Jtcase - портал о строительстве

Духовная сфера жизни общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека.

Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры.

Основными критериями сферы духовной жизни общества являются: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества, а также мера развитости образования, воспитания, науки, информационной жизни общества, искусства, практическая реализация свободы совести граждан.

Духовная сфера жизни общества предназначена для воспроизводства индивидуального и общественного сознания, духовных ценностей личности и общества, для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.

Структуру сферы духовной жизни общества можно представить, как и других сфер, многопланово. Наиболее распространенным подходом является выделение относительно самостоятельных процессов духовной жизни, обладающих своим предназначением, содержанием и способами реализации. В духовной жизни выделяются:

Процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; личностного и общественного мировоззрения через удовлетворение потребностей и интересов по их развитию;

Научная жизнь;

Художественно-эстетическая жизнь;

Образовательно-воспитательный процесс в обществе;

Духовно-нравственная жизнь;

Функционирование религии, свободомыслия и атеизма;

Информационная жизнь общества.

Мораль в структуру духовной жизни общества включается определенной стороной: процессами осмысления роли и значения нравственности, ее категорий, норм и принципов для функционирования духовной жизни.

Основные функции духовной жизни общества: а) Общие : воспроизведение индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная и др. б) Видовые : научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.

Рассмотрим некоторые элементы содержания духовной жизни общества.

Наука характеризует сферу духовной жизни с точки зрения роли в ней эмпиризма и рациональности, процесса добывания, хранения, востребования и использования научно-теоретического знания.


Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и самом познании, на открытие объективных законов и существенных характеристик бытия.

Типовая структура науки как явления духовной жизни общества - единство научного сознания, институтов науки и деятельности ее субъектов. Поэтому объективно-истинное знание, полученное вне науки, не включается в содержание науки, а составляет сферу обыденно-практического или рационального, абстрактно-логического вненаучного знания.

Распространенной классификацией наук считается признание трех больших групп: науки о природе - естествознание; науки об обществе - обществознание или социальные, гуманитарные науки; науки о технике - технические науки. Науки о человеке можно выделить в особую группу - антропологию, или включать в естественные, общественные, а также в технические науки.

Науки классифицируются также на фундаментальные (преимущественно теоретические) и прикладные (нацеленные на достаточно быстрое применение научных знаний в практической деятельности).

Особенности научного знания:

1.Оно отражает закономерное, существенное, качественное в материальном мире.

2. Это систематизированное, концептуальное (теоретическое) знание, выраженное системой понятий, суждений, учений.

3. Научное знание – в основном истинное знание в единстве объективно-субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного. В науке возможны также заблуждения и ложное знание.

4. Оно предназначено для воплощения в сложной практической жизнедеятельности людей.

5. Это знание, полученное на основе специальных методик и средств (приборов).

6. Научное знание обладает доказательностью.

Художественно-эстетическая жизнь общества состоит в образно-творческом воспроизведении жизни людей, неживой и живой природы в формах художественного образа с помощью категорий возвышенного, прекрасного, совершенного, трагического и комического, серьезного и игрового, а также низменного, безобразного, несовершенного. Она включает в себя искусство, народную художественную культуру, элитарную и массовую культуру, различные художественные субкультуры.

Художественная культура изучается специальной наукой - эстетикой. Отражение в сознании людей и осмысление художественной культуры как непосредственно, так и с помощью эстетики формирует у них эстетическую культуру. Эстетическая культура - это состояние сознания, мировоззрения и всего духовного мира субъекта, которое воспроизводит художественную культуру и определяет меру включенности субъекта в мир искусства, народной и иной культуры. Признаки эстетической культуры личности: художественно-эстетические знания; эстетические потребности и интересы; эстетический идеал; эстетический вкус; эстетические переживания; эстетические чувства; художественно-эстетические качества и др.

Главным элементом художественно-эстетической жизни общества выступает искусство. Это вид профессиональной художественно-эстетической деятельности по воспроизводству, распределению и потреблению ценностей искусства. Оно характеризуется авторством, стилем и направленностью художественного творчества. Искусство отличается, например, от народной художественной культуры, которая развивается стихийно, в ней нет, как правило, конкретных авторов, она не специализируется и не составляет средство получения благ ее анонимными авторами, не предназначена для вознаграждения.

Структура искусства: архитектура; изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика и др.); художественная литература; музыка; хореография; театр; кино; эстрада; аудио-видеоискусство; компьютерное, в том числе виртуальное, искусство, прикладное искусство и др.

В характеристике основных понятий художественной культуры (искусства), следует обратить внимание на категории эстетики: художественный образ; художественная форма; прекрасное и безобразное; возвышенное и низменное; трагическое и комическое.

Религия является одной из древнейших и основ­ных (наряду с наукой, образованием, искусством) форм духовной культуры. В современной теории попу­лярно определение религии, исходящее из призна­ния ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности рели­гии: религия есть система догм, символов веры и культа, в основе которых находится важность почитания божественного, признание священного и святого; религия также есть одна из свойственных духовной культуре форм приспособле­ния человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей верой в сверхъестественное и ожиданием от него воздаяния.

Основой религии является вера в особое сверхъестественное. В вере обна­руживаются важнейшие особенности, определяю­щие место религии в отношениях человека и бытия. Религиозная вера складывается из: 1) собственно веры, т. е. убеждения в правильности основ религиозного учения; 2) знания о наиболее существенных положениях ве­роучения; 3) признания и следования нормам нравственно­сти и культа, содержащихся в религиозных требованиях к человеку; 4) соблюдения норм и требований, предъявляе­мых к повседневной жизни верующего человека.

Существуют различные типы религии: монотеи­стические (основанные на вере в единого Бога) и по­литеистические (исповедующие многобожие); ри­туальные - с акцентом на выполнение определенных культовых действий; религии спасения, признаю­щие главным в вероучении догмы об особом образе жизни человека, его посмертной судьбе. Важную роль играют национальные религии, распространенные среди представителей одной или родственных наций, а также племенные религии. К национальным религиям относят синтоизм (японцы), конфуцианство (китайцы), иудаизм (евреи) и др. Существуют многочисленные религиозные секты, а также так называемые «живые» религии, псевдорелигиозные объединения. Наиболее распространены и многочисленны по своим последователям мировые религии. Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в VI-V вв до н. э.).

О роли мировых и других религий в современном мире гово­рят следующие данные.

1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из сущест­вующих мировых религий. Подсчитано, например, что сторонниками христианства сегодня являются 1,99 млрд. человек, ислама – 1,19 млрд. человек, буддизма – 359 млн. человек.

2. В ряде стран мира религиозные объедине­ния отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на жизнь современного обще­ства остается значительным. Ряд государств призна­ет одну из религий государственной и обязательной.

3. Многие религии являются источниками нравственных и художественно-эстетических ценностей и норм, регулируют повседневную жизнь людей, хра­нят принципы общечеловеческой морали. Роль таких рели­гий в возрождении и приумножении культурного на­следия, приобщения к нему людей весьма значительна.

4. К сожалению, религиозные противоречия про­должают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, фактором разъеди­нения и противоборства. Религиозный агрессивный фанатизм гу­бителен, он противостоит культуре, общечеловече­ским духовным ценностям, интересам человека.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать ника­кой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними».

Свобода совести, таким образом, оставляет за че­ловеком выбор между религиозной верой и атеиз­мом. Любой выбор свободы совести не является основанием оценки качеств личности с заранее заданным результатом: верующий – значит плохой, верующий – значит хороший и т. п. Оценка личности осуществляется по проявлению ее качеств на практике – в поведении, общении, деятельности.

Главное в понимании свободы совести как правовой нормы Российской Федерации состоит в том, что ее реализация представляет личное, частное дело каждого человека. Это одно из естественных, неотчуждаемых и не ограничивающихся ничем и никем прав личности.

Свобода совести, таким образом, включает три свободно выбираемых человеком варианта ориентированности своего мировоззрения и личной позиции:

Верить в любую религию, свободно выбирать вероисповедание;

Не верить ни в какую религию, придерживаться атеистических взглядов и убеждений;

Свободно, без преследований, осуществлять критику любой религии или атеизма на основе взаимоуважения и толерантности.

Следует обратить внимание на то, что иногда духовность человека понимается или объясняется как только или именно религиозная духовность. Данная трактовка является односторонней. Она не согласуется с принципом свободы совести и однозначно ориентирует мировоззрение, духовный мир человека на религиозность, причем, как правило, конкретного характера. Духовность человека – состояние его сознания, характер и направленность мировоззрения, совокупность социальных качеств.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространя­ет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и опери­рованием ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве от­правной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства - это преемственность в культуре и творческие прорывы, но­ваторство. Рассмотрим их более подробно.

Преемственность связана с сохранением и передачей цен­ностей от одного поколения к другому. Таким образом мо­гут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Навер­ное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомка­ми, - в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью вос­производится следующими поколениями определенной этни­ческой группы, например, свадебная церемония. Но насле­доваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворе­ния, просмотра полотен в картинной галерее.

Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порож­дает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изо­бретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современника-Ми, но многие из этих произведений сохраняются и переда­ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверж-


Давших истинность гелиоцентрической системы, или гени­альные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на мно­го веков опередившего свое время.

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА

Культура любой исторической эпохи обладает непреходя­щей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как не­однородно по своему составу создающее ее общество. Внут­ри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед на­шими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений чело­веческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создава­емые представителями отдельных социальных групп, приня­то называть субкультурами.

Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы по­знакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных со­циальных групп.

Проиллюстрируем конкретным примером процесс форми­рования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринима­лись как уменьшенные копии взрослых, им даже шили ана­логичную одежду. Общество пока не понимало, что мир дет­ства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена - начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Со­временная субкультура детства неоднородна - выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы мо­жем сказать, что в процессе социального развития происхо­дит дробление (в других случаях - размывание) отдельных субкультур.

Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универ сальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культуроло­гами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремя-

Три закона развития общества Иленов В. В. Сегодня над миром витает чувство тревоги: будет вторая волна кризиса или наступит выздоровление экономики? Предвидеть будущее, понять настоящее, познать прошлое можно тогда, когда знаешь законы развития общества. Раскроем суть 3-х законов социогенеза. Структура общества Члены общества делятся на две категории: трудящихся, занятых в сфере производства, и нетрудящихся (дети, престарелые и т. д). В связи с этим разделим потребление на необходимое – потребление трудящихся и вторичное – потребление всех остальных. Триада производство – распределение – необходимое потребление образуют материальный базис. Над базисом возвышается надстройка, состоящая из ядра (социальная организация общества) и вторичных элементом (прочие отношения). Базис и надстройка образуют формацию. Формация делится на управляющую и управляемую подсистемы: в роли управляющей выступает ядро надстройки, в подчинении которой находятся базис и вторичные элементы надстройки. Закон 1 Трудящие создают продукты, в которых заключена энергия потребления Е. Для восстановления сил им необходима энергия потребления А. Если из Е вычтем А, то в остатке будет прибавочная энергия. Набор продуктов, в котором содержится эта энергия, есть прибавочный продукт. Прибавочный продукт является источником существования надстройки и развития базиса. Без прибавочной энергии общество обречено на вымирание. Итак, первый закон гласит– бытие общества немыслимо без прибавочной энергии . Закон 2 Развитие общества может совершаться двумя путями: 1-й (интенсивный) – трансформация старого базиса в новый 2-й (экстенсивный) – расширение базиса за счет роста числа трудящихся. Интенсивный путь развития дает резкое повышение эффективности производства и потребления, в результате чего создается значительный объем прибавочного продукта. Экстенсивный же настолько малоэффективен, что сам по себе не обеспечивает даже простого выживания общества. Отсюда вытекает содержание второго закона, существование общества возможно только за счет преобразования старого базиса в новый . Общество существует потому, что меняется. Поэтому не бывает вечных империй. Закон 3 Базисные отношения могут быть только двух видов, характер которых полярный: 1) индивидуальный, частный 2) общий, коллективный. Согласно третьему закону характер нового базиса противоположный старому, порождающему его . Итак, мы изложили содержание 3-х законов. Разворачиваясь во времени, они обусловливают неизбежность и повторяемость событий. Повторяемость обнаруживается в смене форм общественных отношений. Механизм смены форм Человеческое общество существует на протяжении почти 5 млн. лет. В его движении во времени происходит корреляция между рассмотренными законами и делением формации на управляющую и управляемую подсистему. Под влиянием основных законов происходит смена форм управляющей и управляемой подсистем, при чем эти смены не совпадают во времени. Это несовпадение ведет к тому, что история человечества делится на формации , а формация – на два этапа . Первый этап . На данном этапе существуют два базиса: доминирующий и отмирающий. На основе доминирующего формируется управляющая подсистема, под управлением которой происходит: а) расширение сферы доминирующего базиса; б) развитие управляющей подсистемы; в) развитие вторичных элементов надстройки; г) отмирание старого базиса. Сначала сокращение старого базиса не отражается на снижении прибавочного продукта, но со временем фактор сжатия начинает сказываться: 1. экстенсивный путь начинает доминировать, в результате ощутимо уменьшается размер прибавочного продукта 2. ощущается недостаток средств существования 3. снижаются темпы развития производства и потребления. Первый этап завершается тогда, когда старый базис прекращает свое существование и дальнейшее развитие возможно только через преобразование господствующего базиса в новейший. Доминирующий базис, поглотив старый базис, становится фундаментом для становления следующего базиса. Второй этап . Появление элементов нового базиса знаменует собой начало второго этапа. Заметим, что подсистема управления не способна оказывать регулирующее воздействие на управляемые подсистемы, имеющие полярные свойства, поэтому новый базис оказывается без управления. Вследствие независимого и бесконтрольного развития нового способа производства и потребление между ними возникает диспропорция. Нарастающая диспропорция вызывает уменьшение величины прибавочного продукта. Его снижение до известных пределов становится причиной ухудшения условий жизни и социальных напряжений, крайнее обострение которых снимается через конфликт. В ходе конфликта происходит: а) устранение диспропорции; б) ускоренное развитие нового базиса; в) развитие вторичных элементов надстройки; г) сужение сферы существования господствующего базиса; д) сокращение функций управляющей подсистемы. На втором этапе конфликты повторяются до тех пор, пока новейший базис не займет доминирующее положение. Апофеозом становится последний конфликт, в ходе какого совершается слом старой и формирование новой управляющей подсистемы. В истории человечества выделяются 8 формаций: 1,3,5,7 носят частный характер; 2,4,6,8 - общий. Прогноз будущего Ныне мы находимся на 2-м этапе 8-ой формации (см. Иленов, Всемирная история – современность), для которого характерны кризисы перепотребления. Первый такой кризис поразил страны соцлагеря во главе с СССР. Второй надвигается на развитые капстраны и их лидера США. Потом центр мировой экономики переместится в развивающие страны Азии и Южной Америки, которым предстоит пережить третий кризис. Затем расцвет ожидает Африку, которая станет центром экономического господства, но не навсегда. Таким видится будущее на 100 лет. Не следует паниковать по поводу кризисов, т. к. паника лишь множит потери. Надо осознанно, учитывая законы, менять себя и свое общество.

Человек, или социальная форма материи, существует и развивается по своим законам, отличным от законов природы. Законы общественной жизни - это собственно социальные законы, т.е. законы развития человеческой сущности , и законы развития техники , как преобразованных природных элементов общества. В силу их принципиального различия те и другие законы обладают относительной самостоятельностью и вместе с тем законы развития техники подчинены собственно социальным законам . Как и природа, общество существует и развивается на основе объективных законов , которые возникают одновременно с началом человеческой истории и являются “априорными” по отношению ко всей последующей истории, обусловливая ее основное содержание и основные этапы развития. По мере развития общественной жизни, в первую очередь развития труда и собственности, они усложняются, обогащаются новым содержанием, принимают новые формы.

Наиболее общие законы развития общественного сознания выражают его вторичность, производность от общественного бытия, т.е. являются следствиями закона определяющей роли общественного бытия в жизни общества. Человеческое сознание поэтому способно привести в движение материальные силы, если человеческие цели не вступают в противоречие с объективными законами и условиями действительности.

Объективность социальных законов означает, что индивиды не вольны действовать как им угодно, их деятельность имеет объективную логику , подчинена ей. Они всегда начинают с присвоения наличных (существующих в данный момент) производительных сил, что равносильно развитию у них определенной совокупности способностей и потребностей. В дальнейшем посредством присвоения новых сил природы индивиды видоизменяют наличные производительные силы, труд. Тем самым создается основа для изменения тех общественных отношений, под влиянием которых они формируются. Следовательно, индивиды суть не только продукты социальной среды, но и прежде всего ее создатели. То, что они собой представляют, как они действуют, производят, проявляют себя, как относятся друг к другу, зависит от наличных материальных предпосылок. Эти предпосылки, с одной стороны, предписывают им условия их собственной жизни, с другой - создают основу для дальнейшего развития посредством присвоения новых сил природы. По Марксу, обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства. Такова объективная логика общественной жизни.

Однако законы истории в большей мере, чем законы природы, действуют как тенденции. Каждый отдельный акт человеческой деятельности осуществляется сознательно и поэтому конечный результат всегда зависит от столкновения множества отдельных воль, каждая из которых не равна нулю. При этом равнодействующая этих воль (историческое событие) есть, с одной стороны, результат действия объективных законов, имеющих “априорный”, изначальный характер, с другой - результат реально действующих сил. Историческое событие, следовательно, не порождается только случайными столкновениями множества сил, в конечном счете оно всегда детерминировано законами.



В трактовке исторической закономерности следует учитывать три момента: во-первых , существование объективных законов, во-вторых , действия массы индивидуальных воль, в-третьих , наличие в основе действующих воль закономерности, выражающейся в результирующей этих действий. Результирующая поэтому есть не механический результат множества столкновений различных воль, а прежде всего - выражение глубинной объективной закономерности . Понимание исторической закономерности весьма упрощается, если она определяется только как результирующая деятельности людей. В этом случае человеческая деятельность не детерминируется объективными законами и, следовательно, оказывается, что в основе исторического процесса лежит не необходимость, а случайность. Но историческая закономерность не рождается из случайных столкновений индивидуальных действий, а проявляется в них.

Научная трактовка исторической закономерности также учитывает, что законы определяют лишь общее направление развития, допуская в рамках этого общего множество вариантов, возможностей развития, выбор и реализация которых зависит от действий людей. Характер и содержание этих действий в свою очередь определяются опять-таки множеством обстоятельств. Люди своими действиями по-разному реализуют законы: в одних случаях они проявляются свободно, в других (например, в силу некомпетентного управления, неадекватного природе труда хозяйственного механизма) они не могут реализоваться полностью, однако их действие не приостанавливается, а приводит к появлению негативных тенденций. Так, нарушение законов товарного производства в условиях реализации сталинской модели социализма привело к деформациям всех сторон общественной жизни. Таким образом, действие объективных законов никогда не определяет материальные, объективные процессы с абсолютной, фатальной необходимостью, во всех деталях и частностях. Материальные процессы, в особенности материально-практическая деятельность людей, в достаточно широких пределах могут осуществляться вопреки действию определенных объективных законов. К тому же в обществе могут действовать и противоположно направленные законы или тенденции, которые делают возможным крупные объективные изменения, вызванные ошибочными решениями и имеющие негативный характер.

К законам, составляющим основу общественной жизни, относятся законы превышения способностями потребностей, возрастания способностей и возвышения потребностей, опережающего развития способностей и другие. Эти законы суть законы развития человеческой сущности. Закон соответствия производительных сил и производственных отношений, закон стоимости и другие, как будет показано далее, также имеют свои корни в природе человека, в основном противоречии человеческой сущности - противоречии между способностями и потребностями, которое выражается в противоречии между производством и потреблением материальных и духовных благ.

Духовное развитие общества (к § 28 «Духовное развитие общества»)

Текст. Приводятся фрагменты работы Ивана Александровича Ильина (1882-1954) - русского философа, правоведа, публициста. Находясь с 1922 г. в вынужденной эмиграции (Германия, Франция), он много и содержательно писал о духовном возрождении России.

Всюду зачалась или состоялась клетка духовной культуры... Ученый, зорко высматривающий истинные законы бытия; художник, в страдании и радости вынашивающий прекрасные образы искусства; патриот-политик, строящий, как некий художник общения, достойную совместность людей; совестный человек, вырабатывающий в себе нравственный характер как живой ритм добра; священник, посвятивший себя воспитанию душ к нормальному религиозному опыту; и все те, кто каждый по-своему и на своем месте постоянно или изредка, порывом или достижением, обратился, или воспринял, или создал, или открыл другим закон, или путь, или присутствие, или силу непреходящей безусловной самоценности - все они, именно постольку, суть носители или творцы духовной культуры, ее служители, ее сосуды; может быть, ее неугасающие очаги.

<...> Тот осязал ее в священном холоде вдохновения; другой в умилении любви или властных зовах совести; тот в непреклонности мужественного характера; другой в молитве благодарности и зова; а тот в освобождающем ритме музыки или в откровении живописного образа...

«Я чувствую, думаю, созерцаю и поступаю так и только так, - говорит человек, имеющий духовное бытие, - иначе я не могу, не должен и не смею; и не могу хотеть иначе; и не хочу иначе мочь. Ибо это и только это соответствует зовам Предмета и ритму божественной основы».

В религии, в науке, в искусстве и в государственности - всюду есть эта высшая, божественно-предметная необходимость, которую человек призван увидеть и полюбить и познать, познать и осуществить. И в осуществлении этом построить свое личное бытие и бытие своей национальной культуры. Миллионы людей живут и умирают - и не знают об этой божественной, предметной необходимости; не знают, что она вообще обстоит; что она есть источник бытия; не знают, в чем она и какова она. Тысячи людей говорят о религии, работают в науке, распоряжаются в государствах, сочиняют в искусстве - и идут мимо этой стихии и ее законов, не видя или пренебрегая. Едва ли сотни людей слышат что-то о ней от мудрых вождей человечества и многие из слушающих отрицают, смеются и кощунствуют; и, отрицая, вносят слепоту в свое дело, повреждают свой дух и разрушают духовную культуру.

Ильин И. А.Духовнаякультураиеенациональныевожди / И. А. Ильин.Собр.соч.:В10т. - М.,1999. - Т. 9-10. -С. 238-240.

Вопросы и задания. 1) Откуда, по мнению философа, берет на­чало духовная культура? 2) Как проявляется духовная культура в жизни человека? 3) Какие сферы охватывает духовная культура в жизни общества? 4) Оправдан ли, с вашей точки зрения, столь ши­рокий перечень тех, кто, по мнению автора, причастен к духовной культуре? 5) Какова связь и взаимовлияние личной духовной культуры и национальной культуры? 6) Каковы, по мысли фило­софа, сущность и цель духовной культуры? 7) С помощью учебной и справочной литературы уясните смысл понятий: «дух», «духов­ность», «душевность», «бездуховность». Еще раз внимательно прочитайте текст И. А. Ильина и попытайтесь объяснить, почему миллионы людей живут и не знают, что такое духовная культура. 8) Как, по-вашему, соотносятся духовная и художественная куль­туры? Какое из этих понятий шире по значению? 9) Как, по ваше­му, соотносятся духовная культура с религиозной культурой и нравственной культурой личности? 10) Разделите лист бумаги на следующие две колонки: «духовная культура», «материальная культура» - и соотнесите с ними приводимые ниже понятия: пра­вославный храм, философский диспут, мужской галстук, стихо­творение, гоночный автомобиль, книга, плеер, документальный фильм, женские духи, диссертация, музыкальный центр «Карао­ке», ожерелье, видеозапись свадебного торжества, жилой дом, во­енный парад, граммофонная пластинка, герб города, телетайп, компьютерная программа, роликовые коньки, чучело волка, днев­ник писателя, национальный костюм, солдатский медальон.

Подчеркните карандашом те понятия, которые, с вашей точки зрения, можно соотнести сразу с несколькими колонками. Объяс­ните ваш выбор.

Верно ли характеризуют культуру следующие суждения о ней?

· Культура - это знание истории духовной жизни общества.

· Культура - это знание наук и технологий, разработанных в обществе.

· Культура - это усвоенное наследство.

· Культура - этовладениевсемиспособамигармонизации отношений между человеком и природой, обществом и природой, между людьми и общественными группами в социуме.

· Культура - это знание современных способовпонимания мира и поведения в нем.

Дайте оценку каждого из суждений с точки зрения их глу­бины и лаконизма характеристики содержания культуры.

3 .

Наблюдатели отмечают, что многие молодые люди не только заимствуют образцы поведения с экранов телевизо­ров, с которых не сходит бесконечная череда детективов и боевиков, но и копируют поведение старших членов нефор­мальных групп и своих сверстников. В какой мере эти ис­точники представляют содержание и достижения мировой

культуры? Достаточно ли этих источников для того, чтобы стать современным культурным человеком? Аргументи­руйте свою точку зрения.

Учитель предложил старшеклассникам самостоятельно найти пути воспитания и самовоспитания современной творческой личности. Он порекомендовал школьникам в первую очередь оценить роль семьи в формировании куль­турного потенциала современного человека и ответить на следующий вопрос: «Можно ли считать эту роль решающей или она является недостаточной?» После этого учитель об­ратил внимание учащихся на важную роль ранней самореа­лизации ребенка в дошкольных формах воспитания, в кон­тактах детей в неформальных группах. В этой связи учащимся предлагалось задуматься над вопросом: «На­сколько существенна роль этих факторов в формировании характера маленького человека, приобретении им полез­ных и вредных привычек?»

И наконец, учитель предложил школьникам осмыслить роль, которую играет школа в их образовании и воспита­нии. «Чем, по вашему мнению, - спрашивал учитель, -круг и традиции семейного воспитания, а также образы и информация СМИ дополняют и развивают влияние шко­лы? В чем они находятся в противоречии и даже в кон­фликтах с этим влиянием? А теперь вам следует, - под­черкнул учитель, - ответить на самый главный вопрос. Каковы, по вашему мнению, оптимальные пути гармониза­ции влияния на личность разных по своим источникам и содержанию социально-культурных факторов? Вместе с тем роль этих факторов может быть недостаточно эффек­тивной без желания самого молодого человека, без его доб­рой воли стать истинно культурным человеком».

Поэтому вам предстоит задуматься и ответить на ряд ак­туальных вопросов: 1) Как может ученик старших классов блокировать негативное влияние побуждений к девиантному (отклоняющемуся) поведению? 2) Есть ли средство про­тиводействия употреблению ненормативной лексики, слен­гов? 3) Как старшеклассник может избежать соблазна попробовать табак, алкоголь, наркотики в условиях совре­менной жизни?

Дискуссии о том, что является главным в современной культуре, активно ведутся в молодежных аудиториях. Не­которые молодые люди утверждают, что главное - это быть стильным. Другие полагают, что главное - быть «крутым». Третьи считают, что главное заключается в том, чтобы быть образованным и умным. Четвертые считают, что истинный путь современной культуры -- это семейное благополучие. Какая из приведенных точек зрения пред­ставляется вам заслуживающей внимания? Какие являют­ся заведомо односторонними? Как вы полагаете, возможны ли пути синтеза некоторых из приведенных позиций? Если да, то как бы вы их объединили?

6.1. Место культуры в системе ценностных ориентации старшеклассников (на примере своей школы).

6.2. «Отцы» и «дети» в наши дни: культурные приори­теты.

6.3. Сфера культуры в современной России и ее проблемы.

«Блеск и нищета» российского телевидения: оценка мо­лодежных передач деятелями культуры (по материалам пе­риодической печати).

8.1. «Архитектура,скульптура,живопись,музыкаи поэзия справедливо могут быть названы цветом цивилизо­ванной жизни» (Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ).

8.2. «Для меня искусство - это никак не забава одино­кого творца. Для меня это способ тронуть как можно боль­ше людей, создав наиболее емкую картину общих страда­ний и радостей» (Альбер Камю (1913-1960), французский философ, писатель).

Как вы оцениваете культурный уровень выступлений представителей политической и творческой элиты в попу­лярных телепередачах? Соответствует ли он вашим ожида­ниям? Какие замечания и пожелания вы могли бы выска­зать по их манере поведения, культуре мышления и речи с учетом содержания обществознания?



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве