Jtcase - портал о строительстве

Причудливый и капризный, этот стиль возник во Франции, в начале XVIII века. Рококо в архитектуре представлял собой не столько самостоятельное направление, сколько определенный момент развития общеевропейского барокко.

Характерные особенности рококо

Стиль рококо в архитектуре - одно из первых направлений в искусстве, которое отошло от устоявшихся канонов и обратилось к утонченным и изысканным темам. Некоторые исследователи и эксперты полагают, что этому направлению присущи легкомысленность и несерьезность. Тем не менее именно оно оказало значительное влияние на множество других течений и стилей во всем искусстве.

Довольно часто проявления рококо в архитектуре, фото которых можно посмотреть несколько ниже, характеризуют как легкие и бездумные. При этом совершенно не замечаются изысканность, утонченность и совершенство форм, скрывающиеся за кажущимся легкомыслием.

Рококо в искусстве - это прежде всего вымышленный мир интимных переживаний, кажущейся театральности, декоративной утонченности и изысканности. Здесь совершенно нет места пафосу и героизму. На смену им приходят фантазии, безделушки и игра в любовь.

Отличительным признаком этого направления является изогнутая и капризная линия, которая своими очертаниями напоминает раковину, часто встречающуюся в архитектурных проявлениях рококо.

История возникновения

Архитектурное направление под названием «рококо» появилось во Франции, в начале XVIII века. В те времена это была так называемая ответная реакция на «Большой стиль» - монументальный и непоколебимый классицизм, официальный барокко, ярчайшим примером которого является Версальский дворец Людовика XIV. в архитектуре и других направлениях искусства господствовал на протяжении практически всего периода царствования короля-Солнца.

Стоит отметить, что ближе к середине XVIII века в излишняя легкомысленность рококо стала постепенно выходить из моды, а вот в самом центре континента это направление в искусстве было популярным практически до самого конца столетия.

Термин «рококо» происходит от французского слова rocaille, что в переводе означает «причудливый», «капризный», а также «осколки камней» и «раковины». За все время существования этого стиля было создано невероятное количество произведений искусства и архитектуры, но одним из самых значимых является городской ансамбль во Франции - комплекс, состоящий из трех площадей в городе Нанси в Лотарингии.

Рококо на европейском континенте

Территория европейского континента была неравномерно охвачена тенденциями и веяниями этого направления в искусстве. Тем не менее некоторые страны и государства достаточно сильно ощутили влияние этого стиля. Так, например, Франция по праву считалась основоположницей рококо, а вот наибольшего распространения стиль рококо в архитектуре достиг на территории Германии, особенно сильно отразившись в Пруссии при дворе Фридриха II.

Изысканность и утонченность этого направления нашли проявления в роскошных дворцовых ансамблях Германии, Франции, России и некоторых других государств.

Отелей отличалась пышным оформлением внутреннего пространства - рокайльные интерьеры очень гармонично сочетались с относительно строгим внешним дизайном здания. Стиль рококо в архитектуре с течением времени стал распространяться по всей Европе. Австрия, Польша и Чехия в скором времени ощутили веяния этого модного направления в искусстве.

Рококо на территории России

Новомодные европейские тенденции рококо 18 века в России особенно сильно начали проявляться в середине столетия. По большей части это направление нашло широкое применение во внутренней отделке дворцовых интерьеров и лепнине на фасадах многих зданий, а также в некоторых отраслях декоративно-прикладного искусства. Веяние архитектурного стиля пришло в Россию из Франции с почти полувековым опозданием.

В 1662 году король Франции - Людовик XIV - начинает строительство Версаля, а в 1710 году в России появляется Петергоф. Не прошло и полвека, как Антонио Ринальди строит в Ораниенбауме, прямо посреди крепости Петерштадт, дворец в стиле рококо. В XVIII веке его чаще всего именовали «Каменный дом», а в настоящее время здесь расположен музей «Дворец Петра III».

Проявления рококо в архитектуре северной столицы России

Каменный Дом в имеет сходство с парковым павильоном и выполнен в довольно необычной форме - квадрат со срезанным по плавной дуге углом. Верх центральной двери украшает балкон с изысканной кованой решеткой. Элегантность и утонченность здания достигаются благодаря высоким и вытянутым окнам на втором этаже, а также необычной балюстраде.

Внутреннее убранство Каменного Дома, так же как и фасад, выполнено в стиле рококо. Именно с этого времени декор помещения становится отдельным направлением в архитектуре. Для интерьера в этом стиле характерны утонченность, элегантность и изысканность. Обилие пастельных оттенков, сочетание нежного белого с зеленым, голубым или розовым, а также инкрустация золотом - все это отличительные признаки рококо в архитектуре Санкт-Петербурга.

Вместе с этим направлением в Россию пришла еще одна новомодная тенденция - китайская экзотика, которая нашла отражение в безделушках, украшавших помещение, а также целые просторные залы, оформленные в этом стиле.

Отличительные особенности рококо

Отличительными особенностями архитектурного рококо от монументального и тяжеловесного барокко являются характерная легкость, изящество и манерность. Архитекторы больше не стремились сооружать длинные и высокие залы, а отдавали предпочтение маленьким уютным комнатам с высокими окнами, которые, в свою очередь, группировались вокруг центральной лестницы, таким образом обеспечивая максимальное удобство для всех жильцов дома.

В большинстве своем здания становятся все больше похожими на так называемый особняк-отель, который предназначается для проживания одной семьи. Такая архитектурная планировка стала пользоваться популярностью, в результате чего начали перестраиваться многие здания, ранее сооруженные в помпезном и монументальном барочном стиле.

Ко всему прочему, несмотря на обилие украшений и прочих элементов декора, рококо не выглядел тяжеловесно и монументально. Скорее наоборот - он казался легким и воздушным благодаря утонченности и изысканности всех деталей и гармонично подобранной цветовой гамме.

Рококо во внутреннем убранстве зданий

Эпоха рококо затронула не только тенденции и веяния в архитектуре - этот стиль не обошел стороной и другие стороны искусства. Более того, для большинства архитекторов того времени именно интерьер являлся тем самым местом, где новое направление находило свое самое ярчайшее проявление. Планировка зданий чаще всего была ассиметричной, строились круглые, овальные и даже 8-угольные комнаты.

В XVIII веке рококо, архитектура которого отличалась легкостью и изяществом, прочно вошло и во внутреннее убранство помещений. Меблировка комнат, посуда и драпировка, а также радующие глаз мелочи, которые придавали комнате еще больше утонченности, - все это характерно для интерьера в стиле рококо.

Китайский акцент в рококо

Как уже было сказано несколько выше, новомодное направление в архитектуре XVIII века неким образом сочеталось с китайскими отголосками. В эту эпоху во внутреннем убранстве помещений все чаще можно было заметить элементы восточной культуры, которые как нельзя лучше подходили для стиля рококо. Помещения были разделены на своеобразные зоны при помощи легких ширм и перегородок, а на кухне все чаще можно было заметить оригинальные сервизы и прочую посуду, изготовленную из китайского фарфора.

Для комнат были характерны природные оттенки и Деревья с тонкими стволами, аквариумные рыбки и грациозная красота орхидей, обилие позолоты и прочие китайские мотивы - все это гармонично сочеталось в интерьере эпохи рококо.

Женское начало в архитектурном рококо

Для того чтобы проникнуться всей красотой и атмосферой этого направления в искусстве и архитектуре, недостаточно лишь видеть прекрасное - нужно уметь чувствовать его. Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало. Хватит лишь напомнить о том, что все помещения из больших и просторных перестраивались в маленькие, укромные и интимные комнаты. Женственность чувствовалась абсолютно во всем. Более того, даже парадные залы и комнаты были скорее похожи на будуары - уж слишком в них все было камерно и интимно.

Светлые и нежные оттенки помещений, плавные и изящные изгибы стен, большое количество зеркал, а также кружевные элементы орнамента и обилие лепнины с живописными вставками - разве может какой-либо другой стиль быть настолько близок к прекрасному?

Игривый и изящный архитектурный стиль как нельзя лучше передает особенности женского характера.

Рококо сегодня

XVIII век - время рококо в архитектуре России. Однако и в настоящее время находятся поклонники этого изысканного и утонченного стиля.

Пастельные тона, плавность линий и отделка золотом, светлые оттенки и большое количество милых аксессуаров, всевозможные узоры и завитки, а также необыкновенные зеркала и разнообразные драпировки - это одни из самых главных отличительных особенностей данного архитектурного направления.

Отделка комнаты в стиле 18 столетия - это прекрасная возможность почувствовать себя настоящим аристократом. Возможности и перспективы развития мебельных компаний, а также невероятные фантазии дизайнеров и декораторов помогут создать оригинальную и необычную комнату в стиле рококо. В таких помещениях можно по-настоящему наслаждаться жизнью и радоваться каждому новому дню.

XVIII век в Западной Европе принято называть веком Просвещения. На смену старой культуре пришла новая культура философов, экономистов, литераторов. Все виды искусства достигают необычайного расцвета, особенно литература, музыка, живопись.

Особенно бурно обновляется жизнь во Франции. С началом нового, XVIII столетия совершенно очевидно обозначился процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 году "короля-солнца", последнее десятилетие лишь формально сохранявшего могущество, была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.

Начало регенства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору, и жизненного распорядка, не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, торопливом желании успеть насладиться была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости мгновения, неизбежности расплаты за бездумье, надвигающихся грозных бедствий.

Многое меняется и в искусстве. Король перестает быть единственным заказчиком произведений искусства, а двор - единственным коллекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы.

В первой половине XVIII века активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской. Ведущим направлением в искусстве Франции стало рококо.

Зародился этот стиль при французском дворе и просуществовал около полувека. Стиль рококо - это позднее барокко, но был более легкий и игривый. Название произошло от французского слова "rocaille" (рокайль), которое означает модные тогда садовые украшения из камушков и раковин, а также сами камушки и раковины. Стиль рококо господствовал в оформлении внутренних помещений.

В эпоху рококо строили сравнительно небольшие и внешне простые здания - дворцы и жилые дома для одной семьи. Стены их маленьких салонов и будуаров покрывали светлыми панелями или зеркалами, которые обрамляли декоративные изящные композиции из цветов, ветвей и листьев. Мягкие пастельные жемчужно-серые, золотистые или серебряные тона, блестящие плоскости зеркал, тихо позванивающие хрустальные люстры делали эти комнаты похожими на музыкальные шкатулки. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Повсеместно использовался мотив раковины - это часть поверхности стены или предмета в резной раме причудливо извилистых очертаний.

В моду вошли также всевозможные украшения в китайском вкусе, это были подражания изделиям китайского художественного ремесла, завезенным в Европу.

Обитые светлыми тканями стулья и кресла с выгнутыми ножками, легкие маленькие комоды, секретеры и другие предметы обстановки напоминали игрушки. И женщины, и мужчины носили шелковые одежды нежных тонов, кружева и напудренные парики, у женщин - с завитыми в спирали локонами, у мужчин - с косичками. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Именно такую жизнь - праздную, беззаботную и легкомысленную - изображали художники того времени.

В живописи предпочтением пользовались светлые тона - розовые, голубые, вибрирующий свет, таинственные пейзажные фоны; наряду с масляными красками часто пользовались пастелью. Особенно часто в картинах рококо изображали пастухов и пастушек. Но это не были изображения людей из народа, а условные пастушеские сцены, разыгранные переодетыми аристократами.

В скульптуре также господствовали легкость, мягкость и грация - долгой чередой повторяются купальщицы, путти и амурчики - божки любви в виде крылатых мальчиков.

Эпоха рококо принесла новые веяния и в пректирование парков. В противоположность симметричному и регулярному парку эпохи барокко, который называют французским, возник подражающий живой природе парк с извилистыми дорожками и как бы случайно разбросанными купами деревьев, т.н. английский парк (хотя на самом деле эта идея возникла в Китае).

Название стиля рококо происходит от французского слова rocaille , что означает декоративная раковина. Рококо возник во Франции в середине 18 века, как следствие развитие стиля барокко. В отличие от барокко, стиль рококо более лёгок, в нём больше нет стремлению к органичности и симметричности.

Основные черты стиля рококо

Основными чертами этого стиля является изысканность и утончённость. Так же стилю рококо характерно повсеместное декорирование, использование сюжетов из мифологии. Большое внимание уделяется комфорту и уюту.

Цвет в рококо

Стилю рококо свойственны пастельные тона, золото. Наиболее удачные сочетания цветов: голубой и белый, зелёный и розовый.

Помещение в стиле рококо

Помещение по возможности должно быть симметричным. Приветствуется применение различных передвижных ширм и перегородок. На стенах хорошо будут смотреться зеркала и картины в круглых и овальных рамах. Для декорирования стен и потолков широко применяется лепнина в форме ракушек, завитков, сложных изогнутых форм. Обязательно наличие камина. Окна и дверные проёмы так же можно скруглить. На окнах шёлковые шторы с большим количеством изгибов, рюшек, лент и складок. Пол можно украсить небольшим ковром.

Мебель в стиле рококо

Очень хорошо подойдёт лакированная, небольшая, лёгкая и изящная мебель. Широко используются удобные стулья, кресла, диваны и другая мягкая мебель с богатой резьбой. Различные изогнутые и изящные шкафчики, столики, кровати, всё это отлично впишется в стиль рококо . Главное требование чтобы мебель выгладила единым целым, а так же отсутствие прямых линий.

Материалы характерные стилю рококо

Дерево (липа, орех), паркет, ламинат. Мрамор и кафельная плитка. Тканевые и шёлковые обои. Хрусталь, бронза. Так же используется позолота и зеркала.

Свет в стиле рококо

Для освещения помещения отлично подойдут бронзовые, позолоченные люстры и бра со сложной изящной формой и лампочками в виде свечек, так же хорошо будут смотреться хрустальные люстры и светильники.

Достоинства стиля рококо

Этот стиль создан для уюта, комфорта и изящества. Нет жёстких требований к объёмам помещения и высоте потолков, поэтому в данном стиле можно выдержать любую современную квартиру.

Недостатки стиля рококо

Очень дорогой интерьер. Сейчас не сложно найти мебель для этого стиля, но стоит она баснословных денег. Лепнина и позолота, а так же отделка помещения для шёлковых обоев тоже обойдутся в копеечку.

Рококо (Rococo) , стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко , Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).

Для живописи , скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто , а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар . Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).

В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.). Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко . В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.

Сторонник Рококо в Италии - архитектор Тьеполо - способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий, и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен

В XVIII веке западноевропейское искусство становится едва ли не главным объектом острых дискуссий, точкой столкновения различных мировоззрений, отражающих общую картину смешения и и разнообразия форм его существования. Современники спорили об отношении искусства и природы, о роли и назначении художника и зрителя, соотношении правды и вымысла. Характерной особенностью этого времени стал неоспоримый факт не постепенной сменяемости, а одновременного существования барокко, классицизма, рококо и сентиментализма.

Как же в этой непростой ситуации "уживались" классицизм и господствующие более полувека идеалы барокко, столь не схожие и во-многом даже противоположные по своей сути стили?

Классицизм был первым четко оформившимся направлением в европейском искусстве, создавшим собственную эстетическую программу, выработавшим строгие правила художественного творчества и свою идеологическую ориентацию (Если в начале искусство классицизма было неотделимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка, то позднее, в форме так называемого революционного классицизма, родиной которого являлась Франция, оно служило противоречивым идеалам борьбы против тирании и утверждение гражданских прав личности. Но на последней стадии своего развития классицизм стал активно выражать идеалы наполеоновской империи - недаром своё художественное продолжение он нашел в стиле ампир).

Искусство барокко, о котором достаточно подробно было рассказано в предыдущих постах (кому интересно, можете найти их по соответствующему тэгу), в большей степени опиралось на интуицию, чем на рациональное начало, поэтому никакой теории не создало. Классицизм отказался от принципиальной противоречивости барокко и отверг его главный девиз: "Кто не нарушает правил, тот не поэт". Признавая только гармонию и порядок, классицизм "выпрямил" причудливые формы барочного искусства, перестал трагически воспринимать духовный мир человека, а основной конфликт перенес в сферу отношений между отдельной личностью и государством.

Барокко, почти окончательно изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму. Но истинным наследником барокко стал не классицизм, а другой стиль - рококо.

Рококо в изобразительном искусстве:
Жан Оноре Фрагонар "Счастливые возможности качелей" (1766 г.)

В 20-е годы XVIII века во Франции сложился новый стиль искусства - рококо (от фр. rocaille - раковина). Уже само название раскрывало главную, характерную черту этого стиля - пристрастие к изусканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминавшим силуэт раковины.

Раковина то превращалась в сложный завиток с какими-то странными прорезями, то в украшение в виде щита или полуразвернутого свитка с изображением герба или эмблемы.


Во Франции интерес к стилю рококо ослабел уже к концу 1760-х годов, но в странах Центральной Европы его влияние было ощутимо вплоть до конца XVIII столетия.

Искусство рококо формировалось в эпоху духовного кризиса абсолютистской власти во Франции. Отражавшие идеалы и настроения высших слоев французского общества, оно не могло не испытывать на себе влияния аристократических заказчиков.

Главная цель искусства рококо совершенно гедонистическая - доставлять чувственное наслаждение. Искусство должно было нравится, трогать и развлекать, превращая жизнь в утонченный маскарад и "сады любви". Сложные любовные интриги, мимолетность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства.

Характерными чертами рококо , которые можно выявить в произведениях искусства этого стиля, можно признать следующие:

1. Грациозность и легкость, затейливость, декоративная утонченность и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике.


2. Орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров и т. п.
3. Сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота.
4. Культ прекрасной наготы, восходящей к античной традиции, изощренная чувственность, эротичность.
5. Культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам ("прелестным безделицам"), наполняющим быт галантного человека "галантного века".
6. Эстетика нюансов и намеков, интригующая двойственность образов, переданная с помощью легких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного взгляда или влажного блеска в глазах.

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декотративно-прикладного искусства Франции (интерьеров дворцов и костюмах аристократии).


В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре - в виде свитков, щитов и замысловатых раковин - рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маскаронов (лепных или резных масок в виде человеческого лица или головы зверя, размещенных над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели).


Стиль рококо достаточно быстро вышел из моды.

Но его влияние, например, на импрессинистов не вызывает никаких сомнений. А наиболее наглядным вляние рококо выглядит в творчестве художников и архитекторов стиля

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве