Jtcase - портал о строительстве

Сегодня поговорим о семье, о её значении для каждого белоруса, о том, какие изменения она претерпела со временем. Возможно, мы иначе понимаем значение и важность брачных отношений, чем наши праотцы и праматери. А если иначе, то это не значит, что хуже?

Чем дорожила традиционная белорусская семья?

С емья для белорусов, испокон веков,– это основа не только быта, но и всей жизни, и воспитанию ребёнка в семье, как продолжателю рода, уделялось всегда особое внимание. Во главе семьи стоял отец – «бацька» (белорусское слово, до сих пор не утерявшее всеобщего распространения и применения), который являлся защитником и добытчиком. Женщина всегда шла рука об руку с мужем, но при этом подчинялась мужу. Она тоже исполняла свою часть обязанностей – распорядительница и хозяйка, заботливая мать и терпеливая хранительница домашнего очага. В белорусских семьях почиталась многодетность. Считалось, что чем больше детей родит женщина, тем счастливей будет весь род. Младенцу в первые годы жизни уделялось большое внимание, мать тщательно ухаживала за ним, берегла от бед и болезней. Ребёнок рос в заботе и внимании со стороны всех родных, ему пели песенки, рассказывали сказки, потешки. При этом детей вряд ли можно было назвать избалованными и изнеженными, так как к воспитанию в белорусской семье подходили строго, с определёнными требованиями. Родители личным примером учили трудолюбию, терпению и уважению к старшим. И нтересный факт: разделение обязанностей по половому признаку отразилось на быте белорусов - металлические и деревянные изделия назвали «мужскими», а плетёные и тканевые – «женскими». Надо сказать, что белорусы всегда ценили натуральные материалы, а их одежду не спутаешь ни с какой другой. Здесь огромную роль сыграло географическое расположение и природные условия. Лён, произраставший на белорусских землях, имел высокую ценность. Возвращаясь к теме воспитания детей, стоит заметить, что отношение ко всем детям было одинаковое, большую часть времени они находились под опекой матери. Авторитет старшего поколения – отдельная тема, он был непререкаемым. Бабушек и дедушек слушались, старались угодить, а обращались при разговоре только на «Вы». В целом, семья для белорусов была главным богатством, которым только может обладать человек.

А что теперь?

Ведь выросло столько поколений людей, произошло столько событий, и неудивительно, что взгляды на семью и семейные ценности слегка видоизменились. Так какая она, современная семья в Беларуси? Какие приоритеты ставит? С какими трудностями сталкивается и какие проблемы решает?

М олодая пара, средний возраст от 23 до 27 лет, один или двое детей, оба работают. Это портрет рядовой семьи практически в любой стране СНГ. И современная Беларусь здесь не исключение. После распада Советского Союза наметилась тенденция на своего рода европеизацию семьи. Попытки быть похожими на западные семьи ведут к переориентации семейных отношений. Финансовая составляющая стала главенствующей. Однако сложное экономическое положение в середине 90-х и последующих годах так и не позволило белорусской семье стать полноценным европейским семейством. Впрочем, это вряд ли так необходимо.

Эволюция в белорусской семье

Согласно статистике заметно снизился рост вступления в брак молодых людей в возрасте до 25 лет. Количество разводов, тем не менее, у таких браков относительно низкое. Это объясняется тем, что люди более осознанно и вдумчиво подходят к со< зданию семьи, а так же имеют уже в своем роде небольшой опыт построения отношений с противоположным полом. Развод стал довольно характерным явлением для современной Беларуси. По статистике, каждая пятая женщина в возрасте до 30 лет разведена, имея при этом ребёнка. Каждая третья из этого количества повторно выходит замуж. Если сравнить общее количество браков и разводов в 1995 и 2017 годах в республике, то соотношение следующее: 1995 г.– 77 027 (брак) и 42 119 (развод), 2017 г. – 66 215 (брак) и 32 006 (развод). В «эпоху гендерного равенства» женщина не уступает в правах мужчине. В тяжёлых жизненных ситуациях она, наоборот, берёт на себя бремя ответственности за свою семью. Не обойти и роль отцов в современном мире. Они, как и прежде, много работают, порой уезжают в другие страны на заработки, всячески решают проблемы своей семьи… Но и часто уходят от проблем в семье. Проблема, которая не знакома белорусской семье в прошлом, – мать-одиночка после развода.

А как же многодетность?

В отличие от традиционных белорусских семей, распространёнными стали семьи с одним ребёнком. В этом-то белорусская семья тоже стала походить на европейскую. Несмотря на госпрограмму о поддержке и помощи многодетным семьям в Беларуси, льготное кредитование на постройку жилья, медицинское обслуживание, деторождение в стране неуклонно падает… Свою роль сыграли экономический, психологический и социальный факторы. По результатам проведения многочисленных опросов, современные белорусские родители, имея одного ребёнка в семье, хотели бы в будущем иметь ещё одного или двоих, что свидетельствует о том, что приверженность к большему количеству детей в семье осталось. Также довольно много белорусских женщин стало рожать в незарегистрированном браке. В одном из выступлений Председатель Минтруда и соцзащиты отметила, что «незарегистрированные союзы остаются популярными, особенно у молодёжи. Степень значимости брака возрастает в том случае, когда пара решает родить ребёнка».

Воспитанию детей в современном мире по-прежнему уделяется важное значение. Дети разносторонне развиваются с младенчества. Мать и отец выступают любящими и заботливыми родителями. Обучению отводиться решающая роль. Но в условиях города трудовое воспитание детей стало проблематичным. К тому же домашний труд уже не так категорично делится на мужской и женский. Роль старшего поколения в семье возрастает. В тоже время в обществе, к сожалению, традиционные ценности сегодня пересматриваются. Примеры неуважения к старшим, равнодушия к пожилым родителям стали обыденными… Вместе с тем появились такие понятия, как «неблагополучные семьи», «приёмные семьи», «трудные подростки», «подростковая преступность» (более подробно – в следующих выпусках газеты).

С урбанизацией и всё большим уходом от натуральных продуктов питания современная белорусская семья очень мало внимания стала уделять своему здоровью. К сожалению, все чаще и чаще можно встретить прогуливающихся с колясками мам, выкуривающих сигарету. В противовес приятно видеть семейную пару, ведущую здоровый образ жизни. Совсем другое дело! Хотя в целом активный отдых и спорт в современной Беларуси очень популярен.

От автора. Современная семья в Беларуси – это, в большей степени, ответственная, любящая и заботливая ячейка общества. А как много достойных примеров семей, прошедших через трудности, но сохранивших любовь и уважение друг к другу; многодетных; воспитавших почётных граждан страны и т.д. И ставку надо делать именно на такие семьи. На них и стоит равняться. Тем более с нынешним скрупулёзным подходом государства к семейной политике, когда не семья для государства, а государство для семьи. Не так ли?

Мурат АННАМУРАДОВ.

УДК 316.35(476)

Андрейковец Елена Михайловна

Andreykovets Elena Mikhaylovna

старший преподаватель кафедры социальной работы, управления и социального права филиала Российского государственного социального университета в г. Минске

Senior Lecturer, Social Work, Management and Social Law Department, Russian State Social University, branch in Minsk

ДИНАМИКА СЕМЕЙНЫХ УСТОЕВ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ

DYNAMICS OF FAMILY VALUES IN MODERN BELARUS

Аннотация:

В статье описаны основные тренды развития и функционирования современной белорусской семьи. Автор отмечает увеличение показателей разводимости, неустойчивость молодых семей, интернационализацию брака. Для семей характерными становятся альтернативные формы организации брака, увеличение возраста рождения ребенка. Представлены результаты вторичного анализа данных социологического исследования «Беларусь-2030».

The article deals with the main trends in the development and functioning of the modern Belarusian family. The author notes the increase in divorce rate, the instability of young families, and internationalization of marriage. Alternative forms of marriage, advanced maternal age have become typical for families. The article carries out a secondary analysis of the "Belarus-2030"socio-logical research data.

Ключевые слова:

белорусская семья, брачность, разводимость, чайлдфри, альтернативные формы организации брака.

Belarusian family, marriage rate, divorce rate, childfree, alternative forms of marriage.

В последние десятилетия особое беспокойство общества вызывает состояние института семьи, который претерпевает серьезные изменения под влиянием различных социальных процессов. Дебаты относительно «кризиса» семьи ведутся учеными с 1990-х гг. Изменения в функционировании института семьи воспринимаются как негативные. Трансформация семейных отношений неизменно влечет за собой и изменения в других общественных сферах. Все это является своеобразным индикатором усложнения общества и отражает устаревание существующих моделей отношений, когда они уже не соответствуют повседневным нуждам и запросам людей. Параллельно с изменениями в самой семье в обществе происходят институциональные изменения, которые призваны компенсировать или перевести на себя те функции семьи, которые она не в состоянии реализовать.

Обратимся же к статистическим данным, которые фиксируют демографическую ситуацию в Республике Беларусь. За анализируемый период примем промежуток времени с 1990 по 2014 гг.

Следует отметить тот факт, что общее количество семей в Республике Беларусь значительно снизилось начиная с 1999 г. По итогам переписи населения 2009 г. падение составило 5 %. Белорусам становится присуща низкая интенсивность вступления в брак. Отмечается рост количества населения, никогда не состоявшего в браке. Так, если в 1999 г. в браке не состояло 16,8 % женщин и 24,3 % мужчин, в 2009 г. - 18 % женщин и 26,7 % мужчин, то уже в 2014 г. это 20 % и 28 % соответственно. Следовательно, в настоящее время у белорусов наблюдается устойчивая тенденция не заключать брачные союзы по различным причинам.

Перейдем к показателю брачности, который является одним из важнейших процессов естественного воспроизводства населения. Можно отметить, что динамика заключения браков в Беларуси за анализируемый период была разнонаправленной, что позволяет выделить три периода.

Первый - 1990-2004 гг. - характеризуется резким уменьшением количества заключенных браков. Это связано с двумя факторами: в тот период бракоспособным становилось поколение 1970-х, когда рождаемость была невысокой; второй фактор - резкое ухудшение социально-экономического положения населения. По данным Отчета об исследовании причин семейного неблагополучия в Беларуси, в этот период на величину среднемесячного душевого денежного дохода можно было приобрести в несколько раз меньше продуктов по сравнению с предыдущими годами. В это время осложнился и жилищный вопрос, так как прежний механизм распределения квартир перестал работать, а альтернативные еще не выработались. Естественным в таких условиях стало вынужденное откладывание заключения брачных союзов.

Второй период (2005-2008) характеризуется увеличением числа заключенных браков, что объясняется, с одной стороны, вступлением в брак поколения 80-х («беби-бума»), а с другой -

реакцией на демографическую политику государства, которая заключалась в увеличении пособий на детей, льготном строительстве для семей.

В 2008 г. произошел очередной спад в заключении браков, затем наблюдается незначительный рост, в последние годы их количество колеблется в пределах 80 000-85 000. Эта ситуация характеризуется тем, что с 2008 г. уменьшается численность населения в трудоспособном возрасте. Как считает Л. Шахотько, данная тенденция будет сохраняться еще 15-20 лет .

Официальные данные статистики позволяют нам говорить о том, что, несмотря на некоторый рост числа заключенных браков в последние годы, показатели разводов растут гораздо быстрее . По сравнению с соседними государствами, Беларусь по количеству заключенных браков отстает, а по коэффициенту разводимости уверенно опережает эти страны. В Беларуси в 2014 г. коэффициент брачности составил 8,9 %о, коэффициент разводимости - 3,7 %о. То есть можем отметить, что с увеличением количества заключенных браков становятся более частыми и случаи разводов. Если в 2013 г. на 1 000 браков пришлось 414 разводов, то в 2014 г. их уже 415, а по состоянию за два квартала 2015 г. эта цифра составляет 512. Соответственно, почти половина заключенных в Беларуси браков распадается.

Важным моментом при анализе тенденций современного брака является неустойчивость молодых семей. К примеру, в 2014 г. 36,2 % семей распалось, прожив в браке не более 5 лет. Для сравнения: в 2000 г. процент таких разводов составлял 27,8 %. Такая тенденция говорит о том, что современный брак для белорусов рассматривается как «контракт на время». Возможность перезаключения этого «контракта», то есть развод, осознается как проявление свободы. Очевидно, что интересы индивида, его свобода и автономия являются более значимыми ценностями, чем ценность «семьи ради семьи» .

Как и в других западноевропейских странах, в Беларуси наблюдается устойчивая тенденция увеличения среднего возраста вступления в первый брак. Если в 1990 г. мужчины создавали семью в 24,4, а женщины - в 22,5 года, то уже в 2014 г. молодые люди создают семью в 27,4 и 25,3 года соответственно. Такую же ситуацию можно констатировать и с повторными браками. В 1990 г. возраст вступления в повторный брак у мужчин составил 38,2, у женщин - 36,2 года. В 2014 г. эти цифры значительно увеличились. Для мужчин возраст составил 40,4, для женщин - 37,6 года.

Увеличение возраста вступления в брак можно связать как с социокультурными, так и с экономическими изменениями. Во-первых, с распространением идей гендерного равенства и получением равных прав женщины стремятся сейчас реализовать себя в первую очередь профессионально, а не в семье.

Во-вторых, на современном этапе увеличивается конкуренция на рынке труда, работодатель предъявляет более высокие требования к персоналу, организует конкурсный отбор для высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов. Следовательно, у молодых людей меняются жизненные установки, которые в первую очередь направлены на получение престижного образования и повышение квалификации.

В-третьих, складывающиеся у молодых людей консюмеристские установки приводят к стремлению повышения своего качества жизни и формирования человеческого капитала. Как результат - откладывание решения о создании семьи.

Четвертым фактором отодвигания возраста вступления в брак в Беларуси исследователи называют социокультурные трансформации общества в сторону формирования ценности свободы и мобильности. Семья же является центром ответственности за другого человека, которую молодые люди не стремятся на себя принимать, желая оставаться независимыми и подвижными ради достижения высокого социального статуса.

Еще одной характеристикой современного белорусского брака является его интернационализация. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, если в 2005 г. из 73 333 браков 2 462 были заключены с иностранцами, то в 2013 г. с иностранцами был заключен уже 3 941 брак из 87 127. Чаще всего граждане Беларуси вступают в брак с россиянами, украинцами, израильтянами, итальянцами, немцами и литовцами.

Следует отметить, что в настоящий момент в Беларуси среди 2,7 млн семей только 1,3 млн -семьи с детьми. То есть мы можем констатировать тот факт, что только 48 % семейных пар воспитывают детей. В Беларуси, как и во всем мире, наблюдается тенденция чайлдфри. Но если в западных странах это связывают с нежеланием заводить детей по причине карьерного роста и желанием жить только для себя, то в Республике Беларусь причина тому - неблагоприятное социально-экономическое положение большинства семей. В условиях невысокого уровня жизни белорусского населения дети рассматриваются как основной фактор бедности. Поэтому, на наш взгляд, отказ от рождения детей в белорусских семьях - это средство социальной самозащиты населения в условиях экономической нестабильности. Таким образом, в Беларуси наблюдается тенденция «вынужденного» чайлдфри, нежели осознанно выбираемого в пользу профессионального роста.

Еще одной тревожной тенденцией в Беларуси является увеличение среднего возраста матери при рождении первого ребенка. Так, если в 1990 г. средний возраст матери при рождении первого ребенка был 22,9 года, то в 2014 г. - уже 25,9. И тенденция к увеличению этого показателя остается стабильной.

Современной тенденцией брачно-семейных отношений в Беларуси становится увеличение числа нетрадиционных семей, то есть альтернативных форм брака. В первую очередь это нере-гистрируемые сожительства. В стране не ведется официальная статистика, позволяющая определить количество сожительств. Однако о данном показателе позволяют судить результаты переписи 2009 г., согласно которым 8,1 % людей проживают совместно без официального оформления отношений. Для сравнения: по переписи 1999 г. эта цифра составляла 5 %. То есть количество сожительств за 10 лет увеличилось в 1,5 раза. Главной причиной, по которой люди не регистрируют брак, по мнению кандидата социологических наук Е. Бабосовой, является определенная степень свободы и отсутствия ответственности. То есть в любой момент можно разойтись без ущерба для сторон такого сожительства.

В белорусском обществе все чаще можно наблюдать серию краткосрочных союзов, так называемую последовательную полигамию. Современные белорусы рассматривают сожительство как пробный вариант брачного союза. Они предпочитают строить свои отношения в модели снэк-браков. В таком случае молодые люди встречаются несколько раз в неделю, не имея общих друзей, хобби. Основное назначение снэк-браков - реализация сексуальной, эмоциональной и коммуникативной функций.

Все большее распространение среди белорусов приобретает гостевой брак, когда супруги живут в разных местах (даже в разных городах), общаются в основном по интернету и телефону, встречаясь всего раз-два в месяц либо по выходным и праздникам. По мнению многих исследователей, такая форма брака является достаточно устойчивой в современных условиях, давая определенную степень свободы и мобильности супругам. Т. Гаплинчик считает, что такие отношения хороши, так как позволяют в будущем более осознанно подходить к вопросам построения быта, рождения детей. Однако такой вариант является приемлемым, пока у пары не рождаются дети.

Подведем итоги. На белорусское население в настоящее время все большее влияние начинают оказывать основные мировые социальные тренды, среди которых:

Ускорение жизни, проявляющееся в дефиците времени и внимания (в том числе и к себе). В этом случае наблюдается тенденция увеличения социальных связей и усиления роли слабых социальных контактов. Все меньше становится тех людей, с которыми устанавливаются глубокие отношения, потребность в них уменьшается. Соответственно, происходит утрата готовности к длительным и прочным отношениям;

Рационализация, которая связана с дефицитом времени и характеризуется упрощением всего, даже общения. Развитие социальных сетей приводит к увеличению интернет-знакомств, что размывает границы между виртуальным и реальным миром. Навыки установления и поддержания офлайн контактов утрачиваются, развиваются гостевые браки;

Индивидуализация как стремление быть независимым от группы, в том числе и от семьи. Происходит своего рода изолированность людей друг от друга. Собственная идентичность рассматривается людьми как проект, который требует инвестиций, развития партнерства. Следствием этого становится изменение гендерных стратегий у белорусов.

Представление о состоянии семьи в Беларуси будет неполным без учета данных социологических исследований, произведенных в Республике. По итогам социологического исследования «Беларусь-2030», проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в 2014 г., более трети респондентов (37,4 %) в качестве главной угрозы для страны отметили низкую рождаемость. Идеальное количество детей в представлении современных белорусов - двое.

По результатам исследования, на желание иметь детей влияет достаточное количество факторов, главные из которых, по мнению респондентов, следующие: состояние здоровья супругов (35 %), отношения между супругами (23,1 %), жилищные условия семьи (22,2 %), ориентация супругов на карьеру (21,3 %), материальные возможности семьи (17,4 %). Следовательно, можно говорить об осознанном подходе к вопросам рождения детей и отодвигании этого момента до более подходящего времени для семьи.

71,4 % респондентов считают, что женщины могут успешно совмещать карьеру и семейные обязанности, а больше половины (56,4 %) полагают, что для благополучия семьи неважно, кто больше зарабатывает. Все это свидетельствует о перераспределении традиционных гендерных ролей в представлениях современных белорусов.

По итогам опроса больше половины семей полагаются на поддержку государства и только 5,5 % рассчитывают на собственные возможности. На первое место среди видов государственной помощи белорусы ставят льготы по улучшению жилищных условий (75,8 %), далее следует увеличение выплат на детей (34,1 %), на последнем месте льготы в образовательной сфере.

В исследовании имелся блок вопросов, связанных с прогнозом будущего состояния белорусской семьи. Так, чуть менее половины респондентов (46,6 %) считают, что зарегистрированный брак останется основной формой семьи. Пятая часть респондентов (21,4 %) отмечает, что увеличится количество незарегистрированных сожительств, 39,8 % белорусов склоняются к такому же варианту развития событий. В отличие от других европейских стран, где приветствуется создание однополых браков, среди белорусов наблюдается негативное отношение к данному виду семьи. Только 2,4 % респондентов считают, что такая форма сожительства распространится точно, а 5,9 % отмечают, что скорее распространится.

Как показали итоги социологического исследования «Беларусь-2030», для белорусов семья является важной ценностью. Но в понятие семьи уже не закладывается обязательная регистрация брака, сожительство становится нормой, и, как следствие, число подобных форм брака увеличивается. При этом в белорусском обществе сохраняется отрицательное отношение к однополым бракам. В ответах белорусов прослеживается четкая установка на повышение роли женщины и трансформацию и перераспределение супружеских ролей. В перспективе, по мнению жителей республики, семья будет иметь в среднем два ребенка, ориентируясь в первую очередь на поддержку со стороны государства, но не на собственные возможности.

Таким образом, семейные устои в Беларуси изменяются в соответствии с мировыми социокультурными трансформациями. Среди основных тенденций белорусских семей можно выделить следующие:

Снижение количества семей;

Рост коэффициента разводимости при незначительном повышении коэффициента брачности;

Нестабильность молодых семей;

Увеличение среднего возраста вступления в брак;

Альтернативные формы организации брачных отношений;

Вынужденное чайлдфри, связанное с невысоким уровнем материального благосостояния белорусских семей.

1. Шахотько Л. Сложное демократическое будущее Беларуси [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0649/tema02.php (дата обращения: 08.10.2015).

2. Андрейковец Е.М. Функционирование семьи в условиях белорусской социальной политики // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: http://www.science-education.ru/119-15118 (дата обращения: 12.09.2015).

I. Кризисные явления современной белорусской современной семьи. Отношение к браку

Анализ проблемной ситуации:

Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменении. Ее развитие не остановилось и на современных ее формах. Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящее время семья как социально-правовая организация определенного вида переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит в наши дни к новой, грядущей семье. Конечно, этот процесс изменения ее состоит в связи с изменением всей остальной общественной жизни. Нередко замечаются некоторые кризисные явления, происходящие с семьей.

Проблема:

уход от старых семейных традиций, формирование новых измененных отношений в семье по мере того, как изменяются основы современного общества.

Аспекты проблемы:

все быстрее и быстрее растущий процент разводов и "разлучений от стола и ложа";

уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и больше становится лиц, не желающих связывать себя современными узами "законного брака";

рост "внебрачных" союзов мужчины и женщины;

падение рождаемости детей;

освобождение женщины из-под опеки мужа и изменение их взаимных отношений;

уничтожение религиозной основы брака;

все более и более возрастающая роль государства (государственных органов) в воспитании детей и охране семьи и брака.

Цель исследования:

Проанализировать причины ослабления семьи и признаков падения ее современных "устоев".

Выявить кризисные моменты, влекущие за собой разложение и ослабление белорусской семьи.

Проанализировать процентное соотношение между числом зарегистрированных браков и разводов.

Раскрыть понятие брак (официально зарегистрированный и фактический).

Рассмотреть влияние церкви на брачные и семейные отношения.

Указать на ослабление функций семьи. Роль матери и отца в воспитании детей.

Проследить, как осуществляется охрана и брака государством.

Объект: белорусская семья как социальный институт.

Предмет: проблема семейно-брачных отношений.

Интерпретация основных понятий.

Ключевым понятием в данном исследовании является термин "брак".

БРАК - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр., во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. В Беларуси признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах).

Следует различать некоторые формы брака.

ГРАЖДАНСКИЙ БРАК - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. Иногда гражданским браком называют также фактический брак.

ЦЕРКОВНЫЙ БРАК - в православии одно из таинств, брак, заключенный в церкви по религиозным обрядам.

ФАКТИЧЕСКИЙ БРАК - фактическое супружество, не оформленное в установленном законом порядке.

Понятие "брак" неразделимо с понятием "семья". Но семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Существует множество определений понятия "семья". Следующая интерпретация наиболее точно раскрывает его суть.

Семья - основанная на единой общесемейной деятельности общность людей связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляет воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семью создают отношения родитель-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь ввиду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству, и даже партнерству или сожительству.

Системный анализ.

БЛОК-СХЕМА

Дальнейшее существование семьи в современных принудительных формах становится весьма трудным. Выделение основных аспектов проблемы служит признаком падения современных "устоев" семьи, применительно же к факту ослабления семейной связи оно является неопровержимым доказательством.

Одним из проявлений кризиса семьи является - развод. В нашей стране наряду со свободой брака существует и право супругов на развод. По статистике ежегодно расторгалось примерно 1,5% от их общего количества всех браков и образовывалось 2788 тысяч новых семей. Таким образом, соотношение между браками и разводами составляет примерно 3:

1. Но этот показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности.

По мере роста числа разводов возможность того, что они будут компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15% женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей.

Так, используя данные последних десяти лет видим: 1990г. - 99229 зарегистрированных браков, 1995 г. - 77027, 2000 г. - 62485 г., 2009 г. - 90444.

Число разводов: 1990 г. - 34986, 1995 г. - 42119, 2000 г. - 43512, 2009 г. - 40164.

При этом уделяется не малое значение возрасту вступления в брак. Средний возраст мужчин и женщин, желающих вступить в брак возрастает. Статистические данные такие: в 90-м - 24,2, в 2000г. - 25,0, 2009г. - 25,9 лет. Для женщин: 90-й год - 22,5, 95г. - 22,1, 2000г. - 22,8, 2009г.23,8 года. Отмечается также и то, что возраст повторного вступления в брак также возрастает. На это воздействуют в первую очередь экономические, социальные факторы, влияние общественного мнения, формируемого с изменением жизни всего государства.

Одновременно и причиной ослабления семьи, и в то же время признаком ее распада служит факт уменьшения деторождения в браке. Иметь детей и быть отцом и матерью для семьи до сих пор было нормой. Семья без детей была исключением, чем-то ненормальным. Что же наблюдается в последние десятилетия? Рождаемость постепенно падает. В "моду входят" "бездетные" браки, иметь детей считается теперь "неудобным и непрактичным" по целому ряду соображений: говорят в этих случаях и о трудности жизни, и о материальных и экономических заботах, и о том, что дети - "роскошь", стоящая весьма дорого, и о трудности их содержания, воспитания, обучения. Мотивы приводятся разные. Но, как они ни разнообразны, факты остается фактом: процент брачной рождаемости падает.

Потеря религиозной основы брака и семьи имеет громадное значение. То, что раньше было божеским установлением, стало обычным человеческим учреждением; то, что раньше окружено было ореолом святости, превратилось в дело рук человеческих; посягательство на брак, раньше бывшее грехом и преступлением, теперь стало вопросом житейского удобства. Разрыв или осквернение брака прежде означали оскорбление божественного установления и заповедей, теперь превратились в обычное явление. Если раньше трудно было решиться на разрыв, то теперь все лишние препятствия пали. Говоря коротко, исчезновение религиозного характера брака дало возможность более легко и лишь с точки зрения удобства рассматривать и относиться к нему. Благодаря гражданскому браку исчез один из рычагов, ранее принуждавших более строго и серьезно относиться и уважать "от Бога данную" связь.

Падение родительской власти над детьми - такова та основная черта, которой характеризуется история взаимоотношений родителей и детей. Если раньше семья была единственной или главной воспитательницей, школой и опекуном, то теперь эта роль семьи должна исчезнуть. И действительно, на наших глазах мы видим, как государство мало-помалу отнимает у семьи ее воспитательные, учительские и опекунские функции и берет их в свои руки. Раньше все это принадлежало семье; теперь государство берет это на себя. Раньше последнее не вмешивалось в хозяйничанье родителей, теперь все больше и больше врывается в эту сферу, требует у родителей отчета, накладывает на них ряд обязанностей и говорит: "это ты не можешь делать, это не имеешь права, то-то должен делать" и т.д.

Гипотезы:

Социально-экономическое развитие страны влияет на изменение семейно-брачных отношений и их формы.

В современном обществе происходит трансформация функций семьи и появлению новых.

Женщина, получив равные права с мужчиной, меняет свое поведение по отношению к семье и воспитанию детей.

Государство, беря на себя опеку над семьей, освобождает родителей от исполнения некоторых функций, что имеет ряд положительных и отрицательных сторон.

Анализ отношений в семье

Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей - в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи - это не только реализация идеальных представлений о браке...

Динамика семейно-брачных ориентаций в современном обществе

Многие исследователи семьи и брака считают, что изменения семейно-брачных установок и ориентаций в современном обществе связаны с историческими изменениями института семьи, переходом от традиционной формы семьи к современной...

Кризис культуры, нравственности и семьи в современном мире

Георгий Емельяненко, рассматривая проблему экологической катастрофы с религиозно-философских позиций, делает вывод о том...

Молодежь и ее отношение к гражданскому браку

В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: ухудшается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; растет число разводов и количество матерей-одиночек;...

Молодежь и современная армия

армия военная служба молодежь Что касается отношения к современной армии, то социологические исследования показывают, что в сознании общества все более активно присутствуют две практически противоположные тенденции...

Основные функции семьи в изменяющемся мире

Для полного раскрытия вышеизложенного хотелось бы рассмотреть вопрос кризиса в современной семье, так как изменение некоторых функций семьи тесно связанны именно с кризисными ситуациями развивающихся в современной семье...

Особенности межэтнического брака

Отношение к любви и браку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов...

Профилактика раннего материнства и ранего брака

Семья -- один из наиболее древних социальных инсти-тутов: она возникла в недрах первобытного общества зна-чительно раньше классов, наций и государств...

Существует несколько определений семьи: · семья - это основанная на браке малая социальная группа; . · семья - это социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми...

Социальные и психологические причины конфликтов в семье. Социальная динамика разводов

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя...

Трансформация социальных ценностей в традиционной семье

Дом и семья для человека - это в первую очередь место, где его любят, ценят и непременно ждут. В близкой для сердца обители всегда можно найти поддержку, понимание, успокоение, почувствовать заботу окружающих...

Эволюция семейно-брачных отношений

Семьи классифицируются по типам самыми разными науками - социологией, статистикой, экономикой, антропологией, психологией. Согласно антропологии, семьи делятся на консангвинальные и конъюгальные...

Белорусская семья серьезно больна, и ей требуется безотлагательное лечение. О тяжелом состоянии семьи как института и белорусской семьи в частности на симпозиуме «Не оставлю тебя аж до самой смерти» в минском костеле св. Сымона и Алены рассуждал в субботу, 14 декабря, глава Римско-католической церкви в Беларуси архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

Ссоры, разводы, аборты, гомосексуальность, чайлдфри, алкоголь и наркотики, сексуальная распущенность и свобода нравов – все это достаточно сильно распространено в современном обществе и никак не способствует сохранению семей. Именно о том, что представляет собой нынче белорусская семья, какие опасности ее преследуют и как избежать ее разрушения, и говорили на симпозиуме.

В течение дня участники мероприятия, на котором также присутствовала и корреспондент , обсуждали, какие факторы влияют на семью в современном обществе, почему Беларусь никак не может покинуть одно из первых мест мировой статистики по количеству разводов и абортов, что необходимо сделать, чтобы в кризисных ситуациях избежать распада семей. Помимо белорусских специалистов, на мероприятии выступали известные лекторы, профессоры, психотерапевты из Украины и России.

А портал приводит самые яркие моменты выступления архиепископа Тадеуша Кондрусевича, который дал основное определение белорусской семьи и указал на ее главные проблемы…

Что такое семья? И зачем она нужна?

Мы теряемся, давая определение семье. Что это? Кто это? Опросите десяток своих знакомых – и вы услышите совершенно разные ответы на, казалось бы, очень простой и банальный вопрос. Детям в детских садах бывает проще в этом отношении: их просто просят нарисовать свою семью, и они, выводя ручки и ножки, запечатлевают на листиках бумаги всех, кого видят каждый день у себя дома.

По словам Т. Кондрусевича, понятие семьи начало размываться в обществе с 1995 года, когда в Пекине прошла международная конференция, посвященная женщинам. На ней и изменилось понятие «семья» как таковое: в данное понятие стали включать не только родителей и детей, но также неполные семьи и нетрадиционные сексуальные союзы.

С сожалением приходится констатировать, что семья превратилась в какой-то тип общежития, где люди только живут бок о бок друг с другом. Невооруженным глазом видно, что расплываются и теряются базовые ценности семьи.

Ушел в прошлое патриархальный тип семьи, в которой мужчина играл главную роль, а женщина занималась рождением и воспитанием детей и работой по дому.

Ослабляются связи между родителями, детьми и близкими родственниками, и нарушается многопоколенная семья. В наше время преобладает двухпоколенный тип семьи – родители и дети – и все меньше становится трехпоколенных, когда вместе с родителями и детьми живут бабушки и дедушки.

Ранее, например, местом встречи семьи, совместного разговора и решения проблем был обеденный стол. А где он теперь? Его практически нет. Чаще всего из-за работы, учебы и разных других дел родители и дети употребляют еду отдельно, и общего стола, который бы объединял семьи, не стало. И даже если он иногда и есть, то после обеда все быстренько разбегаются по своим углам, каждый занят своими личными делами.

Материальному обеспечению детей сегодня уделяется намного больше внимания, чем их духовному воспитанию. Занятые работой, карьерой и заботой о себе, родители, религиозная жизнь которых часто оставляет желать лучшего, все меньше внимания уделяют духовному воспитанию молодого поколения и мало с ним контактируют.

Дети – цветы жизни: по полтора на белорусскую семью

В настоящей гармоничной современной семье должны быть дети. И их должно быть «больше одного». А лучше, «больше 2-3». Тогда и дети могут вырасти психологически защищенными и лучше адаптированными к внешнему миру, более гибкими и настроенными на взаимодействие с другими людьми при возникновении трудностей. Увы, редкие белорусские семьи могут похвастаться многодетностью. Что уж говорить, если даже наличие 2 детей для многих из нас кажется большой проблемой.

Чтобы человеческий род не исчез, а общество не превратилось в дом престарелых, чтобы не было демографического кризиса, необходимо, чтобы в каждой семье было 2-3 детей. На самом же деле в нашей стране на две среднестатистические семьи не приходится даже троих детей. Поэтому население не только стареет, а просто вымирает.

Растет количество внебрачных детей, много которых из роддома отправляются в дома малютки, растет количество неполных семей, в которых есть мать и ребенок. Каждого четвертого ребенка в Беларуси воспитывает мать-одиночка, что становится очень большой проблемой в обществе, так как для нормального и гармоничного воспитания ребенку нужны и отец, и мать.

Растет количество разведенных семей, когда при живых родителях дети остаются как будто сиротами, и в таких случаях их чаще всего воспитывает улица. В Беларуси количество разведенных семей достигает 50%, а среди молодых семей эта цифра доходит до 70%.

Равнение на Запад: лучше не надо

Было бы неправильно утверждать, что все эти проблемы – исключительно внутрибелорусское дело, а в других странах процветает культ семьи.

В некоторых высокоразвитых странах, например, в США, набирают популярность брачные договоры, когда перед заключением брака супруги договариваются о разделе имущества в случае развода. Таким образом, они уже в самом начале допускают возможность развода.

Все больше распространяется во многих странах, и в Беларуси в том числе, суррогатное материнство и искусственное оплодотворение, когда аморально используются достижения генетики.

Опасность для семьи представляет собой и гендерная идеология, которая допускает взаимозаменяемость ролей мужчины и женщины в семье. Ее поклонники ожидают новой культурной революции, которая полностью сотрет границу между полами. В некоторых странах уже сейчас приняты законы, согласно которым в свидетельствах о рождении ребенка указываются не «мать» и «отец», а «родитель 1» и «родитель 2».

«Задайте вопрос: «Что современные семьи оставят своим потомкам, детям и внукам?» – задал на симпозиуме всем присутствовавшим оказавшийся риторическим вопрос Тадеуш Кондрусевич. – Дорогие коттеджи и большой счет в банке, модель семьи, которая распалась, и отказ от Божьего дара жизни или пример настоящей школы жизни и домашнего костела?»

В настоящее время современная Беларусь все больше ассоциируется с советским прошлым. Накапливая мнения о том, что нужно сохранять преемственность поколений, социально-гуманитарные науки приходят к выводу, что нельзя «перескакивать» через исторические периоды слишком резко. Это может привести к коммуникационным проблемам взаимодействия поколений, их конфликтам. Понятия «традиции» и «традиционное» в некоторой степени ассоциируются со стереотипами, возвращающими нас в далекое прошлое. Говоря о прогрессе и развитии, надо заново переосмыслить и недавнее советское прошлое: понять, что же было хорошим в то время, что являлось важным, что нужно сегодня возродить, а что - оставить в нашей памяти.

С точки зрения современных исследователей советская семья была достаточно устойчивым институтом, в котором, как в зеркале, отражались приоритеты, ценности, ориентации и потребности советской эпохи. Перестройка 1990-х годов стала ощутимым вызовом для жизни семьи, а существенным признаком, характеризующим ее развитие, стала депопуляция населения. Сегодня эта проблема в Беларуси рассматривается как главная демографическая угроза, влияющая на социально-экономическое и культурное развитие страны.

Согласно переписи 2009 г., в республике насчитывалось 45% семей с детьми в возрасте до 18 лет, по данным переписи 1999 г. их было 56%.

Очевидная разница в количестве жителей республики, а значит, и в составе семейного населения, указывает на проблемы, резко обозначившиеся именно в последние десятилетия: малочисленность и малодетность белорусских семей.

Минчанка Ирина, родившая сына в 1991 году, вспоминает, что в ее многоквартирном доме были только два ребенка: ее сын и девочка из соседнего подъезда. Они вместе росли, вместе играли, затем пошли в детсад и школу. Всякий раз они с матерью этой девочки сетовали: «Это же надо, никто не рожает детей». И приходили к выводу: наверное, не то время, люди не знают, что будет дальше. Действительно, в те годы резко упала рождаемость населения. И основной причиной стала неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие понятных перспектив.

Еще в 1960-70-е годы в нашей республике стали ощутимыми миграционные процессы: это способствовало увеличению количества горожан и уменьшению числа жителей сельской местности.

По сути, в 1970-е годы выходцы из сел на территории страны составляли около 50% городского населения. Прибывали переселенцы и из других республик. Этнокультурная картина республики 70-80-х годов прошлого века выглядела так: белорусы – около 70%, русские - 20%, украинцы – 4%, евреи – 3,7% и др. По переписи 1999 г. белорусов стало уже 80%, русских – почти 20%. Согласно этносоциологическому исследованию, проведенному Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН РБ в 1980-х годах в 17 белорусских городах, большинство новоселов белорусских городов были переселенцами из других мест. Большинство жителей представляли первое поколение горожан, где удельный вес белорусов был довольно высоким. Сейчас ситуация несколько иная – но все же главная тенденция остается в силе: города Беларуси наполнены переселенцами из сел, малых и больших городов, других мест. Огромной популярностью пользуется Минск. Красота, безопасность и «вечная молодость» Минска притягивают, как магнит, сотни и тысячи наших соотечественников.

Преемственность

Следует отметить, что в советское время проблематика семьи не была приоритетной в научных исследованиях. В 70-е годы прошлого века известный исследователь рабочей семьи белорусов, этнограф Владимир Иванов отмечал, что семей с детьми по сравнению с прежними послевоенными годами становилось меньше. Он писал об укореняющейся новой традиции – снижении количества детей в семьях. Как только человек переезжал в город, он считал, что рожать детей надо меньше. Но нельзя сказать, что из-за смены места жительства белорусы вовсе отказывались от традиций. Как правило, многие молодые пары жили с родителями и иногда даже с бабушками и дедушками, которых они перевозили с собой в городские квартиры. В таких семьях, конечно, фиксировалось сохранение традиций преемственности поколений.

Острой проблемой современной Беларуси, как и других стран, остается высокий уровень разводов молодых пар. Отмечаются новые причины разводов, к примеру, вмешательство родителей супругов. Многие социологические исследования выявляют, что одной из главных причин развода наряду с пьянством и изменами является чрезмерная опека младших поколений старшими.

Сегодня многие молодые мужчины и женщины считают, что жить со старшим поколением невозможно. Автономное проживание семьи становится неотъемлемой чертой уклада жизни, ценностных представлений молодых поколений об отношениях между родственниками. Прочно вошедшие в быт каждой белорусской семьи Интернет и мобильная связь вполне успешно играют роль посредника, соединяющего многие семьи, живущие в разных городах и странах.

Многодетная семья

Исследуя проблематику отношения к многодетным семьям, надо сказать, что как в советское время, так и сейчас оно было и остается неоднозначным.

Женщина 65 лет, врач по профессии, вспоминает: «Когда видела на улице мамашу с коляской, а рядом с ней еще троих малышей, становилось не по себе: мать неухоженная, худая, а дети чумазые и неопрятные. Сердце сжималось. Жалкое зрелище». Подобное представление было довольно распространенным. Но оно, видимо, являлось отражением традиций белорусского народа: с одной стороны, многодетность поощрялась в обществе, с другой – осуждалась. Поощрялась в том случае, если дети из многодетных семей являлись хорошим примером для других - получили образование, престижную работу, поддерживали родственные связи и всякими способами показывали сообществу свои устои: взаимопомощь, поддержку, взаимовыручку.

Действительно, в традиционных ценностных установках белорусов прочно устоялось мнение о том, что многодетная семья более жизнеспособна: дети из многодетных семей рано приобщались к труду, уважали родителей, старших членов семьи, были преданы своей малой родине. Вместе с тем в народе жила убежденность в трудной доле многодетных семей, сложностях жизненного пути из-за социальной неустроенности и бедности.

А что же сейчас? По данным переписи 2009 г., в Республике Беларусь 5% многодетных семей. Причин, по которым семьи не становятся многодетными, достаточно. Одна из них – распространение в обществе духа потребительства, накопительства и стремления к наслаждениям. А ведь рождение ребенка потребует от родителей изменения привычного уклада жизни, привычек. Немногие отваживаются на такой важный шаг, как рождение 3-4 детей. Многие молодые пары в буквальном смысле берут калькулятор и подсчитывают, во сколько им обойдется появление малыша. И это заставляет их задуматься и… отложить рождение.

Как менять ситуацию? Быстрых и реальных изменений, очевидно, ожидать не следует – нужно, как и в прежние времена, стремиться формировать социальную сбалансированность общественного развития и устремленность взглядов разных поколений в одном направлении. Сейчас – в сторону увеличения численности детей в семьях, а в будущем и нас – жителей Беларуси.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве