Jtcase - портал о строительстве

Давайте для начала разберемся на чем же основан этот часто распространенный миф? Во-первых, все боятся смешения языков, во-вторых, всех пугают задержкой речи и возможными логопедическими проблемами, в-третьих, бытует мнение, что ребенок легче усвоит иностранный язык тогда, когда он уже усвоил родной. Так ли это на самом деле? Рассмотрим все это под «микроскопом».

Смешение языков

Гипотеза: если ребенок еще не разговаривает на родном языке, а его уже обучают иностранному, то он будет путать языки и заменять одни слова другими, а также переносить грамматические конструкции одного языка на другой.

Как на самом деле: Освоение любого языка я вижу как наращивание словарного запаса и грамматических конструкций, т.е. в голове формируется определенный набор речевых средств, которые помогают совершать коммуникацию в определенных ситуациях и называть верно определенны вещи. И заметьте, что не все конструкции, не все слова уместны для той или иной ситуации и с течением времени ребенок научается ими пользоваться. Вспомните, как ваш 2х летка в стандартных ситуациях зовет вас «мама», а когда хочет получить желаемое, растрогав вас: «мамочка». И это только самое начало. Вспомните сантехника, который через каждое слово вставляет крепкое словцо для связи слов. Он не может подобрать других синонимов, а возможно просто их не знает. Но вы же тоже знаете все эти слова, но не употребляете во всех ситуациях (хотя в определенном месте, в определенное время можете ими не побрезговать). Так и со вторым языком. Сначала ребенок экспериментирует, смешивает, заменяет более легкими и короткими словами более сложные и длинные, а потом научается их разделять. Грубо говоря - появляется синонимический ряд слов и грамматических конструкций, только не на одном языке, а на двух, которые ребенок начинает употреблять в зависимости от ситуации.

Как уменьшить риск: для того, чтобы смешение языков прошло быстро и безболезненно необходимо соблюдать простое правило: не поощрять, не провоцировать и развивать. Что это значит? Если в рамках одного предложения мама не смешивает языки в рамках одного предложения (например, «смотри, это cat») или ситуации (начали игру на английском, значит играем на английском и заканчиваем на английском), то и ребенок вскоре начнет их разделять. Все смешанные предложения повторять в новой правильной интерпретации. Например, ребенок во время игры говорит: «Cat хорошая», то маме следует исправить: «Yes, the cat is good» и наоборот. Также стоит постараться, чтобы оба языка развивались практически одинаково (если вы практикуете подход, когда мама разговаривает и на английском и на русском), чтобы у ребенка не возникало необходимости смешивать языки из-за отсутствия в его словарном запасе того или иного слова.

Задержка речи и логопедические проблемы

Гипотеза: если ребенок обучается второму языку, но еще не разговаривает на родном, то у него может быть задержка речи или логопедические проблемы.

Как на самом деле: Логопеды и неврологи очень любят стращать мам этими увещеваниями, ведь всегда проще все свалить на самое близкое: «А, вы языки учите, вот это у вас из-за этого». Никто не копает глубоко. А действительно ли второй язык сам стал причиной проблемы, а не другие сопутствующие условия? Так мне рассказывали про мальчика, с которым в семье общались только на родном бурятском языке, надеясь на то, что в садике он выучит русский погружением. В 2 года начинающий болтать на бурятскм языке счастливый карапуз был отправлен в русскоговорящий садик. И после этого замолчал на целый год. Просто замолчал и все. Виноват ли в этой ситуации второй язык? Думаю, что нет. Виноваты родители, которые посредством насильного погружения создали стрессовую ситуацию для ребенка. И таких сопутствующих факторов может быть множество.

А что с логопедическими проблемами? Я не логопед, но смею предположить, что проблемы в речи появляются из-за сложностей в артикуляции, которые происходят либо из-за незрелости речевого аппарата (это как в 2 года ребенок в принципе не способен произносить звук «р» как в русском, так и в английском), либо из-за непонимания ребенка как его (речевой аппарат) настроить. Именно для этого у логопедов есть всякие приспособления, которые им в этом помогают, а также речевая гимнастика и т.д. А теперь давайте подумаем: два языка, две разных фонетических структуры, а значит и два разных вида артикуляции при их произнесении. А не та ли это самая артикуляционная гимнастика, которая помогает органам речи развиваться и настраиваться? Я считаю, что это она и есть. А логопедические проблемы встречаются вне зависимости от количества языков. И никто не делал таких исследований, которые бы прямо пропорционально показывали зависимость изучения второго / третьего / … языка и задержки речи / логопедических проблем. Никто не сравнивал показатели таких проблем у билингвальных детей и монолингвальных. А значит со 100% уверенностью говорить о том, что задержка речи и логопедические проблемы чаще встречаются у детей-билингвов мы не можем.

Как уменьшить риск : Внимательно следите за речью ребенка и в случае калькирования английских звуков в русском или наоборот мягко поправляйте его показывая своим примером правильное произношение. Старайтесь более четко артикулировать, а если не уверены в своем произношении, то вместо мультиков отдайте предпочтение детским фильмам и передачам, в которых ребенок может увидеть артикуляцию. Уделяйте особое внимание именно развитию речи - побуждайте ребенка говорить! Задавайте простые вопросы, пробуждайте интерес. И помните, никто не застрахован от логопедических проблем и задержки речи - ни дети билингвы, ни дети монолингвы.

Когда родители принимают решение заниматься с ребенком иностранными языками, сразу возникает много сопутствующих вопросов. А сколько языков можно учить ребенку? Если изучать несколько языков, не повредят ли они друг другу? Через какой период времени после начала изучения одного языка, можно вводить второй, третий и т.д? Как правильно организовать такие занятия? Попробуем ответить на эти вопросы по порядку.

1. Сколько языков может изучать маленький ребенок?

Маленькие дети (особенно до 6 лет) могут изучить неограниченное множество языков. Известны факты, когда дети даже из беднейших семей, где родителям некогда с ними заниматься, в силу жизненных обстоятельств могли разговаривать даже на 12 языках. Причем на 4-5 языках они говорили свободно как на родных. Это может происходить в связи с тем, что ребенок живет в многоязычной среде, или родители регулярно в раннем детстве ребенка меняют свое место жительства. Поэтому ответ очевиден: маленький ребенок может освоить столько языков, сколько ему может дать среда, в которой он живет.
Если ребенок живет в двуязычной или многоязычной среде, то заниматься отдельно с ним нет необходимости (см. статью ). Он и сам «впитает» все эти языки. Ему не нужно сидеть за книжками и делать специальные упражнения, разные языки будут частью его повседневной жизни.
Но если Вы живете в одной и той же стране, и среди Ваших близких родственников и знакомых нет носителей других языков, то количество иностранных языков, которые может освоить ребенок, зависит в основном от его родителей. С таким ребенком придется заниматься иностранными языками, а для занятий с детьми языками от родителей требуется внутреннее желание, время для подготовки занятий, время для проведения занятий, фантазия и воображение, чтобы заинтересовать ребенка, а также знание языков родителями и их желание самим изучать иностранные языки (см. статью и ).
Поэтому не стоит гнаться за большим количеством иностранных языков. Максимально возможное количество, которое может позволить себе среднестатистическая семья, живущая в моноязычной среде, без ущерба остальным интересам родителей и ребенка, это 3-4 иностранных языка одновременно. Но конечно есть и уникальные семьи, которые могут позволить себе успешно изучать и большее количество языков. Главное, адекватно оценивайте свои возможности и возможности Вашего ребенка. А Ваши возможности ограниченны прежде всего временем.
Ведь помимо знаний языков у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы заниматься физической нагрузкой (бегать, прыгать, ползать), рисовать, лепить, петь, слушать музыку, учить песенки и стихи на родном языке, а также просто бездельничать. Перегрузка даже самими увлекательными занятиями может навредить ребенку. В этом случае даже возможны психические расстройства. Все хорошо в меру и для детей все должно быть в удовольствие.
Да и у самих родителей должно оставаться личное время, которое они могут посвятить себе и друг другу. С ребенком заниматься нужно, но не в ущерб интересам всей семьи.

2. Не навредит ли новый иностранный язык другому языку, который ребенок уже начал изучать?

Главный принцип изучения иностранных языков это регулярное повторение изученного материала. Если Вы начинаете с ребенком заниматься новым языком и совсем забрасываете старый, то, конечно, новый язык может сильно навредить уже полученным знаниям, а знания могут «выветриться». В лучшем случае язык перейдет из активного состояния в пассивное. Т.е. ребенок будет понимать, но говорить не сможет.
Поэтому несколькими иностранными языками нужно заниматься одновременно, а не последовательно. И занятия должны быть регулярными. Например, за завтраком вспомнили стишок или песенку на одном языке, после обеда провели занятие на 15 минут на другом языком, а перед сном почитали книжку на третьем языке. Последовательность может меняться от одной недели к другой. А продолжительность занятий зависит от возраста ребенка и от его заинтересованности.
Если подойти к вопросу изучения языков грамотно, то они не навредят друг другу, а скорее помогут. Похожие слова, ассоциации и аналогии помогут ребенку расширять словарный запас сразу на нескольких языках. Похожие грамматические структуры также ускорят процесс изучения. Подключение каждого следующего языка будет все более естественным для ребенка.

3. Через какой период времени после начала изучения одного языка, можно вводить следующий?

Вопросу, когда начинать изучать первый иностранный язык, посвящена статья .
После начала изучения первого иностранного языка до начала изучения следующего перерыв стоит сделать не меньше двух-трех месяцев. Чтобы ребенок понял принцип, чтобы знания немножко «осели». А вот третий, четвертый язык и последующие можно подключать тогда, когда у Вас есть такая возможность: есть время, есть идеи для интересных занятий, и есть материал для этих занятий. Никто лучше Вас не знает Вашего ребенка, Вы сами лучше всех сможете оценить, когда ребенок готов к следующему языку. И немаловажно, чтобы Вы сами были к этому готовы. Для родителей зачастую это даже больший труд, чем для их детей.

4. Как правильно организовать занятия с ребенком несколькими иностранными языками?

  1. Занятий каждым иностранным языком должны быть регулярными: желательно ежедневными. Важна не продолжительность занятий, а их регулярность. Каждый день по 5 минут на каждый язык полезнее, чем по часу на каждый раз в неделю.
  2. Желательно на каждом языке изначально учить ребенка понимать и говорить короткие фразы, а не учить отдельные слова. Иначе слова могут остаться просто пассивным набором в голове ребенка, он не сможет перевести их в активную речь.
  3. Идеальным вариантом является включение каждого языка в повседневную жизнь ребенка на короткие промежутки времени: почитать сказку или стишок на другом языке, поиграть в пальчиковую игру, убрать игрушки, умыться и почистить зубы, проговаривая все на иностранном языке, и т.д. Так ребенок будет видеть, как можно применять этот язык в жизни, а не просто называть на нем названия животных или цветов.
  4. Если Вы сами знаете более-менее все языки, которым собираетесь учить ребенка, то просто по чуть-чуть вводите его в его жизнь. Если Вы только собираетесь учить язык, то подбирайте для себя и ребенка актуальные теме и постепенно осваивайте грамматические структуры. Вы должны опережать ребенка в своих знания языка всего на одно занятие.
  5. Как только уровень знаний будет достаточным, обязательно читайте с ребенком книжки на этом языке, чтобы постоянно увеличивать словарный запас и закреплять грамматику (полезная статья )
  6. В самом начале изучения иностранных языков используйте ритуалы перехода на другой язык, чтобы подготовить ребенка к занятию (полезная статья )

Возможно Вам будут полезны наши уроки на 5 языках для детей до 2+ , которые рассчитаны на родителей с любом уровнем знаний иностранного языка. Вы можете найти их по этой

Занятия с ребенком несколькими иностранными языками принесут ему безусловную пользу. Количество языков зависит от наличия времени и желания у всех участвующих сторон. Важно, чтобы занятия иностранными языками приносили радость и ребенку, и его родителям.

Владение каким-либо иностранным языком по праву считается одним из важнейших современных навыков, который каждый любящий и ответственный родитель мечтает привить своим детям чуть ли не с рождения. Мы расспросили опытного лингвиста-преподавателя Юлию Куренную о том, как и когда наиболее правильно и эффективно начать обучение детей иностранному языку - чтобы освоение «не родной речи» приносило ребятишкам и родителям не только пользу, но и радость...

Подходить к процессу обучения детей иностранному языку нужно очень ответственно и
на каждом этапе взросления ребенка обращаться именно к тем методикам и
педагогам, которые действительно дадут результат, а не станут пустой тратой
времени и денег, как это нередко случается в реальности...

Занятия языком и знакомство с языком - две большие разницы!

Когда речь идет об обучении иностранному (чаще всего - английскому) языку именно детей, родители должны понимать принципиальную разницу между понятиями «занятия языком» и «знакомство с языком». По мнению многих современных преподавателей и репетиторов-лингвистов заниматься языком с детьми младше 5 лет практически не имеет смысла. Занятие, как таковое, подразумевает определённый уровень концентрации и последовательное выполнение заданий. А для маленьких деток это не только не интересно и затруднительно, но и может «аукнуться» в будущем – зачастую именно раннее обучение иностранным языком может отбить у ребенка желание и интерес к этому самому языку на годы вперед.

Юлия Куренная, профессиональный лингвист, преподаватель сервиса Puzzle English, куратор проекта «Метод Тичера», который позволяет выучить английский язык с нуля до продвинутого уровня в интерактивном режиме:

«Я поддерживаю мнение многих опытнейших педагогов и психологов о том, что серьезное полновесное обучение детей младшего возраста иностранному языку, по крайней мере, малоэффективно.

А вот знакомство с языком, напротив, можно начинать как можно раньше. Моему ребенку еще только месяц, но я уже включаю при нем передачи BBC и говорю на иностранном языке. Психологами доказано, что маленькие дети воспринимают все, что слышат вокруг себя, и впоследствии используют знакомые звукосочетания для построения речи, понимания слов. Таким образом, наличие речи на разных языках в раннем детстве поможет ребенку в будущем изучать английский или другие языки с большей легкостью и радостью».

Но не стоит переживать, если вашему малышу уже, скажем, года полтора-два, но в вашем доме до сих пор никогда не была слышна иностранная речь. До трех-четырех лет дети – как губка. И начать знакомство с языком в таком пассивном режиме можно в любое время. При этом не следует требовать от ребенка чего-либо конкретного – повторения, правильности фраз, произношения. Если ему хочется, пусть повторяет какие-то элементы слов и речи или даже просто отдельные звуки - все пойдет на пользу!

Одному - хорошо, но в компании - лучше

Очень хорошо, если вы можете отдать ребенка в ясли или детский сад, где предусмотрено знакомство с иностранным языком. В некоторых учреждениях дошкольного образования даже работают носители языка, и это весьма полезная практика для ребенка – когда он имеет возможность слышать иностранную речь в бытовых условиях, в течение дня.

И почему детские группы, в которых ребенок ежедневно слышит иностранную речь, предпочтительнее няни или родителя, который тоже может сутки напролет говорить при ребенке на иностранном языке? Дело в том, что малыши до 4-5 лет - это совершенно особое с точки зрения коммуникации «сообщество», в котором дети общаются друг с дружкой на «своем» специфическом языке. И крайне полезно для будущего успешного овладения иностранным языком, чтобы иностранная речь постепенно «приходила» в повседневную жизнь ребенка не только всегда со стороны взрослых, но и со стороны его сверстников. Ведь ни для кого не секрет, что дети, имеющие возможность ежедневно общаться в группе, учатся новым навыкам гораздо быстрее и охотнее друг у друга, нежели у взрослых. Достаточно сказать пару новых слов одному малышу, как к концу дня эти слова будет весело тараторить вся группа...

Серьезные занятия начинаются... с игры!

Начиная с 5 лет уже можно говорить о более-менее серьезных и системных занятиях по обучению детей иностранному языку. Но пока еще строиться они должны исключительно в игровом формате. И тут важно учитывать, что у растущих малышей очень велика физическая активность. Им нужно много двигаться и их усидчивость, как и способность к концентрации – пока еще минимальны.

Поэтому все занятия должны быть построены в форме подвижных игр. Дети могут вскакивать с места, что-то кричать, куда-то бежать. В наши дни существует огромное количество методик обучения маленьких детей иностранному языку, доступных сегодня для родителей с любым достатком и количеством свободного времени, но самый главный критерий при выборе того или иного метода занятий всегда один - малышу должно быть весело и интересно в процессе!

Для 5-летнего ребенка обучение иностранному языку должно быть увлекательной и веселой игрой. И только вы, как родитель, вправе считать, что это - еще и часть процесса обучения.

Первые серьезные языковые занятия с ребенком чуть старше 5 лет должны базироваться
на тех активностях, которые малыш предпочитает и любит. Если он любит красочные
книжки - используйте их в своих уроках, если же он "страстный коллекционер"
игрушек-зверушек - значит, именно, они станут вашими главными помощниками
во время уроков. А если ваш малыш с утра до вечера прыгает, бегает, крутиться
как юла - значит, в таком же ритме должны проходить и ваши занятия иностранным
языком. А кто сказал, что эффективное обучение возможно
только "за партой"? Отнюдь!

До 6 лет не должно быть и речи ни о какой зубрежке или планомерном заучивании элементов иностранного языка. В действительности, в этом возрасте ребятишкам и без того довольно легко запоминать полезные фразы и слова, если они узнают их в процессе игры. Попробуйте, например, практику веселой зарядки и упражнений с ребенком, когда команды даются только на иностранном (например, английском) языке: «Lay on the floor!», «Jump like a frog!» и так далее.

Если вы пригласили для занятий с ребенком педагога или репетитора, крайне важно, чтобы он был компетентный, понимал психологию детей соответствующего возраста, знал, как привлечь их внимание, но при этом очень четко чувствовал грань, за пределами которой обучение для малыша превращается в рутину и скучную обязанность. В идеале самые качественные преподаватели иностранного языка для взрослых и детей - это разные люди: репетитор, успешно работающий с детьми, никогда не занимается со взрослыми, и наоборот. Хотя бы потому, что это принципиально разные методики преподавания.

Если вы пригласили репетитора иностранного языка к ребенку младшего возраста, не стесняйтесь настаивать на своем присутствии на уроках, хотя бы первое время. Вы должны воочию убедиться, что ваш малыш получает не только знания, но и удовольствие от игрового процесса обучения.

Приложения - в помощь

Итак, примерно с 5 лет практика детского знакомства с иностранным языком начинает превращаться в пока еще игровые, но уже занятия. Имейте в виду – все, что ребенок впитывает в раннем детстве, останется с ним навсегда. Но только при условии, что накопленные им знания постепенно, пусть и неспеша, перерастают в более сложную практику – без перерыва! Но если вы прекратите «подачу» иностранного языка (в любом виде) хотя бы на полгода - велики шансы, что ребенок быстро утратит те «кусочки» иностранной речи, что он уже успел усвоить.

Продвигаться дальше в обучении или, как минимум, не забыть уже накопленные знания, вашему малышу могут помочь специальные интерактивные приложения. Например, в рамках онлайн-проекта по изучению английского языка Puzzle English существует программа «Метод Тичера», где малыши могут играючи, но при этом весьма успешно учить алфавит и некоторые другие базовые основы английского языка. Также в AppStore, GooglePlay или Яндекс.Маркете есть немало достойных приложений с возможностями обучения разнообразным иностранным языкам именно детей.

Помните: для детей 5-6 лет при изучении иностранного языка не должно существовать никакой письменности или грамматики. Еще слишком рано! Куда лучше и веселее учить песенки и танцы.

После 6 лет наступает прекрасное время для занятий иностранным языком в группе. Это может быть группа дошколят при лицее, в который вы будете поступать, или просто группа развития с хорошим педагогом. В таких группах есть возможность интегрировать изучение языка в совместный игровой процесс, такой как, например - постановка спектакля на иностранном языке, командные игры и квесты. Важно, чтобы дети продолжили играть, не обращая внимания на то, что они учат язык.

Грамматика

Время для настоящих лингвистических знаний наступает ближе к 7-8 годам. Как раз в этом возрасте дети начинают серьезно осваивать навыки письма и чтения на родном языке. Параллельно с этим уже можно начать учиться читать и писать и на иностранном языке тоже. Однако пока еще эти упражнения должны занимать не более 20 минут - то есть лишь малую часть от привычного игрового формата занятия.

Опытный преподаватель понимает, что детям в возрасте 7-8 лет уже интересны
многие страноведческие вещи - им любопытно узнать о дальних странах и о людях,
которые в них живут, о природных явлениях, о науке и технике и т.п. И это дает
возможность для более глубокого контекстного изучения языка.

«Для ребятишек в возрасте 7-8 лет при изучении иностранного, например английского, языка отлично подходит наша так называемая концепция «пазлов». Детям уже вполне можно давать задания на расстановку слов в приложении, складывая предложения из отдельных слов, как головоломку. Суть идеи заключается в том, что ученик слушает живую речь, смотрит видео-ролик или специальную анимацию, а после – складывает услышанное из исходных слов. То есть от ученика требуется расставить члены предложения в правильной синтаксической и смысловой последовательности, но в игровой форме. Для чего с успехом используются карточки со словами, магнитные доски или специализированные приложения».

Все по-взрослому

Когда ребенок достигает возраста 12-13 лет, увлекать его одними только играми уже поздно и малоэффективно. Если ранее ему был привит интерес и любовь к иностранному языку, выстроить адекватную модель обучения будет просто – в этом возрасте искренняя увлеченность иностранным языком и осознание уже достигнутых результатов заставляет детей с интересом браться за самые сложные лингвистические задания и с легкостью выполнять их.

Одним из наиболее эффективных сценариев программы обучения иностранному языку детей после 12 лет является пошаговая подготовка их к разного рода языковым экзаменам. Начинать можно с начального уровня - это не доставит подростку никакого дискомфорта и трудностей, зато получение соответствующих сертификатов или дипломов отлично «подстегнет» в нем желание двигаться к новым горизонтам в плане освоения иностранного языка...

Когда ребенок постепенно превращается в подростка - его темперамент и увлечения кардинально меняются. Кроме того, он переживает в жизни период, когда учеба становится одной из главных его обязанностью и делом. Соответственно, должна смениться и стратегия изучения иностранного языка. Крайне важно выбрать такого педагога, который поможет подростку активно продвигаться по пути изучения иностранного языка, а не заставит буксовать на этапах знакомства или игрового общения.

Итак, знакомить детей с иностранными языками можно даже в очень юном и нежном возрасте. Но выстраивать более серьезные и глубокие занятия необходимо исходя в первую очередь из степени взросления самого ребенка, из его темперамента и увлеченности. И при этом понимать, что для всякого детского возраста существуют свои эффективные программы, приемы и методики изучения иностранных языков.

Подбирать программы – от ознакомительных и игровых до творческих и классических занятий – лучше всего вместе с опытным педагогом. Или же - как вариант - использовать уже готовые интерактивные приложения, которые во многих аспектах могут отчасти заменить постоянное наличие преподавателя. Главное: не забывайте время от времени интересоваться у малыша, нравится ли ему изучать иностранный язык в предложенном вами формате, и по мере взросления ребенка старайтесь подстроить занятия под его текущие интересы.

Вы и оглянуться не успеете - и вот ваш малыш уже не просто подрос, но и научился свободно общаться на иностранном языке! А разве это не повод для родительской гордости?

Секрет в родителях-билингвах

Многие книги, посвященные проблеме обучения детей, зачастую фокусируются на том, как родителям-билингвам приучать ребенка не к доминирующему языку. Например, мама-испанка говорит с ним на испанском, а папа-немец - на немецком, при этом живут они в США. Таким образом, малыш выучит английский посредством окружающего его общества, испанский освоит при помощи мамы, а с немецким поможет папа. И вуаля! У родителей вырастет чадо, знающее три языка. Не одна книга описывает результат такого хода событий. К сожалению, не всегда очень просто вырастить настоящего трилингва, даже если вы сами знаете иностранные языки в совершенстве.

Что же делать людям, говорящим всего на одном языке и живущим в моноязычной среде?

Вот четыре основных вопроса, которые приходят на ум при изучении данной проблемы:

Стоит ли ему учить не доминирующий язык (Китайский, например), если в вашей стране говорят, например, только на русском?

Разберем каждый вопрос по порядку.

Как два русскоязычных родителя могут научить ребенка иностранному языку?

Для начала следует самим освоить язык. В отличие от игры на фортепиано или занятий по танцам, изучение иностранных языков требует некоторого участия родителей.

Не зная нотной грамоты, можно поощрять ребенка и вдохновлять его на уроки музыки, но чтобы выучить язык, необходимо общение. Есть история о том, как малыш заговорил на трех разных диалектах, которые передали ему садовник, няня и повар в Индии, хотя его родители знали только английский.

К сожалению, большинство из нас не имеет возможности окружить себя иностранными помощниками, поэтому самый дешевый и доступный способ - самим освоить язык и практиковать его, общаясь с малышом. Он будет расти, узнавать новые слова, которые и вам будут понятны.

Если вы можете обеспечить ребенку возможность контакта с носителями языка - это прекрасно. Если сами можете регулярно общаться с ним на иностранном языке - тоже неплохо. Если будете читать книги, включать мультики и музыку, это поможет развить чувство языка и беглость, но не сделает из вашего чада билингва.

Помните, что ключ к успеху - это общение! Без него малыш никогда не произнесет ни единого иностранного слова, сколько бы мультиков он не пересмотрел.

Сколько языков может освоить малыш?

Предел конечно же есть, однако, он заключается не в количестве языков, а в глубине понимания и масштабах словарного запаса. Именно понимание приходит раньше, чем навыки говорения.

У взрослых, как это ни печально, есть определенный лимит образования. Объяснить малышу на родном языке, что такое кошка, собака, луна или ложка - это не проблема, а вот что делать с математическими формулами, например? Как представить их на трех языках в таком виде, чтобы ребенок смог вникнуть в процесс?

Очень важно определиться с тем, какие языки у вас в приоритете. Какая от них будет польза? Исходя из принятого решения, вы сможете направлять учебный процесс в нужное русло. Возможно, какие-то языки будут освоены чисто на разговорно-бытовом уровне, что тоже неплохо.

Безусловно, хорошо, когда дети могут общаться с разными людьми со всего мира без проблем, но приходится иногда идти на компромиссы.

Стоит ли ребенку учить иностранный язык, если в вашей стране говорят, например, только на русском?

Ответ: однозначно стоит. При изучении иностранного языка у малыша также повышается уровень знаний и понимание родного языка. Он будет рассказывать о том, как у него прошел день, перескакивая с одного языка на другой, употребляя новые слова в нужном месте.

В каком возрасте начинать обучение?

Современные исследования показали, что начинать изучать иностранный язык можно и даже нужно в раннем и дошкольном возрасте. Дети лучше и быстрее усваивают информацию, развиваются, социализируются, осваивают математику, рисуют, пишут и т.д. Некоторые преподаватели утверждают, что два года обучения иностранному языку до школы гораздо эффективнее семи лет изучения в школе.

Что касается возраста, в котором пора начинать знакомство с языком, то тут мнения расходятся. Одни считают, что лучшее время - это период, когда ребенок более-менее знает родной язык: говорит, понимает, мыслит (около 5 лет). Другие же утверждают: чем раньше начать, тем лучше пойдет процесс, кроме того, малыш будет потом говорить без акцента.

Главное, не забывайте, что вы занимаетесь именно с ребенком. Не кричите на него, не ругайте. Уроки должны проходить в виде игры. Так вы добьетесь гораздо больших успехов.

Удачи в начинаниях!

Ставьте лайк, если статья вам понравилась!

Знание одного или даже 2-3 иностранных языков уже давно стало нормой для современного мира. Уже никого не удивишь, когда при найме на работу спрашивают, каким языком, кроме родного, владеет соискатель. Люди стали много путешествовать по миру, общаться через интернет. Все чаще искать информацию, используя источники, как на родном языке, так и на иностранных сайтах.

Достаточное количество людей уезжает в другие страны, чтобы работать. Никого не удивишь семьями, которые создаются представителями разных культур и национальностей. Необходимость изучать иностранный язык становится постоянной для большого количества людей.

Последние лет 20 в русскоязычной среде появилось понимание, что для успешного освоения иностранного языка его нужно учить как можно раньше. Стараясь обеспечить ребенку успешное будущее, молодые родители приступают к обучению ребенка до школы.

Насколько это обоснованное решение? Какое влияние это окажет на развитие ребенка? Не навредит ли ему слишком раннее научение иностранному языку? Такие вопросы все чаще интересует родителей. Решение об изучении иностранного языка принимают родители ребенка, поэтому важно понять, каким образом выстроить обучение, чтобы был результат и избежать негативных последствий.

Нужно ли обучать ребенка иностранному языку с дошкольного возраста

Вопрос необходимости изучения ребенком иностранного языка в дошкольном возрасте достаточно спорный. Он имеет своих сторонников и противников. Но окончательное решение, стоит ли изучать ребенку язык, принимают родители исходя из своего видения ситуации и необходимости такого обучения.

Для семей, которые живут в эмиграции или готовятся переехать в другую страну, где основным языком общения будет иностранный, изучение будет и оправданным, и необходимым. Такие семьи чаще всего готовят детей к смене места жительства. Находясь уже на территории иностранного государства, родители отдают ребенка в дошкольное учреждение, где малыш через непосредственное общение на иностранном языке постигает основы. Такие дети, если они попали в иноязычную среду до подросткового возраста, чаще всего начинают разговаривать на родном и иностранном быстро. Оба языка воспринимаются естественно и не вызывают затруднений. Такое познание двух и более языков принято называть билингвизмом.

Еще один вариант билингвизма формируется в семьях, где родители являются носителями двух языков. Постоянно общаясь на разных языках с малышом, формируют необходимую языковую базу ребенка. Он постигает их равномерно и воспринимает родными. Подобная ситуация создается при использовании помощи в воспитании няни-иностранки.

Другая ситуация складывается у детей, которые в жизни не сталкиваются постоянно с носителями иностранного языка. Если родители решат научить детей иностранному языку, то приходится прибегать к услугам репетиторов, курсов, школ. Возможен вариант, если родитель сам хорошо владеет языком, заниматься с ребенком самостоятельно. Вот тут и появляется вопрос о том, когда нужно приступать к обучению ребенка.

Можно найти большое количество исследований, которые говорят, в каком возрасте нужно приступить к изучению иностранного языка. Выводы большинства из них будут колебаться в возрастных рамках 1-6 лет. Почему такая большая разбежка? Она исходит из особенностей работы мозга ребенка в этом периоде и попытке исследователей предугадать возможные результаты.

Значение возраста в изучении иностранного языка

Когда ребенок рождается на свет, он ничего не знает об этом мире, не умеет разговаривать. Его проводниками в этот мир становятся слух, зрение и ощущения. Для того, чтобы ребенок мог через доступные ему каналы восприятия быстро и качественно изучить окружающее, его мозг работает на очень больших скоростях, позволяя изучать огромное количество информации и запоминать ее.

Еще в утробе матери ребенок слышит ее голос, тембр, мелодичность и усваивает то, что после рождения нужно будет учиться разговаривать. Появившись на свет, он начинает видеть каким образом окружающие его люди воспроизводят различные звуки, пытается повторять все услышанное.

Постепенно, благодаря высокой производительности и гибкости головного мозга в ранний период, ребенок учится говорить. В зависимости от того, на каком языке с ребенком разговаривали с рождения, формируется база его родного языка. Он запоминает грамматические и лексические конструкции, воспринимает логику языка и ощущает мелодичность и необходимость общения. В двуязычных семьях ребенок ощущает необходимость общаться на двух языках.

Вплоть до полового созревания мозг остается гибким и может в высокой степени поглощать информацию и усваивать языки. Но чем ближе переходный возраст, тем больше снижается активность головного мозга, и начинать изучение языка после 14 лет становится сложной задачей. Чем старше становится человек, тем все меньше возможностей получить знание быстро и качественно. Многие, кто сталкивался с необходимостью изучать иностранный язык, встречались с проблемами, которые возникают при попытке начать разговаривать. Новые слова уже не воспринимаются свободно, их нужно зубрить. Привычные для человека конструкции постоянно мешают говорить правильно на новом языке.

У детей дошкольного возраста таких проблем не возникает. Они просто играют и повторяют за взрослым новые варианты общения. С удовольствием смотрят мультики на неизвестном языке и понимают их смысл, пользуясь звуковой интуицией. Почему бы не воспользоваться этой возможностью и не обучить ребенка до того, как это станет сложным навыком?

Мнение специалистов физиологов и психологов

Развитие педагогики как науки позволило проводить исследования детей разного возраста и физиологи смогли прийти к выводу, что все дети до 10 лет могут изучать иностранные языки. Это обусловлено тем, что с рождения они обладают способностью к звукоподражанию и повышенным интересом к происходящему вокруг.

Мозг ребенка намного эластичнее и восприимчивие к познанию различных форм языкового общения и без усилий может постигать большое количество различной информации на одинаковом уровне. Ребенок не подвержен поиску штампов при разговоре, ему не нужно опираться на знание слова в родном языке, чтобы понять суть разговора.

Дети в раннем возрасте легко и непринужденно впитывают звуковые конструкции. Если сравнить сложность в изучении языка ребенком до 7 лет и 14-18 лет, то заметна разница в восприятии материала и качестве воспроизведения слов и звуков.

После завершения полового созревания активность мозга снижается, и человек вынужден учить язык через заучивание грамматики и отдельных слов. Для маленьких детей грамматика не существенна. Они копируют звуки запоминают алгоритм речи.

Психологи высказываются в большинстве случаев положительно. Исследования показывают, что изучение второго языка ребенком до 7 лет проходит на одном уровне с родным. При этом если родители уделяют достаточное внимание качеству усвоенной информации, то возможные проблемы решаются.

Кроме очевидной пользы от знания ребенком иностранного выявлены следующие изменения, происходящие благодаря работе над вторым языком:

  • дети становятся более свободными и креативными;
  • развивают гибкость речи и внимание;
  • лучше понимают логические операции;
  • совершенствуется образное мышление;
  • развивается память;
  • расширяется кругозор;
  • благодаря использованию новых звуков в речи увеличивается
    количество артикуляционных упражнений, что улучшает четкость и
    чистота речи.

Особенностью детей до 7 лет является то, что они не боятся сказать или сделать неправильно. Они с удовольствием используют новые конструкции и через исправление неправильных вариантов интуитивно понимают логику языка.

Аргументы противников

Учитывая все положительные моменты, которые есть у раннего изучения иностранного языка, нельзя не принять во внимание мнение противников этого подхода. Среди них есть и специалисты логопеды и преподаватели. Некоторые психологи говорят, что обучение без тщательного анализа и использования проверенной методики может нанести вред ребенку. Что волнует и останавливает этих людей?

Давайте разберем подробно какие аргументы они приводят:

1. Основным критерием для противников иностранного языка является мнение, что большинство родителей начинают обучать детей до того, как они хорошо овладеваю родной речью. Внедрение методик изучения второго языка при наличии логопедических проблем может привести к дисграфии. Возможные проблемы с грамотностью ребенка в родном языке могут повлечь за собою необходимость сложной работы по их устранению. Логопеды советуют не начинать обучение, если родители не уверены в собственных силах или есть явные проблемы с речью.

Что делать, если есть желание обучить ребенка, но возникают сомнения? Обратитесь к специалисту логопеду, он сможет оценить возможные проблемы в речи ребенка. Если вы сомневаетесь в собственных силах, то воспользуйтесь предложениями от языковых школ.

2. Еще один из аргументов противников раннего обучения высказывают психологи и педагоги. Опасаясь того, что родители, загружая ребенка до 7 лет большим количеством образовательных программ, лишают его детства. Доказано, что в дошкольном возрасте у малыша должно быть большое количество времени для самостоятельных занятий. Это помогает закреплять огромный массив полученных знаний и сохранять психологическое равновесие.

Стремление родителей охватить большое количество навыков, в том числе и иностранного языка, вынуждает их создавать плотный график занятий и вытеснять свободное время. Чрезмерная перегрузка ребенка приводит к различным осложнениям и часто вызывает негативное отношение к учебе. В качестве компенсации противники раннего изучения иностранного языка приводят примеры различных программ и курсов, которые позволяют изучать язык позже.

Что делать, чтобы ребенок сохранил стремление к учебе? Не стоит чрезмерно нагружать. Соблюдайте режим комфортного обучения. Для детей до 3 лет занятие не должно превышать 10 минут. Для 4-5 лет – 20 минут. Дети 5-7 лет могут заниматься 30 минут. Прекращайте занятие если видите, что ребенок устал. После каждого образовательного блока давайте ребенку поиграть

3. Ребенка обучают иностранному языку в детском саду и школе. Противники раннего изучения иностранного языка говорят, что программы государственных и частных учреждений достаточно, и не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями дома. Сложно сказать, насколько воспитатель в детском саду справится с задачей привить ребенку любовь к иностранному языку. Насколько качественно будет вести занятия. Ведь его задача не состоит в том, чтобы научить ребенка разговаривать, она заключена в воспитании и подготовке к школе, которая не содержит требований к знанию второго языка.

Не лучше ситуация и в школе. В лучшем случае, ребенок будет изучать иностранный язык 4 раза в неделю и вероятнее всего только с 5 класса. Если занятия будут введены в 1 классе, то тут встает тот же вопрос о профессиональности и возможностях качественно обучить ребенка. Получается, что будет утеряно самое плодотворное время и ребенку будет нужно изучать язык, руководствуясь только своей силой воли и наличием свободного времени.

Учитывая все за и против, прежде чем начинать обучение иностранному языку, стоит провести некоторые мероприятия.

Как избежать негативных последствий

  1. Оценить сможете ли вы обеспечить ребенку качественное изучение языка. При самостоятельном обучении нужно отлично владеть языком. Прежде чем приступить к занятиям, возможно, стоит обновить собственные знания.
  2. Сможете ли заниматься с ребенком регулярно? Для качественного изучения языка важно постоянно его тренировать и закреплять. Ведь все знания, которые не используются, со временем утрачиваются.
  3. Оценить логопедические особенности ребенка. Достаточный ли у него словарный запас. Проверьте, нет ли у ребенка сложностей в родном языке. Возможно он путает буквы или не выговаривает «р». Есть ли затруднения в произношении парных звуков или другие особенности речи. Прежде чем начинать обучение ребенка, у которого присутствуют некоторые особенности при общении на родном языке, важно обратиться к специалисту и исправить выявленные проблемы.
  4. Нужно оценить какая форма обучения подходит вашему ребенку. Если он общителен, то возможно ему не подойдет индивидуальный подход, а нужно подобрать вариант занятий в группе. Для детей застенчивых и скрытных лучше выбирать домашнее или индивидуальное обучение.
  5. Если вы решили обучать ребенка при помощи языковых курсов или репетитора, то оцените ваши материальные возможности и проведите работу по подбору хорошей школы.
  6. До начала изучения иностранного языка родители должны ответить себе на важные вопросы, которые позволят определить ваши действия. Какова цель обучения ребенка? Что вы хотите получить в результате этого обучения? Это может быть подготовка к специализированной школе, желание чтобы ребенок свободно говорил на выбранном языке и многое другое.
  7. Оцените готов ли ребенок к изучению языка. Будет ли ему интересно или он больше склонен к другим вариантам времяпровождения.
  8. Подумайте, сможете ли вы обеспечить ребенка языковой средой. Одним из важных критериев в успешном освоении языка является практика не только на занятиях, но и в обычной жизни. Дети, которые кроме занятий могут общаться с родителями, используя новый навык, лучше запоминают и закрепляют владение языком. При этом важно, что бы родители разговаривали с ребенком на правильном иностранном языке или пользовались в обычной жизни мультимедийными средствами закрепления знания. Можно предложить послушать музыку или посмотреть мультфильм без перевода.
  9. Если с ребенком будет заниматься няня или приглашенный репетитор, то нужно уточнить у него, насколько он опытен в работе с детьми маленького возраста, также попросите оценить уровень родной речи малыша. Дополнительная проверка специалиста поможет избежать возможных проблем.

Какой возраст считается оптимальным для начала занятий

Если ребенок не растет в двуязычной среде и вы не собираетесь уезжать жить за границу, то нет начинать обучение очень рано. Исключением являются родители, которые используют в воспитании методики сверхраннего развития. Они начинают изучение языка согласно рекомендациям выбранного направления. Например, методика Глена Домана предлагает изучать иностранный язык с рождения, а дети, обучающиеся в школах Монтессори, приступают к занятиям около 3 лет.

В большинстве работ по изучению факторов и последствий раннего изучения иностранного языка специалисты сходятся во мнении, что наиболее благоприятным возрастом для начала занятий будет 4-5 лет. Но стоит учитывать тот факт, что начинать обучение 4 летнего ребенка лучше ближе ко второму полугодию.

Какие возрастные особенности влияют на выбор в пользу 4-5 лет?

  • К этому возрасту малыш уже осваивает родной язык на достаточном уровне и при отсутствии речевых проблем может с легкостью начать познавать второй язык. Именно к 4 годам проявляются основные логопедические особенности языка и появляется возможность их вовремя скорректировать;
  • возможности головного мозга ребенка в этом возрасте находятся на самом пике, что позволяет легко усваивать новый сложный материал;
  • дети этого возраста уже психологически готовы к обучению. При этом еще не сформировалась боязнь совершить ошибку;
  • ребенок готов и стремится работать в коллективе. Может осваивать материал, как в индивидуальной, так и в групповой форме;
  • сформирован большой словарный запас;
  • более внимателен и сконцентрирован, чем дети младшего возраста. Может заниматься около 30 минут;
  • все чаще возникает необходимость в целенаправленной деятельности и достижении результата.

Рекомендуемый возраст для начала обучения ребенка иностранному языку подтверждается не только научными работами, но и практической деятельностью. Практически все языковые школы и курсы предлагают свои услуги детям с 4 лет.

Как определить есть ли у ребенка способности к изучению языка и так ли они важны?

Этот вопрос волнует многих родителей, которые хотят начинать обучать ребенка в дошкольном возрасте. Существует распространенное заблуждение, что для того, что бы ребенок мог выучить язык, он должен иметь врожденные способности к этому навыку. Специалисты сходятся во мнении, что это не так. Для изучения иностранного языка ребенком до достижения им подросткового возраста препятствий не
существует. Это мнение обосновано тем, что все дети с рождения могут выучить тот язык, который они слышат. В случае если ребенок определенного происхождения растет в иноязычной обстановке, он будет воспринимать язык, на котором с ним разговаривают, как родной.

Проблемы при изучении иностранного языка могут возникать, если будет нарушена структура обучения и материал будет преподнесен в неправильной форме. На качество влияет регулярность использования нового навыка и любовь ребенка к языку. Говорить о способностях у ребенка нужно только если вы хотите обучать сразу более чем одному иностранному.

В таком случае, нужно оценить некоторые особенности малыша:

  • развитие речевого слуха. Насколько ребенок хорошо улавливает звуковую разницу в словах и произношении;
  • уровень языковой памяти. Может ли ребенок запоминать большое количество иностранных слов, не теряя их смысла и не допуская ошибок;
  • наличие грамматического и лексического чутья;
    Применяет ли ребенок образное восприятие языка при разговоре. Подразумевается умение соотносить слово с конкретным предметом и его названием в другом языке.

Если же говорить об изучении только одного языка, то важным будет только наличие у ребенка желания изучать иностранный язык и использовать его в жизни.

Какие языковые навыки можно развивать у ребенка дошкольного возраста?

Обучение ребенка иностранному языку проводится подобно тому, как он обучается родному языку. Детей дошкольного возраста не обучают письму, грамматике. Для этого возраста важными навыками, которые нужно освоить в иностранном являются:

  • восприятие на слух. Обучают распознавать и понимать слова;
  • навыкам разговорной речи. Изучение строится на звуковом восприятии, которое переходит в подражание и использование услышанного слова в речи;
  • чтение.

Обучение этим навыкам позволит ребенку освоить начальные ступени языка и приступить к изучению сложных для понимания в дошкольном возрасте грамматических основ в школе.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве