди. Он защищает от физической опасности, болезней, дарует материальное благополучие. Подобными знаками декорировали дворцы, храмы и жилища простых людей, стремящихся снискать милость богов.

Согласно древнеегипетской мифологии, бог Ра ежедневно вступал в схватку со змеем по имени Апоп, который стремился проглотить солнце и навсегда лишить мир дневного света. Именно этим объяснялось чередование циклов дня и ночи. Разумеется, Ра всегда одерживал победу над своим противником, но только лишь затем, чтобы вновь вступить с ним в схватку с наступлением темноты.

Сесен

Символическим обозначением этого знака является цветок лотоса. Сесен представляет собой символ возрождения, созидательной энергии. С наступлением ночной темноты лотос складывает свои лепестки и погружается под воду. Как только солнечный свет озарит небосклон, цветок снова появляется на поверхности. Один из древних мифов гласит, что само солнце возникло из гигантского цветка лотоса в первый день существования материального мира.

Талисман Сесен пригодится творческим людям, которые находятся в состоянии поиска, кризиса. Он поможет возродиться, найти в себе новые силы и новые идеи. Талисман изготавливается в двух вариантах - в виде цветка лотоса и солнца, наполовину появившегося над горизонтом. Его можно носить в качестве подвески или кулона.

Аналогичную функцию выполняет амулет "Солнце с крыльями", который также называют "Крылатый диск". Этот знак до сих пор используют некоторые эзотерические сообщества, например, масоны, алхимики и теософы. Солнце с крыльями, дополненное изображениями змей, обозначает битву светлых и темных сил, всемирное равновесие. Этот знак нередко можно встретить над входом в усыпальницу фараона.

Скарабей

Этому амулету подвластны самые различные сферы человеческой жизни. Считается, что он способен привлекать материальный успех, придавать своему обладателю смелость, оберегать жизнь воинов и путников. Кроме того, амулет-скарабей придает смелости робким людям, делает их более решительными и уверенными в своих силах. Он также ограждает своего обладателя от наваждения и вражеских чар.

Жук-скарабей имеет мистическую связь с солнцем. Поэтому для энергетической подзарядки он должен как можно чаще контактировать с дневным светилом. Однако это не означает, что владельцу талисмана нужно гулять под палящими солнечными лучами в дневные часы. Достаточно положить амулет на подоконник - пусть он самостоятельно заряжается солярной энергией.

Тьет (Узел Изиды)

Визуально этот символ напоминает перевернутый анкх. Амулет должен быть непременно окрашен в красный цвет, поскольку он является символом плодородия. Он посвящен богине Изиде, супруге Озириса. Для изготовления "узла Исиды" чаще всего использовали золото, в саркофагах также находили статуэтки из и красного дерева.

Как и многие другие сакральные предметы Древнего Египта, Тьет был тесно связан не только с "земным" царством, но и с миром мертвых. Этот знак встречается на погребальных фесках. Узлом Изиды опоясывали мумию почившего человека. Считалось, что это поможет покойнику быстрее добраться до конечной цели загробного путешествия. Этот же узел украшал одежду жриц и священнослужителей.

Тьет (Тет) несколько раз упоминается в сакральной египетской Книге мертвых. Там есть строки, которые можно перевести на русский следующим образом "Кровь Исиды да оградит от злых духов". В папирусе Ани указана магическая формула, с помощью которой можно было активировать этот амулет.

") - это левый глаз соколоподобного бога Гора, который был выбит в схватке с могущественным Сетом. Древнеегипетские целители использовали символ в знахарской практике. Считалось, что с его помощью можно вылечить любые болезни. Вероятно, это связано с тем, что по легенде выбитый глаз Гора через некоторое время снова возродился на своем месте.

Уаджет имеет несколько символических значений. Прежде всего, это мистика, ум, бдительность, знание, озарение. Ношение амулета "Око Гора" поможет человеку стать более проницательным, легче постигать суть вещей. Он получит способность раскрывать интриги и тайные помыслы недоброжелателей.

Между прочим, немного трансформированный знак "всевидящее око" не утратил своего значения и в современном мире. Его используют "вольные каменщики" масоны, а также представители некоторых эзотерических лож. И, наконец, изображение ока "Архитектора Вселенной" можно встретить на обратной стороне долларовой купюры.

Цапля

Мало кому известно, что "родоначальницей" мифологической птицы Феникс стала египетская цапля. Этой птахе приписывают вечную жизнь и способность повторного воскресения, которыми ее наградил бог Бену. Очень влиятельным богом был этот Бену, ведь он представлял собой не что иное, как душу самого Ра! А миру он себя являл в облике величественной цапли.

Талисман-цапля поможет человеку, желающему "возродить" охладевшие любовные чувства или уснувшую творческую музу. Но этим способности амулета не ограничиваются. Он очищает человека от всякого рода скверны и становится . Его можно рассматривать, как символ прихода весны и созидательных перемен.

В китайском учении фен-шуй тоже встречается символ цапля. Путешественникам подойдет амулет в виде птицы, сжимающей в лапах камень. Цапля, приносящая змею, защитит дом и потомство от негативной энергетики. Птица, стоящая на одной ноге, привлекает удачу и финансовое благополучие.

Один из ключевых регионов, культура которого наложила отпечаток на всю цивилизацию - Древний Египет. Символы этой культуры изучают до сих пор, они играют огромное значение в понимании этой огромной цивилизации. Располагался он приблизительно в границах современного одноименного государства на северо-востоке Африки.

История египетских символов

Мифология - главная культурная составляющая, которой славится Древний Египет. Символы богов, животных и природных явлений представляют особый интерес для исследователей. При этом проследить сам путь создания мифологии чрезвычайно сложно.

Письменные источники, которым можно было бы доверять, появились позже. То, что очевидно - огромное влияние на египтян природных сил. Это же наблюдается и в становлении любого древнего государства. Люди, жившие до нашей эры, пытались объяснить себе, почему каждый день восходит солнце, Нил ежегодно выходит из берегов, а гром и молнии время от времени обрушиваются на их головы. В результате природные явления наделяли божественным началом. Так появлялись символы жизни, культуры, власти.

Причем люди отмечали, что боги не всегда были к ним благосклонны. Нил мог разлиться очень низко, что приводило к неурожайному году и последующему голоду. В этом случае древние египтяне считали, что чем-то прогневали богов и стремились всячески их ублажить, чтобы подобная ситуация не повторилась на будущий год. Все это играло большую роль для такой страны, как Древний Египет. Символы и знаки помогали разобраться в окружающей действительности.

Символы власти

Правители Древнего Египта именовали себя фараонами. Фараон считался богоподобным монархом, ему поклонялись еще при жизни, а после смерти хоронили в огромных гробницах, многие из которых сохранились до наших дней.

Символы власти в Древнем Египте - это золотая подвязанная борода, посох и корона. Во времена зарождения египетского государства, когда земли Верхнего и Нижнего Нила еще не были объединены, правитель каждой из них имел собственную корону и особые знаки власти. При этом корона верховного правителя Верхнего Египта была белого цвета, а также имела форму кегли. В Нижнем Египте фараон носил красную корону, подобную цилиндру. Единым египетское царство сделал фараон Мен. После этого короны, по сути, объединили, вставив одну в другую, сохранив при этом их цвета.

Сдвоенные короны назвали пшент - это символы власти в Древнем Египте, которые сохранились на многие годы. В то же время каждая корона правителя Верхнего и Нижнего Египта имела свое название. Белая именовалась атеф, красная - хеджет.

В то же время египетские правители окружали себя небывалой роскошью. Ведь они считались сыновьями верховного бога солнца Ра. Поэтому символы просто поражают воображение. Помимо перечисленных это еще и обруч, на котором изображен змей-уреус. Он славился тем, что его укус неизбежно приводил к мгновенной смерти. Изображение змеи располагалось вокруг головы фараона, голова ровно в центре.

Вообще, змеи - самые популярные символы власти фараона в Древнем Египте. Они изображались не только на головной повязке, но и на короне, воинском шлеме и даже поясе. Попутно они сопровождались украшениями из золота, драгоценных камней и цветной эмали.

Символы богов

Боги играли ключевую роль для такого государства, как Древний Египет. Символы, связанные с ними, связывались с восприятием будущего и окружающей действительности. Причем список божественных существ был огромен. В него помимо богов входили богини, чудовища и даже обожествленные понятия.

Одно из главных египетских божеств - Амон. В объединенном египетском царстве являлся верховным главой пантеона. Считалось, что в нем объединены все люди, остальные боги и все сущее. Его символом была корона с двумя высокими перьями или изображался с солнечным диском, ведь он считался богом солнца и всей природы. В древнеегипетских грабницах встречаются рисунки Амона, на которых он предстает в облике барана или человека с головой барана.

Царство мертвых в этой мифологии возглавлял Анубис. Он также считался охранником некрополей - подземных кладбищ и склепов и изобретателем бальзамирования - уникального метода, который предотвращал гниение трупов, использовался в процессе захоронения всех фараонов.

Символы богов Древнего Египта часто бывали часто были весьма устрашающими. Анубиса традиционно изображали с головой собаки или шакала с красным ошейником в виде ожерелья. Его неизменными атрибутами были анкх - крест, увенчанный кольцом, символизировавший вечную жизнь, уас - жезл, в котором хранились целебные силы подземного демона.

Но были и более приятные и добрые божества. Например, Баст или Бастет. Это богиня веселья, женской красоты и любви, которая изображалась в виде кошки или львицы в сидячем положении. Также она отвечала за плодородные и урожайные годы и могла помочь наладить семейную жизнь. Символы богов Древнего Египта, связанные с Баст - это храмовая погремушка, которая называлась систр, и эгида - волшебная накидка.

Символы врачевания

С большим вниманием в Древнем Египте относились к культу врачевания. За судьбу и жизнь отвечала богиня Исида, она же и считалась покровительницей знахарей и лекарей. Ей приносили дары, чтобы уберечь новорожденных.

Символ врачевания в Древнем Египте - коровьи рога, на которых удерживался диск солнца. Именно так изображали богиню Исиду чаще всего (иногда еще в виде крылатой женщины с коровьей головой).

Также ее неизменными атрибутами считались систр и крест анкх.

Символ жизни

Анкх или - символ жизни в Древнем Египте. Его также называют для них это один из самых значимых и ключевых атрибутов.

Его также называют ключом жизни или египетским крестом. Анкх - атрибут многих египетских божеств, с которым они изображаются на стенах пирамид и папирусах. В обязательном порядке его клали в гробницу с фараонами, это означало, что правитель сможет продолжить жизнь своей души и в загробном мире.

Хотя многие исследователи связывают символику анкха с жизнью, до сих пор в этом вопросе нет единого мнения. Некоторые исследователи утверждают, что ведущими его значениями были бессмертие или мудрость, а также то, что он был неким защитным атрибутом.

Анкх пользовался небывалой популярностью в таком государстве, как Древний Египет. Символы, избражавшие его, наносили на стены храмов, амулеты, всевозможные предметы культуры и быта. Часто на рисунках его держат в руках египетские боги.

В наши дни анкх широко используется в молодежных субкультурах, в частности у готов. А также во всевозможных магических и паранаучных культах и даже в эзотерической литературе.

Символ солнца

Символ солнца в Древнем Египте - лотос. Изначально он связывался с образом рождения и творения, а позже стал одним из воплощений верховного божества египетского пантеона Амона-Ра. К тому же лотос еще и символизирует возвращение молодости и красоты.

Стоит отметить, что вообще культ поклонения дневному светилу был у египтян одним из самых главных и значимых. А все божества, так или иначе связанные с солнцем, почитались больше остальных.

Бог солнца Ра, согласно египетской мифологии, создал всех остальных богов и богинь. Весьма распространен был миф о том, как Ра плывет на лодке по небесной реке, попутно освещая всю землю солнечными лучами. Как только наступает вечер, он пересаживается в другую ладью и всю ночь осматривает владения в загробном мире.

На следующее утро он снова выплывает на горизонте и так начинается новый день. Так древние египтяне объясняли смену дня и ночи на протяжении суток, для них солнечный диск был воплощением возрождения и непрерывности жизни для всего на земле.

Фараоны при этом считались сыновьями или наместниками бога на земле. Поэтому никому не приходило в голову оспаривать их право властвовать, так все было устроено в государстве Древний Египет. Символы и знаки, которые сопровождали главного бога Ра - это солнечный диск, жук скарабей или птица Феникс, которая возрождается из огня. Большое внимание также уделялось глазам божества. Египтяне верили, что они могут вылечивать и оберегать человека от бед и несчастий.

Особое отношение у египтян было и к центру Вселенной - звезде Солнце. Они верно прямо связывали ее воздействие на тепло, хорошие урожаи, благополучную жизнь для всех жителей страны.

Еще один занимательный факт. Звездой солнца древние египтяне назвали знакомый каждому из нас абрикос. Причем в самом Египте этот фрукт не рос, не подходили климатические условия. Его завезли из азиатских стран. При этом "заморский гость" так полюбился египтянам, что они решили так поэтично назвать этот фрукт, верно подметив, как его форма и цвет похожи на солнце.

Священные символы для египтян

О том, что Древнего Египта и их значение, многие ученые спорят до сих пор. Особенно это касается священных символов.

Один из главных из них - наос. Это особый ларь, изготовленный из дерева. В нем жрецы устанавливали статую божества или священный символ, посвященный ему. Так еще называлось священное место поклонения определенному божеству. Чаще всего наосы ставили в святилищах или гробницах фараонов.

Как правило, наосов было несколько. Один деревянный был небольшого размера, его помещали в более крупный, вытесанный из цельного куска камня. Наибольшее распространение в Древнем Египте они получили уже в поздний период. В то время их богато и разнообразно украшали. Также нередко наосом называли сам храм или святилище какого-то божества.

Также священные символы Древнего Египта - систрумы. Это ударные музыкальные инструменты, которые применялись жрецами во время таинств во славу богини Хатор. У египтян это была богиня любви и красоты, которая олицетворяла собой женственность, а также плодородие и веселье. Современные исследователи считают, что ее аналогом у римлян была Венера, а у греков - Афродита.

Музыкальный инструмент систрум был облечен в деревянный или металлический каркас. Между ним были натянуты металлические струны и диски. Все это издавало звенящие звуки, которые, как считали жрецы, привлекали богов. В обрядах применялись две разновидности систрумов. Один назывался иба. Он был в форме элементарного кольца с металлическими цилиндрами в центре. С помощью длинной рукояти его располагали над головой богини Хатор.

Более парадный вариант систрума назывался сесешет. Он имел форму наоса и был богато украшен различными кольцами и орнаментами. Гремящие кусочки металла, которые издавали звуки, располагались внутри небольшого ящика. Сесешет разрешалось носить только жрецам и богатым женщинам из высших сословий.

Символ культуры

Символ культуры Древнего Египта - это, безусловно, пирамида. Это самый известный, дошедший до наших дней памятник древнеегипетского искусства и архитектуры. Одна из самых древнейших и знаменитых - пирамида фараона Джосера, правившего за 18 веков до нашей эры. Она расположилась на юге Мемфиса и имеет 60 метров в высоту. Ее сложили рабы из известняковых блоков.

Пирамиды, сложенные в Египете, - удивительнейшие чудеса архитектуры этого древнего народа. По праву одна из них - пирамида Хеопса - считается одним из семи чудес света. А еще одна - пирамиды Гизы - один из кандидатов стать так называемым "новым чудом света".

Внешне это сооружения из камня, в которых хоронили египетских правителей - фараонов. С греческого языка слово "пирамида" переводится как многогранник. До сих пор среди ученых нет единого времени о том, почему древние египтяне выбрали для усыпальниц именно такую форму. Между тем на сегодняшний день обнаружено уже 118 пирамид в разных частях Египта.

Наибольшее число этих сооружений находятся в районе Гизы, поблизости от столицы этого африканского государства - Каира. Их еще называют Великими Пирамидами.

Предшественниками пирамид являлись мастабы. Так в Древнем Египте называли "дома после жизни", которые состояли из погребального помещения и особого каменного сооружения, которое располагалось над поверхностью земли. Именно такие погребальные дома для себя строили первые египетские фараоны. Для материала использовались необожженные кирпичи, полученные из глины, перемешанной с речным илом. Массово они строились в Верхнем Египте, еще до объединения государства, и в Мемфисе, который считался главным некрополем страны. Над землей в этих постройках располагались комнаты для молитв и помещения, в которых хранился погребальный инвентарь. Под землей - непосредственно захоронение фараона.

Самые известные пирамиды

Символом Древнего Египта является пирамида. Самые известные Великие Пирамиды находятся в Гизе. Это усыпальницы Микерина и Хефрена. От самой первой дошедшей до нас пирамиды Джосера эти пирамиды отличаются тем, что имеют не ступенчатую, а строгую геометрическую форму. Их стены поднимаются строго под углами 51-53 градуса по отношению к горизонту. Их грани указывают стороны света. Знаменитая пирамида Хеопса вообще возведена на скале, созданной природой, и помещена ровно в центре основания пирамиды.

Пирамида Хеопса славится еще и тем, что является самой высокой. Изначально она составляла более 146 метров, однако сейчас из-за утраты облицовки уменьшилась почти на 8 метров. Длина каждой из сторон составляет 230 метров, она была построена за 26 столетий до нашей эры. По различным оценкам, ее строили около 20 лет.

На ее строительство ушло более двух миллионов блоков из камней. При этом никаких связующих вещества, как например цемента, древние египтяне не использовали. Каждый блок весил около двух с половиной тысяч килограммов, отдельные достигали веса в 80 тысяч килограммов. В конечном счете - это монолитное сооружение, разделяемое только камерами и коридорами.

Еще две известные пирамиды - Хефрена и Микерна - были возведены потомками Хеопса и меньше в размерах.

Пирамида Хефрена считается второй в Египте по величине. Рядом с ней статуя знаменитого Сфинкса. Ее высота изначально составляла почти 144 метра, а длина сторон - 215 метров.

Самая небольшая из великих в Гизе. Ее высота всего 66 метров, а длина основания немногим больше 100 метров. Первоначально ее размеры были слишком скромны, поэтому выдвигались версии, что она предназначалась не для правителя Древнего Египта. Однако в действительности установить этого так и не удалось.

Как строили пирамиды?

Стоит отметить, что единой техники не существовало. Она изменялась от одной постройки к другой. Ученые выдвигают различные гипотезы, посвященные тому, как создавали эти сооружения, однако единого мнения нет до сих пор.

Исследователи располагают определенными данными о карьерах, откуда брали камни и блоки, об инструментах, применявшихся при обработке камня, а также о том, как их перемещали до места строительства.

Большинство египтологов считают, что камни вырубались в специальных карьерах с помощью медных инструментов, в частности, долото, зубила и кирки.

Одна из самых больших загадок состоит в том, каким образом египтяне в то время перемещали эти огромные каменные блоки. На основании одной фрески ученые установили, что многие блоки просто волокли. Так, на известном изображении 172 человека тянут на санях статую фараона. При этом полозья саней постоянно поливают водой, которая выполняет функцию смазки. По оценкам специалистов, вес такой статуи составлял около 60 тысяч килограммов. Таким образом, каменный блок весом в 2 с половиной тонны могли перемещать всего 8 рабочих. Перемещение грузов таким способом, по общему мнению, было наиболее распространено в Древнем Египте.

Также известен метод перекатывания блоков. Специальный механизм для этого в виде люльки обнаружили при раскопках древнеегипетских святилищ. В ходе эксперимента было установлено, что для перемещения подобным образом каменного блока в 2,5 тонны понадобилось 18 рабочих. Их скорость при этом составила 18 метров в минуту.

Также некоторыми исследователями считается, что египтяне применяли технологию квадратного колеса.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве