Jtcase - портал о строительстве

Рихард Штраус (нем. Richard Strauss) - немецкий композитор эпохи позднего Романтизма, особенно прославился благодаря своим симфоническим поэмам и операм. Сочиненная им в 1896 году симфоническая поэма Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra) широко известна благодаря фильму Стенли Кубрика 2001: Космическая одиссея.

Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене (в то время Баварское Королевство, сейчас на территории Германии), отец - Франц Штраус, первый валторнист в Придворном оперном театре Мюнхена. В юности получил от своего отца широкое, хотя и консервативное музыкальное образование; свою первую музыкальную пьесу написал в возрасте 6 лет; с тех пор и до своей смерти, последовавшей почти 80 лет спустя почти непрерывно сочинял музыку.

Будучи ребенком, имел возможность посещать оркестровые репетиции Мюнхенского придворного оркестра, там же от ассистента дирижера получил частные уроки по теории музыки и оркестровке. В 1874 году Штраус впервые услышал оперы Рихарда Вагнера Лоэнгрин, Тангейзер и Зигфрид; влияние музыки Вагнера на стиль Штрауса могло стать определяющим, но поначалу его отец запрещал ему изучать Вагнера: лишь в возрасте 16 лет Штраус смог получить партитуру Тристана и Изольды. В действительности, в доме Штраусов музыка Рихарда Вагнера считалась музыкой низкого сорта. В дальнейшем в своей жизни Рихард Штраус писал и говорил о том, что он глубоко сожалеет об этом.

В 1882 году он поступил в Мюнхенский университет, где он изучал философию и историю-но не музыку-однако, год спустя он покинул его, чтобы отправиться в Берлин. Там он непродолжительное время учился, а затем получил пост ассистента дирижера при Гансе фон Бюлове, заменив его в Мюнхене, когда тот вышел в отставку 1885. Его композиции этого периода была весьма консервативными, в стиле Роберта Шумана или Феликса Мендельсона, верными стилю преподавания его отца. Его Концерт для валторны № 1 (1882-1883) типичен для этого периода, и тем не менее его по прежнему регулярно играют. Стиль Штрауса начинает заметно меняться, когда он встречает Александра Риттера, известного композитора и скрипача и мужа одной из племянниц Рихарда Вагнера. Именно Риттер убедил Штрауса отказаться от своего консервативного юношеского стиля и приступить к сочинению симфонических поэм; он также познакомил Штрауса с эссэ Рихарда Вагнера и сочинениями Шопенгауэра. Штраус собирался дирижировать одной из опер Риттера, а позднее Риттер написал поэму по мотивам симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Смерть и просветление» (Tod und Verklärung).

Симфонические поэмы
Благодаря увлечению симфоническими поэмами появилась первая из них, показавшая зрелое мастерство, симфоническая поэма Дон Жуан. Во время премьеры в 1889 году, половина публики аплодировала в то время как другая половина шикала. Штраус знал, что он обрел свой собственный музыкальный голос, заявив: «Теперь я утешаю себя сознанием того, что я нахожусь на сознательно выбранной дороге, всецело осознавая, что не существует художника, которого тысячи его современников не считали бы умалишенным.» Штраус написал ряд симфонических поэм, в том числе Смерть и просветление (1888-89), Веселые проделки Тиля Уленшпигеля (Till Eulenspiegels lustige Streiche, 1894-95), Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra, 1896, начальные фразы которой сегодня широко известны благодаря фильму Стенли Кубрика 2001: Космическая одиссея), Дон Кихот (1897), Жизнь героя (1897-98), Домашняя симфония (1902-03) и Альпийская симфония (1911-15).

Оперы
В конце XIX века Штраус обращается к опере. Его первые опыты в этом жанре Гунтрам в 1894 году и Погасшие огни (Feuersnot) в 1901 году провалились. В 1905 году он создает Саломею (по пьесе Оскара Уайльда), которая была встречена столь же пылко и неоднозначно, как в свое время Дон Жуан. На премьере в Метрополитен Опера в Нью-Йорке протесты публики были столь громкими, что опера была снята после первого же представления. Без сомнения, эти протесты в значительной степени определялись выбором темы, но отчасти негативный прием был связан с использованием Штраусом диссонансов, которые редко можно было услышать в опере того времени. В других оперных театрах эта опера пользовалась успехом, что позволило Рихарду Штраусу построить свой дом в Гармиш-Партенкирхене исключительно за счет доходов от представлений этой оперы.

Следующей оперой Штрауса была Электра, в которой Штраус еще интенсивнее использует диссонансы. С этой оперы начинается сотрудничество Штрауса с поэтом Гуго фон Гофмансталем. Их совместная работа над другими произведениями была долгой и плодотворной. Однако, в своих последующих операх Штраус более осторожен в использовании гармонического яызыка, поэтому такие сочинения, как Кавалер розы (1910) получают большой успех у публики. До 1940 года Штраус продолжать сочинять оперы с завидной регулярностью. Из-под его пера появляются Ариадна на Наксосе (1912), Женщина без тени (1918), Интермеццо (1923), Елена Египетская (1927) и Арабелла (1932), все в сотрудничестве с Гуго фон Гофмансталем; Молчаливая женщина (1934), либретто Стефана Цвейга; День мира (1936) и Дафна (1937) (либретто Йозефа Грегора и Цвейга); Любовь Данаи (1940) (в сотрудничестве с Грегором) и Каприччо (либретто Клеменса Крауса) (1941).

Последние годы
В 1948 году Штраус написал свое последнее сочинение, Четыре последние песни для сопрано и оркестра. Хотя песни Штраус писал в течение всей своей жизни, эти являются наиболее известными. В сравнении с сочинениями более молодых композиторов гармонический и мелодический язык Штрауса выглядел к тому моменту несколько устаревшим. Тем не менее, эти песни неизменно пользуются популярностью у слушателей и исполнителей. Сам Штраус заявил в 1947 году: «Может быть, я не являюсь первосортным композитором, но я - первоклассный второсортный композитор!»

На 86-м году жизни могучее здоровье Штрауса стало сдавать, появились приступы слабости, сердечные припадки. Временами наступала потеря сознания. Рихард Штраус умер 8 сентября 1949 года в Гармиш-Партенкирхене в Германии в возрасте 85 лет.

Рихард Штраус — композитор, чьи оперы и музыкальные поэмы покоряли эмоциональным откровением. Экспрессионизм (экспрессия) его произведений является острой реакцией на общество того времени.

Рихард Штраус. Биография композитора

Родины Рихарда уже не существует. В 1864 году Мюнхен был городом самостоятельного Королевства Бавария, затем влился в Германские земли. 11 июня в семье придворного музыканта Франса Штрауса родился сын. Отец служил в опере валторнистом отдаленно напоминающий спиральную трубу). Именно он был первым учителем музыки Рихарда. Занятия доставляли неподдельную радость обоим, это привело к тому, что уже в 6 лет мальчик владел нотной грамотой и инструментом. Кроме того, самостоятельно сочинил первую оперу и не прекращал писать до самой смерти.

Наука отца казалась юноше слишком консервативной, он искал другое выражение в музыке. В 1874 году Рихард Штраус впервые знакомится творчеством Вагнера, его бесконечно покоряет стиль и настроение опер. Но отец искренне считает эти произведения музыкой низшего сорта и запрещает сыну даже слушать их. Лишь достигнув совершеннолетия, Рихард начинает глубокое изучение партитуры «Тристана и Изольды». Тем временем, он посещает репетиции Придворного оркестра и получает уроки оркестровки и теории.

Стиль композитора

Музыка Штрауса - это поиск своего знаменитого стиля, который занял у Рихарда несколько лет. В 1882 году он поступает в институт философии и истории в Мюнхене, но оставляет через год обучение. Но именно там знакомится с Максом Шиллингсом. Двое молодых людей становятся такими близкими приятелями, что Штраус легко убеждает друга заняться любимой профессией всерьез. Благодаря этому Германия получает блестящего дирижера и композитора театральных постановок, а также педагога и автора оперы «Мона Лиза».

Сам Рихард Штраус отправляется в Берлин. Там получает пост дирижера и продолжает писать композиции в консервативном стиле своего отца. Показательным примером является его «Концерт для валторны №1». После 1883 года молодой Штраус знакомится с Александром Риттером. Дальний родственник Вагнера убеждает юношу, что его истинная музыка не может быть чьим-то повторением, что симфонические поэмы - это самый правильный путь для творчества композитора. С этого момента идет уверенное становление легкого и яркого стиля Штрауса.

Личная жизнь

Большое влияние на судьбу и творчество Рихарда Штрауса оказала его счастливая женитьба на Паулине Марии де Ане. Они познакомились в 1887 году в Мюнхене. Паулина только начинала свою сольную карьеру оперной певицы и брала уроки у композитора. Как протеже последовала за ним в Веймар. Блестяще дебютировала в 1890 году, в 1894 исполняла роль в опере своего учителя «Гунтрам». Венчание молодых состоялось 10 сентября в городе Марквартштайне.

Своенравный характер молодой жены Рихтер переносил стойко, оправдывая его свойством талантливой личности. По его некоторым высказываниям, дошедших до наших дней, после яростных ссор с Паулиной его посещает особо деятельная Муза вдохновения. Действительно, именно в период женитьбы Рихард Штраус создал свои лучшие произведения. Для своей супруги он написал несколько песен, после исполнения которых популярность певицы возросла.

Счастливая жизнь закончилась по причине нелепой ошибки. Однажды жене передали записку для мужа, когда тот гастролировал по Германии, от незнакомой женщины. На следующий же день Паулина подала на развод. Вернувшись домой, Рихард пытался объяснить эмоциональной актрисе, что он ни в чем не виноват, но та не захотела его слушать. До конца своих дней композитор имел романтические чувства к бывшей жене, не раз писал для нее музыку и больше ни с кем не встречался.

Творчество Штрауса

Композитор Рихард Штраус старался не поддаваться «политическим бурям» в стране, но как истинный творец впитывал настроение своего народа. Он прожил более 80 лет и застал три разных правительственных режима. Уникальность композитора — в удивительной работоспособности. Писать музыку он мог всегда и везде, не испытывая творческий «застоев» или кризисов. Его первое произведение «Гунтрам», созданное в 1893 году, — это музыкальная драма, выстроенная классически для первой пробы на зрителя.

Дальнейшее творчество композитора обладает таким многообразием жанров, что создается впечатление о работе разных авторах. «Из Италии» (1886 г., Рихард Штраус) - симфоническая поэма, написанная по впечатлениям путешествия. В 21 год молодой композитор посещает романтическую страну в течение месяца и настолько полон волнительных эмоций, что выплескивает их на нотную бумагу. У зрителя отношение к симфонии неоднозначное, но о композиторе начинают говорить и запоминают его имя.

«Дон Жуан» (1889 год)

В 25 лет Штраус достигает зрелого мастерства и завоевывает музыкальный мир этой сильной, яркой поэмой. Здесь чувствуется влияние и итальянского солнца, и влюбленности в свою ученицу де Ану. Посвящается поэма Людвигу Тюилле, с которым он учился в Мюнхене. Премьера состоялась 11 ноября, прошла безупречно и имела грандиозный успех.

«Дон Жуан» — это музыкальная история о безудержном влюбленном. Тема стремительных скрипок, жаждущих наслаждения, предшествует в феерическом вступлении, подобном фейерверку. Колокола и арфа рассказывают о самом волшебстве любви и нежности к женщине. Низкие звуки вартона и кларнета разговаривают нежным шепотом с тонким звучанием скрипок. Колокольчики в союзе с трубой наполняют душу бескрайним весельем. Кульминация пьесы - тремоло скрипок, и влюбленный вновь опустошен и одинок.

«Макбет» (1888-1890 гг.)

После «Дон Жуана» Рихард Штраус пишет оперу «Макбет». Эта симфония не произвела большого фурора и считается критиками перенасыщенной. Отец композитора дает этому произведению резкую оценку и в своих письмах просит доработать материал. По его словам, идея неплохая, но стоит выкинуть все инструментальные излишества. Именно перебор мешает зрителю понять автора и услышать то, что он хотел сказать.

Но все-таки многие находят в ней близкое настроение своему душевному состоянию. Отражение Шекспира, трагизм и печать злодеяния - досягаемые понятия напряжения воли. Это произведение о карьеризме и жажде наживы людьми, которые не остановятся даже перед преступлением.

«Смерть и просветление» (1888-1889 гг.)

Эта опера Рихарда Штрауса — тонкое восприятие законов мира и человеческой слабости. Она написана на рубеже смены правительственного строя и отражает страх современного общества перед переменами и неясностью будущего. Идея нищеты и смерти в поэме Рихарда поражает своей интеллектуальностью.

По сравнению с другими вещами автора эта симфония проигрывает в силе, иллюстративности и напоре. Но как отдельное произведение является высокохудожественной интересной оперой. Весь смысл в отсутствии душевного утешения перед неизбежным и страшным концом для человека, который высоко ценит свое существование.

«Веселые проделки» (1895 год)

«Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» Штраус посвятил своему другу Артуру Зайдлю. Они учились в одном университете в Мюнхене и сошлись на любви к творчеству Вагнера. Зайдль в свое время считался специалистом по работе и биографии композитора, которому всю жизнь подражал Рихард. Впоследствии Артур работал редактором центральных германских газет и с В. Клатте написал книгу о своем приятеле. «Характеристический очерк» является первой биографией и анализом музыкальной деятельности Р. Штрауса.

Поэма дебютировала в Кельне, ее исполнял Герцених-оркестр, дирижировал Ф. Вюльтерн. Продолжительность произведения всего 15 минут, но критики считают это вершиной таланта автора. В своей рецензии М. Кеннеди называет ее «остроумнейшей». Пьеса состоит из 27 эпизодов, которые раскладывают произведение на сюжет похождений легендарного героя Уленшпигеля от самого рождения до гибели.

«Так говорил Заратустра» (1896 год)

В создании этой поэмы снова принял участие друг композитора Артур Зайдль. По роду своей деятельности он с 1898 по 1999 год являлся сотрудником Архива Ницше. Именно он подарил Рихарду книгу известного мыслителя «Так говорил Заратустра». Штраус под впечатлением прочитанного пишет великолепную симфоническую поэму. 9 фрагментов имеют названия из глав книги. Автор сам дирижирует первое выступление в Франкфурте.

Критики в восторге от яркого примера немецкого романтизма, в котором некая «занудность» сотрудничает с бешеным деспотизмом. Музыка часто используется в современном мире и кинематографии. Например, в заставке передачи «Что? Где? Когда?» и в фильме «Космическая одиссея». Режиссер С. Кубрик взял фрагменты симфонии «Так говорил Заратустра» (Штраус) для представления неземного развития вселенной.

«Саломея» (1905 год)

Драма Рихарда написана по произведению Оскара Уайльда, которую писатель написал для Премьера ознаменовалась таким скандалом в Берлине, что это можно принять за небывалый успех пьесы. Эротика и чувствительность, эмоциональный Восток, аморальный образ Саломеи в контрасте с чистотой Крестителя — вот вдохновляющая иллюстративность для такого композитора как Рихард Штраус. «Саломея» писалась полтора года. В процессе работы переписывался характер главной героини. Вместо плоского и прямого монстра, охваченного животным желанием, появилась хрупкая девушка, которую охватывает трагическая страсть.

В пуританской Германии опера вызвала противоречивые отзывы критиков. Даже певцы отказывались исполнять роли в пьесе, называя ее безнравственной. Первая актриса, которой предложили роль Саломеи, гневно ответила Рихарду: «Я приличная женщина!». Но все-таки именно эта певица М. Виттих взяла на себя смелость первого выступления.

«Альпийская» (1915 год)

Последняя симфоническая поэма Еще в ранней юности Рихарда волновала идея создания музыки, которая звучит как восхождение в горы. Трижды он начинал произведение, но каждый раз нотные листы отправлялись растапливать камин. Только в 1914, после оперы «Женщина без тени», автор вновь берется за разработку этой идеи.

Премьера состоялась 18 февраля в Берлине, дирижировал автор. «Альпийская симфония» — одна из самых популярных вещей нашего времени. Это программная музыка, разбитая по смыслу на 22 части. Последним знаменательным концертом Рихарда считается именно эта поэма в исполнении Баварского Государственного оркестра в 1941 году.

Песни композитора

В течение своей жизни автор написал немало песен для сопрано, которым пела его любимая женщина. В 1948 создается «Четыре последние песни». На концертах это произведение поют в завершении. Рихард Штраус, песни которого всегда были наполнены жаждой жизни и позитивом, в последнем сочинении писал об усталости и предчувствии смерти. Ожидание конца звучит спокойно, с уверенностью человека, активно прожившего жизнь.

«В вечернем свете» — первая песня говорит о душевном спокойствии, написана на стихи И. Эйхендорфа. Далее идут «Весна» и «Засыпая». Заключительная «Сентябрь» — потрясающее проникновение осенним настроением и светлым дождем. Эти произведения на стихи Г. Гессе. Все композиции — уникальное сочетание музыки и текста. Атмосфера и стиль настолько сильны, что критики, признавая песни несколько устаревшими даже для 48 года, и сейчас воспринимают их как сильнейшее творение автора.

Автор и дирижер

Кроме вышеперечисленных симфонических опер, Рихард написал «Домашнюю симфонию» и «Дон Кихота», «Жизнь героя» и сюиту «Мещанин во дворянстве», а также несколько других успешных и не очень произведений. Кроме сочинения, Штраус — дирижер своей музыки и творчества других композиторов. Его репертуар — это оперы и симфонии авторов 18-20 веков.

Рихард Штраус — последний романтик своего времени — характеризовал свое творчество с юмором и простотой:

«Может быть, я не являюсь первосортным композитором, но я - первоклассный второсортный композитор!».

Рихард Штраус – один из крупнейших творцов в немецкой культуре конца XIX – первой половины XX века. Автор масштабных программных симфоний и опер, продолжатель традиций Листа и Вагнера, он подводит своего рода черту под эпохой европейского музыкального романтизма и приоткрывает завесу экспрессионизма и неоклассицизма.

Рихард Штраус – один из крупнейших творцов в немецкой культуре конца XIX – первой половины XX века. Автор масштабных программных симфоний и опер, продолжатель традиций Листа и Вагнера, он подводит своего рода черту под эпохой европейского музыкального романтизма и приоткрывает завесу экспрессионизма и неоклассицизма.

В этой личности сочеталось несколько дарований. И если сегодня Штраус больше известен как композитор, то современники знали его как выдающегося дирижера и прекрасного руководителя, который также успевал заниматься общественной деятельностью. Он возглавлял крупнейшие оперные театры Германии – притом порой это приходилось делать в условиях жесткой экономической ситуации, много и успешно гастролировал, в том числе в США, где его очень любили и платили сумасшедшие по европейским меркам гонорары. Штраус был одним из руководителей Зальцбургского фестиваля, стоял у истоков общества, защищающего права композиторов. Человек невероятного трудолюбия и выносливости, он был чрезвычайно уравновешен и всегда подчеркнуто-элегантен. Сегодня сложно поверить, что в его операх, написанных аккуратным почерком, могут властвовать нечеловеческие страсти. Ценитель и знаток живописи, высокосветский человек, примерный муж – все это подходит автору «Ариадны» и «Каприччио», но никак не связуется с «Саломеей» и «Электрой».

Штраус прожил долгую жизнь, на которой отразились ключевые события истории ХХ века. Он не менял гражданства, но до неузнаваемости менялась сама страна, которую он любил, перед культурой которой преклонялся. Когда ему было 50 и он уже являлся фигурой мирового масштаба, разразилась мучительная «окопная война»; в 60, когда в ранее процветающей Германии по талонам выдавали хлеб пополам с опилками, он руководил Венской оперой; в 70 столкнулся с гитлеровским режимом, в 81 год видел окончание Второй мировой войны.

При этом формирование Штрауса происходило в совершенно иной стране. Во второй половине XIX века Германия переживала политический и культурный подъем, и первая часть жизни композитора являет собой образец того, что сегодня называют «успешной карьерой», которая состоялась благодаря и окружению, и выдающемуся дарованию.

Он родился в семье первого валторниста Мюнхенского Придворного театра Франца Штрауса и дочери состоятельного пивовара Джозефины Пшор. Не зная ни нужды, ни расточительности, он рос в здоровой атмосфере баварской семьи и имел доступ к высочайшим культурным ценностям. К музыке Рихарда приобщил отец, один из лучших исполнителей своего времени, – будущий композитор видел спектакли Придворного театра, обучался теории, игре на фортепиано и скрипке (в дальнейшем он не раз выступал в качестве пианиста). Первую песню Рихард сочинил в возрасте шести лет, затем последовали пьесы для солирующих инструментов и камерных ансамблей, концерты, наконец, Первая симфония, которая прозвучала в исполнении любительского оркестра под руководством его отца. Штраусу повезло – начиная с ранней молодости, он имел возможность слышать свои сочинения. Его музыка отражала вкусы Франца Штрауса: будучи человеком консервативным, он ненавидел Вагнера, под управлением которого ему самому не раз приходилось играть, и старался, чтобы сын был воспитан на «высокой классике» в духе Моцарта и Мендельсона. Любовь к Моцарту Рихард Штраус пронес через всю жизнь.

Он прилежно и с удовольствием обучался в гимназии, в 18 лет поступил в Мюнхенский университет, где изучал несколько гуманитарных (не музыкальных) курсов, но спустя год оставил его и отправился в Берлин, чтобы там самостоятельно осваивать музыку. Консерваторского образования Штраус не получил, что никак не сказалось на его творчестве. Он посещает театры и заводит знакомства, с невероятной скоростью впитывая все новое, открывает для себя Брамса и Вагнера. Решающей в жизни молодого музыканта становится встреча с Гансом фон Бюловым – блестящим пианистом и выдающимся дирижером. Именно он впервые поставил 20-летнего Штрауса за дирижерский пульт – без репетиций, на концерте в родном Мюнхене, – он же много он сделал и для популяризации композиторского творчества молодого коллеги. «Рихардом Третьим» провидчески называл Бюлов Штрауса, имея ввиду, что первым был Вагнер, а второго после Вагнера, по мнению Бюлова, быть не могло. В 1885 году Бюлов, фактически на свой страх и риск, рекомендует Штрауса, не имеющего дирижерского опыта, герцогу Мейнингенскому: сначала он становится заместителем Бюлова – придворного музыкального директора, проходит школу мастерства, наблюдая за ним на концертах и репетициях, а затем сменяет его на этом посту. Интенсивная работа над собой и постоянное расширение кругозора очень скоро делают Штрауса заметной фигурой музыкальной жизни своей страны – как на дирижерском, так и на композиторском поприще. В Мейнингене он увлекся драмтеатром (труппа считалась одной из лучших в Германии), здесь же произошло судьбоносное знакомство со скрипачом Александром Риттером, боготворившим Вагнера, Шопенгауэра и грезившим немецкими легендами. Летом Штраус впервые посещает Италию, где на него производят огромное впечатление ландшафты и произведения искусства (пока молодой немец культурно обогащался, его несколько раз обокрали). Этой поездке мы обязаны, прежде всего, первой симфонической поэмой Штрауса – «Из Италии», которую он посвятил Бюлову. В то же время композитор побывал в Байрёйте, где познакомился с Козимой Вагнер, а осенью приступил к обязанностям третьего дирижера в оперном театре родного Мюнхена. В эти годы Штраус начинает гастролировать по Европе; встречает свою первую и единственную любовь, а в будущем, жену – певицу Паулину де Ана, дочь баварского генерала. Вдохновленный нежными чувствами, он создает свои первые песни – Штраус будет писать их на протяжении всей жизни, и даже не будь в его наследии других произведений, только песни могли бы обессмертить его имя. Все шло хорошо, но не складывались отношения с руководством Мюнхенского театра – молодому, прогрессивно мыслящему и амбициозному музыканту доставалась второсортная продукция, и поэтому, когда в 1889 году по рекомендации Бюлова ему предложили работу Веймарской опере, он согласился. Здесь он провел четыре плодотворных года, невероятно расширив репертуар труппы и превратив город в центр музыкальной жизни Германии. Затем Штраус возвращается в Мюнхен – руководство театра предложило ему более высокий пост и жалование. Окрыленный успехами композитор создает в последнее десятилетие уходящего века яркие, новаторские и сложные по музыкальному языку программные симфонические поэмы: «Дон Жуан», «Макбет», «Смерть и просветление», «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», «Так говорил Заратустра», «Дон Кихот», «Жизнь героя». Их премьеры становятся значительными событиями, а Штрауса сопровождают громкие триумфы. К примеру, по инициативе Оркестра Консертгебау и Виллема Менгельберга его имя было выгравировано золотыми буквами на стене концертного зала в окружении Вагнера и Листа (для этого стерли имя Гуно). Но с оперой ему везет меньше: первая, «Гунтрам», написана на собственное довольно сумбурное либретто по мотивам средневековых легенд и выигрывает только за счет музыки, которая хоть и не обходится без влияния Вагнера, но уже содержит зачатки будущих штраусовских свершений.

Под занавес уходящего века Штраусу поступают сразу два предложения – от Берлинской оперы (на пост первого придворного дирижера) и от Нью-Йоркского филармонического оркестра (на пост главного дирижера, с невиданным для европейца жалованием). Отдав предпочтение столице Германии и блеску двора, Штраус одновременно осуществляет музыкальное руководство Берлинским симфоническом оркестром и Берлинской филармонией, а позже – руководство Берлинской оперой; много сочиняет и гастролирует (в том числе по США, где он выступал перед Рузвельтом); занимается созданием Товарищества немецких композиторов (позже – могущественное Общество по защите авторских прав на исполнение и воспроизведение музыкальных произведений).

Первое десятилетие ХХ века ознаменовано бурным техническим и культурным развитием Европы (при одновременном вооружении Германии). В эти годы появляются знаменитые штраусовские оперы, которые обессмертили имя композитора и стали одними из вершин уходящей «Прекрасной эпохи». После оперы «Погасшие огни», которую вновь отличает красивая музыка и пересыщенное событиями либретто (на основе древней фламандской легенды), Штраус создает «Саломею» по Оскару Уайльду, «Электру», «Кавалер розы», «Ариадну на Наксосе». Случайно или нет, но большинство опер Штрауса было впервые поставлено в Дрездене (9 из 15) – поскольку композитор уже пользовался значительным авторитетом, он сам выбирал труппу для премьеры из выстроившихся в очередь театров. Самой «громкой» заявкой Штрауса в оперном жанре стала, конечно, «Саломея» – после премьеры слушатели запрыгивали на кресла, подбрасывали программки и кричали, в дальнейшем она была показана в 50 театрах. В это же время начинается долгое сотрудничество Штрауса с талантливым поэтом и писателем Гуго фон Гофмансталем, вплоть до его смерти в 1929-м, оставившей невосполнимую пустоту в жизни композитора. Этот великолепный союз дает миру шесть замечательных опер, литературные достоинства которых столь же высоки, сколь музыкальные. Уже первый совместный труд – «Электра», – хоть и был принят не так бурно, как «Саломея», оказался гораздо выше своей предшественницы, значительно повлияв на современную музыку и на становление экспрессионизма. Следующее произведение – «Кавалер розы» – наглядный пример того, насколько многообразны таланты авторов, способных после мрачных необузданных страстей «по Фрейду» и экзотической роскоши красок переключиться на лирическую комедию в моцартовском ключе. Успех «Кавалера розы» был колоссален – опера ставилась по всей Европе и за Атлантикой. Правда, за исключением Берлина – двор нашел этот музыкально-поэтический шедевр несколько фривольным. Впрочем, тут же появилась фирма, организовавшая спецпоезд из германской столицы к месту в партере. Последним предвоенным творением Штрауса и Гофмансталя стал гибрид драмтеатра и оперы – адаптированный «Мещанин во дворянстве» Мольера с включенной в него оперой «Ариадна на Наксосе». Увы, постановка была обречена на провал из-за своей протяженности и художественных предпочтений публики: любители драматических спектаклей не интересовал оперный жанр и наоборот. После переделки появились три замечательных произведения: пьеса «Мещанин во дворянстве» с музыкой Штрауса, полная юмора и обаяния одноименная оркестровая сюита и опера «Ариадна на Наксосе», которая по сей день является одной из самых репертуарных. В балетном жанре Штраус и Гофмансталь создают по заказу Сергея Дягилева «Легенду об Иосифе» – спектакль в постановке Михаила Фокина был успешно показан в Париже.

1914 год стал пограничным и в истории Европы, и в жизни Штрауса. 50-летие композитора празднуется повсюду, сопровождаясь многочисленными наградами и почестями. Через месяц начинается Первая мировая война, вслед за которой Германию постигает страшная инфляция и голод. Мир, сформировавший Штрауса как личность и как художника, более того – мир, который к своему полувековому юбилею знаменитый композитор уже формировал сам, – рушится. Моцарт, Брамс, Вагнер, немецкий романтизм, наконец, материальное благополучие – все это остается в прошлом. Спасаясь от настоящего, Штраус обращается в своих произведениях к легендам и воспоминаниям. Таковы роскошная большая опера «Женщина без тени» – бегство в мир иллюзий и психоанализа, или же большая симфония – «Альпийская». На собственные либретто он создает автобиографичную «бюргерскую комедию» «Интермеццо» и пересыщенный сладкими мелодиями балет «Взбитые сливки», по сюжету напоминающий второе действие «Щелкунчика» – его премьера состоялась в рамках празднования 60-летия Штрауса в Венской опере. В эти сложные годы музыканта приглашают на должность соруководителя театра, который достается ему в плачевном состоянии; также он принимает предложения стать президентом Общества зальцбургского Фестшпильхауза и одним из художественных руководителей Моцартовского фестиваля (среди которых был и Гофмансталь). В 20-е годы Штраус и Гофмансталь создают две оперы «в духе времени» – «Елену Египетскую» по греческим мифам, снабженную изрядной долей фрейдизма и мистицизма, и комедийную «Арабеллу» (своего рода попытка возродить «Кавалера розы»). Работу над последней прерывает смерть поэта и Штраусу требуется три долгих года, чтобы завершить оперу. Гофмансталь, который болезненно переживал события Первой мировой войны, уже не застал новую эпоху: перед премьерой «Арабеллы» к власти пришли национал-социалисты и руководство Дрезденской оперы, которому посвящена «Арабелла», уволили.

70-летнему Штраусу было суждено пережить еще один режим. В своих произведениях композитор продолжает погружаться в мир иллюзий. Одну оперу (комическая «Молчаливая женщина») он создает в соавторстве с талантливым либреттистом Стефаном Цвейгом. Однако сотрудничество закончилось, едва начавшись – Цвейг эмигрирует, спасаясь от преследований нацистами евреев, а переписка с ним приносит неприятности самому Штраусу. Либреттистом трех следующих опер («День мира», «Дафна» и «Любовь Данаи») становится Йозеф Грегор, большой поклонник творчества композитора, хороший историк театра, куратор Театральной библиотеки в Вене и довольно слабый автор.

Одна из загадок Штрауса – расцвет его таланта в 1940-е годы. Словно на «втором дыхании» появляются произведения в разных жанрах: опера «Каприччо» на либретто самого композитора и дирижера Клеменса Крауса (в последние годы они много работали вместе и вели переписку); Второй концерт для валторны – своего рода посвящение памяти отца; «Метаморфозы» для 23-х струнных инструментов – скорбь великого музыканта по разрушенным немецким культурным столицам и, наверное, шире, – скорбь об ушедшей «Прекрасной эпохе». В музыке этих произведений нет буйства эмоций и роскоши красок, здесь отметено все лишнее и наносное, композитор словно перестает прятать свое «Я» и приходит к гениальной простоте. В 1948-м году он пишет «Четыре последние песни» – глубоко-эмоциональное и вместе с тем просветленное «прощание», примирение с миром. Впрочем, Штраус никогда не был сентиментален и умирать не собирался, поэтому после «Четырех последних песен» взялся за комическую оперу «Тень осла». Достаточно активно для своего возраста он продолжал работать с оркестром – в возрасте 80 лет записал с Венским филармоническим почти все свои произведения. По окончании войны Рихард и Паулина Штраусы переехали в Швейцарию, а в 1947 композитор впервые в жизни сел на самолет, чтобы по приглашению Томаса Бичема дирижировать на посвященном ему лондонском фестивале. Позже, уже в Германии, он дирижировал на торжествах по случаю своего 85-летия, а через месяц – фрагментом из «Каприччо». Через два месяца Штрауса не стало. Паулина пережила его на восемь месяцев.

В 1919-24 гг. Рихард Штраус руководил Венской оперой, гастролировал по миру с Венским оркестром, участвовал в подготовке Зальцбургского фестиваля.

Родился 11.06.1864 г. в местечке Гармиш-Партенкирхен близ Мюнхена. Его отец и мать происходили из незнатных семейств, но обладали музыкальными и артистическими талантами. Они с раннего детства привили Рихарду любовь к музыке. Мать сама давала маленькому сыну уроки игры на фортепиано.

Уже в шесть лет Рихард попробовал писать музыку. К одиннадцати годам он изучил основы композиции и оркестровки. Ему довелось заниматься под руководством придворного дирижёра Ф.В. Мейера .

После пяти лет занятий с Мейером юный Рихард настолько преуспел в изучении музыкальных дисциплин, что поступать в консерваторию было излишним. Он сам сочинял произведения в различных жанрах. В 1881 году оркестр исполнил его первую симфонию. Вскоре произведения юного дарования услышали Вена, Дрезден, а позже – Нью-Йорк.

В 1882-83 гг. Рихард изучал в Мюнхенском университете историю искусств, философию и эстетику. В 1884 году он познакомился с Гансом фон Бюловом – руководителем придворного оркестра г. Мейнингена. Молодой Штраус получил предложение о сотрудничестве. Через год он стал заместителем Бюлова, а вскоре и руководителем оркестра. Так началась долгая карьера Штрауса-дирижера. В это время он подружился с молодым Малером и уже прославленным Иоганнесом Брамсом.

Музыкальный стиль Штрауса формировался под влиянием представителей немецкого романтизма: Мендельсона, Брамса, Вагнера, Шумана. Самобытность и оригинальность его музыки ярче всего видна на примере симфонической поэмы «Дон-Жуан».

В конце 80-х годов Штраус пишет целый ряд симфонических поэм. Открывает цикл фантазия «Из Италии». После неё в течение десяти лет было создано ещё семь произведений.

Летом 1887 года, на отдыхе, Рихард познакомился с будущей женой. была известной певицей. Её приглашали многие знаменитые театры того времени. В 1894 году молодые люди обручились. Это произошло в день премьеры «Гунтрама» – первой оперы Р. Штрауса. Вскоре состоялась свадьба.

Супруги счастливо прожили вместе всю жизнь. Своей жене Штраус посвящал множество произведений. Паулина продолжала концертную деятельность после замужества и нередко участвовала в гастролях мужа.

С 1898 года чета Штраусов поселилась в Берлине. Рихард принял пост дирижера Придворной оперы и проработал в этой должности двадцать лет. Он вновь пробовал вернуться к жанру оперы, но его произведение «Без огня» не вызвало интереса публики.

Композитор возвращается к жанру программной симфонической музыки. В 1903 году он пишет «Домашнюю Симфонию» (Symphonia domestica). Следующее десятилетие он вновь посвящает оперному жанру. В эти годы увидели свет его самые известные произведения: «Кавалер розы», «Саломея», «Электра», «Ариадна на Наксосе» . В 1915 году он пишет «Альпийскую симфонию» . Долгие годы после этого он не создаёт ни симфоний, ни опер.

Начиная с 1913 года прославленный дирижёр много гастролировал. Несколько раз он побывал в Санкт-Петербурге. Очередные гастроли были отменены с началом первой Мировой войны – произведения немецких авторов запретили исполнять в России.

В 1919-24 гг. Рихард Штраус руководил Венской оперой , гастролировал по миру с Венским оркестром , участвовал в подготовке Зальцбургского фестиваля . 1933 год стал переломным для Германии – к власти пришёл Адольф Гитлер. Многие известные деятели культуры стали жертвами политики нацистов. Штраус, наоборот, получил карт-бланш для творчества. Его назначили президентом Имперской музыкальной палаты. Пожилой композитор тщетно пытался критиковать политику правящей партии. Позже он просто отстранился от мрачной действительности, погрузившись в мир вечных ценностей искусства. За это время он написал лишь одно крупное произведение – симфонию «Скорбь по Мюнхену» .

Больше Штраус не создавал никаких произведений. С осени 1945 года он на четыре года уехал в Швейцарию. Весной 1949-го года Штраус вернулся в родную Баварию. На собственной вилле в Гармише он встретил 85-летие.

Престарелый Штраус стал слабеть, его мучили сердечные приступы. 08.09.1949 г. Рихард Штраус умер. Концерт памяти маэстро был организован в Венской филармонии через 10 дней после его кончины.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

немецкий композитор эпохи позднего романтизма, яркий представитель немецкого экспрессионизма

Краткая биография

(нем. Richard Strauss, 11 июня 1864, Мюнхен, Королевство Бавария - 8 сентября 1949, Гармиш-Партенкирхен, ФРГ) - немецкий композитор эпохи позднего романтизма, яркий представитель немецкого экспрессионизма, особенно прославился благодаря своим симфоническим поэмам и операм. Был также выдающимся дирижёром.

Рихард Штраус и Густав Малер вместе представляют собой образец стиля позднего немецкого романтизма после Рихарда Вагнера.

Ранние годы

Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене (в то время Королевство Бавария, сейчас - одна из земель Германии), отец - Франц Штраус, первый валторнист в Мюнхенской придворной опере. В юности получил от своего отца и его ближайших коллег широкое, хотя и консервативное музыкальное образование; свою первую музыкальную пьесу написал в возрасте 6 лет; с тех пор и до своей смерти, последовавшей почти 80 лет спустя, практически непрерывно сочинял музыку.

В 1868 г. начал заниматься на фортепиано под руководством арфиста и педагога Августа Томбо. С 1872 года занимался музыкой под руководством своего двоюродного дяди, скрипача Бенно Вальтера, которому в дальнейшем посвятил юношеский скрипичный концерт. В 1874 году Штраус впервые услышал оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», «Тангейзер» и «Зигфрид»; влияние музыки Вагнера на стиль Штрауса могло стать определяющим, но поначалу его отец запрещал ему изучать Вагнера: в доме Штраусов музыка Вагнера считалась музыкой низкого сорта, и лишь в возрасте 16 лет Штраус смог получить партитуру «Тристана и Изольды». В дальнейшем в своей жизни Рихард Штраус писал и говорил о том, что он глубоко сожалеет об этом. В отроческие годы посещал оркестровые репетиции в опере, в 1875-1880 гг. брал уроки теории музыки и оркестровки у второго дирижёра Фридриха Вильгельма Майера; среди его наставников был также пианист Йозеф Гирль.

В 1882 году Штраус поступил в Мюнхенский университет, где изучал философию и историю - но не музыку, - однако год спустя покинул университет, чтобы отправиться в Берлин. Во время учёбы он познакомился с Максом Шиллингсом и убедил последнего посвятить свою жизнь музыке.

В столице Германии он непродолжительное время учился, а затем получил пост ассистента дирижёра при Гансе фон Бюлове, заменив его в Мюнхене, когда тот вышел в отставку 1885. Его композиции этого периода была весьма консервативными, в стиле Роберта Шумана или Феликса Мендельсона, верными стилю преподавания его отца. Его Концерт для валторны № 1 (1882-1883) типичен для этого периода, и тем не менее его по-прежнему регулярно играют. Стиль Штрауса начинает заметно меняться, когда он встречает Александра Риттера, известного композитора и скрипача и мужа одной из племянниц Рихарда Вагнера. Именно Риттер убедил Штрауса отказаться от своего консервативного юношеского стиля и приступить к сочинению симфонических поэм; он также познакомил Штрауса с эссе Рихарда Вагнера и сочинениями Шопенгауэра . Штраус собирался дирижировать одной из опер Риттера, а позднее Риттер написал поэму по мотивам симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Смерть и просветление» (Tod und Verklärung).

Рихард Штраус женился на певице-сопрано Паулине Марии де Ана 10 сентября 1894 года. Она была известна своим властным и вспыльчивым характером, эксцентричностью и прямотой, но брак был счастливым - супруга стала для него большим источником вдохновения. На протяжении своей жизни, с ранних песен до последних, написанных в 1948 году «Четырёх последних песен», он всегда предпочитал сопрано любым другим голосам.

Симфонические поэмы

Благодаря увлечению симфоническими поэмами появилась первая из них, показавшая зрелое мастерство, - Дон Жуан . Во время премьеры в 1889 году половина публики аплодировала, в то время как другая половина шикала. Штраус знал, что он обрёл свой собственный музыкальный голос, заявив:

«Теперь я утешаю себя сознанием того, что я нахожусь на сознательно выбранной дороге, всецело осознавая, что не существует художника, которого тысячи его современников не считали бы умалишённым»

За «Дон Жуаном» последовали:

  • «Из Италии» (Aus Italien, 1886)
  • «Макбет» (Macbeth, 1888/1890)
  • «Смерть и просветление» (Tod und Verklärung, 1888-89)
  • «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля» (Till Eulenspiegels lustige Streiche, 1895)
  • «Так говорил Заратустра» (Also sprach Zarathustra, 1896)
  • «Дон Кихот» (Don Quixote, 1898)
  • «Жизнь героя» (Ein Heldenleben, 1899)
  • «Домашняя симфония» (Symphonia Domestica, 1904)
  • «Альпийская симфония» (Eine Alpensinfonie, 1915)

Среди других оркестровых сочинений Штрауса - сюита «Мещанин во дворянстве» (Le Bourgeois gentilhomme, 1917) и «Метаморфозы» для 23-х струнных (Metamorphosen, 1945).

Оперы

В конце XIX века Штраус обращается к опере. Его первые опыты в этом жанре Гунтрам в 1894 году и Погасшие огни (Feuersnot) в 1901 году провалились. В 1905 году он создаёт Саломею (по пьесе Оскара Уайльда), которая была встречена столь же пылко и неоднозначно, как в своё время Дон Жуан . На премьере в Метрополитен Опера в Нью-Йорке протесты публики были столь громкими, что опера была снята после первого же представления. Без сомнения, эти протесты в значительной степени определялись выбором темы, но отчасти негативный прием был связан с использованием Штраусом диссонансов, которые редко можно было услышать в опере того времени. В других оперных театрах эта опера пользовалась успехом, что позволило Рихарду Штраусу построить свой дом в Гармиш-Партенкирхене исключительно за счет доходов от представлений этой оперы.

Следующей оперой Штрауса была Электра , в которой Штраус ещё интенсивнее использует диссонансы. С этой оперы начинается сотрудничество Штрауса с поэтом Гуго фон Гофмансталем. Их совместная работа над другими произведениями была долгой и плодотворной. Однако, в своих последующих операх Штраус более осторожен в использовании гармонического языка, поэтому такие сочинения, как Кавалер розы (1910) получают большой успех у публики. До 1940 года Штраус продолжает сочинять оперы с завидной регулярностью. Из-под его пера появляются Ариадна на Наксосе (1912), Женщина без тени (1918), Интермеццо (1923), Елена Египетская (1927) и Арабелла (1932), все в сотрудничестве с Гуго фон Гофмансталем; Молчаливая женщина (1934), либретто Стефана Цвейга; День мира (1936) и Дафна (1937) (либретто Йозефа Грегора и Цвейга); Любовь Данаи (1940) (в сотрудничестве с Грегором) и Каприччио (либретто Клеменса Крауса) (1941).

Камерная музыка и сольные сочинения

В число сольных работ и камерных ансамблей Штрауса входят ранние сочинения для фортепиано, написанные в консервативном гармоническом стиле, многие из них утрачены; редко исполняемый «Струнный квартет» (соч. 2); знаменитая «Скрипичная соната ми-бемоль», которую он написал в 1887; небольшое число пьес позднего периода. После 1900 года он создаёт лишь шесть произведений для камерных ансамблей; четыре являются сюитами из его опер. Его последнее камерное сочинение, «Алегретто ми минор для скрипки и фортепиано» датировано 1940 годом.

Сочинения для солирующего инструмента и оркестра

Намного больше музыки Штраус писал для сольного инструмента (или инструментов) с оркестром. Наиболее известны два концерта для валторны с оркестром (№ 1 Ми-бемоль мажор, соч. 11 и № 2 Ми-бемоль мажор ), которые и поныне входят в репертуар большинства концертирующих валторнистов, концерт для скрипки, симфоническая поэма Дон Кихот для виолончели, альта и оркестра, а также написанный в поздние годы концерт для гобоя с оркестром (который был сочинён по просьбе американского солдата, которого он встретил после войны) и концертный дуэт для фагота и кларнета, который стал одной из его последних работ (1947). Штраус признавал, что в основе концертного дуэта лежит «внемузыкальный» сюжет, в котором кларнет представляет принцессу, а фагот - медведя, во время их танца медведь превращается в принца.

Штраус и национал-социализм

Существует значительное расхождение во мнениях относительно роли, которую Штраус играл в Германии после прихода к власти Нацистской партии. Некоторые источники указывают на его неизменную аполитичность и отсутствие какого-либо сотрудничества с нацистами. Другие указывают на то, что он был должностным лицом на государственной службе во времена Третьего рейха.

В ноябре 1933 года без каких-либо консультаций со Штраусом Геббельс назначает его на пост президента Имперской музыкальной палаты (Reichsmusikkammer) . Штраус решает сохранить за собой этот пост, но оставаться при этом аполитичным. Штрауса критикуют за наивность этого решения, но, возможно, это решение было наиболее благоразумным с учётом всех обстоятельств. Находясь на этом посту, он написал Олимпийский гимн для Олимпийских игр 1936 года и продирижировал им. Он также поддерживал отношения с некоторыми высокопоставленными нацистскими чинами. Очевидно его намерение защитить от преследований свою невестку Алису, которая была еврейкой. В 1935 году Штрауса вынудили уйти со своего поста президента Палаты после его отказа убрать из афиш оперы Молчаливая женщина имя либреттиста еврейского происхождения Стефана Цвейга , который был его другом. Он написал Цвейгу письмо со словами поддержки, с критикой нацистов. Это письмо было перехвачено гестапо.

Его решение написать День мира в 1938 году, одноактную оперу, в которой действие происходит в осаждённой крепости во времена Тридцатилетней войны - по сути, гимн миру и едва завуалированная критика Третьего рейха - в период, когда вся нация готовилась к войне, было чрезвычайно смелым поступком. С присущим ему противопоставлением свободы и рабства, войны и мира, света и тьмы, это сочинение считалось в большей степени связанным с Фиделио, нежели с любым из последних оперных сочинений Штрауса. Постановка была прервана в 1939 году в начале войны.

Когда его невестка Алиса была помещена в Гармише в 1938 году под домашний арест, Штраус использовал свои связи в Берлине, например, обратился к Интенданту Берлина Титьену Хайнцу, чтобы обеспечить её безопасность; кроме того, существуют также указания на то, что он пытался использовать своё официальное положение, чтобы защитить своих друзей и коллег-евреев. Штраус не оставил никаких дневников или комментариев, которые могли бы выявить его отношение к насаждаемому нацистами антисемитизму, поэтому о мотивации его действий того периода можно говорить лишь предположительно. Хотя большинство его действий в 1930-е годы находились посредине между очевидным конформизмом и диссидентством, с уверенностью можно говорить лишь об одном его диссидентском поступке в музыке - пацифистской драме День мира.

В 1942 Штраус перевёз свою семью обратно в Вену, где Алиса и её дети могли находиться под защитой Гауляйтера Вены Бальдура фон Шираха. Даже он был не в силах полностью защитить еврейских родственников Штрауса; в начале 1944, когда Штраус был в отъезде, Алиса и сын композитора были похищены гестапо и провели в тюрьме двое суток. Лишь своевременное личное вмешательство Штрауса помогло спасти их; он смог вывезти обоих в Гармиш, где они оставались, находясь под домашним арестом, до конца войны.

Позднее он был привлечён к суду по обвинению в связях и сотрудничестве с нацистами. Приговор был оправдательным.

Последние годы

В 1948 году Штраус написал своё последнее сочинение, «Четыре последние песни» для сопрано и оркестра. Хотя песни Штраус писал в течение всей своей жизни, эти являются наиболее известными. В сравнении с сочинениями более молодых композиторов гармонический и мелодический язык Штрауса выглядел к тому моменту несколько устаревшим. Тем не менее эти песни неизменно пользуются популярностью у слушателей и исполнителей. Сам Штраус заявил в 1947 году: «Может быть, я не являюсь первосортным композитором, но я - первоклассный второсортный композитор!»

На 86-м году жизни могучее здоровье Штрауса стало сдавать, появились приступы слабости, сердечные припадки. Временами наступала потеря сознания. Рихард Штраус скончался 8 сентября 1949 года в Гармиш-Партенкирхене в Германии в возрасте 85 лет.

Дирижёр

Рихард Штраус - выдающийся дирижёр. В его дирижёрском репертуаре были не только собственные сочинения, но и многочисленные оперные и симфонические партитуры XVIII - начала XX века.

Среди сохранившихся записей - собственные симфонические сочинения («Домашняя симфония», «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот», «Смерть и просветление», «Жизнь героя», «Японская праздничная музыка», сюита из «Мещанина во дворянстве» и др.), Пятая и Седьмая симфонии Л. ван Бетховена, три последние симфонии В. А. Моцарта. В то же время не было сделано ни одной полной оперной записи под управлением Рихарда Штрауса.

Есть также записи нескольких песен Штрауса с автором в качестве аккомпаниатора.

› Рихард Штраус



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве