Jtcase - портал о строительстве


Столица Ломбардии Милан (Milano) — крупнейший город севера страны и её главный финансово-экономический центр. При этом он считается одним из ведущих мировых центров науки, технологии, моды и дизайна. Сильно пострадавший в ходе Второй мировой войны, город на треть был отстроен заново, и теперь удивительным образом совмещает в своём облике средневековые памятники и ультрасовременные деловые кварталы.

В Милан как правило едут достаточные люди чтобы обновить свой гардероб в сверх дорогих бутиках, чтобы потусоваться в ночных клубах современного города, чтобы послушать

первые голоса мировой оперной сцены в знаменитом театре Ла-Скала или в крайнем случае Насладиться шедеврами Караваджо, Рафаэля и Тициана. Правда есть в Милане и один духовный "шедевр" мирового уровня, это величественный собор Дуомо на одноименной площади, куда непосредственно в обязательном порядке ведут всех туристов, чтобы постоять в тени величия этого собора.

Но верующим и тем более православным людям нужно в Милане искать совершенно другое место. Впрочем католики Милана не считают себя католиками в полном смысле слова. Чтобы отличатся от тех же римлян, они себя называют не католиками Римско-католической Церкви, а "Амброзиане". "Амброджий" - так по итальянски звучит имя Амвросий.




Паломники и гости Милана без труда находят в городе древнюю Амвросиеву церковь -базилику Сант-Амброджио (basilica di Sant’Ambrogio), которая расположена на площади, носящей имя святого, рядом с Музеем науки и техники и остановкой «Sant’ Ambrogio» второй, «зеленой», линии метро. Базилика была построена в 379-386 годах самим святителем Амвросием Медиоланским (умершим в 397 году) на развалинах бывшего языческого храма . Место выбрано не случайно: здесь были обнаружены захоронения первых христианских мучеников, поэтому церковь сначала называлась базиликой мучеников (basilica martyrum) . Базилика была освящена первоначально во имя мучеников Хрисанфа и Дарии , а затем - во имя мучеников Гервасия и Протасия, мощи которых были в 380 году чудесно обретены святителем Амвросием именно на этом месте . После блаженной кончины святителя церковь стала носить имя ее основателя и называться Амвросиевой базиликой .

Миланцы свято чтят своего небесного покровителя , мозаичные и живописные портреты которого, а также скульптурные изображения можно часто встретить на фасадах старинных домов, на улицах и площадях «северной столицы Италии».

Удачное месторасположение города, основанного еще кельтами приблизительно в 600 году до Р.Х. в Паданской равнине, способствовало его быстрому развитию: через город проходили пути, ведущие через Альпы в землю франков (ныне часть территории Германии). Около 222 года до Р.Х. город завоевали римляне, они и дали ему название Mediolanum (от medio - посередине, planum - равнина, т.е. «посреди равнины »).

Именно здесь, в Милане, в 313 году император Константин Великий возвестил знаменитый эдикт («Миланский эдикт »), разрешивший свободно исповедовать христианскую религию .



Амвросиева базилика - самая красивая из сохранившихся церквей романского периода - приобрела свой нынешний вид после нескольких перестроек в 1099 году . В современных итальянских справочниках она называется «блаженным уголком мира, покоя, искусства и размышлений ». Справедливость этих слов ощущаешь сразу, как только, пройдя через входные ворота базилики, оказываешься в небольшом каменном дворике с портиками - Атрио ди Ансперто: отсюда открывается величественный фасад этого древнего церковного сооружения. По преданию, святой Амвросий, горячо любимый горожанами епископ, обращался с балкона базилики к верующим с проповедями .

Путеводитель по базилике рассказывает, что первоначально ее здание своими внешними формами повторяло форму Гроба , в котором три дня находилось тело распятого, а затем воскресшего Иисуса Христа. Внутреннее же убранство базилики символизировало «начало новой жизни христианина после принятия им таинства крещения».

Крипта базилики издавна была местом притяжения для многих христиан, стремящихся поклониться мощам святого Амвросия . После кончины святитель Амвросий упокоился в любимом им Медиолане, в котором более 20 лет был епископом, под жертвенником, где были погребены мученики Гервасий и Протасий .

Из истории базилики известно, что в 823 году епископ Ангильберт II (824-859) распорядился извлечь мощи святых, почивавших в двух отдельных гробницах, и поместить в одну порфирную урну-саркофаг и мощи святых Гервасия и Протасия, и мощи святителя Амвросия . Вероятно, тогда же святитель Амвросий был прославлен в лике общецерковных святых, поскольку память его совершается с IX века. Спустя десять столетий, когда Милан готовился отметить 1500-летие преставления святителя Амвросия, подлинность его мощей была подтверждена учеными-археологами . В 1897 году святые мощи Амвросия, а также Гервасия и Протасия поместили в специально сделанный для них серебряный мощевик. На мощевике - изображения трех святых, святитель Амвросий - в центре, между святыми Гервасием и Протасием.

Писатель из ЮАР Генри Воллан Мортон , так описал своё посещение базилики святого Амвросия: Как-то раз во время ранней утренней прогулки я неожиданно набрел на базилику Святого Амвросия. Заглянув через решетку на строгий мощеный атриум, я увидел старую церковь, опустившуюся за многие века ниже уровня современного уличного покрытия. Базилика напомнила мне о древних церквях Рима, таких как церкви Святого Климента Римского или Святой Цецилии: у храмов этих сохранились подобные мощеные дворы. Базилика Святого Амвросия, преисполненная римской серьезности, молчаливости, покоя и — самое главное — дающая возможность заглянуть в глубину веков, представляла собой разительный контраст с грохочущими рядом автобусами и трамваями, развозившими на работу первую волну клерков и машинисток.




Миновав атриум, я вошел в темную ломбардскую церковь. Температура, как в холодильнике, — немудрено, что я тут же задрожал. Постояв, заметил луч света под высоким алтарем, направился туда, спустился по лестничному маршу и вошел в крипту. Несколько старых женщин в черной одежде дожидались начала ранней мессы — они напоминали членов тайного общества или собрание древних христиан. Церковный служитель со связкой ключей поспешно сбежал по ступеням. Запрестольную перегородку он открыл с четырех сторон четырьмя разными ключами и опустил в желоба стальные панели. Старые женщины тут же упали на колени и стали креститься: перед ними предстало то, что сохранилось с древнейших времен и внушало благоговейный страх.

Сначала я разглядел только толстый кусок стекла, но, когда служитель включил огни, передо мной явилось мрачное и удивительное зрелище. В стеклянной гробнице на кровати или на похоронных дрогах лежали бок о бок три облаченных скелета. Тот, что посредине, лежал выше своих товарищей — так я впервые увидел мощи святого Амвросия, останки которого сохранились в базилике со времени его смерти в Медиолануме в 397 году. Голову скелета венчала античная митра, на руках — красные перчатки епископа, на ногах — златые тапочки, а в локтевом суставе — крест. Скелеты по обеим сторонам от Амвросия принадлежали мученикам — святым Гервасию и Протасию, умершим за веру задолго до святого Амвросия. Амвросий самолично распорядился эксгумировать мучеников и уложить их останки в свою базилику, а было это в то время, когда римская церковь запрещала эксгумацию костей святых мучеников. Это был первый случай перемещения реликвий в западную церковь, и такой обычай стал общепринятым лишь многие столетия спустя, после осквернения катакомб.




Как только месса завершилась, служитель поднял стальные ставни, и никто бы уже не догадался, что за ними находится. Останки великого римского епископа слишком священны, чтобы выставлять их в Милане на всеобщее обозрение. Мне было интересно впоследствии выяснить у туристов, многие ли из тех, кто побывали в базилике, знали о том, что там хранятся останки святого Амвросия.

Святой умер ночью в Великую пятницу 397 года. На следующий день его тело было выставлено для прощания в стоявшей прежде на месте Миланского собора церкви Марии Лаго-Маджоре. В воскресенье, в Пасху, тело уложили в порфировый саркофаг и погребли под алтарем его собственной базилики, при этом выполнив завещание покойного — поместили между останками святых Гервасия и Протасия. Там они почти четыреста пятьдесят лет и находились, не потревоженные варварскими вторжениями.



В 835 году в церкви устанавливали Золотой алтарь, существующий и по сей день . Когда готовили основание для алтаря, обнаружили внизу три захоронения. Останки святого Амвросия вместе с останками двух других святых мучеников перезахоронили под новым алтарем. К саркофагу в течение тысячи двадцати девяти лет (до 1864 года) никто не прикасался.

В церкви в то время проходили реставрационные работы. Саркофаг осмотрели, сняли крышку и подтвердили, что в нем находятся три скелета, тщательно зарисовали все то, что там увидели. Рисунок хранится в архиве базилики — с репродукцией можно ознакомиться в любом книжном магазине Милана. В те годы церковь в Италии переживала не лучшие времена, и научное изучение останков состоялось лишь после того, как в 1870 году в стране официально провозгласили создание королевства. В 1873 году папа римский Пий IX признал аутентичность останков. » .

А вот ещё интересное письмо с 19 века, гражданин Англии Сент-Джон присутствовал в Милане на научном изучении останков Святителя Амвросия. «Мне случайно позволили посетить, — пишет мистер Сент-Джон , — частную экспозицию останков святого Амвросия и святых Гервасия и Протасия. Своими глазами я видел скелет Амвросия. Присутствовало при этом также великое множество духовенства, три врача и отец Секки. Его пригласили с учетом того, что он прекрасно знает катакомбы и может с большой долей вероятности определить возраст останков и прочее… На большом столе лежали три скелета, а вокруг столпились священнослужители и медики. Два скелета отличались огромным ростом и были очень похожи. В глаза бросались следы насилия. Определили возраст мучеников — приблизительно двадцать шесть лет. Когда я вошел в комнату, отец Секки рассматривал следы пыток. Горла были вспороты с большой жестокостью, и шейные позвонки были искалечены с внутренней стороны. У одного скелета адамово яблоко Разломано, у другого оно и вовсе отсутствовало. Не помню, у кого именно. В скелете святого Амвросия кости были в неприкосновенности. Тело его в полном порядке. Нижняя челюсть (у одного из двух мучеников она была сломана) ничуть не повреждена. Я обратил внимание на совершенную ее форму, прекрасные зубы (за исключением одного коренного в нижней челюсти), белые и ровные. Лицо у него было продолговатое, тонкое, овальное с высоким выпуклым лбом. Кости белые, в отличие от тех двоих: у них они были очень темные. Фаланги пальцев длинные, изящные. В общем, кости Амвросия являли собой выраженный контраст по отношению к костям двоих мучеников ».

Святого Амвросия Медиоланского изображали на своих картинах многие европейские художники, в том числе Питер Рубенс и Антонис ван Дейк, а также миланский художник Камиллио Прокаччини . Самым известным считается полотно великого фламандца Рубенса, хранящееся в Бельведерском дворце в Вене: на картине запечатлена встреча святителя Амвросия с императором Феодосием в портике медиоланской базилики.

В искусстве Западной Европы святой Амвросий представляется обычно старцем в епископском облачении, с посохом, нередко с палицей - матерчатым ромбом, символом духовного оружия, а также с бичом в руке - символом победы святителя над арианами и язычниками. Есть другие изображения, на которых Амвросий изображен с двумя костями в руке - в знак открытия им мощей святых мучеников Гервасия и Протасия.

Рельефы «Золотого алтаря», называемого миланцами «самым драгоценным в мире алтарем » - его украшают более 4 тысяч драгоценных камней, посвящены разным событиям из жизни святого Амвросия: от рождения, посвящения в епископы до смерти и вознесения его души на небо .

Если внимательно вглядеться в мозаичный портрет святителя Амвросия, то можно заметить, что лицо святого на мозаике диспропорционально. Некоторые искусствоведы считают, что это связано с недостаточным мастерством художника. Конечно, портрет, датирующийся V веком, не может быть прямым изображением святого, но он отражает сохранившиеся в то время рассказы о характерных особенностях лица святого Амвросия . Об этом же говорят и старые путеводители по Милану.

Так, писатель Генри Волан Мортон в своей книге «Путешественник в Италии» рассказывает о некоторых выводах антропологов, исследовавших в конце XIX века мощи святого Амвросия: один из верхних зубов святителя глубоко ушел в череп под глазом, поэтому левый глаз святого Амвросия был выше правого. Эта характерная диспропорция лица святого Амвросия встречается и на изображении в медальоне XII века, который хранится в музее святителя Амвросия, примыкающем к зданию базилики.

С именем святого Амвросия Медиоланского связано также появление особого, отличающегося от традиционного латинского, амвросианского литургического обряда. Амвросианский обряд поныне используется в Миланской епархии . Благодаря амвросианскому обряду, испытавшему особое влияние византийского обряда, Миланская Церковь «обретает свое лицо, прежде всего, благодаря качеству своей молитвы. Амвросианский обряд оказал большое влияние на становление Миланской Церкви.
Святителем Амвросием в Милане был основан мужской монастырь и построены две базилики им освящённые и которые дейчтвующие храмы и по сей день: во имя святых мучеников братьев-близнецов родом из Милана, Гервасия и Протасия (ныне Амвросиева) и Апостольская - ныне церковь святого Римского мученика Назария, в алтаре которой покоятся мощи этого святого. Апостольская базилика была сооружена в 382-386 годах и посвящена святителем двенадцати апостолам: частицы их мощей хранились в храме; сейчас эти святыни находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.

В память святителя Амвросия в 1609 году кардиналом Карлом Борромео (1538-1584), распространявшим амвросианский литургический обряд и способствовавшим развитию почитания святого Амвросия, в Милане рядом с Амброзийской (Амвросиевой) пинакотекой была открыта Амброзийская (Амвросиева) библиотека , доступная для всех жителей города. Ныне в ее собрании имеется много редких книг, среди них и 12 томов рукописей Леонардо да Винчи.

В 1997 году на 1600 летия смерти святого , в базилике Амвросия, католики разрешили у мощей Св.Амвросия отслужить православный молебен, который возглавлял архиепископ Берлинский, Феофан . А через год в 2008 году у мощей Св.Амвросия молебен возглавлял Киевский Митрополит, Владимир .

Сегодня в Милане существуют два прихода Русской Православной Церкви . Прихожанами общин, являются в основном около 150 приехавших на работу в Италию, представляющих греческую, болгарскую, сербскую, молдавскую и грузинскую диаспоры.


Вот только внешне храм не похож на Православный, так как под общину Русской Церкви выделили старую Католическую каплицу, которая ранее принадлежала одному из католических разрушенных монастырей .

Сейчас в этом храме служит батюшка, воспитанник Киевской Духовной семинарии, протоиерей. А в другой общине служит местный итальянец 70 летний архимандрит принявший православие и монашество. Служа на церковно-славянском языке, он не мог разговаривать по-русски, но отчасти русский язык понимал из того, что ему говорили.



Так де в Милане живёт около 800 греческих православных семей. Католики под нужды Греческой Православной Церкви передали свой католический храм 17 века . Всё это показатель того, что католический Милан тесно сотрудничает с приезжим православном меньшинством, которое почитает Святого Амвросия и желает молиться в городе этого святого.



Хотя как я упамянул в начале статьи, сам город Милан своей визитной карточкой выставляет Домский Католический собор. Замечательно и то, что этот собор построен в честь Рождества Богородицы, тоже связан с Амвросием Медиоланским. Именно на этом месте до строительство собора стояла небольшая церковь святой мученицы Фёклы , Святой Амвросий крестил в ней святого Оригена , выдающегося западного церковного писателя и учителя . В крипте собора сохранились руины церкви Св.Фёклы. 427 лет строился Миланский собор и он является по величине Третьим собором в мире . Спустившись под главный престол в крипту собора можно поклониться ризам святых первомучеников Протасия и Гервасия , тела которых были обретены святым Амвросием во времена своего епископского служения.
В соборе находится много мощей мучеников первых веков христианства . Раки с мощами расположены вдоль левой стороны собора.
В соборе под потолком сохраняется также один из гвоздей, которым был прибит Спаситель ко Кресту . В один из дней ноября совершается память этого события и тогда гвоздь выносят для поклонения верующим.

На улицах города Милана можно увидеть много церквей и соборов, свидетельствующих о богатой христианской жизни этого города.
И одна из очень значимых Католических базилик города, это базилика Сан-Лоренцо-Маджори .




Именно в этой базилике покоятся мощи ещё одной святой много-почитаемой в Православии, Св.мученицы Наталии . Святые Адриан и Наталия, покровители молодожёнов. И хоть Адриан и Наталья жили в 3-4 веке в Малой Азии, мощи Святой Наталии попали в Милан в конце первого тысячелетия и почитаются миланцами как подлинная святыня. Многие паломники приезжают из разных стран в Милан, чтобы поклониться и почтить святые мощи мученицы. И конечно мечта каждой Наталии побывать в Милане и поклонится мощам своей небесной заступницы.


Св.Наталия

В 304 году убили мужа Натальи, мученика Адриана, за то, что он был христианин. Когда тела мучеников убитых начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких же палачей убила молния. Тысяченачальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата. Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Теперь Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда его тело перенесли верующие. Память мучеников Адриана и Наталии совершается 8 сентября по.



Открытые мощи Св.Наталии

Мученичество святой Наталии заключается не в телесном мучении, а в душевном. Это было куда тяжелее перенести, принося своего любимого мужа в жертву.



Ну и наконец нельзя обойти ещё одну католическую важную базилику Милана, в честь миланского епископа святителя Евсторгия .

Церковная жизнь Милана тесно переплетена с этим храмом. Каждый вновь рукоположенный епископ Милана должен совершить крестный ход от этого храма до кафедрального собора, символизируя Вход Господень во Иерусалим .



Базилика святого Евсторгия посвящена девятому епископу Милана , жившему в IV в. - святому Евсторгию. Имя этого святителя стало известно благодаря тому, что он привез из Константинополя останки трех волхвов, поклонившихся Христу после Его рождения . Реликвии эти были положены в саркофаг, над которым воздвигли базилику. После смерти епископа Евсторгия храм этот стал называться его именем. Евсторгий, это католический святой, в Православии его не вспоминают, но в этом храме под аларём покоятся его мощи.

Но для православных христиан в этой базилике есть другая святыня .

В 1162 г. Фридрих Барбаросса перенес останки восточных мудрецов в Кельн, и лишь в 1903 г. кардиналу Феррари удалось части мощей вернуть в Милан на прежнее место их хранения .


Каждый год, 6 января, в праздник католического Богоявления, в память об этом совершается праздничная процессия от кафедрального собора до этого храма

Вот такой он, христианский Милан .

Устройство новой церкви Московского Патриархата в Милане произошло благодаря личной инициативе православного миланца о.Димитрия (Фантини). Врач по профессии, он был пленен красотой русского православия во время туристической поездки в Россию. В 1976 г. он вступил в общину св.Николая, окормляемую о.Евлогием (Хесслером), а после ухода последнего в раскол, "оказался без церкви", по его собственным словам.
В 1980 г. Владыка Серафим (Родионов), епископ Цюрихский, викарий Экзархата Московского Патриархата в Западной Европе, посвятил Джузеппе Фантини в сан иеромонаха, с именем Димитрий и благословлением на создание новой общины. В 1983-85 гг. о.Димитрий служил во Всехсвятской церкви в Модене и в миланской румынской церкви. При этом его никогда не покидала мысль об учреждении в Милане общины, принадлежащей русской традиции.
После безрезультатных обращений в светские и религиозные инстанции с целью обрести подходящее место для богослужений, о.Димитрий снял в аренду помещение на виале Тройя, в том же доме, где жил сам. Одна из комнат была переделана под церковь, причем большинство икон было написано самим о.Димитрием. Храм был посвящен великим русским святым: преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. В ноябре 1985 г. состоялась первая божественная литургия, а в декабре того же года о.Димитрий был назначен настоятелем храма. В мае 1987 г. Владыка Серафим освятил церковь по чину освящения домового храма. На первых порах новому батюшке помогали православные священники: иерей Павел Шиалес и иеромонах Георгий Рафаэлли.
Приходская жизнь стала обретать определенные формы: её устроители, итальянцы по культуре, православные по вере, были открыты к верующим других национальностей, и в общине появились русские, украинцы, сербы, греки, болгары, итальянцы. Каноническое положение в лоне Московского Патриархата и любовь к русской духовной культуре, привлекли в церковь многих миланцев. В начале 90-х гг. община расширилась за счет "четвертой" волны русской эмиграции из республик бывшего СССР. В 1994-98 гг. важную роль в жизни прихода играл староста писатель-богослов Владимир Зелинский, который в 1998 г. был рукоположен в чин диакона в лоне Архиепископии русских приходов Константинопольского патриархата и основал новую общину в Брешии.
В сентябре 1995 г. в признание пастырских заслуг о.Димитрия, указом СВ.Синода он был возведен в сан игумена. Новое качестов жизнь прихода обрела после переезда в июне 1996 г. из тесного помещения на переферии Милана в исторический центр города, в прекрасную капеллу св.Викентия, которую ранее занимала румынская община. Историческое убранство капеллы было дополнено иконостасом и иконами, которые пишут для церкви две русские художницы. Ценным подспорьем оказался просторный зал в подполье, где теперь проводятся совместные трапезы и занятия воскресной школы.
С переездом общины на новое место к её титулованию прибавилось имя св.Викентия Сарагосского, которому была посвящени капелла. Этот испанский священномученик жил в III-IV вв., и посему принадлежит еще неразделенной церкви.
Община с 1987 г. периодически выпускает приходской листок "Паломник"("Il pellegrino"), на итальянском языке, который публикует новости приходской жизни, послания московского патриархата, богословские статьи.
В 1997 г. к общине была приписана церковь св. Анастасии, не имеющая своего прихода.

Информация (с сокращениями): http://zarubezhje.narod/italy/
Pусское православие в Италии.Страницы Михаила Талалая.

Рим. Церковь священномученика Климента, папы Римского

Ита́лия (итал. Italia , официальное название - Италья́нская Респу́блика (итал. Repubblica Italiana)) - государство в Южной Европе, в центре Средиземноморья. Входит в Евросоюз и НАТО с момента их создания, является третьей по величине экономикой еврозоны.

Граничит с Францией на северо-западе (протяжённость границы - 488 км), со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) - на севере и со Словенией - на северо-востоке (232 км). Также имеет внутренние границы с Ватиканом (3,2 км) и Сан-Марино (39 км).

Занимает Апеннинский полуостров, Балканский полуостров (небольшую часть), Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

Населённые пункты Италии

  • Милан

Православие в Италии

Православие в Италии - вторая по величине религиозная конфессия современной республике Италия. Общее число православных в стране составляет, по оценке на 2012 год 1,4 млн человек (свыше 2,3 % населения страны), за последние годы оно возрасло в десятки раз. По данным архиепископа Егорьевского Марка (Головкова) православие является второй религией в Италии (после католицизма) по числу верующих. Православие в Италии исповедует в основном недавние экономические мигранты из Восточной Европы, в первую очередь из Румынии, России, Украины и других стран СНГ, хотя православная традиция на юге страны, который до конца ХI века контролировала Византийская империя, имеет давнюю историю.

После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов крестоносцев и венецианцев, православные традиции в Южной Италии временно утрачивают моральный ориентир. С православием начинает интенсивно конкурировать и католичество. Но второе падение Константинополя в 1453 году и постепенное завоевание турками Балкан в ХV-ХVI веках привели к мощному потоку балканской иммиграции в Италию. Среди прибывших выделялись православные албанцы (арбереши) и греки, небольшие поселения которых на юге страны сохраняются до наших дней. Они долгое время поддерживали давние православные традиции на юге страны, хотя со временем, учитывая давление со стороны католичества и общий конфликтный религиозный фон той эпохи, большинство их потомков постепенно перешло в католичество.

Русская Православная Церковь в Италии

Первые государственные решения об открытии на Апеннинах православных храмов были приняты в 1797 году в Турине, в 1799 году в Неаполе и в 1803 году в Папском государстве, но не одно из них не было исполнено на практике, в результате бурных политических событий той эпохи.

Первыми русскими храмами вообще, действовавшими на территории Апеннинского полуострова, стали домовые церкви русских аристократов княгини Е. Голицыной (1817), графа Д. П. Бутурлина (1818) и Н. Н. Демидова (1823). Первым «дипломатическим» стал храм при миссии в Тоскане (1823).

Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 года приходы в Италии выделены из состава Корсунской епархии и подчинены каноническому ведению епископа с титулом «Богородский». До назначения епископа Богородского архипастырское окормление приходов в Италии сохранено за архиепископом Корсунским Иннокентием.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, члены Синода, выразив благодарность епископу Корсунскому Нестору за труды, понесенные по управлению Италийскими приходами Русской Православной Церкви, освободили его от этой должности. Временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии назначен архиепископ Егорьевский Марк, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

На 2013 год в Италии насчитывалось более 50 приходов Русской православной церкви, но большей частью богослужения совершают в церквях, которые предоставляют католики. Приходы Московского Патриархата в Италии - официальный сайт администрации приходов

История

Раннее христианство пришло на территорию современной Италии в римскую эпоху. Процесс постепенного размежевания христианский течений на восточные (православные) и западные (католические) после раздела империи на Восточную и Западную части в 395 году не затронул Южную Италию, которую Восточная Римская империя вернула под свой контроль уже во время завоеваний Юстиниана в начале VI века. Восточный обряд в целом был преобладающей формой христианства в Южной Италии и Сицилии в VI-ХV веках, чему способствовало наличие там крупных районов концентрации собственно греческого населения с раннеантичных времён. Несмотря на утрату Сицилии в IХ веке и её постепенную исламизацию в рамках Сицилийского эмирата, православные традиции продолжали поддерживаться на северо-западе острова в многочисленной грекоязычной среде, и даже, по-видимому сохраняли небольшой численный перевес на острове в целом. Отдельные материковые регионы Южной Италии (например, Бари) продолжали контролироваться Византией до 1071, то есть их официальный православный статус был закреплён после раскола церквей 1054 года. Однако, он продлился недолго: в 1060 г. в руки католиков-норманов попал Реджо, в 1063 - Таранто, в 1070 - Бриндизи, в 1071 - Бари. Таким образом, 17-летняя история православной государственности в Италии подошла к концу.

Батюшка-итальянец не говорит по-русски, но язык понимает, а миряне, россияне-украинцы-молдаване, часто не говорят по-итальянски, но тоже все понимают. Так и живут архимандрит Димитрий (Фантини) и прихожане православного храма в самом центре Милана. Любовь их объединяет, а языки человеческие и ангельские… это вторично. ФОТОГАЛЕРЕЯ

«Благослови душе моя Господа», - архимандрит Димитрий (Фантини) начинает всенощное бдение в одиночку. Иеродиакон отец Силуан (Ярославцев) приедет только к утрене. Среда - будний день, ему нужно закончить свою работу it-инженера. Настоятель русского храма на Виа Джулини в 10 минутах ходьбы от готического Миланского собора поет 103 псалом сам, чтобы не утруждать хор.

Отцу Димитрию в декабре исполнится семьдесят лет, но у итальянцев пение в крови. Вот и у него приятный голос и чувство мелодии у него неизменны с тех пор, когда в 1976 г. он, врач-ортопед Джузеппе Фантини, зашел в миланский приход Московского Патриархата.

Настоятель храма, архимандрит Дмитрий (Фантини), итальянец, служит на церковнославянском языке. Что-то наизусть, что-то по записям

Врач душ

«Я был протестант, и интересовался другими верами. Мне интересно было зайти в русскую церковь св. Николая. Красота богослужения, доброта и открытость людей меня поразили, и я стал туда ходить, - вспоминает отец Димитрий. - Через некоторое время отец Евлогий (Хесслер) поставил меня на клирос, а потом я присоединился к Православной Церкви».

Потом была туристическая поездка в Россию, и настоящий культурный шок от церквей, от монастырских служб, от Лавры в мае, хотя, казалось, бы поездка была в брежневский Советский Союз и Церковь была если не гонима, то уж и не процветала…

Между тем, община отца Евлогия ушла в раскол, и неофит, как он сам выражается, «остался без церкви». Тогда он… стал строить церковь сам. В мае 1980 г. епископ Цюрихский Серафим (Родионов) постриг его с именем Димитрий, а на зимний день свт. Николая рукоположил.

В августе 1983 г., молодой иеромонах снова едет в СССР, по городам России и Украины. «Тогда я познакомился с протодиаконом Борисом, сегодня он митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий. Мы до сих пор дружны с владыкой, я его на каждой службе поминаю», - рассказывает отец Димитрий.

Вернувшись, отец Димитрий стал служить во Всехсвятской церкви в Модене. Работу врача он не оставил. Всю неделю в больнице, а на выходных в церкви.

«Я спросил владыку Серафима, как мне теперь быть. Он ответил: «Ты врач, вот и лечи людей. В больнице лечи тела, а в храме души». Я оставался врачом до начала 1990-х гг., пока не вышел на пенсию. В этом я вижу промысел Божий: буквально на следующий год после моего ухода пенсионный возраст в Италии резко увеличили. Если бы я не успел тогда, то мне, наверное, пришлось бы работать до сих пор», - говорит отец-архимандрит.

Храм в конторе

С ноября 1984 г. по май 1985 г. о. Димитрий священствовал в миланской румынской церкви у настоятеля о. Траяна Вальдман, но очень хотелось вернуть Милану русский храм.

Места для богослужений не было, и отец Димитрий, не получив помощи в инстанциях, снял коммерческое помещение в доме на виале Карло Тройя, 11, где у него была квартира. Сам переделал его под церковь, сам написал большую часть икон. Первая литургия в новом храме в честь отцов русского монашества прп. Сергия и Серафима была совершена 10 ноября 1985 г., а в конце 22 декабря того же года о. Димитрий был назначен настоятелем нового храма. До 1993 года с ним сослужили отец Павел Шиалес (Paolo Sciales), который затем перешел в миланскую церковь Константинопольского Патриархата, и иеромонах Георгий (Рафаэлли), ушедший на покой.

В сентябре 1995 г. отец Димитрий он был возведен в сан игумена, а в 2011 г. в сан архимандрита его возвел Святейший Патриарх Кирилл, который посещал приход в 1997 и 1999 гг., когда возглавлял Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.

Так сложилось, что в приходская жизнь стала налаживаться наладилась как раз к волне эмиграции 1990-х гг. На работу в Италию стали приезжать русские, украинцы, молдаване, болгары, югославы. Итальянцы женились на русских и украинках, и жены приводили их к православию. Так что община быстро стала многонациональной.

Разговор на иных языках

По-русски отец Димитрий не говорит, но язык понимает, причем церковнославянский даже лучше, чем современный. Службу он совершает наизусть, периодически заглядывая в служебник с кириллическим шрифтом.

Одна из посетительниц храма рассказывает, как ее охватили сомнения, и она, как могла, спросила у архимандрита: «Вот вы не говорите по-русски, я мало говорю по-итальянски, а как же мне исповедоваться?». Он ответил: «Так, как бы ты исповедовалась не мне, а Христу». Женщина вспоминает, что такой ответственной и подробной исповеди, как в тот раз, у нее долго не было.

Прихожане вспоминают такую историю. Когда-то еще в 1980-х возникла идея издавать приходской листок. Отец Димитрий не мог написать статью по-русски сам, поэтому он стал вырезать слова и буквы из русских газет и складывать из них предложения. Получалась проповедь, которую он давал прочесть своей пастве. Сегодня проповеди отца Димитрия синхронно переводит иеродиакон Силуан.

Впрочем, к отцу Димитрию приходят не только русские, но и итальянцы. Иногда приводят своих друзей католиков - и тех, кто интересуется Православием, и тех, кому просто нужно слово утешения внимательного и тактичного пастыря.

Сам архимандрит Димитрий (Фантини) говорит, что не помнит первого итальянца, присоединенного им к Церкви: «Нет, уже не помню, не могу сказать, были ли у меня какие-то эмоции при этом».

Некоторые из пришедших не просто остаются, но и сами становятся монахами и священниками. Сегодня они служат по всей северной Италии. Вот 18 июня в храм приезжали сразу несколько таких «выпускников» отца Димитрия - игумен Амвросий (Казинаско), монах-эрудит, автор продающейся на приходе книги "99 различий Православия и католицизма", и пришедший в храм еще 13 лет назад мирянином иеромонах Феофил (Барбьери), в октябре прошлого года назначенный в Новару.

Нынешний храм на виа Джулини (это ответвление от хорошо известной виа Данте, ведущей к замку Сфорца) - боковая капелла Сан-Винченцо некогда большой церкв бывшего женского монастыря, основанного в VIII в. и уничтоженного при Наполеоне. В 1944 г. в результате бомбардировок союзников от монастыря остались одни руины, восстановить удалось лишь эту небольую часть в 1968 г. Монастырь в то время возрожден не был. Оно стало коммунальным: в нем была силовая установка, кинотеатр и наконец приход Румынской Православной Церкви.

Сюда, в исторический центр, приход переехал со своей окраины в июне 1996 года. Храм передал русским друг отца Димитрия отец Траян после того, как румынская община получила бывший католический. Вернее не передал, а дал хорошую рекомендацию владельцам здания, и небогатая община смогла заключить договор за небольшую арендную плату. Отсюда и его сложное посвящение трем святым: к прп. Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому прибавился мученик Викентий Сарагосский.

Сверху помещение храма маленькое, только и разместиться, что алтарю, основному пространству и клиросу. Приходская жизнь протекает в подполье: спускаешься вниз по винтовой лестнице, а там и просторный зал, в котором и трапезная, и место для занятий воскресной школы и администрация прихода.

Скит на улице Роз

Отцу Димитрию давно хотелось основать небольшой скит в какой-нибудь живописной ломбардской деревне, чтобы можно было бы уезжать помолиться подальше от шумного Милана. В прошлому году в храм на виа Джулини привозили их Херсонской области чтимую мироточивую икону Пресвятой Богородицы «Благоуханный Цвет». Настоятель и прихожане с особой силой молились перед ней о том, чтобы Владычица помогла им найти подходящий дом.

Их горячие просьбы были услышаны. Через несколько дней одна знакомая отца Димитрия неожиданно пожаловалась ему, что ее дочь никак не может продать старый дом на Лаго Маджоре (большое озеро недалеко от Милана, на границе со Швейцарией - ред. )

Решили туда съездить, узнать, что и как. Оказалось? дом находится в паре километров от озеро в деревне Мусадино (в приходе шутят, мол «даже название русское, похоже на Шамордино»). На улице Роз. Это трехэтажное здание с садиком. Ему почти пятьсот лет, и когда-то оно принадлежало католическому монастырю. То что надо!

Вскоре епископ Корсунский Нестор благословил дом купить и основать в нем мужской скит. 15 августа отец Димитрий, отец Силуан и два алтарника из миланского храма Ион и Николай обустроились в доме, освятили храм и совершили там первую литургию. В декабре были оформлены необходимые документы, и дом перешел в собственность прихода.

На противоположном берегу Лаго Маджоре, со швейцарской стороны, подвизается давний знакомый отца Димитрий - схиархимандрит Гавриил (Бунге). Католический богослов и отшельник-бенедиктинец, отец Гавриил долгим изучением святых отцов пришел к необходимости вернуться к истоками, и в 2010 г. присоединился к Православной Церкви. Отец Димитрий периодически ездит повидать отца Гавриила в его Воздвиженский скит (Eremo Santa Croce в Каприаска).


Внешне храм мало похож на церковь. Дело в том, что раньше это был собор женского католического монастыря, но со временем монастырь закрылся, а территорию продали под соседние офисы. В итоге и собор был почти полностью разрушен - остался только эта капелла


Амфитеатр перед входом в храм раньше тоже был частью монастырской территории. Здесь был атриум и зеленые сады






В будний день на всенощной прихожан не так много, но в выходные весь переулок оказывается запружен народом



Зеваки с фресок с любопытством рассматривают что происходит в храме


Христос Вседержитель на своде считается фреской известного лобмардского живописцка эпохи Возрождения Боргоньоне

Болгарскую икону Божией Матери "Достойно есть" пожертвовала одна из прихожанок. Ей образ передала старушка-итальянка. Икона вначале была настолько темна, что изображение едва читалось. Ее убрали в алтарь, но икона постепенно обновилась

Колокольни у храма нет, поэтому миниатюрная звонница оборудована прямо в алтаре


Евангелие читается на славянском языке








Историческое фото в трапезной храма: приезд Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха) в 1997 г.


Архимандрит Дмитрий (Фантини) и схиархимандрит Гавриил (Бунге) - итальянец и немец, два православных монаха


Архимандрит Димитрий (Фантини) был в гостях у схиархимандрита Гавриила (Бунге) в марте 2013 г. Отец Гавриил подарил будущему скиту отца Димитрия частицу мощей прп. Венедикта Нурсийского, который для Италии все равно как для нас преподобный Сергий. Основатель западного монашества, настоящий «игумен земли Италийской». Отец Димитрий в ответ передал монахам крест, а иеродиакон отец Силуан схиму, вышитую на Афоне.


На стенах трапезной, которая находится в подвале храма - старинные фрески из католического монастыря, а на столах иконы, которые пишут русские иконописцы для строящегося скита


Литургия в храме обычно начинается в 10 утра, исповедь чуть раньше






Среди прихожан храма -- русские, украинцы, молдаване, румыны


Отец Дмитрий говорит проповедь на итальянском языке -- диакон переводит ее на русский




11 июня генеральный консул РФ в Милане Алексей Парамонов вручил отцу Димитрию почетную медаль консульства "за неустанный труд на благо возрождения и процветания православной идеи, устройство первой церкви Московского Патриархата в Милане

КОНТАКТЫ:
Parrocchia dei Santi Sergio e Serafino, Via Giulini angolo Via Porlezza, 20144 Milano, Italia
Тел. +39 02 860 538
Факс: +39 02 860 538
Email: [email protected]
Сайт.

Приход «Святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского » был образован с благословения епископа Цюрихского Серафима (Родионова) в ноябре 1983 года.

Первоначально Литургии проводились в частном доме, затем было найдено новое, более подходящее арендованное помещение и обустроился первый православный храм, посвященный великим Святым Сергию и Серафиму. Первая Божественная литургия в нем была проведена 10 ноября 1985 года.

Далее в течение десяти лет под руководством иеромонаха Димитрия (Фантини), назначенного Владыкой Серафимом настоятелем храма , в этой церкви течет приходская жизнь , приход пополняется православными верующими из разных стран .

Май 1987 года был отмечен визитом архи епископа Серафима. Владыка начал работу по диалогу с другими христианскими церквями, присутствующими в Милане, участвуя в экуменических инициативах .

17 сентября 1995 года иеромонах Димитрий был возведен в ранг игумена во время Божественной Архиерейской Л итургии, епископом Гурием (Шалимовым) , во время его пастырского визита в Милан .

С 1 июня 1996 года наш приход переехал в новый храм, где и находится до настоящего времени, в небольшую церковь на улице Джулини, в историческом центре Милана, посвященную Святому Викентию, мученику Сарагосскому IV века . Название прихода включило в себя и мученика Викентия. Данный х рам получил свой сегодняшний вид после глобальной реконструкции и включает в себя части древней бенедиктинской церкви монастыря Святого Викентия VIII века , почти полностью разрушенной в 1964 году . Хра мовая часть имеет площадь чуть более семидесяти квадратных метров, с высотой 12 метров. В церкви находится множество ценных фресок конца XVI века, работы известного л омбардского художника Аурелио Луини, которые изображают сцены мученичества святого Викентия Сарагосского (IV в.) и святой мученицы Урсулы Кёльнской (IV в . ). Под куполом храма находится уникальная фреска – Христос Пантократор, работы великого художника эпохи ренессанса Бергоньоне . Под храмом, на нижнем этаже, находится большой зал, на стенах и потолке которого помещены другие средневековые аф фрески из древней церкви Святого Викентия .

В эти годы, в середине 90-х, отец Димитрий пастырски окормлял православных верующих и в другом крупном северо-италийском городе, Турине, что вылилось в создание другого крупного православного прихода имени Святого Максима Туринского, окормление которого впоследствии было поручено Владыкой Гурием игумену Амвросию (Кассинаско), в 1997-м – диакону нашего прихода, сегодняшнему настоятелю прихода в Турине.

Наш приход, в результате пастырских трудов отца Димитрия, в прошедшие десятилетия сыграл большую миссионерскую роль по всему северу Италии, оказывая пастырскую помощь и окормление православным верующим и создавая новые православные приходы.

В дополнение к уже упомянутому туринскому приходу, были созданы приходы Святого Николая в Вероне, в небольшой церкви в историческом центре города , предоставленной в пользование городским католическим епископом; основан приход Святого Александра Невского в Варезе, находившийся в монастыре Брунелла, принадлежащем францисканским монахам; поддерживалась литургическая жизнь в 80-х и 90-х годах в приходах в Генуе и в Брешии. До сегодняшнего дня проводится пастырское окормление православной общины в Новаре, посвященной святому Николаю. Здесь отцу Димитрию помогает отец иеромонах Ф еофил (Барбьери ), который трудился в нашем приходе начиная с 1996 года, еще будучи мирянином . Отец Ф еофил с 2001 по 2008 годы являлся епархиальным секретарем и координатором, поэтому при нашем приходе был организован секретариат Италийского благочиния.

В дополнение к главной, Л итургической деятельности, при нашем храме организована детская Воскресная Школа и проводятся образовательные мероприятия для детей и взрослых, поощряются культурные и благотворительные инициативы, проводятся многочисленные паломничества по святым местам как в Италии, так и за рубежом.

За последние десятилетия н аш храм неоднократно посещался Церковными иерархами , руководителями и представителями отдела по внешним связям Московского Патриархата. Его окормляли : Митрополит Владимир (Сабодан), бывший Экзарх Западной Европы Русской Православной Церкви и референт Священного Синода в 1980-х годах; Архиепископ Серафим (Родионов) из Цюриха; епископ Херсонесский Гурий из Парижа; около двух лет, с 19 97 года по 1999 – митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (нынешний Патриарх Московский и Всея Руси ) , преемником которого стал новый епископ Херсонесский Иннокентий (Васильев ), затем епископы Нестор Херсонесский и Антоний Богородский. Наш нынешний Владыка, с августа 2017 года, – епископ Богородский Матфей (Андреев).

Приход продолжает окормляет православных верующих каждой культуры и национальности , отмечая многонациональное значение Православия , но сохраня и свой особенный характер как церковь, родившаяся в полностью итальянском окружении, задолго до массовой иммиграции и быстрого роста Православной диаспоры , который характеризует нынешнее время .



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве