Jtcase - портал о строительстве

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить с личным составом процессы, происходящие в сфере государственного строительства и их взаимосвязи с реформированием Вооруженных Сил.

2. Раскрыть сущность и содержание реформы Вооруженных Сил, показать ее назревшую необходимость, помочь военнослужащим правильно определить свое место в системе осуществляемых преобразований.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: Подчеркивая важность и актуальность темы необходимо отметить, что изучение военной реформы России является настоятельной необходимостью любого молодого человека, тем более военного, так как он должен осознанно выполнять свой долг по защите Родины, продолжать боевые традиции близких и далеких предков. Воспитывать благородство, прививать любовь к Родине, формировать высокие морально-психологические качества.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Военные реформы в истории России. Уроки российских военных реформ.

На протяжении многих веков в России накоплен огромный опыт военного строительства. Учет этого опыта весьма важен сегодня при выборе основных направлений осуществляемой реформы Вооруженных Сил РФ. Он не только поможет верно определить приоритеты современного военного строительства, избежать наиболее характерных ошибок прошлого, но и станет фундаментом духовно-нравственного возрождения нашей армии и флота.

1. Военные преобразования и реформы всегда занимали значительное место в истории нашего Отечества. Политическое и географическое положение нашей страны требовало постоянного совершенствования вооруженных сил, их реформирования. В отечественной истории выделяют ряд военных реформ: военные реформы Ивана IV (1550-1571гг.), военные реформы Петра I (1698-1721 гг.), военные реформы Д.А. Милютина (1862-1874 гг.), военные реформы 1905-1912 годов, военная реформа в СССР (1924-1925 гг.).

В середине XVI века царем Иваном IV (Грозным) были предприняты военные реформы (1550-1571), вызванные необходимостью создания постоянного войска для решения задач укрепления централизованного Российского государства и усиления его влияния в международных делах. Начало им положило издание в 1550 году указа об ограничении местничества, в соответствии с которым при назначении на командные должности стали учитывать военные заслуги, а не только знатность рода.

Этим же указом впервые определялся и порядок служебной подчиненности в армии. Поместная система комплектования была оформлена в 1555-1556 годах специальным «Уложением о службе». По «Уложению» землевладельцы, имевшие земельные наделы – поместья, были обязаны с каждых 50 десятин «доброй» земли выставить одного служилого человека (воина) «на коне, в доспехе полном, а в дальний поход о двух конях». «Уложение» создавало заинтересованность дворянства в службе царю, улучшало комплектование поместного войска, укрепляло его дисциплину, обеспечивало постоянную его численность до 80-100 тысяч человек.

В отличие от наемной системы комплектования, распространенной в Западной Европе в XVI веке, поместная система являлась базой создания национальной по составу армии. Однако в военном отношении поместная система комплектования имела и целый ряд недостатков, главным из которых являлся непостоянный состав войска. В середине XVI века в России создаются первые постоянные воинские части – стрелецкие полки. Они отличались высокой боеспособностью и сыграли большую роль в войнах XVI-XVII веков. Стрелецкое войско комплектовалось путем вербовки вольных людей из свободных крестьян и посадских, не облагавшихся налогом и другими повинностями.

Служба их была пожизненной, наследственной и постоянной. Стрельцы несли военную службу и в мирное, и в военное время. Они имели огнестрельное и холодное оружие, единообразную одежду. Стрельцы находились на государственном обеспечении, получали от казны денежное и хлебное жалованье, жили в особых слободах, имели свой двор и приусадебный участок, могли заниматься огородничеством, ремеслом и торговлей. В XVI веке складываются центральные органы военного управления – приказы Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский.

Центральным военным учреждением был Разрядный приказ. Он ведал служилыми людьми, их обеспечением земельным и денежным жалованьем, вел книги о назначении дворян и бояр на военные, гражданские и придворные должности. В военное время Разрядный приказ по царскому повелению собирал войско, распределял служилых людей по полкам, назначал воевод и их помощников. В его ведении находились также управление южными («украинными») городами и организация пограничной службы.

В XVI веке существенные изменения произошли и в вооружении русской армии. Наряду с холодным массовое применение получает огнестрельное оружие: ручное (пищали, ружья и пистолеты) и артиллерия («наряд»), которая из вида оружия выделяется в самостоятельный род войск. В ходе реформы предпринимается попытка выработать единый порядок несения военной службы и закрепить его в уставах. Первый в России воинский устав был разработан под руководством воеводы М.И. Воротынского в 1571 году и имел название «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе».

Эти и другие преобразования, осуществленные в ходе военной реформы, значительно повысили боеспособность армии, способствовали успехам русского оружия в войнах XVI-XVII веков. Вместе с тем вооруженные силы России к исходу XVII века имели и серьезные недостатки. Комплектование, вооружение, обучение и снабжение войск было разнородным, отсутствовало единое управление армией.

Военная система не могла обеспечить успешное решение назревших внутренних и внешнеполитических задач государства.

Все это предопределило военные реформы Петра I (1698-1721). Они включали комплекс государственных мероприятий по реорганизации системы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно-морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению нового подхода к обучению и воспитанию военнослужащих. Указом Петра I в 1705 году вводится единая рекрутская система комплектования, обусловленная необходимостью обеспечения надежного источника для пополнения вооруженных сил. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан определенное количество рекрутов. Рекрутский набор был наиболее целесообразен в тех исторических условиях и имел ряд преимуществ по сравнению с наемно-вербовочной системой. Она давала возможность иметь регулярную профессиональную национальную армию. Успешная реорганизация армии во многом зависела от качества и быстроты подготовки командных кадров. Петр I уделял особое внимание воспитанию национального офицерского корпуса.

Все молодые дворяне с 15-летнего возраста в течение десяти лет были обязаны пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки не могла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учреждает ряд специальных военных школ.

В 1701 году в Москве открывается артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году – артиллерийская школа в Петербурге. Для подготовки инженерных кадров создаются две инженерные школы. Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Нередки были случаи, когда он лично экзаменовал «недорослей» (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправлял служить на флот рядовыми без права производства в офицеры. При Петре I вводится единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 года. В основу службы и чинопроизводства в Табели положена не родовитость, а личные способности.

Обеспечивалась возможность производства в офицеры выходцев из нижних сословий. Была проведена реформа военного управления. Вместо приказов Петр I учредил военную коллегию (1718), в ведении которой находились полевая армия, «гарнизонные войска» и все «воинские дела». В рамках военной реформы проводилось перевооружение. Оно завершилось к 1709 году. Пехота получила лучшие в Европе гладкоствольные ружья единого калибра. Они хотя и уступали мушкетам в дальности, зато в два раза превосходили их в скорострельности. Гренадерские же роты снабжались гранатами, а на вооружении пехотного полка были два трехфунтовых орудия и четыре легкие мортиры. Драгуны (конница) вооружались карабинами, длинными пистолетами и палашами.

Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота. К концу 1725 года Балтийский флот насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов. Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны разрабатываются соответствующие новым реалиям наставления, инструкции и уставы: «Статьи воинские», «Учреждение к бою», «Для полевой битвы правила», «Морской устав», «Устав воинской 1716 года». Таким образом, в итоге военных реформ Петра I в России были созданы регулярные армия и военно-морской флот, которые без значительных изменений просуществовали до середины XIX века.

Объективные предпосылки к масштабным преобразованиям армии России были вызваны поражением в Крымской войне (1853-1856), появлением в Европе массовых армий на основе всеобщей воинской повинности. Военная реформа 1862-1874 годов была вызвана также отменой крепостного права, развитием в стране капиталистических отношений, ростом технической оснащенности армии. Осенью 1861 года на должность военного министра был назначен генерал Д.А. Милютин – энергичный сторонник буржуазных реформ в армии . В январе 1862 года он представил царю проект военной реформы, который был им одобрен. Россия вступила в полосу военных реформ, продолжавшихся 12 лет. Прежде всего, изменилась система комплектования войск. В январе 1874 года был утвержден Устав о воинской повинности. Согласно Уставу вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность. К службе в армии привлекались все мужчины по достижении ими 20-летнего возраста . Переход к новой системе комплектования армии позволил государству сократить численность армии в мирное время и значительно увеличить контингент военно-обученного запаса. Развитие военной техники, и в первую очередь введение нарезного оружия, влекло за собой изменение характера боя, а в свою очередь требовало иной подготовки командного состава.

В этих условиях система военного образования была нацелена на обеспечение армии офицерами, обладавшими твердыми знаниями военного дела, имевшими хорошую общеобразовательную подготовку. Учебные планы были изменены, военному обучению придавался более практический характер. Значительным мероприятием явилось создание военно-окружной системы. Страну разделили на 15 военных округов. Каждый округ возглавлял командующий, который подчинялся царю, но свои функции выполнял под руководством военного министра. Важной составной частью военных преобразований стало перевооружение армии. На вооружение русской пехоты поступило нарезное стрелковое оружие – однозарядная винтовка системы Бердана (1870), а затем трехлинейная винтовка Мосина (1891).

Артиллерия перевооружилась стальными нарезными орудиями обуховского производства. Во второй половине XIX века осуществлялся переход от парусного к паровому броненосному флоту. Военные реформы 60-70-х годов XIX века имели, безусловно, прогрессивное значение. Они повысили боеспособность русской армии, что было подтверждено в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Однако, несмотря на прогрессивность в целом, реформы несли на себе печать незавершенности, непоследовательности. Их проведение в жизнь наталкивалось на сильное сопротивление со стороны противников реформ. Прошел всего лишь крошечный в историческом измерении отрезок времени в 30 лет, и Россия после жестокого поражения в русско-японской войне вновь встала перед необходимостью военных преобразований.

Война выявила серьезные недостатки в организации, боевой подготовке рядового и офицерского состава, особенно высшего звена, в техническом оснащении и снабжении войск. В целях восстановления боеспособности армии и флота царское правительство в 1905-1912 годах осуществило значительные военные реформы. Одним из важнейших мероприятий явилась реорганизация центрального военного управления. С 1905 года Генеральный штаб стал самостоятельным, независимым от Военного министерства органом. В его ведение передавались все вопросы подготовки страны к войне. Создается Морской Генеральный штаб. В 1912 году вводится новый закон о воинской повинности, по которому сокращались сроки действительной военной службы. Были приняты меры для улучшения подготовки офицерских кадров. Расширилась сеть военных учебных заведений: открылись новые военные училища, школы и кадетские корпуса. Юнкерские училища приравнивались к военным училищам. Улучшалась боевая подготовка войск. Вводятся новые уставы, в которых обобщается опыт русско-японской и других войн конца XIX- начала XX века. Проводилась значительная работа по перевооружению армии. В 1909-1910 годах на вооружение были приняты 122- и 152-мм гаубицы, 107-мм пушка. Улучшалось материальное снабжение и комплектование инженерных, железнодорожных войск и войск связи. В армии внедрялось радио. В корпусах появились авиаотряды. С 1906 года началось восстановление русского военно-морского флота. Таким образом, военные реформы 1905-1912 годов оказали положительное влияние на состояние вооруженных сил России накануне первой мировой войны, но в силу объективных причин не смогли устранить в них многие существенные недостатки.

Первая мировая война углубила социальные противоречия в стране, русская армия все больше и больше становилась ареной политической борьбы, итогом которой явилось ее саморазложение. Изменившаяся политическая система общества, тяжелое социально-политическое положение страны после революционных потрясений и гражданской войны, другие причины вызвали необходимость проведения военной реформы 1924-1925 годов. Целью ее являлось укрепление вооруженных сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями государства. В ходе реформы была введена территориально-милиционная система комплектования вооруженных сил. Она позволяла при минимальных затратах иметь небольшое кадровое ядро, способное обеспечить неприкосновенность границ, а в случае войны быстро мобилизовать крупные военные силы. Численность кадровой армии по сравнению с 1920 годом была сокращена почти в десять раз и доведена до 562 тысяч человек. Законодательно новая система комплектования была закреплена с принятием 18 сентября 1925 года «Закона об обязательной военной службе». Большое внимание было уделено укреплению органов военного управления. Изменена их организационно-штатная структура. Ликвидированы многочисленные штабы. С октября 1923 по октябрь 1924 года центральный аппарат был сокращен на 22,7%, аппараты военных округов – в среднем на 33,5%, аппараты органов снабжения – на 40%. На три четверти уменьшилась отчетность. Улучшилась техническая оснащенность. Так, например, с 1923 по 1926 год численность советского воздушного флота увеличилась в 12 раз. Реорганизуется система снабжения. Ликвидированы промежуточные звенья – дивизионное и корпусное. Снабжение стало осуществляться по схеме «округ – часть – боец». Качественно обновился командный состав. Произошло значительное омоложение офицерских кадров. Был осуществлен переход от системы краткосрочных курсов к военным школам с 3-4 годичным сроком обучения. Создано шесть академий. В результате проведения реформы 1924-1925 годов вооруженные силы были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники. Организационное укрепление армии обеспечивало повышение обороноспособности страны.

2. Даже краткий анализ истории военных реформ показывает, что в нашем Отечестве накоплен богатый опыт их проведения. Рачительный и творческий подход к этому опыту позволяет извлечь немало весьма актуальных и для нашего времени уроков:

1. При всем своеобразии проводимых военных реформ они имеют общие принципы. Важнейшими среди них являются: связь преобразований в армии и на флоте с переменами в обществе в целом; всеобъемлющий характер военных реформ, затрагивающих весь армейский организм; необходимость следования заранее выработанной программе; постепенность и последовательность реформирования; жизненность и практичность реформ и другие.

2. Военная реформа должна носить комплексный, системный характер. Она не может быть сведена лишь к реорганизации и сокращению вооруженных сил и должна включать коренные преобразования в военно-политической, военно-правовой, военно-технической, военно-научной, собственно военной сферах.

3. Большое значение для осуществления военных реформ имеет общее состояние экономики страны. Через все реформы просматривается неуклонно действующая двойственная закономерность: с одной стороны, без достаточных финансовых, материальных средств реформы тормозились либо проводились половинчато; с другой стороны, дорогостоящая военная реформа, превышающая экономические возможности страны, заведомо обречена на провал. Это особенно актуально в наше время – в условиях кризисного состояния экономики. Сегодня каждый рубль военного бюджета должен с максимальной эффективностью работать на оборону.

4. Огромную роль в реализации планов военных реформ играет духовный фактор. Исторический опыт свидетельствует, что без организации и развития духовных сил армии реформа неосуществима. В настоящее время, когда Россия переживает период радикальных социальных преобразований, далеко неоднозначно воспринимаемых обществом, этот исторический урок весьма важен. Он напоминает о том, что успех реформы Вооруженных Сил немыслим без активной информационно-воспитательной работы, направленной на обеспечение ее широкой поддержки в армии и обществе.

5. Использование зарубежного опыта военных реформ должно сочетаться с национальной самобытностью. Исторический опыт России подтверждает, что бездумное подражание чужому опыту приводит к тому, что мы схватываем лишь внешнюю сторону явления, оставляя за гранью нашего внимания его истинную суть. «Россия, - отмечал русский философ И.А. Ильин, - не есть пустое вместилище, в которое можно механически, по произволу вложить все, что угодно, не считаясь с законами ее духовного организма».

6. В реализации планов реформ особая роль отводится офицерскому корпусу. Командному составу армии уделяли самое пристальное внимание все без исключения реформаторы. Успех намеченного во многом будет определяться тем, насколько удастся в столь непростых экономических и социальных условиях сохранить наш офицерский корпус, повысить его престиж, привлекая в его ряды лучших представителей нашего общества. Таким образом, в современной военной реформе может и должен быть отражен и учтен опыт преобразований военной системы нашего общества на протяжении последних веков. Творческий подход к наследию предков будет способствовать более динамичному и стабильному развитию Вооруженных Сил России.

Термин "реформа" происходит от латинского слова reformo - преобразовываю.

Реформа - это преобразование, изменение, переустройство каких-либо сторон общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающих основ существующей социальной структуры.

Формально реформа - это изменения любого содержания. Однако обычно они являются прогрессивными.

Военная реформа - это существенное преобразование военной системы государства, проводимое по решению высших органов государственной власти.

Военные реформы всегда вызываются новыми политическими задачами государства, появлением новых видов оружия, экономическими соображениями, изменением уровня производства, средств и способов вооруженной борьбы.

Военные реформы находят свое юридическое закрепление в законах, воинских уставах и других документах.

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ НА РУСИ В ДОПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ.

Истоки зарождения в нашем Отечестве качественно новой военной организации лежат в основе событий, связанных с княжением Ивана III. Новой силой государства в то время становилось служилое дворянство. Именно Иван III приступил к массовой раздаче земельных наделов и поместий слугам княжеского двора, а также людям вольным при условии несения ими службы.

В период княжения Ивана III к Москве были присоединены. Ярославское, Ростовское, Новгородское и Тверское княжества.

Объединение русских земель происходило в тяжелых и сложных внешнеполитических условиях. Значительную роль в вопросах защиты Отечества от внешнего врага в этот период играли:

    народное ополчение;

    посошная рать;

    артиллерийский наряд;

    тыловое обеспечение войск.

Благодаря усилиям Ивана III:

    расширена база поместного войска;

    начала развиваться система обороны приграничья (построены мощные каменные крепости Зарайск и Тула);

    четко решались вопросы военного управления;

    было упорядочено комплектование войск, снабжение оружием, провиантом.

Качественные изменения в жизни Московского государства в середине XVI века, в период правления Иоанна IV , вызвало необходимость преобразований в русском войске.

Состав войска до реформы:

1. "Пищальники", войны вооруженные ручными пищалями (ручницами), появились как пешая рать в самом начале XVI века. Это было городовое ополчение, выходившее на войну по указу Государя. Например: Новгородцы снаряжали одного "пищальника" с 3-5 дворов, которые справляли ему однорядку или сермягу, приобретали ручную пищаль, порох, свинец и обеспечивали на указанный срок продовольствием. После окончания войны ополченцы расходились по домам. Сбор пешей рати из удаленных от Москвы городов и уездов всегда был связан со значительной потерей во времени.

    "Дворянская поместная конница". Службу в ней проходили дети боярские ("По отечеству" - по происхождению). Служба начиналась с 15 лет и выполнялась до смерти, должности переходили по наследству. Эта категория составляла основную часть вооруженных сил - конное ополчение и обеспечивалась жалованьем и землей (оклады в пределах от 150 до 450 десятин земли и от 4 до 7 рублей в год).

    "Наряд артиллерии". Комплектовался профессиональными пушкарями, состоящими на царской службе постоянно.

Необходимость проведения реформы вызывалась:

    Отсутствием сильной централизованной власти;

    Слабой укреплённостью границ;

    Необходимостью создания постоянной армии.

Это доказывали неудачные Казанские походы 1547 -1548 и 1549 - 1550 годов, так как в московском войске отсутствовало большое количество пешей рати, вооруженной огнестрельным оружием и много времени уходило на сбор ополчения.

Было проведено:

Упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном войске. В 1550 году был издан высочайший указ о создании нового войска из "выборных стрельцов из пищалей".

Войско первоначально делилось на "статьи" (приказы) по 500 стрельцов. В состав статьи входили сотни, полусотни, десятки. Набиралось войско из тяглового посадского населения, в последующем из стрелецких семей и "вольных охочих" людей.

Государство в лице царя-самодержца управляло войском через: Разрядный приказ, Стрелецкий приказ, Оружейный приказ, Приказ сбора стрелецкого хлеба, Приказ денежной раздачи - во главе которых стояли воеводы.

В состав войска входили стрельцы:

«Стремянные», которые несли охрану царского двора и сопровождали государя во время выездов.

"Московские" служившие в столичных приказах.

"Городовые", которые несли службу в гарнизонах прочих городов, прежде всего на южной и западной границах. В состав гарнизонов

помимо стрельцов входили пушкари, плотники, кузнецы, воротники и городовые казаки.

Форму носили единообразную для каждого приказа. В различных приказах форма отличалась цветом кафтанов, сапог и шапок. Например, стрельцы Московского приказа носили красный кафтан с малиновыми петлицами и темно-серые шапки. Каждый приказ имел своё знамя.

Вооружение:

    Ручная гладкоствольная пищаль;

Каждый стрелец обеспечивался:

    Вооружением, пороховницей, свинцом, порохом (в военное время 1-2 фунта на человека).

    Денежным жалованием: рядовые стрельцы получали 4-7 рублей в год.

    Хлебным жалованием: по 12 четвертей ржи и овса (1 четверть равна 96 кг).

    Вещевое довольствие: шапки, готовый верхний и нижний кафтаны, порты, сапоги, перчатки, кушаки.

    Земельные наделы отводились городовым стрельцам по 4 четверти пашни в поле (1 четверть - 360 кв. саженей).

Проживали стрельцы в особых слободах. Им разрешалось заниматься ремеслами и промыслами, торговлей, огородничеством, так как жалование выдавалось не регулярно и не обеспечивало жизненный должный уровень.

Общая численность войска составляла первоначально - 3000 человек.

В бою стрельцы действовали "правильным" воинским строем. Боевой порядок состоял из нескольких шеренг, залповую стрельбу в начале схватки одновременно вели две передовые шеренги.

В 1571 году разработан первый регламентирующий службу документ - "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе". Разрабатывался под руководством воеводы М.И. Воротынского.

В период проведения этой военной реформы в Московском царстве была создана крупнейшая по численности армия в Европе, насчитывавшая 250-300 тысяч человек, (примерно 3% от всего населения тогдашней Руси).

19 января 1998 года Российский организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий в связи с памятными событиями военной истории Отечества и по делам ветеранов рекомендовал использовать дату 1 октября 1550 года, знаменующую начало создания постоянного войска Русского государства с элементами регулярной армии, для установления Дня создания Российской армии.

СОЗДАНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ.

К началу 18 века, в России объективно назрели политические, экономические, управленческие, культурные, бытовые и, конечно, военные реформы.

Необходимость реформ была связана с тем, что нужно было обеспечить соответствие между политической надстройкой и изменившимся экономическим базисом.

Базис - это экономическая структура общества, совокупность производственных отношений.

Надстройка это политические, правовые, нравственные, эстетические, философские, религиозные взгляды и соответствующие им учреждения.

Военные реформы Петра I были первыми в ряду начатых им преобразований, поскольку, без сильных армии и флота создать мощную державу было невозможно.

Основное содержание военных реформ Петра I :

    Ликвидируется дворянское ополчение и стрелецкое войско, сохраняется только, как часть вооруженных сил украинское, донское, яицкое и терское казачество, а также иррегулярные национальные формирования: башкиры и калмыки.

    Армия и флот укомплектовываются только из рекрутов. Указ от 20 февраля 1705 года: ежегодно от 500 душ податного населения выставлялся один рекрут.

    Юноши из дворян начинали службу в гвардейских полках, которые являлись своеобразными офицерскими школами.

    На Балтике и на Дону был создан Военно-Морской флот. Было построено 105 кораблей, 28 фрегатов, 13 бомбардировочных судов, 9 брандеров, 16 яхт, 199 бригантин, 305 галер и 220 мелких судов. В документе от 31 октября 1717 года указывалось, что надлежит быть во флоте унтер-офицеров, пушкарей и матросов 13280 человек и такое число необходимо содержать и ежегодно комплектовать.

    Армия и флот оснащается более современным вооружением (это связано с бурным развитием отечественной металлургии). Совершенствуется артиллерия, сыгравшая значительную роль в Полтавском сражении и при Гангуте.

    Боевая подготовка ведется по Воинскому уставу 1716 года и Морскому уставу 1720 года.

    В Москве открылись пушкарская и математико-навигационная школы. Последняя послужила основой для создания Морской академии в Петербурге.

    С 1721 года - казачество подчинено военному ведомству, а не внешнеполитическому, как прежде.

К концу царствования Петра I регулярные войска были представлены регулярной пехотой и конницей драгунского типа. Частей регулярной кавалерии, артиллерии и инженерных войск постоянного состава не предусматривалось. Служба была пожизненная, прекращалась только в случае инвалидности.

Управление войсками и их обеспечение были сосредоточены в трёх независимых друг от друга центральных органах военного управления: Военной коллегии, Артиллерийской канцелярии и Комиссариате. При этом президент Военной коллегии согласно регламенту не обладал правом единоличного принятия решения.

В ходе петровских военных реформ были только заложены основы для создания в России регулярной армии. Следующий шаг в создании регулярной армии был сделан президентом Военной коллегии генерал фельдмаршалом Минихом. В результате его реформ были преобразованы центральные органы военного управления. Ранее независимые комиссариатское, провиантское и артиллерийское ведомства были подчинены Военной коллегии, в составе которой были созданы исполнительные органы (канцелярии) по всем вопросам управления и снабжения. С 1733 года началось формирование регулярной кавалерии, состоящей из кирасирских, коннокарабинерских и гусарских полков, кроме того, в 1731 году был открыт Шляхетский кадетский корпус, который стал первым в России военно-учебным заведением.

Елизавета Петровна при общем своем стремлении к восстановлению петровских учреждений отменила все нововведения Миниха в Военной коллегии, что привело к значительному снижению эффективности всей системы военного управления и на пятьдесят пять лет приостановило строительство регулярной армии в России.

Основным содержанием военных преобразований во времена Елизаветы Петровны и Екатерины II стало совершенствование боевого применения тех сил и средств, которые достались в наследство от предыдущих царствований. Важнейшее место в развитии военного искусства заняло пришедшее на смену маневренной стратегии, привязанной к коммуникациям и крепостям - стратегия, нацеленная на генеральное сражение и разгром живой силы противника. Единственным новшеством в военном управлении стало учреждение в 1763 году при Военной коллегии Генерального штаба.

Практически остался незамеченным и до настоящего времени неизученным опыт строительства наследником престола великим князем Павлом Петровичем Гатчинских войск. Историки за прусскими мундирами и испугом от детальной регламентации службы в Гатчине и Павловске не разглядели самого главного: данные войска стали для будущего императора той военной лабораторией, в которой были выработаны основные принципы строительства регулярной армии, поддержания её боевой готовности, централизованного управления и снабжения.

Гатчинские войска были сформированы в 1786 - 1796 годах в Гатчине и Павловске. Управление этими войсками осуществлялось пехотной, кавалерийской и артиллерийской инспекциями. К ноябрю 1796 года Гатчинские войска включали: 6 пехотных батальонов, 1 егерскую роту, 3 кавалерийских полка, 1 казачий эскадрон, 1 артиллерийскую роту и озерную флотилию небольшого состава. Всего около 25 тысяч человек и около 60 орудий. На основе опыта управления Гатчинскими войсками цесаревичем в этот период были написаны уставы для пехотного и кавалерийского полков. Определены постоянные штаты для всех родов войск.

Начатые императором Павлом I реформы, в конечном счете, привели к завершению создания регулярной армии.

Введенные в 1796 году уставы закрепили ряд мер, направленных на поддержание боевой готовности армии в мирное время:

    Были определены функциональные обязанности для всех

    При производстве в офицеры в значительной степени учитывались знания и умения, а также отношение к воинской службе, любовь к форме и своему оружию;

    Установлен порядок поддержания боевой готовности полков (от одиночной подготовки через ротное и батальонное учения к общеполковому);

    В целях привлечения к постоянной службе всех произведенных в царствование Екатерины II сверхштатных генерал-фельдмаршалов, полных генералов и генерал-поручиков уставами были учреждены должности инспекторов, а для генерал-майоров в штаты полков введены должности шефов полков. На инспекторов и шефов полков уставами была возложена ответственность за укомплектованность подчиненных инспекций и полков и за состояние их боевой готовности. Генералы, непригодные к службе по возрасту и по своей военной безграмотности, увольнялись от военной службы;

    Отменены для офицеров бессрочные отпуска. Согласно уставу для всех генералов, штаб - и обер-офицеров был установлен отпуск продолжительностью 30 суток в период с ноября по апрель месяц.

В Военной коллегии вновь было сосредоточено решение всех вопросов управления и обеспечения войск.

Для повышения качества военного управления вместо Генерального штаба была учреждена Свита его императорского величества по квартирмейстерской части. Для контроля за повседневной деятельностью войск и Военной коллегии в 1797 году была учреждена Военно-походная его императорского величества канцелярия. Эти два центральных органа военного управления стали в последующем основой формирования действенного генерального штаба в составе Военного министерства.

Следующий этап строительства регулярной армии пришелся на деятельность генерала от артиллерии А. А. Аракчеева. При нем были осуществлены крупные преобразования в артиллерии, которая стала регулярной. Были сформированы 23 артиллерийские бригады, введены артиллерийские уставы и постоянные штаты артиллерийских соединений и частей. В годы пребывания Аракчеева на посту военного министра улучшилось комплектование и обучение строевого состава, созданы рекрутские депо, введена корпусная и дивизионная организация армии, изданы положения по различным частям военного управления.

Почетная задача завершить создание российской регулярной армии выпала на долю генерал-фельдмаршала

М. Б. Барклая - де - Толли в бытность его военным министром. В ходе проведенных им в 1812 году реформ была осуществлена коренная реорганизация всей системы военного управления. Было разработано первое в России положение о полевом управлении войсками - "Учреждение для управления большой действующей армией". Военное министерство, сосредоточив в себе управление и всестороннее обеспечение регулярных войск, стало истинным центральным органом военного управления, а для непосредственного управления в войсках были учреждены штабы корпусов и дивизий.

Таким образом, в начале XIX века в России было завершено создание полноценной регулярной армии, имеющей в своем составе регулярные рода войск и единый центральный орган военного управления.

ВОЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ.

(военная реформа 1862-1874 г.)

Военные реформы того периода были составной частью буржуазных реформ в России и проводились под непосредственным руководством военного министра Д. А. Милютина.

Цель этих реформ состояла в создании массовой армии, в ликвидации военной отсталости России, выявленной в Крымской войне 1853-1856 годов.

Основное содержание реформы:

    Замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью, создание обученного резерва запаса (к службе привлекались все мужчины по достижении 20-летнего возраста);

    Образование военно-окружной системы управления (13 округов: Петербургский, Финляндский, Виленский, Варшавский, Киевский, Одесский, Московский, Казанский, Кавказский, Туркестанский, Омский, Иркутский, Приамурский и особая военно-территориальная единица - составляющая область войска Донского);

    Введение нового "Положения о полевом управлении войсками в военное время";

    Перевооружение армии нарезным стрелковым оружием (приняты на вооружение однозарядная винтовка системы Бердана, а в 1891 году винтовка С. И. Мосина).

    Осуществлен переход от парусного к паровому броненосному флоту (107 боевых судов);

Реорганизация боевой подготовки войск (разработка и введение в войсках новых воинских уставов);

Реорганизация системы подготовки офицерских кадров: замена кадетских корпусов на военные гимназии, учреждение военных и юнкерских училищ; Военно-судебные реформы.

Аппарат Военного министерства сократился на тысячу человек, а количество входящих и исходящих документов с 1863 по 1872 г. сократились в 2 раза.

По разработанному новому « положению о полевом управлении армиями, корпусами и отрядами в военное время» была повышена роль штабов как органов управления, введена должность начальника штаба дивизии, в руках которого сосредоточилось все управление соединением, упрощена структура и функции полевых управлений и штабов, значительная часть работы была возложена на тыловые учреждения - военно-окружные управления. В то же время большая самостоятельность интендантских органов поставила войсковых начальников в зависимость от них и лишила возможности влиять на качество предметов снабжения.

Таким образом, в результате реформ была создана стройная система центрального и местного военного управления, повысившая оперативность управления войсками, устранившая излишнюю централизацию, влившая в « административный механизм новую жизненную силу, которая придала всем его действиям столь необходимые в военном управлении быстроту и энергию».

Повышение внимания к вооруженным силам в России привело к качественному улучшению системы военного управления, значительному повышению специализации управленческой деятельности и профессионализма командных кадров.

Эти меры способствовали усилению российской армии, поддерживали ее на уровне одной из наиболее боеспособных армий мира, что было подтверждено в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Однако, несмотря на прогрессивность в целом, реформы несли на себе печать незавершенности, непоследовательности. Их проведение в жизнь наталкивалось на сильное сопротивление со стороны противников реформ.

ВОЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ В 1905-1912 ГОДАХ

Преобразования 1905 - 1912 годов проводились по плану военного министра А. Ф. Редигера. Особенностью проведения тех реформ было то, что они осуществлялись в условиях полного расстройства всего народного хозяйства, вызванного, с одной стороны, русско-японской войной и подъемом революционного движения - с другой. Эти причины привели к двухэтапному проведению реформ. Первый этап проходил с 1905 по 1908 гг., второй с 1909 по 1912 гг.

Основное содержание реформ:

    усиление централизации военного управления (введена территориальная система комплектования);

    принят новый закон о воинской повинности;

    сокращены сроки службы, омоложен офицерский корпус;

    приняты новые программы для военных училищ;

    утверждены новые уставы (в которых обобщался опыт войн конца XIX - начала XX века).

    появились новые образцы артиллерийских орудий, создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия, усилены инженерные войска (в 1909-1910 годах на вооружение были приняты 122 и 152-мм гаубицы, 107-мм пушки), в полках формировались пулеметные команды по 8-пулеметов, внедрялось радио, в корпусах появились авиаотряды.

    с 1906 года началось восстановление Русского Военного Флота.

    улучшено материальное положение офицерского состава.

Все эти реформы существенно подняли боеспособность войск, хотя и не устранили многих недостатков, порожденных внутриполитическим состоянием Российской империи.

В 1914 году Россия имела самую многочисленную армию в мире - свыше 1,4 миллиона человек (в августе 1914 года, после мобилизации - 5 338 000). На ее вооружении находилось 7088 орудий, из них 240 тяжелых, 4157 пулеметов системы "Максим", 263 самолета, 4000 автомобилей. Вооруженные силы состояли из сухопутных войск и военно-морского флота. Сухопутные войска включали три рода войск: пехоту (70%), артиллерию (15 %), кавалерию (8%) и специальные войска (инженерные, связи, железнодорожные). После расформирования резервных и крепостных частей и реорганизации пехоты сухопутная армия стала иметь однородный состав. Высшим тактическим соединением стал армейский корпус из 2-3 пехотных дивизий (по 21 тыс. человек). Создавалась корпусная и полевая тяжелая артиллерия. В полках формировались пулеметные команды. В корпусах появились авиаотряды. В железнодорожных войсках вводились автомобильные роты. Сформированы радиотелеграфные роты. Высшим оперативным объединением явилась армия (3-5 корпусов), было создано управление групп армий - фронт.

Поступали на вооружение пулеметы системы Максима, рос автомобильный парк, в небольшом количестве имелись бронеавтомобили и самолеты.

Восстанавливалась морская мощь страны, в строй вошли новые корабли всех классов: линкоры типа « Севастополь», первоклассные эсминцы типа « Новик» подводные лодки типа « Барс», считавшиеся лучшими в мире, надводные заградители типа « Амур», первый в мире подводный заградитель « Краб» и тральщик « Минреп».

Первая мировая война изменила соотношение и роль родов войск. Основным родом войск оставалась пехота, но ее удельный вес уменьшился с 70% до 50% . Вместе с тем в 2-3 раза возросла огневая мощь за счет увеличения количества станковых пулеметов и поступления новых огневых средств: ручных пулеметов, минометов и т.д. Кавалерия утрачивала свою роль и сократилась в 2-3 раза.

Основным средством огневого поражения стала артиллерия. Росла ее дальнобойность, создавались новые виды боеприпасов - химические, дымовые, бронебойные. Появилась зенитная и противотанковая артиллерия. Значительно возросла роль и численность инженерных войск, войск связи.

Быстрое развитие получили новые рода войск - броневые силы и авиация. Основным оружием бронетанковых войск стал танк. В составе авиации появились разведывательная, истребительная, бомбардировочная и военно-морская, сведенные в эскадрильи. Создаются автомобильные и химические войска, зарождается войсковая противовоздушная оборона (ПВО).

Широкое применение в военно-морском флоте нашло минно-торпедное оружие, появились торпедные катера и самолеты-торпедоносцы. Мощным родом войск ВМФ стала морская авиация, в строй вошли прародители авианосцев - авиатранспорты, такие, как «Александр I» и «Николай II» с гидросамолетами.

Первая мировая война на практике усовершенствовала военную организацию и структуру вооруженных сил России, дав толчок к развитию новых родов войск и техническому переоснащению армии и флота. Но страну вновь ждали серьезные испытания.

СОЗДАНИЕ КРАСНОЙ, СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР.

Красная армия, создание которой началось еще в январе 1918 года, по своим целям и задачам принципиально отличалась от старой армии. Кроме того, 20-е годы были периодом начала нового витка в качественном развитии боевой техники и оружия.

Все это привело к тому, что к середине 20-х годов назрела острая необходимость военного реформирования Красной армии и РККФ. При этом учитывались как опыт Первой мировой и гражданской войн, так и потребности мирного времени. Реформу проводила комиссия во главе с MB. Фрунзе.

В реформе просматривались два этапа:

Первый 1921-1923 гг.

Второй 1924-1926 гг.

На первом этапе осуществлялось радикальное сокращение Вооруженных Сил. К концу Гражданской войны в рядах Красной Армии проходили службу граждане семнадцати призывных возрастов (1885 - 1901 гг. рождения), а её численность составляла 5,3 миллиона человек. К лету 1923 года кадровая армия была доведена до 562 тысяч человек (то есть, сокращена почти в 10 раз).

На втором этапе была принята смешанная система устройства Вооруженных Сил, позволяющая при меньших затратах иметь небольшую кадровую армию, способную при военной опасности быстро отмобилизовать воинов запаса и технику из народного хозяйства; проводилось широкое военное обучение трудящихся из числа военнообязанных;

упорядочена организационно-штатная структура РККА и РККФ, регламентирована система комплектования; был качественно обновлен командный состав; реформирована система снабжения; введена плановая система боевой подготовки; перестроена система политорганов и политической подготовки; созданы и введены новые уставы; начато техническое переоснащение Вооруженных Сил;

изменена система подготовки кадров (краткосрочные курсы были заменены 3-4 - годичными военными школами, создано 6 академий); введено единоначалие; усовершенствованы органы военного управления.

В результате проведения реформ Вооруженные Силы были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнями развития военной науки и техники.

Новый этап реформирования Красной Армии относится к середине 30-х годов:

введена новая система комплектования войск; перестройка органов высшего руководства обороной страны и непосредственно управления Вооруженными Силами (упразднен Совет Труда и Обороны, вместо него создан Комитет обороны при СНК СССР); приняты меры по укреплению социально-политической и материально-технической базы;

в 1939 г. вступил в силу Закон о всеобщей воинской обязанности, который определяет принципы и нормы строительства единых Вооруженных Сил страны, юридически закрепляя переход на кадровую систему устройства армии, были образованы 16 военных округов, 4 флота и 5 флотилий.

Военная реформа 60-х годов.

По существу была сведена к сокращению армии и "выбросу" лишних людей без всяких льгот и гарантий на 1200 тыс. человек.

Достижением того периода было очень быстрое техническое перевооружение всех видов войск, в том числе Войск ПВО страны.

В Войсках ПВО страны основными родами войск являлись: войска ракетно-космической обороны, зенитные ракетные войска, авиация ПВО, радиотехнические войска, а также специальные войска.

Сухопутные войска остались самым многочисленным видом Вооруженных Сил. Кавалерия полностью утратила свое значение. Пехота превратилась в мотострелковые войска, бронетанковые и механизированные войска переименованы в танковые. Артиллерия и ракетные войска составили главную огневую силу Сухопутных войск. Появились в их составе воздушно-десантные войска и войска ПВО. Продолжали развиваться специальные войска.

Военно-Воздушные Силы состояли из авиации Верховного главнокомандования (дальней и военно-транспортной), фронтовой и армейской авиации, специальных войск.

Военно-Морской Флот стал океанским, оснащенным ракетно-ядерным оружием. В составе флотов создавались соединения подводных лодок и морской авиации, совершенствовалась организационная структура надводных сил, береговых ракетно-артиллерийских войск, морской пехоты, войск береговой обороны, сил ПВО флота и специальных войск.

Принципиально новым направлением в строительстве вооруженных сил в 80-е г.г. стало создание и развитие военно-космических сил. В их состав вошли средства запуска, управления и орбитальные группировки космических аппаратов военного назначения. Они входили в состав специальных войск и предназначались для обеспечения боевой деятельности Вооруженных Сил.

Специальные войска также включали: разведывательные, инженерные, химические, связи, радиоэлектронной борьбы, воздухоплавательные, технического обеспечения, автомобильные, железнодорожные, дорожные и трубопроводные, охраны тыла, инженерно-аэродромные и авиационно-технические, поисково-спасательной службы, топографические, гидрографические, гидрометеорологические, военно-строительные и другие части организации.

Значительное внимание уделялось оснащению вооруженных сил техникой и вооружением, отвечавшем требованиям современной войны, как по количественным, так и по качественным параметрам.

1947-1950 г.г. серийное производство и массовое поступление в ВВС реактивной авиации.

1952 г. - войска ПВО оснащаются ракетно-зенитной техникой.

1955 г. - впервые запущена баллистическая ракета с подводной лодки.

1957 г. - в ВС СССР проведено первое тактическое учение с форсированием реки танками по дну.

1962 г. - атомная торпедная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила поход к северному полюсу.

Реформа 1987-1991 годов.

Задуманная и начатая в конце 80-х годов реформа не состоялась, точнее, была прервана. Но была проделана значительная работа и накоплен опыт выработки концепции, планирования, подготовки реформы и даже осуществления практических мер на некоторых ее направлениях.

Новая военно-политическая концепция предполагала:

    прекращение ядерных испытаний;

    ликвидацию ядерного и космического оружия;

    недопущение гонки вооружений в космосе;

    сохранение Договора по ПРО;

    снижение общих военных потенциалов США и СССР, ОВД и НАТО до уровня разумной достаточности;

    роспуск военно-политических блоков и сокращение военных бюджетов.

В ходе военной реформы предусматривалось решить комплекс задач направленных:

    на ограничение бюджетных военных расходов, на оборонное строительства в целом, на военное производство;

    на приведение состава, оргштатной структуры и оснащения Вооруженных Сил в соответствие с принципом разумной достаточности;

    на решение задач обороны стороны, боевой готовности войск и сил флота, их боевой подготовки с акцентом на качественные параметры;

    на всестороннюю и глубокую демократизацию уклада воинской жизни, на радикальное изменение к лучшему положения всех категорий военнослужащих и их семей.

Что было сделано:

Сокращены военные расходы;

    изменена структура Вооруженных Сил;

    сокращен, омоложен и обновлен центральный аппарат Министерства Обороны и высший командный состав Вооруженных Сил;

    начато осуществление комплексной системы мер по повышению качества учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях;

    разработана программа решения жилищной проблемы;

    принят Закон о пенсиях военнослужащих;

    упразднены политические структуры в армии и на флоте.

Распад СССР не привел к развалу Вооруженных Сил. Их структурные элементы сохранились, перейдя под юрисдикцию образовавшихся суверенных государств.

Уроки реформы:

    в подтверждении исторически закономерной связи преобразований в военной сфере с переменами в обществе в целом;

    в диалектическом единстве общего (военной реформы) и частного (реформы Вооруженных Сил), в уязвимости сведения военной реформы только лишь к реформированию ВС;

    необходимость соизмеримости реформаторских действий с реальными возможностями страны;

    военная реформа, особенно крупномасштабная, комплексное - это не только безотлагательные военно-реформаторские шаги, но и видение перспектив глубинных перемен в ближайшем и отдаленном будущем. Поэтому концепция военной реформы должна предусматривать поэтапность преобразований. Причём реформирование не должно сопровождаться снижением боеспособности войск;

    отношение к вопросу о субъекте реформы. Роль субъекта не может быть отдана только военному ведомству. Руководство реформой должно стать прерогативой представительной и исполнительной власти, которой органы военного ведомства подотчётны. Контроль и проверка исполнения с их стороны, максимально возможная гласность призваны благотворно повлиять на ход военных преобразований.

Военной реформой в России и других государствах называется значительное преобразование вооружённых сил и военной системы страны, которое проводится по решению высшего руководства. Основными побудительными мотивами для проведения военной реформы являются:

Новые политические задачи государства;

Появление новых видов вооружений;

Экономические соображения и др.

Проведение и основные моменты военной реформы юридически закрепляются на законодательном уровне.

Основными военными реформами в истории России являются:

1) Военная реформа Ивана Грозного в период его царствования (1462-1505), суть которой состояла в упорядочении системы комплектования войска и организации управления армией из единого центра. Благодаря реформе было создано постоянное стрелецкое войско и централизованная система снабжения, организована постоянная сторожевая служба на южных окраинах государства.

2) Военная реформа Петра I (1-я четверть XVIII века). Основными моментами реформы были: основание регулярной армии и флота, которые комплектовались на основе рекрутского набора; введение единой военной формы, создание воинских образовательных школ, введение устава службы и должности главнокомандующего, а также основание Генштаба. Благодаря петровской реформе, армия Российской империи стала самой передовой в мире на тот момент.

3) Военная реформа Александра II (1860-70 гг), проведённая военным министром Д.А. Милютиным. Суть и основные моменты: замена рекрутства на "призывную" систему комплектования, создание военных округов (15 на то время), перевооружение армии новыми видами вооружений (нарезное стрелковое оружие и артиллерия), замена военных школ на юнкерские училища и военные гимназии, изменение военно-судебной системы.

4) Военная реформа 1905-12 гг. последовала вслед за поражением России в войне с Японией. Суть реформы сводилась к увеличению роли центрального командования, введению территориальной системы комплектования; наряду с этим, уменьшены сроки службы. Значительные изменения коснулись артиллерии (новые виды орудий, образована тяжелая полевая артиллерия); увеличены нормы материального обеспечения.

5) Военная реформа времён Октябрьской революции и Гражданской войны. Цель реформы состояла в организации боеспособной Красной армии. Основные моменты: формирование по добровольному принципу, а начиная с апреля 1918 года - по принципу воинской повинности, отказ от системы выборов командиров. В мае 1918-го введена всеобщая воинская повинность.

6) Военная реформа 1937-39 гг. В соответствии с ней, увеличивается число военных комиссариатов и округов, вводится институт военкомов (до августа 1940 г), которых позже переименовали в заместителей командиров по политической части. Помимо этого были увеличены сроки службы и снизился призывной возраст, удлинён срок нахождения в запасе, повысилась ответственность за самовольные отлучки и дезертирство.

7) Военная реформа в России периода Великой Отечественной войны, вылившиеся в изменение организации командования и создание на фронтах оперативных соединений, корпусов и объединений. Объявлена тотальная мобилизация всех мужчин в возрасте от 19 до 55 лет; произошло усложнение структурной организации вооруженных сил, которая отныне включала в себя цепочку фронт - армия - корпус - дивизия - бригада - полк - батальон - рота - взвод - отделение; появление в 1942 г. Боевого устава пехоты, расширение роли военных трибуналов, создание Главного управления тыла, введение новых знаков различия и др.

8) Военная реформа в России в 90-х гг. была направлена на создание вооружённых сил России. В ходе реформы было остановлено снижение и началось постепенное повышение уровня боевой готовности, изменена система создания войсковых группировок, сформированы новые военные округа.

9) Современная военная реформа в России (начата в 2008 году) ставит своей целью проведение комплексных мероприятий для изменения структуры, численности и состава Вооружённых Сил. В настоящее время находится в стадии практической реализации.

Человек, который признают войну не только неизбежной, но полезной, а по тому желательной, - эти люди страшны, ужасны своей ненавистью и извращением

Л.Н. Толстой

Период правления Александра II – это грандиозные реформы в истории Российской империи. Проводя эти реформы, император пытался побороть отставание России от передовых стран мира. Одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам, была военная реформа Александра 2, которую подготовил военный министр Дмитрий Милютин. В данной статье предлагается обзор ключевых направлений военной реформы, а также ее основных результатов.

В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.

Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:

  • Необходимость нормализации затрат на армию, поскольку Россия тратит большие деньги на армию, которая является не достаточно боеспособной.
  • Наличие рекрутских наборов, из-за чего страдает качество военных российской армии.
  • Из предыдущего пункта вытекает следующая проблема: обучать рекрутов должны были офицеры запаса, из-за чего отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв».
  • Отсутствие учреждений военного образования, как результат около 70 процентов офицеров не имели военного образования!
  • Неразвитость сети государственных учреждений, которые осуществляют контроль за призывом, оснащение армии и т.д.
  • Большое количество армии, часть из которого находится без действия. Необходимо увеличить резервные войска, тем самым уменьшаться регулярные. В случае войны будет возможность в кратчайшие сроки призвать резерв.

Суть военной реформы

Несмотря на то, что в большинстве учебников начало военной реформы Александра 2 и Милютина записывают 1861 годом – это формальность. В этом году началась подготовка России к реформе, а непосредственно первые изменения прошли только в 1862 году и продолжались вплоть до начала 1880-х годов. Большинство изменений удалось воплотить в жизнь до 1874 года. Эта реформа коснулась всех сторон жизни военных: от самой сути армии (из рекрутского во всеобщую обязанность) до нового устава и униформы.

Для понимания сути военной реформы Милютина необходимо детально рассмотреть основные изменения в армии на основе классификации реформы, которую предлагают современные историки.

Организационные изменения

Еще в 1862 году для создания единой системы управления вооружеными силами Империи на территории Первой армии (западные губернии) были созданы три военных округа: Варшавский, Киевский и Виленский. До 1874 года по всей территории Империи было создано 15 военных округов. По положению об округах от 1864 года командующий военным округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями (принцип единоначалия). Вместе с тем военный министр реформировал и само министерство, уменьшив штаб на 327 офицеров, чем содействовал борьбу с бюрократизацией.

Далее с 1864 по 1869 года было проведено сокращение военных частей и перевод части офицеров и солдат в резерв. Тем самым, руководители реформ планировали уменьшить затраты на армию в мирное время, а в случае начала войны иметь большой резерв подготовленных военных. На его мобилизацию уходило до 50 дней, в то время как в начале века на это могли тратить более года.

Одно из главных изменений в ходе военной реформы Александра 2 произошло в 1874 году, когда была окончательно ликвидирована система рекрутского набора, а вместо нее вводилась всеобщая воинская обязанность для мужчин. Все мужчины в возрасте 20 лет должны были проходить военную службу, срок которой был равен 6-ти годам для сухопутных войск и 7-ми годам – на флоте. Призыву не подвергались: духовенство, сектанты, инородцы Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья и кормильцы в семье. В 1888 году призывной возраст изменили до 21 года. После того, как подданные проходили военную службу, большая часть из них пополняла запас. Срок запаса также был четко регламентирован: 9 лет для сухопутных войск и 3 года для флота.

Кроме того, были созданы Военный суд и Военная прокуратура.

Технологические нововведения

Военная реформа Александра 2 затронула не только изменения управления и системы набора. Армия Российской Империи серьезно отставала технически от лидирующих стран Европы. Именно поэтому Милютин предложил Александру 2 провести серьезную техническую модернизацию:

  • Гладкоствольное оружие заменено нарезным. Так, еще в 1865 году армия была вооружена капсульной винтовкой 1856 года выпуска. В 1868 году принимается на вооружение винтовка Бердана (меньший калибр). В результате, уже в войне 1877-1878 года с турками российская армия была полностью вооружена современным, на тот момент, огнестрельным оружием.
  • В 1860-1870 годах была полностью перевооружена артиллерия: приняты более легкие и с лучшей скоро- и дальнострельностью пушки, например пушка Барановского или картечница Гатлинга.
  • 1869 году был выпущен первый в истории России броненосец – «Петр Первый». Тем самым, началась замена парусников, которые были символом отсталости российского флота, на паровые судна.

По мнению историков, в этой сфере был допущен один небольшой пробел: драгуновские полки так и не получили огнестрельное оружие, хотя европейские аналоги этих частей имели пистолеты. Кроме того, артиллерийские войска существовали отдельно от пехоты, что могло негативно сказываться на их совместных действиях.

Реформа военного образования

Большое внимание в военной реформе Милютин уделял образовани. Была радикально реформирована система образования для военных:

  • Была создана система юнкерских училищ и военных академий.
  • Создавались профессиональные гимназии с военным уклоном, выпускники которых могли продолжить обучение в юнкерских училищах.

Таким образом, военный в России становился полноценной профессией, которого обучали перед тем, как использовать в военных целях. Кроме того, благодаря обучению офицерский состав имел возможность получать образование в теории, а не непосредственно на практике.

Введение новой униформы

На протяжении с 1862 по 1874 годами было подписано 62 приказа, которые касались изменений в униформе, в частности это касалось цвета, длины и формы отдельных элементов обмундирования. Эти действия вызвали большую критику, как общественности, так и самих военных, поскольку говорилось о слабой значимости данных мероприятий для самой армии. Вообще забавынй факт, но любая военная реформа в России сводится в том числе и к изменению унифоры (достаточно вспомнить события, которые происходили в современной России несоклько лет назад).

Результаты реформы


В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.

В конце материала хочу отметить, что основу современной армии заложила именно военная реформа Александра 2, которую курировал Милютин. Я говорю сейчас о принципах формирования подразделений, работы по мобилизации, организация министерств и ведомств и так далее. Впервые Россиия поулчила армию, которая могла глобально управляться самостоятельно и коллективно, без ожидания того, что в критический момент появится гений (Суворов, Кутузов) и поможет выправить положение дел в армии. Так, например, было в войне 1812 года, когда Александр 1 со своими советниками только и делал, что мешал армии воевать, а спас страну опальный генерал Кутузов. Теперь же структура армии менялась. Менялась в лучшую сторону. Именно поэтому историки и говорят, что военная реформа Милютина 1874 года – одно из важнейших преобразований в России Александра 2.

Изучение истории показывает, что военное дело в различные эпохи не было одинаковым. Оно совершенствовалось и развивалось вместе с изменением общественно- экономических условий, вместе с развитием производства. Новые социально- экономические и политические условия, складывавшиеся в том или ином государстве, порождали, прежде всего, новые принципы комплектования, методы воспитания и обучения войск, вели к созданию качественно новых армий. От немногочисленных дружин и ополчений, состоявших из пеших или конных воинов, вооруженных холодным оружием, армия пришла к современным массовым вооруженным силам, оснащенным многочисленной и разнообразной боевой техникой.

Армии раннефеодальных государств состояли из постоянных отрядов (дружин) крупных феодалов (князей) и народного ополчения, создаваемого на период войны. Постоянные отряды составляли опору феодальной власти. На период войны из них выделялся Командный состав для народного ополчения. Основу феодальных отрядов /дружин/ составляла конница. На Руси, в связи с необходимостью отражать, агрессию немецких рыцарей татаро-монгольских завоевателей, оставалась высокой роль народного ополчения, поэтому пехота постоянно составляла главные рода войск.

Новаторство в военное дело было внесено известными полководцами Александром Невским и Дмитрием Донским. Характерными чертами их военного искусства были всесторонняя оценка обстановки и тщательная подготовка к войне и бою, моральная подготовка народа и войск к борьбе с врагом, умелый выбор момента начала войны и направления главного удара, решительность и целеустремленность, стремление к внезапности и разгрому противника по частям.

С конца XV в. на Руси начинается активный процесс образования централизованных феодально-абсолютистских государств. Феодальное ополчение с его сепаратистскими тенденциями /стремление к отделению/, низкой дисциплиной и плохой организацией было ненадежной опорой великокняжеской власти в ее борьбе за создание централизованного государства

Со второй половины XV в. основной военной силой Русского централизованного государства становится поместное войско, создаваемое за счет мелкого и среднего дворянства, заинтересованного в сильной центральной власти. За свою службу в армии дворяне получали от государства земельные наделы /поместья/ и крепостных крестьян.



Поместная система позволила создать многочисленное войско. Кроме поместного дворянского войска в войнах участвовали отряды покоренных удельных князей, городское и сельское ополчение, а также казаки, несшие с XV в. службу на южных окраинах Русского государства.

Начало первым коренным военным реформам на Руси было положено Иваном Грозным. В середине XVI в. он дополнительно к дворянскому поместному войску /ополчению/ создал постоянное стрелецкое войско, которое комплектовалось из добровольцев, свободных /крепостных/ крестьян и горожан. За свою службу стрельцы получили от государства небольшие земельные участки, денежное жалование и право беспошлинной торговли. Жили они со своими семьями в стрелецких слободах, вблизи крупных городов, занимались ремеслом и торговлей, проходили боевую подготовку. Стрельцы в то время являлись лучшей, наиболее боеспособной частью русского феодального войска.

Появление в середине XVI в. в Русском государстве стрелецкой пехоты /стрелецких полков/ и общий рост количества огнестрельного оружия привели к дальнейшим изменениям в способах ведения боя. Глубина боевого порядка уменьшилась, а фронт увеличился. Таким образом, обеспечивалось одновременное участие в бою наибольшего количества огнестрельного оружия. Это явилось началом перехода к линейной тактике, отдельные элементы которой появились в русской армии во время Казанского похода 1552 г. При отражении атак татарской конницы русские стрельцы стихийно развертывались в линию и успешно отражали вражеские атаки.



Развитие военно-теоретической мысли в эпоху феодализма подготовило условия для разработки уставов, которые являлись отражением единства взглядов по вопросам вооружения, организации армии первым военным уставом, разработанным М.И.Воротынским /русский полководец, возглавлял Большой полк при штурме Казани/, был устав сторожевой и пограничной службы.

Таким образом, в эпоху феодализма на Руси произошли изменения в организации вооруженных сил; начался переход от ополчения к постоянной армии.

В армии зарождается новый род войск - артиллерия и новый вид обеспечения войск - инженерное. В организации феодальной армии ярко отразилось стремление к централизации управления и снабжения. Войска от само обеспечения перешли к централизованному государственному снабжению через систему складов.

Глубокое понимание задач, возникших перед Россией, проявил, став единоличным правителем, Петр Великий. Что собою представляли при Петре 1 военные реформы?

Русская армия до Петра 1 прошла долгий путь развития от феодального поместного ополчения к постоянной армии полков "нового строя". Однако в существовавшей организации сохранились многочисленные пережитки старого, не соответствовавшие новым условиям.

Организация армии не отвечала стоявшим перед Русским государством задачам. Необходимо было ликвидировать все отжившие и превратить постоянную армию в регулярную.

Реформы Петра явились крупным этапом развития не только русского искусства, но и европейского.

Петр 1 заложил основы для дальнейшего развития русской регулярной армии. Он почти на сто лет раньше, чем, в Западной Европе, установил новую, прогрессивную систему комплектования армии - принудительную воинскую повинность.

С первых лет Северной войны /1700 - 1721 г.г./ был введен рекрутский набор в армию и на флот, что обеспечило постоянное пополнение вооруженных сил и их рост.

К 1725 году в русской армии имелись 40 пехотных полков (до 70 тысяч человек), в том числе гвардейские - Преображенский и Семеновский, 33 кавалерийских /до 38 тыс. чел. /, артполк и инженерные войска, гарнизонные и ланд милиция /до 79 тыс. чел. / и регулярные войска /казаки, калмыки и др. /.

Служба в армии и на флоте была пожизненной. Офицерский корпус комплектовался в основном из дворян. Для подготовки офицеров были открыты военные учебные заведения / Навигацкая, Инженерная, Артиллерийская школы, Морская академия и др. /.

Петр 1 указом 1705 г. ограничил прием иностранных офицеров на службу в русскую армию. Порядок службы в армии и на флоте регулировался Воинским Уставом: /введен в 1716 г./ и Морским Уставом /1720г/.

Высшим организационным соединением в армии были дивизии, или генеральства. Дивизии включали в себя разное количество пехотных и кавалерийских полков в зависимости от стоящих перед дивизиями задач. Состав полков тоже был непостоянным.

Петр 1 принял на вооружение своей армии наиболее совершенное оружие того времени- ружье. Заслуга Петра заключается в том, что он раньше, чем кто-либо из его современников, понял значение ружья в условиях линейной тактики и смело ввел его на массовое вооружение армии.

Реорганизация центрального аппарата управления армии началось одновременно с созданием новой армии. Новой армии должна была соответствовать и новая, более централизованная, система управления.

С созданием новой армии было положено начало и основанию генерального штаба. В 1702 г, была централизована военно-судебная служба армии во главе с генерал-аудитором. Внесены были и существенные изменения в тактике.

Боевой порядок русской армии отличался простотой и давал возможность войскам маневрировать на поле боя.

В 1716 г. богатый опыт организации, управления, полевой и боевой службы войск был обобщен в Воинском уставе. Устав явился результатом длительного труда Петра и его сподвижников. В Уставе были изложены основы обучения и воспитания войск, полевая служба и тактика всех родов войск.

Петр 1 понимал, что недостаточно вооружить и обучить армию по-новому, а необходимо ее по-новому и воспитывать.

В своих уставах, многочисленных указах и обращениях к армии Петр 1 требовал от офицеров высоко держать честь своего воинского звания и быть во всем примером для солдат. Петр говорил, что авторитет офицера основывается на хорошем знании своего дела, заботе о солдатах, храбрости в бою и строгой дисциплине. Он неоднократно подчеркивал, что офицер должен не только иметь постоянное попечение об одежде и пище солдатской, но и справедливо относиться к солдату, памятуя, что солдат является основой силой армии.

Петр 1 настойчиво воспитывал своих военачальников, ободрял их при неудачах и награждал при успехах. Однако он требовал от них всегда энергичных и решительных действий.

Петр уделял большое внимание воспитанию солдат. Он стремился внушить солдатам, что они сражаются за Отечество.

В результате этих мероприятий по обучению и воспитанию войск русская армия стала регулярной армией.

Историческая заслуга Петра 1 состоит в том, что он изменил принципиальные основы формирования армии и поднял ее на высоту, недосягаемую для наемных армий Западной Европы.

В Отечественной войне 1812 года выдающийся русский полководец М.И. Кутузов противопоставил искусству Наполеона, рассчитывавшего на разгром, русской армии в одном сражении, искусство всенародной войны, войны на истощение и полный разгром врага, творческий учет национально освободительного характера войны, решительность, высокую активность, многообразие форм и методов решения задач войны и боя.

Важным этапом в истории военного строительства в России в XIX в. стала военная реформа 1860-1870 г.г., которая "осуществлялась под руководством военного министра Д. А. Милютина. Опыт се реализации ценен для нас, прежде всего тем, что данная реформа /как и сегодня/ проводилась с учетом кардинальных общегосударственных преобразований. И это закономерно, так как изменения социально-политических условий на каждой стадии исторического развития государства обусловливают и преобразования в военной сфере. Отмена крепостного права, развитие капиталистических отношений в России, обусловившие трансформацию национальных интересов, бурный научно-технический процесс, создали предпосылки для проведения крупномасштабных мероприятий по созданию массовой армии. Их основным содержанием стали введение всеобщей /всесословной/ воинской повинности, системы подготовки обученного резерва запаса, реорганизация боевой подготовки войск, их перевооружение на нарезное стрелковое оружие.

На протяжении первых восьми лет военному министерству удалось осуществить значительную часть намеченных им реформ в области организации армии и управления войсками. В области организации армии была создана такая система, которая позволяла в случае войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям. Эта система являлась шагом вперед по сравнению с существовавшей ранее организацией войск. Армия обладала определенным количеством находившихся в запасе обученных кадров, необходимых для ее развертывания во время войны. Однако и новая организация армии не обеспечивала должного развития вооруженных сил в свете быстрого роста армий главнейших европейских государств.

Поэтому и новая организация армии при сохранении старых принципов комплектования обладала лишь ограниченными возможностями.

Одним из важнейших вопросов военных преобразований явилось перевооружение армии. Весь период перевооружения армии условно подразделялся на два этапа: первый примерно до 1366 года, когда происходила замена гладкоствольного вооружения нарезным, заряжающимся с дула, и второй этап с 1366 года, характеризовавшийся введением нарезного, заряжающегося с казенной части, вооружения.

На протяжении 60-х годов были разработаны и изданы новые уставы. Основные положения боевой подготовки войск нашли свое наиболее полное выражение в учебнике тактики проф. Военной академии М.И.Драгомирова. Драгомиров выдвигал следующие три условия "рационального" обучения войск:

1. "Войска должно учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное".

2. Учить солдат боевому деду нужно в такой последовательности, чтобы они из самого хода обучения получали сразу ясное понятие о назначении как всего того, что им дается, так и о своем собственном.

3. Учить преимущественно примером, т.е. показывать, что и как делать, прибегая к изустным объяснениям только в случае "действительной необходимости".

Проблема подготовки офицерских кадров занимала значительное место в общем плане военных преобразований. Так, на базе офицерскими классов Михайловского артиллерийского и Николаевского инженерного училищ были созданы две военные академии: артиллерийская и инженерная. Существовавшая Военная академия была переименована в Николаевскую академию генерального штаба. На базе ряда кадетских корпусов были созданы военные училища, которые ежегодно могли выпускать свыше 400 офицеров.

Прежняя система управления в российском геостратегическом пространстве не могла обеспечить эффективное функционирование и жизнедеятельность армии.

Потребовались новые подходы. Была образована административно-территориальная военно-окружная система управления /15 округов/, что позволило упорядочить руководство войсками на обширной территории России, более качественно решать задачи управления переводом их с мирного на военное положение, подготовки резервов, накопления запасов материальных средств. Идея создания военных округов проверена временем, оправдала себя и остается актуальной.

Русско-турецкая война 1877-1878 годов явилась серьезной проверкой военных реформ, обнаружив ряд существенных недостатков, как в организации армии, так и в вооружении и обучении войск. Преобразования вооруженных сил России, носившие объективно буржуазный характер, встречали противодействие со стороны реакционных кругов, пытавшихся сохранить в неизменном виде феодальные порядки в армии.

Поражение России в русско-японской войне /1904-1905 годов/ потребовало проведения военной реформы, которая и была осуществлена в 1905-1912 годах. В ходе ее проведения удалось повысить профессиональный уровень и омолодить офицерский корпус, улучшить его материальное положение. Были приняты новые программы обучения для военных училищ и уставы для войск, сокращены сроки службы. Совершенствовалось качество вооружения - в первую очередь артиллерийского. Из всех ранее проведенных военных реформ впоследствии были извлечены опыт и соответствующие уроки при создании Красной Армии, а ныне и Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вопрос № 2: "Основное содержание военной реформы 1924-1925 гг."

По окончании гражданской войны 1918-1920 г.г. Красная Армия постепенно переводится на мирное положение, уменьшаются расходы на ее содержание, началась демобилизация старших возрастов. К концу 1924 года работа по переводу армии на мирное положение в основном была завершена. Численность Вооруженных Сил с 5,6 млн. сократилась до 526 тыс. человек, Однако в ходе затянувшейся демобилизации нарушилась твердая система прохождения военной службы, что привело к нарушению планомерной боевой подготовки. Кроме того, осуществление программы военного строительства, намеченных партией, осложнял ось антипартийной деятельность Троцкого, возглавлявшего в тот период Реввоенсовет СССР.

В целях быстрейшего устранения недостатков и укрепления Вооруженных Сил ЦК партии наметил мероприятия, практическое осуществление которых вошло в историю как военная реформа 1924-1925 гг.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА имела цель перестроить все стороны деятельности Красной Армии в соответствии с новыми условиями жизни советского государства и задачами мирного труда. Советского народа. Военная реформа предусматривала проведение следующих мероприятий:

1. "Организационная перестройка аппарата управления ".

Антипартийная деятельность Троцкого и его сторонников мешала укрепить Красную Армию и успешно провести военную реформу. Поэтому были приняты меры к полному очищению аппарата военного ведомства от троцкистов.

В январе 1925 года Троцкий был отстранен от занимаемой должности, а затем выведен из состава Реввоенсовета. Народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета был назначен М.В. Фрунзе. В результате проведенных мероприятий штатная численность центрального аппарата сократилась к концу 1924 года на 23%. Главное ее заключалось в том, что коренным образом менялись стиль и методы работы органов управления Вооруженных Сил.

2. "Принцип территориального и национального строительства и установление твердого порядка прохождения службы личным составом".

Одним из важнейших вопросов военной реформы было создание территориальных формирований. Многочисленная кадровая армия в тех условиях не могла обеспечить надежную оборону страны.

Необходимо было готовить обученные резервы без отрыва от производства. С этой целью в Красной Армии наряду с кадровыми создавались территориальные части и соединения.

Кадровые войска находились в приграничных военных округах и Военно-Морском флоте. Внутренние округа имели территориальные соединения, которые включали постоянный состав (командный), административно-хозяйственный, медицинский и переменный (рядовой) состав, проходивший краткосрочные сборы в течение пяти лет; технические войска, в том числе и внутренних округов, имели кадровый состав.

Важным мероприятием явилось принятие в 1925 году Закона "Об обязательной Военной службе", которым закреплялся классовый принцип комплектования войск и устанавливались сроки прохождения службы гражданами СССР. В кадровых частях сухопутных войск служба продол жалась 2 года, в авиации - 3 года, во флоте- 4 года. Действительная служба в территориальных формированиях слагалась из краткосрочных сборов в течение пяти лет. После окончания этой службы воины зачислялись в запас, где состояли до 40-летнего возраста.

3. "Мероприятия по изменению организационно-штатной структуры

частей и соединений".

Военной реформой была четко определена структура Вооруженных Сил. В их состав включались:

Сухопутные войска;

Военно-воздушные Силы;

Военно-Морской Флот. В октябре 1924 года были введены в действие

новые штаты сухопутных войск, которые устанавливали четкую единую организацию всех родов войск.

Высшим тактическим соединением: Сухопутных войск являлся стрелковый корпус. В его состав входили 3 дивизии, 2 артиллерийский дивизиона и другие подразделения.

Стрелковая дивизия была основным тактическим соединением. Она имела 3стрелковых и 1 артиллерийский полк, кавалерийский эскадрон и другие подразделения.

Вторым по численности родом войск была конница. Высшим соединением конницы являлся кавалерийский корпус, состоящий из 2-3 дивизий, артиллерийского дивизиона и подразделений обслуживания.

Реорганизации подвергались и другие рода войск Сухопутных войск.

В авиации создавались эскадрильи трех отрядного состава (18 самолетов). Военно-морские силы состояли из Балтийского и Черноморского флота, а также из ряда озерных и речных флотилий.

4. "Введение единоначалия в армии".

Большое значение для дальнейшего укрепления Вооруженных Сил имело единоначалие, введенное в марте 1925 года.

5. "Перестройка организации боевой подготовки и воспитания личного состава "

Большое внимание в ходе осуществления военной реформы уделялось боевой подготовке и воспитанию личного состава. Начиная с 1925 года начали издаваться новые уставы и наставления. Армия и флот получили временные уставы: дисциплинарный, внутренний и гарнизонной службы и различные руководства, отразившие первые достижения в разработке Советской военной теории.

В новых уставах и наставлениях современный бой рассматривался как общевойсковой бой, успех которого достигается во взаимодействии всех родов войск.

6. "Мероприятия по усилению партийно-политической работы "

В связи с перестройкой Вооруженных Сил был проведен ряд мероприятий по укреплению политаппарата и улучшению партийно-политической работы в армии и на флоте.

С целью повышения политической подготовки командного и политического состава в частях создавались полковые школы, организовывались курсы и были установлены систематические политзанятия.

В результате проведения военной реформы необходимо было добиться сохранения высокой мобилизационной готовности страны при минимальных материальных затратах.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве