Jtcase - портал о строительстве

Фонематический слух – основа правильной речи

В развитии и формировании речи дошкольникам важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. д. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Постепенно ребенок начинает вслушиваться в слова, сопоставляет их звучание, пытается повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т. е. обращать внимание на звуковую сторону слова.

В дошкольном периоде ребёнок усваивает звуковое строение слова и его слоговой состав.

Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, наслаждаясь их звучанием, ребёнок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

Исследователь Н. Х. Швачкин отмечает, что при благополучном речевом развитии, формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Недоразвитие фонематического слуха влияет на качество овладения звукопроизносительными умениями.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправит дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания

Первый уровень — узнавание неречевых звуков.

Игра «Угадай, что звучало».

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

Игра «Шумящие мешочки».

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Похлопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй уровень — различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Громко-тихо».

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры «Далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает — далеко.

Третий уровень — различение сходных по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно».

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень — различение слогов.

Игра «Похлопаем».

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?».

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый уровень — различение звуков.

Игра «Поймай звук…».

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук (например, Р или С).

Игра «Скажи наоборот» .

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Игра «Шутки – минутки».

Прочитайте ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Малышу понравится находить ошибки в стихотворении и исправлять их.

Например:

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в кости.

Что делать по дороге в гости?

Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаем вам поиграть с ребенком. Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса.

Лексические игры

1.Давай поиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово: Чашка – чашечка. Пирог – пирожок, чайник – чайничек…

2.Закончи предложение:

На столе стояли большие, красивые…

Стол был накрыт белоснежной…

Около стола стояли высокие…

Диван был накрыт …

Около кресла ….

Упражнения на развитие памяти и речи

Назови людей, которые сидели за столом.

Опиши одежду тети.

Вспомни, какие блюда подавали на празднике.

Упражнения на воображение

Что бы ты изменил на празднике?

Как бы ты украсил комнату и стол?

— Как бы ты закончил праздник?

Данные упражнения помогут вашему ребёнку преодолеть недостатки развития фонематического слуха, подготовят к обучению грамоте, помогут избежать нарушений звукопроизношения.

Успехов Вам и Вашим малышам!

По всем возникающим вопросам Вы можете обратиться

к логопеду Детского сада «Теремок».

Консультация для воспитателей

Правильно ли говорит ваш ребенок?

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким – то причинам часто отсутствует а детском саду.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность роди­телей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодоле­нию какого-либо речевого дефекта у ребенка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:

родители не слышат недостатков речи своих детей;

взрослые не придают нарушениям речи серьезного зна­чения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Ребенок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огор­чений. Сверстники замечают искажение звуков или непра­вильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут по­явиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, отказываться участво­вать в праздниках, где надо читать стихи или что-то расска­зывать, неуверенно чувствует себя, отвечая на занятиях и уро­ках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по рус­скому языку.

В этой ситуации критические замечания и требования го­ворить правильно, настоятельно предъявляемые взрослыми, не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и во­время помочь. При этом очевидно, что именно помощь роди­телей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-пер­вых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежеднев­но закреплять формируемые навыки в процессе живого, не­посредственного общения со своим малышом.

В течение года в детском саду проводится «День открытых дверей» для родителей. Они посещают все режимные Момен­ты и занятия, в том числе и логопедическое. В конце учебного года мы приглашаем взрослых на итоговое занятие-празд­ник, где дети демонстрируют знания, умения и навыки, при­обретенные за это время.

Со старшими дошкольниками, помимо занятий по фор­мированию лексико-грамматических категорий, я провожу занятия и по обучению грамоте.

Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педаго­гов, родителей и детей нам удается добиться самого главного - хороших результатов в развитии наших воспитанников.

Фонетический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особен­ность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференци­ровать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь) . Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не
может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он
неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений -
научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти
правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания.

ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай, что за машина проехала по улице: лег­ковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом да­вать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

Игры для развития фонематического слуха.

ЗООПАРК

Посмотри на игрушки. По первым звукам на­званий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль) ; собака, обруч, козлик (сок) ; кот, обруч, собака, тигр (кость) .

ЦЕПОЧКА

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук <К>. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

А ваши дети произносят «Р»?

За последние годы резко возросло число детей с зубочелюстными аномалиями. Данная патология является причиной нарушения фонетической стороны речи и влечет за собой

формирование дефектного произношения. Все это приносит немало огорчений и ребенку, как в дошкольном, так и в школьном возрасте, и родителям. Часто встречаются непра­вильное положение зубов, нарушения прикуса (прогения, прогнатия, глубокий прикус, открытый прикус, перекрестный прикус и др.) . В этих случаях просто необходимо сотрудниче­ство логопеда с врачом-ортодонтом.

Хотелось бы заострить внимание и поговорить о такой патологии, как укорочение уздечки языка. Как известно, уко­роченная уздечка языка ограничивает его движения, ребенку трудно поднять язык вверх (достать нос) , опустить вниз (дос­тать бородку) , повернуть влево, вправо (достать щеку) . У не­которых детей можно заметить раздвоение кончика языка. При этом ребята дефектно произносят не только <р>, <л>, но и шипящие звуки. Они произносят их в «нижнем положении» или как губно-губные, смягченно.

Нередко укороченные уздечки языка выявляются и у ро­дителей. Такова семейная особенность. При нормальной уз­дечке языка в состоянии физиологического покоя его кон­чик прилегает к небной поверхности верхних фронтальных зубов.

При укороченной уздечке язык поднимается недостаточ­но, и он не оказывает нужного давления на верхний зубной ряд, не противостоит давлению мышц губ и щек.

Различают пять видов укорочения уздечки языка по клас­сификации Ф. Я. Хорошилкиной. Если у ребенка укорочение I-III видов, логопед может с помощью упражнений растянуть подъязычную связку. Полезен при этом и логопедический массаж уздечки языка.

Одновременно можно отрабатывать верхний подъем язы­ка, используя комплекс артикуляционных упражнений («ос­кал», «любопытный язычок», «хоботок»-«оскал», «маляр», «ча­шечка», «почистим верхние зубки» (снаружи, изнутри) , «гри­бок», «грибок»-«гармошка», «лошадка», «пулемет», длительное удерживание широкого кончика языка у верхних зубов и др.). Добиться нужной вибрации кончика языка можно с помощью зонда или упражнения «Заведи молодчик» от «д-д-д», от «джж». Упражнение проводится в сочетании с быстрыми дви­жениями пальца ребенка под языком.

Гораздо труднее поставить <р> при укорочении уздечки языка IV-V видов. Ребенка необходимо направить на кон­сультацию к врачу-ортодонту, так как в данном случае не обойтись без хирургического вмешательства. Уже на следу­ющий день логопед может предложить комплекс артикуля­ционных упражнений для выработки верхнего положения языка и вибрации Кончика языка, столь необходимой для постановки звука <р>.

Фонематический слух – основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называют фонематическим слухом .

Одной из частых причин задержки «возрастного косноязычия» у детей является затруднение именно в слуховой дифференциации звуков речи, т.е. в различении их на слух. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок, как бы, не улавливает различия в звучании сходных звуков (С-З, С-Ш, Л-Р), хотя, как правило, изолированно эти звуки произносятся ребенком правильно. По этой причине слова типа МИСКА – МИШКА и ЛАК – РАК, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются им как совершенно одинаковые.

И если перед таким ребенком положить две картинки с изображением МИСКИ и МИШКИ, и попеременно их называть, то ребенок будет путаться при просьбе их показать.

При этом ребенок хорошо понимает разницу в лексическом значении этих слов. Так, если попросить ребенка показать ПЛЮШЕГОГО МИШКУ и ЖЕЛЕЗНУЮ МИСКУ, то он сразу же без труда справится с этим заданием, ориентируясь на значение «подсказывающих» слов. Изолированно же взятые слова МИШКА и МИСКА могут быть дифференцированы на слух только при условии различения на слух звуков С и Ш.

И если у ВАШЕГО ребенка имеют место такие недостатки звукопроизношения, то основной причиной их являются затруднения в слуховой дифференциации звуков. По состоянию же артикуляционного аппарата ВАШ ребенок, как правило (за исключением единичных случаев), вполне мог бы овладеть правильным звукопроизношением в положенный срок.

Эта форма нарушения звукопроизношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены, неизбежно начинают отражаться на письме. Однотипные трудности возникают и при чтении.

С таким видом речевых проблем Вам обязательно необходимо обратиться к логопеду, но большую помощь ребенку в этих случаях можете оказать и Вы, РОДИТЕЛИ.

Предлагаю Вашему вниманию следующие игры и упражнения:

Для развития звукового внимания:

«Отгадай, что звучит» .

Взрослый звучит разными предметами и предлагает ребенку, сидящему к нему спиной, отгадать каким предметом произведен звук. Название каждого звучащего предмета и его звучание должны быть хорошо знакомо ребенку.

«Громко – тихо».

Продолжение предыдущей игры. Если взрослый громко произведет звук, то ребенок хлопает в ладоши, а если тихо – поднимает руку.

«Угадай, кто сказал».

В игре используется знание сказки «Три медведя». Взрослый произносит любую фразу, подражая интонации персонажу сказки. Ребенок отгадывает, кто произнес фразу.

Для развития фонематического слуха:

«Услышь похожее слово».

Взрослый предлагает ребенку картинку «дом», затем произносит ряд слов. Ребенок должен повторять за взрослым только те слова, которые звучат похоже со словом «дом» (дама, ком, дыня, том, санки, сом, лом и т. д.).

«Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребенку картинку, к примеру «альбом», просит ее назвать. Далее, то деформирует название картинки, то называет ее правильно: аньбом , амьбом , альбом и т.д. На правильное название ребенок дает положительный ответ, на неправильное - отрицательный.

Чтобы научить ребенка различать на слух звуки, которые он путает в речи, нужно любыми способами довести до сознания ребенка РАЗНИЦУ в их звучании. Вам легче всего это сделать путем отождествления речевых звуков со звуками предметов, явлений, хорошо знакомых ребенку. Например, звук З – писк комара, звук Ж – жужжание жука, звук С – свист насоса, звук Ш – шипение змеи и т. д. В ходе таких упражнений, взрослый продолжительно и достаточно громко произносит звуки, смешиваемые ребенком, к примеру С - Ш, после чего каждый раз спрашивает, что звучит НАСОС или ЗМЕЯ?

Продолжением этой игры служит выполнение Ваших команд ребенком. Вы просите ребенка свистеть или шипеть, а он произносит нужный звук.

ВНИМАНИЕ!!! Этот вариант игры возможен, если изолированно ребенок эти звуки произносит правильно.

Обычно такая работа над слуховой дифференциацией сравнительно быстро дает положительный эффект. Остается только обеспечить ребенку необходимый образец для подражания в виде правильного и отчетливого произнесения взрослым как можно большего количества слов для различения с «трудными» для вашего ребенка звуками.

Например,

Миш ка – мис ка,

Кас ка – каш ка,

Л ожки – р ожки,

Д рова – т рава, ут очка – уд очка,

Мар ина – мал ина, игл а – игр а,

Р ама – л ама, т анки – с анки, к рыш а – к рыс а, кат ушка – кад ушка,

т ом – д ом, т ачка – д ачка, с айка – з айка, мар ка – май ка, р ама – я ма, ч ашки – ш ашки, с ук –ж ук, с ыр – ж ир, лис а – лиц а, ч елка –щ елка.

«Плохо говорит...», «Не произносит шипящие звуки...», «Во рту будто каша», «Пропускает звуки, слоги», «Заменяет многие звуки речи другими» - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.
Что же такое фонематический слух?

Фонематический слух – это не просто слух . Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного , например: дом-сом-лом-ком.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки . Это может тормозить процесс развития связной речи , обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда - ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.

К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так.

В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они только небольшими оттенками.

Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки : с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры : р-л; твёрдые и мягкие : б-бь, з-зь, с-сь, и т.д.; звонкие и глухие: д-т, в-ф и т.д., Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк",жук -"щук") . В последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х .

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально.

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частопроизносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом - шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

  • Когда же начинать развивать фонематический слух?
  • Прямо с рождения. Да, именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками? Спрашивают у малыша:
  • - Как говорит кошка? (Мяу, мур-р)
  • - Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)
  • - Как едет машина ? (У-у-у, др-р-р)
  • - Как говорит водичка? (С-с-с, кап-кап)

Все эти звукоподражания фо рмируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно. Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков, поэтому развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

Этапы работы по развитию фонематического слуха

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!

Список литературы.

1. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник./Волкова Л.С.- М.: Владос, 2008.

2.Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия, Дефектология,- 2002г,- №5 Слайд 2

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи

наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). свистящие и шипящие звуки соноры твёрдые и мягкие звонкие и глухие далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х

Возрастные нормы развития фонематического слуха 1год - малыш различает частопроизносимые слова. 2 год- ребенок в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. 3 год – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. 4 год - владеет навыком различения сходных фонем(звуков) на слух и в собственном произношении 5-6 год- формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове

Этапы работы по развитию фонематического слуха: ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте. ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов. ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, музыкальные инструменты и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте. Игра « Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (лук,жук, крыса,крыша). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов. Послушай, какие песенки распевает Львенок, и вслед за взрослым четко, не торопясь повтори их. ля - ли- ле ля - ле - ле ли - ля - лю лю - ля - ли лю -ля - ле ля - ле - лю

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков Игра «Кто это? Что это?» Комарик говорит « зззз », жук жужжит « жжжж », машина едет « рррр ». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Спасибо за внимание!


Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Становление у ребенка правильного произношения звуков невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения.

Неразвитое фонематическое восприятие может быть причиной неправильного произношения звуков, а в дальнейшем, при обучении в школе, причиной ошибок в письменной речи.

Следует отметить, что и при нормальном физическом слухе может наблюдаться недоразвитие фонематического слуха, невозможность различать близкие по звучанию звуки (б- п; д- т; ж- ш; с-ц и другие).

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Работа по развитию слухового внимания проводится в соответствии с возрастом детей.
В период от двух до трех лет у ребенка идет активное накопление словаря и усвоение звуков.

С каждым годом растёт количество первоклассников с низким уровнем развития фонематических процессов, о чём свидетельствует диагностика уровня речевого развития детей, которая проводилась в начале учебного года первых классах. Результаты диагностики показали, что большое количество детей имеют недостаточный уровень развития фонематического восприятия.

Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение элементарных форм звукового анализа и синтеза, что в свою очередь, делает проблематичным, а в некоторых случаях и невозможным процесс овладения письменной речью. Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте.

В процессе специальных игр и упражнений у ребёнка развивают способность узнавать и различать неречевые звуки, учат пользоваться громким и тихим голосом, высоким и низким голосом, воспитывают умение переключать слуховое внимание.

Игровые упражнения для развития фонематического слуха

«Так ли это звучит?»

Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание. Примеры: лук-луг, роса- роза, плод- плот, дрова- трава.

«Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так плачет ребенок. Как мы удивляемся? ОО! И т.п. сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.

«Первый звук»

«Цепочка слов»

Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч ч емодан н ос с анки и гла а брикос . И т.д.)

«Назови одним словом»

Взрослый называет несколько слов (дуб, липа, ель, осина). Ребёнок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья). А также посуда, обувь, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, птицы, игрушки, инструменты…

«Скажи наоборот»

Взрослый называет слова (горячо, солёный, старый, ночь, друг, горько, смеяться и т.п.), а ребёнок подбирает к ним слова с противоположным значением (антонимы).

«Подбери как можно больше слов»

Взрослый называет глагол, а ребёнок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу.

(Летит – воробей, комар, самолёт; плывёт – рыба, лодка, мальчик. И т.п.)

«Делим слова на части»

Взрослый произносит слово, ребёнок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затем говорит, сколько в слове частей. (Например: ма – га-зин. В слове три части.)

«Что из чего?»

Взрослый составляет словосочетания (существительное+ существительное), ребёнок заменяет одно существительное соответствующим прилагательным. (Мяч из резины – резиновый мяч, стакан из стекла – стеклянный стакан, сумка из кожи – кожаная сумка, шляпка из соломы – соломенная шляпка, поделка из картона – картонная поделка).

«Определи общий звук»

Взрослый произносит несколько слов, в каждом из которых есть один и тот же звук: робот, корона, топор, парта и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Найди ошибку»

Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве