Jtcase - портал о строительстве

Вся вторая половина XX столетия отмечена длительным конфликтом на Ближнем Востоке , который привёл к целому ряду арабо-израильских войн .

Арабо-израильская война (1947-1949 годов)

В 1947 г. ООН приняла решение о создании на ранее подмандатной британской территории двух независимых го-сударств — Палестины и Израиля. В ответ на это решение несколь-ко арабских стран — Египет, Сирия, Иордания, Саудовская Аравия, Йемен начали боевые действия против евреев. Советский Союз и Чехословакия не только немедленно признали еврейское государ-ства (надеясь использовать его в борьбе против «реакционного арабского национализма» и Великобритании), но и помогли ему оружием.

Нападение арабских армий произошло в ночь образования госу-дарства Израиль, 14 мая 1948 г. С немалым трудом, потеряв много людей, израильтяне сумели отстоять свою независимость, при этом территория Палестины оказалась оккупирована ими, с одной сто-роны, Египтом и Иорданией — с другой. Масса беженцев покинули регион. В свою очередь, в Израиль прибыли около 800 тыс. евреев, вынужденных уехать из арабских стран.

Суэцкий кризис (1956 год)

Арабы не признавали законность создания Израиля и призыва-ли к его уничтожению. В 1956 г. это стало одной из причин Суэцко-го кризиса , когда в ответ на национализацию египтянами Суэцкого канала Великобритания и Франция направили в страну свои вой-ска. Участвовавший в антиегипетской операции Израиль стреми-тельно занял Синайский полуостров и сектор Газа. К этому времени советские отношения с Тель-Авивом были испорчены. Не получив согласия на создание военных баз на его территории и ввиду укреп-ления связей Израиля с США, СССР активно начал поддерживать страны арабского блока. В 1956 г. лидер Советского Союза Н. С. Хру-щёв пригрозил Великобритании, Франции и Израилю военной си-лой, потребовав отвода армий. Прекратить боевые действия требо-вала и резолюция ООН. В конце концов, оккупанты покинули еги-петскую территорию, их сменили первые в истории миротворцы ООН (так называемые «голубые каски»).

Движение за национальное освобождение Па-лестины (ФАТХ)

В 1956 г. было основано Движение за национальное освобождение Па-лестины (ФАТХ), позднее преобразованное в Организацию освобождения Палестины (ООП). В документах ООП отмечалось, что только вооружённым путём можно добиться освобождения Палестины; Израилю отказывалось в праве на существование. Не раз боевики ООП устраивали теракты, и толь-ко в 1974 г. Организация провозгласила отказ от исключительно террори-стических методов действия и переход к стратегии, включающей политиче-ские мероприятия.

Шестидневная война (1967 год)

В 1967 г. Египет. Сирия и Иордания готовились к новой войне с Израилем. Они подтянули к его границам войска, изгнали миро-творцев, заблокировали вход израильским кораблям в Красное мо-ре и Суэцкий канал; на юге еврейского государства неоднократно устраивались теракты. Большинство арабских стран разорвали от-ношения с США, помогавшими израильтянам оружием. Президент Египта Насер призвал «сбросить Израиль в море». Но 5 июня 1967 г. Военно-воздушные силы (ВВС) Израиля нанесли удар по аэродро-мам Египта, а затем началось сухопутное сражение. В ходе Шести-дневной войны армии арабских стран потерпели поражение. Из-раиль взял под свой контроль всю территорию, предназначенную для создания Палестины, а также город Иерусалим, сирийские Го-ланские высоты, египетский Синайский полуостров. СССР отреагировал на войну разрывом отношений с Тель-Авивом. ООН приня-ла резолюцию о выводе израильских войск с оккупированных тер-риторий и признании всеми суверенитета соседей. Но поскольку арабские страны не желали признавать право Израиля на существо-вание, Тель-Авив не стал выполнять резолюцию.

Война Судного дня (1973 год)

Новая вспышка конфликта произошла 6 октября 1973 г. Армии Египта и Сирии одновременно атаковали не ожидавший нападения Израиль. Понеся значительные потери, израильтяне и в этот раз вышли победителями из войны.

Кэмп-Дэвидские соглашения и Египетско-израильский мирный договор

Осознав невозможность решения проблемы исключительно военными методами, Египет и Израиль заключили 26 марта 1979 г. — при посредничестве США — мирный договор в Кемп-Дэвиде . Египтяне признали Израиль, а тот вернул им Синайский полуостров и обязался начать переговоры о созда-нии палестинской автономии. СССР, страны социалистического блока и арабские государства это примирение не поддержали, счи-тая его капитуляцией перед «израильскими агрессорами» и их со-юзником (США). Материал с сайта

Ливанская война, или «Мир Галилее» (1982 год)

Подверглась осуждению со стороны ООН изра-ильская операция по уничтожению недостроенного ядерного реак-тора на территории Ирака в 1981 г. В 1982 г. еврейская армия вошла на территорию соседнего Ливана, чтобы прекратить обстрелы сво-их северных районов с его территории, предпринимавшиеся бое-виками ООП. Мировое общественное мнение в основном было не на стороне Израиля. Это стало одной из причин, побудившей Тель-Авив активизировать переговоры с ООП.

Соглашения в Осло и Израильско-иорданский мирный договор (1994 год)

В 1993 г. израильский премьер-министр Ицхак Рабин и лидер ООП Ясир Арафат подписа-ли мирное соглашение: Палестина получала автономию, продолжа-лись переговоры о судьбе Иерусалима, палестинское руководство обещало признать право Израиля на существование. Тогда же был подписан израильско-иорданский мирный договор. За этот успех в мирном процессе Рабин и Арафат получили Нобелевскую премию мира, но многие их соотечественники считали, что уступок сделано слишком много.

На этой странице материал по темам:

  • Конспект азия 20 - 21 века

  • Скачать лекции по мировой истории араьо израильский конфликт мп 3

  • Арабо израильские войны 20 века кратко

  • Арабо-израильский конфликт доклад кратко

  • Конспект урока арабо-израильские войны

Вопросы по этому материалу:

Стали бы цементирующим основа-нием. Однако этим планам не суждено было сбыться, поскольку секретное соглашение 1916 г. между Великобританией и Францией поделило арабское наследство Турции.

После распада Османской империи

После развала Османской империи трём населявшим её на-циям — курдам, армянам и палестинцам — было отказано в собствен-ном государстве. Арабские земли стали подмандатными террито-риями Великобритании и Франции (Сирия и Ливан). В 1920 г. было установлено колониальное управление Палестиной. Британцы раз-решили евреям эмигрировать в Палестину, но основывать своё го-сударство не позволили. Это было меньше, чем хотели сионисты, но больше, чем желали уступать арабы. Другая подмандатная бри-танская территория находилась на противоположном берегу реки Иордан. Политика Англии в Палестине отличалась непоследователь-ностью и неопределённостью, но в целом британская администра-ция скорее склонялась на сторону арабов.

Иммиграция евреев

С начала XX в. евреи под влиянием сионистской пропаганды прибывали в Палестину, покупали там землю, создавали киббуцы (коммуны с почти пол-ным отсутствием частной собственности). Большинство арабского населения рассматривало приход сионистов как благо, поскольку евреи своим упорством и трудолюбием превращали бесплодную палестинскую землю в плодородные плантации. Такое отношение к сионистам задевало представителей местной арабской элиты, которые гордились своей древней культурой и негодовали от эпитета «отсталые». С нарастанием потока эмигрантов еврейская община ста-новилась всё более европеизированной, демократической и социалистической, а арабская община оставалась традиционной, патриархальной.

После прихода к власти Гитлера иммиграция евреев резко воз-росла. К 1935 г. их численность в Палестине достигла 60 тыс. чело-век. Соответственно возросло и арабское сопротивление, поскольку арабы боялись, что их вера и образ жизни в условиях увеличения численности евреев окажутся под угрозой. Арабы считали, что при-тязания евреев непомерны — по традиции владения древнего Израиля включали большую часть современных Сирии и Иордании, а также территорию египетского Синая и современного Израиля.

Мухаммад Амин аль-Хусейни

В годы «холодной войны» ни СССР, ни США не удалось перетя-нуть ближневосточные страны на свою сторону. Лидеры ближне-восточных государств были более озабочены своими внутренними и региональными проблемами и использовали антагонизм между СССР и США в собственных интересах. Советский Союз играл важ-ную роль в поставках оружия главным противникам Израиля — Египту, Сирии, Ираку. Это, в свою очередь, придавало стимул Шта-там и другим западным странам для того, чтобы поддержать Израиль в своём стремлении вытеснить СССР с мирового и ближ-невосточного рынка оружия. В результате такой конкуренции со-перничающие ближневосточные народы в изобилии снабжались самым современным оружием. Естественным следствием такой по-литики стало превращение Ближнего Востока в одно из самых опасных мест в мире.

Основные события конфликта во второй половине 20 века

  • 1956 г. — объединённый контингент войск Великобритании, Франции и Израиля оккупировал Синайский

Арабо-израильские войны начала 70-х годов прошедшего века, как, оказалось, были последними классическим войнами в мировой военной истории, когда по аналогу Второй мировой войны в массовом порядке использовались бронетанковые и механизированные войска с обеих сторон, больше таких ожесточенных встречных танковых сражений в мире нигде не наблюдалось, войны 90-х годов США с Ираком в расчет не берутся, так как это была игра в одни ворота, когда самая могущественная и технологичная держава просто отрабатывала на одной из отсталых стран арабского мира все свои военные новшества и достижения.

Война 1973 года между Египтом и Сирией с одной стороны против Израиля с другой, велась на равных количественных и технологических уровнях, то есть две главные мировые державы на, то время США и СССР отрабатывали в этих войнах применение своих современных вооружений и способов ведения войны, а также вели борьбу за овладение геополитическим лидерством на Ближнем Востоке.

Потерпев сокрушительное поражение от Израиля в шестидневной войне в начале июня 1967 г. Арабские государства тут же без всякого промедления приступили к подготовке новой войны, с целью взять реванш и восстановить свой сильно пошатнувшийся авторитет. Ключевую роль в новой анти израильской коалиции по прежнему отводилось Египту и Сирии.

Израиль прекрасно представлял всю ту опасность, которая нависала над ним и поэтому к очередной войне готовился серьезно, главное, самое опасное направление для израильтян по-прежнему находилось на Синайском полуострове, за короткий мирный промежуток времени, который им предоставили арабы, израильтяне возвели вдоль почти всего берега Суэцкого канала мощные укрепления, получившие название «линия Барлева». Линия «Барлева» представляла собой две полосы обороны общей глубиной 30-50 км. Передняя полоса имела две позиции, причем первая проходила непосредственно вдоль канала и представляла собой намытый из песка противотанковый вал высотой до 20 м (протяженность вала - около 160 км). На гребне вала были оборудованы взводные опорные пункты, насыщенные бронетехникой, где взвод пехоты поддерживал взвод танков. В толще вала находились емкости с нефтью и трубопроводы, обеспечивающие подачу нефти в канал. При угрозе форсирования водной преграды египтянами, предполагалось выпустить нефть и поджечь ее.

Египтяне, хорошо зная о всех тех преградах, препятствиях и укреплениях, которые им приготовил противник, приступили к подготовке и броску на Синай начиная с 1971 года. В окрестностях Каира и Александрии ими были построены элементы «линии Барлева», на которых войска учились форсировать канал и захватывать позиции на гребне вала. В составе вооруженных сил резко возросло количество саперных подразделений. Особое место при этом, уделялось доставке бронетехники на плацдарм. В ходе проводимых тренировок и учений было установлено, что затаскивать тяжелые машины, особенно танки и БТРы на вал, а потом спускать их оттуда вызывало большие трудности, а самое главное большую потерю во времени. Для облегчения преодоления вала бронетехникой, было принято решение в вале проделать проходы при помощи обыкновенных водометов. Для этих целей Египтом было закуплено в Англии и ФРГ всего примерно 160 таких водяных пушек.

План войны был окончательно сверстан и подготовлен к августу 1973 г., в его подготовке деятельное участие принимали, и советские военные советники, у египтян план войны получил название “Высокие минареты”. Особенностью плана была тесная координация военных усилий Египта и Сирии, то есть военно-политическое руководство арабской коалиции планировало, заставит воевать Израиль на два фронта.

Война началась прямо в израильский праздник ИомКиппура, в так называемый день искупления, или как все ее еще знают под названием “Война Судного дня”, это когда 6 октября 1973 года, в 14.05 египескими войсками была начата массированная артподготовка проведенная силами 2 тысяч орудий и минометов на всем протяжении фронта, а пятью минутами раньше на позиции израильских войск обрушилась вся египетская авиация. Нельзя сказать, чтобы удар был внезапным, еще в 4.00 утра 6 октября в Израиле уже знали о том, что возможно военные действия начнутся в 18.00. В 5.50 в Израиле была объявлена мобилизация. Внезапным был не столько египетский удар на Синае, сколько его мощь. Артподготовку провели в лучших традициях советской артиллерии недолго, но качественно. Уже через двадцать минут после начала канонады, огонь был перенесен вглубь обороны. Этих минут вполне хватило, чтобы вывести из строя почти все огневые точки на гребне канала. В 14.30 первые египетские солдаты уже были на вершине вала. Войска форсировали канал на всем его протяжении, а водометы начали размывать насыпь и готовить проходы для танков одновременно в 70 местах. Израильтяне были ошеломлены, тем не менее, как только египетская пехота появилась на восточном берегу канала ее атаковали израильские танки, которые наступали без предварительной разведки и даже без пехоты, за что и поплатились, так как на каждые 3-4 солдата египетских передовых штурмовых групп приходился противотанковый гранатомет РПГ7, в результате еще до конца дня египетская пехота совместно с расчетами ПТУР “Малютка” на БРДМ уничтожила по различным оценкам от 100 до 200 израильских танков.

Бессильна в первые дни войны оказалась и хваленая израильская авиация, это произошло в связи с тем, что над всей наступающей сухопутной египетской группировкой был создан надежный зонт из войск ПВО, так все налеты отбивались “Шилками” и ЗРК “Куб”, в первом же налете на переправы через канал было сбито четыре самолета, а всего за первые три дня ПВО передовых арабских частей на Египетском и Сирийском фронтах сбили 80 израильских самолетов, не менее 30 машин уничтожили ЗСУ234.

К вечеру 7 октября на Синайском полуострове находилось уже пять египетских пехотных дивизий, две танковые и одна механизированная, а это почти 850 танков и 100 тысяч солдат. Потери при форсировании канала были минимальными и всего составили 280 человек убитыми и 20 уничтоженных танков. Египетская 2я армия вела наступление в направлении средиземноморского побережья, 3 я армия - в районе Суэца. Бои продолжались и ночью, так в ожесточенном встречном бою египтяне удалось разбить два израильских батальона 401й танковой бригады. Столь впечатляющие первоначальные успехи египетской армии были связаны, прежде всего с тем, что в ее подготовке к боевым действиям, в ее оснащении и обучении принимали самое активное участие советские военные специалисты, их почерк чувствовался во всем, однако заменить египтян буквально везде, наши спецы, это понятно не могли, далее события начали принимать совсем другой разворот, и далеко не в пользу египетской армии.

После ожесточенных боев первых четырех дней наступило относительное затишье, египтяне закреплялись на достигнутых рубежах, а израильтяне проводили ограниченные контратаки с целью выиграть время для подхода резервов. Дальнейшее наступление возобновилось 14 октября в 6.30 утра силами двух танковых и четырех пехотных дивизий, арабы с ходу рванули и даже продвинулись вперед на 6-10 км, но потом встретились с упорным сопротивлением и вынуждены были перейти к обороне. Египетский удар остановили 200 израильских танков, вкопанных в землю, и самое главное вертолеты, вооруженные ПТУР «ТОУ»,это было совсем новое на то время противотанковое оружие, небольшое подразделение состоящее всего из 18 вертолетов огневой поддержки сумели за очень короткое время уничтожить около половины танков египетской танковой бригады, наступавшей в районе перевала Митла. Израильским танкистам на этом направлении, также удалось в ходе завязавшегося ночного боя, уничтожить почти до 260 танков и 200 БТР противника, собственные потери израильтян при этом составили всего 40 танков. Общие потери обеих сторон в технике были катастрофическими. И арабам, и евреям пришлось обращаться к своим главным союзникам и поставщикам вооружений СССР и США, о срочной поставке оружия, спешно заработали авиационные и морские транспортные мосты, с целью доставки сотен танков и других вооружений на восполнение понесенных потерь.

В дальнейшем, попытки египетской армии прорваться в глубину Синая так и не привели к успеху, египтяне, продвигаясь далее в глубину обороны израильтян, лишились своего главного преимущества, прикрытия с воздуха, все стационарные средства ПВО которые осуществляли основное прикрытие наступавших сухопутных войск египетской армии, остались, в районе, прилегающем к Суэцкому каналу, а подвижных средств ПВО, явно не хватало для прикрытия непосредственно боевых порядков наступающих войск и израильская авиация принялась почти беспрепятственно атаковать наступающие порядки египетских сухопутных сил, но не это было главной опасностью, а то нестандартное решение которое предприняли израильтяне в ночь на 16 октября, когда весьма малочисленный израильский отряд в составе семи танков ПТ76 и восьми БТР50П форсировал Большое Горькое озеро на стыке 2й и 3й египетских армий и захватил плацдарм на египетском берегу. Арабы сначала не придали этому плацдарму большого значения, кроме того, они просто не допускали возможности высадки противника у себя в тылу и не выделили средств для обороны западного берега канала.

В результате захвата плацдарма, израильские саперы быстро навели понтонный мост, по которому на западный берег пошли израильские танки. Египтяне вскоре опомнились и попытались отрезать переправившиеся войска. В бой были введены 21я танковая и 16я пехотные дивизии. С воздуха танкистов поддерживали истребители бомбардировщики Су7, атаковавшие наземные цели под прикрытием МиГ21. По мнению обозревателя журнала “Авиэйшн Уик” налеты египетской авиации на позиции захвативший плацдарм группы под комадованием генерала Шарона были самыми ожесточенными за все время боевых действий 1973 года.

Исход всей воины теперь решался не на перевале Митла, а вблизи экспериментальной сельскохозяйственной станции на берегу Горького озера, известной как “Китайская ферма”.В ночном бою войска Шарона подбили около 150 египетских танков, потеряв 70 своих. Танковые бои на плацдарме продолжались весь день 17 октября. Сражение развернулось на площади всего 20 кв. км. В этот день египтяне потеряли еще 160 танков, а израильтяне - 80. Последней попыткой арабов сбросить противника в канал стала атака 96 танков Т62 из состава 25й танковой бригады. Увы, в ходе боя модернизированные “Паттоны” 217й танковой бригады, подбили 86 машин, потеряв только четыре свои.

В результате больше никто не мешал израильтянам перебрасывать войска на западный берег канала. Утром 19 октября израильские механизированные группы при поддержке авиации перешли в наступление уже с плацдарма расположенного на западном берегу канала. Путь на Каир был свободен, Однако Советский Союз никогда не сдавал своих союзников и в дело вступила ООН, в результате, не без активного участия СССР, Генеральная Ассамблея потребовала прекратить боевые действия на Ближнем Востоке в ночь с 22 на 23 октября, Египет был спасен от окончательного поражения, однако танкисты генерала Шарона не спешили выполнять эти требования и напоследок решили, атаковали Суэц, только после захвата этого города, 25 октября бои наконец то прекратились. Суэц как в дальнейшем выяснилось захватила механизированная группа состоявшая всего лишь из 24 танков, 8 БТР, джипов и автобуса с пехотой, снимки корреспондентов именно этого автобуса, обошли газеты всего мира. В ходе боя в узких городских улочках 20 танков и БТР арабам все же удалось подбить, это как оказалось, был последний аккорд битвы на египетском фронте, битвы за Синайский полуостров. История сражения за Синай, наглядно показала, как можно потерпеть разгромное поражение в масштабной боевой операции и в целом во всей войне, не смотря ее на хорошую подготовку и даже удачное начало. Правильные выводы из предыдущей шестидневной войны, египетское военное командование, так, похоже, и не сделало. После поражения в войне 1973 года изменился и вектор самой внешней политики Египта, тогдашний президент Садат посчитал, что только в союзе с Америкой, Египет, возможно, ждет успех в борьбе с Израилем, однако США сделали свою основную ставку в те времена именно на Израиль и как показали события осени 1973 не зря.

Под «арабо-израильским конфликтом» понимается противостояние между рядом арабских стран и арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения оккупированных Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль - с другой. Хотя это государство было образовано в 1948 году, фактически история конфликта охватывает более 110 лет – с 1897 года, когда в ходе проведенного в г. Базель учредительного конгресса было оформлено политическое сионистское движение, положившее начало борьбе еврейского народа за собственное государство.

В рамках этого крупномасштабного явления принято выделять региональный «палестино-израильский конфликт», обусловленный столкновением интересов Израиля и палестинских арабов, усугубляемый религиозной, культурной и межнациональной рознью.

Одна из главных спорных проблем касается принадлежности Палестины и Иерусалима, которые каждая из сторон считает своей исторической родиной и религиозной святыней. Ситуация осложнялась столкновением интересов ведущих мировых держав в регионе Ближнего Востока, ставшем для них ареной политического, а иногда и военного противостояния. О серьезности внимания Соединенных Штатов Америки к арабо-израильскому конфликту свидетельствует тот факт, что за годы существования Организации Объединенных Наций (ООН) Вашингтон использовал право вето в Совете Безопасности 20 раз, из которых 16 – в поддержку Израиля.

На ход арабо-израильского конфликта и возможности его урегулирования определяющее воздействие оказывает позиция непосредственных участников – США, европейских государств, а также ведущих стран арабского и мусульманского мира. Для понимания данной проблематики в целом и причин, которые приводили к трансформации точек зрения сторон кризиса, целесообразно привести хронологию его развития.

ЗАРОЖДЕНИЕ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОЙНЫ

Официальной датой зарождения арабо-израильского конфликта принято считать 29 ноября 1947 года, когда Генассамблея ООН приняла резолюцию 181 о разделе Палестины (в тот период находилась под мандатным управлением и об образовании на ее территории двух государств – арабского и еврейского. При этом предусматривалось выделение Иерусалима в самостоятельную административную единицу с особым международным статусом.

Арабские страны, не признав резолюцию 181, провозгласили лозунг о «защите национальных прав палестинских арабов». Весной 1948 года семь арабских государств ввели контингенты своих вооруженных сил на бывшие подмандатные территории и начали против евреев масштабные боевые действия. Резкое обострение ситуации в результате арабо-израильской вооруженной конфронтации вынудило около 400 тыс. палестинцев стать беженцами и покинуть места своего постоянного проживания. Арабо-израильский конфликт тем самым приобрел качественно новый характер, его рамки существенно расширились. Арабские войска так и не смогли добиться поставленных перед ними целей, а война завершилась в 1949 году заключением соглашений о перемирии.

Итогом этих событий стало появление на карте Государства Израиль, в то время как арабское государство создано не было. 40% предназначавшейся для палестинцев территории в соответствии с резолюцией 181 отошли к Израилю, остальные 60% - к Египту (Сектор Газа - СГ) и Иордании (Западный берег р. Иордан - ЗБРИ). Иерусалим был поделен между израильтянами (западная часть, составлявшая 73% городской площади) и иорданцами (восточная часть – 27%). В ходе войны еще 340 тыс. палестинцев стали беженцами.

В октябре 1956 года арабо-израильский конфликт разгорелся с новой силой. Великобритания, Франция и Израиль предприняли совместную военную акцию против Египта в качестве реакции на национализацию президентом Г. Насером Суэцкого канала. Под международным давлением коалиция была вынуждена вывести свои войска с захваченного Синайского п-ова.

В июне 1967 года Израиль, мотивируя свои шаги военными приготовлениями в ряде арабских государств, начал боевые действия против Египта, Сирии и Иордании («шестидневная война»). Им были оккупированы в общей сложности 68 тыс. кв. км арабских земель (что почти в 5 раз превышало размеры его собственной территории) – Синайский п-ов, СГ, ЗБРИ, Восточный Иерусалим и Голанские высоты.

По итогам «шестидневной войны» Совет Безопасности ООН 22 ноября 1967 года принял резолюцию 242, в которой подчеркивалась «недопустимость приобретения территории путем войны», содержалось требование вывода израильских вооруженных сил с земель, оккупированных во время «шестидневной войны» (1967), и достижения справедливого урегулирования проблемы беженцев, указывалось на необходимость уважения и признания суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства на Ближнем Востоке, их права жить в мире. Фактически эта резолюция стала отправной точкой формулы «территории в обмен на мир», которая легла в основу дальнейшего мирного процесса по урегулированию арабо-израильского конфликта.

В октябре 1973 года Египет и Сирия предприняли попытку вернуть потерянные в ходе «шестидневной войны» территории, добились некоторых успехов на первом этапе боевых действий (египтяне, в частности, форсировали Суэцкий канал), однако не смогли закрепить их и не достигли поставленных целей, потеряв в конечном итоге еще ряд районов. Данный конфликт получил название «октябрьская война». Принятая 22 октября того же года СБ ООН резолюция 338 способствовала прекращению боевых действий и призвала все заинтересованные стороны начать практическое выполнение резолюции 242 путем вступления в переговоры.

Зоной военных действий неоднократно становилась также территория Ливана. Израиль проводил военные операции на территории этой страны, ссылаясь на «необходимость борьбы с терроризмом, исходящим от находящихся там палестинцев, и обеспечения безопасности своих северных территорий». Особенно масштабными были военные кампании 1978 и 1982 годов.

Проблема беженцев является одним из основных противоречий палестино-израильского конфликта. К настоящему времени общее число палестинских беженцев (включая лиц, родившихся в изгнании) составляет, по разным оценкам, 3,6-3,9 млн. человек. С 1967 года на оккупированных территориях было создано в общей сложности более 230 израильских поселений с числом жителей около 370 тыс. человек (учитывая население израильских поселений в районе Восточного Иерусалима).

ПОПЫТКИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

Среди международно-правовых документов, внесших вклад в ближневосточное урегулирование, следует выделить резолюцию 3236 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1974 года. Она подтвердила неотъемлемые права арабского народа Палестины (в том числе на национальную независимость и суверенитет, на возвращение к своим очагам и своему имуществу) и признавшую Организацию освобождения Палестины (ООП, создана в мае 1964 года) в качестве его единственного законного представителя. Кроме того, в резолюции 425 СБ ООН от 19 марта 1978 года содержалось требование безоговорочного вывода израильских войск из Южного Ливана.

Взгляды руководства разных арабских стран на пути урегулирования арабо-израильского конфликта сильно отличались, а в 70-е годы приобрели антагонистический характер. В частности, президент Египта А. Садат совершил в 1977 году официальный визит в Иерусалим. В сентябре 1978 года он заключил с Израилем соглашения в Кэмп-Дэвиде (США), а в марте 1979-го подписал мирный договор. Египтянам удалось вернуть контроль над Синайским п-овом и выйти из общеарабской конфронтации с Израилем. Подавляющее большинство арабских государств и палестинцы негативно восприняли шаг Каира. Египет оказался в фактической изоляции в арабском мире. После покушения на А. Садата и его гибели в октябре 1981 года отношения этой страны с другими государствами постепенно нормализовались. Каир вновь стал играть важную роль в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке.

После Кэмп-Дэвида подходы арабской и израильской сторон конфликта к ближневосточному урегулированию стали более реалистичными. Арабы отказались от категорического непризнания права Израиля на существование. В свою очередь, в израильском обществе созрело понимание необходимости прекращения ближневосточного противостояния и урегулирования палестинской проблемы на условиях взаимоприемлемого компромисса.

Принципиально новый этап в урегулировании арабо-израильского конфликта начался в 1991 году, когда 30 октября – 1 ноября удалось созвать Мадридскую мирную конференцию, значительную роль в которой сыграли СССР и США. Формат конференции предусматривал начало переговоров между Израилем и отдельными арабскими сторонами, а также проведение многосторонних переговоров, призванных рассмотреть некоторые общерегиональные проблемы: контроль над вооружениями и региональная безопасность, беженцы, экономическое развитие, водные ресурсы, экология и ряд других. Согласие на участие в работе конференции дали Сирия, Ливан, Израиль, и Иордания. Наряду с ними на это мероприятие были приглашены представители двух региональных организаций – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Союза арабского Магриба, а также европейских стран. Роль ООН из-за возражений Израиля ограничилась участием представителя ее генерального секретаря.

Вслед за Мадридской конференцией начались двусторонние арабо-израильские (по палестинскому, иорданскому, сирийскому и ливанскому направлениям) и многосторонние (по общерегиональной проблематике) переговоры.

В октябре 1994 года был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией. В качестве границы между двумя государствами была определена линия, установленная в свое время английскими мандатными властями.

После закрытых палестино-израильских контактов при норвежском посредничестве Израиль и ООП, признав друг друга, подписали 13 сентября 1993 года в Вашингтоне Декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления («Осло-1»). В ней была зафиксирована договоренность о пятилетнем переходном периоде, который должен был начаться с передислокации израильских войск из СГ и Иерихона (район на западном берегу Иордана) и закончиться определением окончательного статуса палестинских территорий. Россия и США подписали эту Декларацию в качестве свидетелей.

4 мая 1994 года в Каире палестинская и израильская стороны заключили соглашение «Газа-Иерихон» (свидетели - Россия, США, Египет), в соответствии с которым Израиль осуществил вывод войск из этих районов к концу мая 1994 года. Подразделения израильской армии остались только для охраны еврейских поселений в Секторе Газа. Эта договоренность одновременно положила начало пятилетнему переходному периоду.

28 сентября 1995 года в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу реки Иордан и Сектору Газа («Осло-2»). Свидетельские подписи под этим документом поставили представители России, США, Египта, Иордании, Норвегии и ЕС. Временное соглашение предусматривало расширение сферы палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и избрание Палестинского совета в составе 82 человек на пятилетний переходный период (начиная с даты подписания соглашения «Газа-Иерихон»). Переговоры по окончательному палестино-израильскому урегулированию, включая проблемы Иерусалима, беженцев, поселений, границ, меры безопасности, отношения с соседними странами и ряд других, должны были начаться не позднее 4 мая 1996 года и привести к выполнению резолюций 242 и 338 СБ ООН.

Вся территория Западного берега реки Иордан была поделена на три зоны:

  • зону А (около 3% территории), где вводился полный контроль Палестинской национальной администрации (ПНА) в гражданской сфере и по вопросам безопасности (шесть городов: Дженин, Калькилия, Тулькарм, Вифлеем, Рамалла и Наблус, а также Иерихон, где передислокация уже была осуществлена);
  • зону В (районы с самой высокой плотностью населения, около 27% территории), где ПНА контролирует гражданскую сферу, а Израиль – безопасность;
  • зону С (территории Западного берега р. Иордан вне зон А и В; незаселенные земли; районы, имеющие стратегическое значение для Израиля; еврейские поселения, около 70% территории, кроме территорий, вопрос о которых будет обсуждаться на переговорах об окончательном статусе), где израильский контроль должен постепенно, по мере передачи, переходить к палестинцам.

Выполняя Временное соглашение, подразделения израильской армии к концу декабря 1995 года ушли из зоны А и с большей части зоны В. 17 января 1997 года, сразу после подписания специального Протокола по Хеврону, израильские силы были выведены из этого города (зона А). В соответствии с протоколом израильтяне сохранили военный и гражданский контроль над районом проживания еврейской общины в этом городе (около 450 человек), включая священную для иудеев «Гробницу патриархов».

23 октября 1998 года ПНА и Израиль под давлением США подписали Уай-Меморандум, регламентирующий пошаговое осуществление дальнейшей передислокации. Предполагалась передача палестинцам 13% зоны С (1% в зону А и 12% в зону В). Кроме того, 14,2% зоны В предполагалось перевести в зону А. Израильтяне осуществили только первый этап передислокации, в результате которого 2% зоны С было передано в зону В, а 7,1% зоны В - в зону А. После этого Израиль заморозил реализацию меморандума, аргументировав такой шаг тем, что палестинцы, по его мнению, не выполнили ряд договоренностей, и прежде всего в сфере безопасности.

После победы на выборах в Израиле Партии труда Э. Барака появились перспективы для активизации переговоров. 4 сентября 1999 года в египетском городе Шарм аль-Шейх Э. Барак и Я. Арафат подписали меморандум, в котором были согласованы новые сроки осуществления предусмотренных прежними соглашениями промежуточных мер, намечено проведение переговоров о постоянном статусе палестинских территорий с достижением рамочного соглашения в феврале и окончательного - в сентябре 2000 года. Многие положения этого документа были претворены в жизнь. В частности, был завершен второй этап передислокации израильской армии на Западный берег р. Иордан. В результате Палестинская национальная администрация (ПНА) стала осуществлять управление на большей части Сектора Газа (кроме приграничных зон и израильских поселений) и 39,7% территории Западного берега (в том числе под полным контролем ПНА находилось 18% территории, под частичным - 21,7%). В 1999 году израильские власти освободили в общей сложности более 400 палестинских заключенных. Был открыт южный маршрут безопасного коридора между Западным берегом и Сектором Газа. Кроме того, были приняты меры для начала строительства морского порта в Газе, а также для решения ряда экономических и финансовых вопросов.

Тем не менее ситуация на палестино-израильском направлении оставалась сложной. На фоне серьезных разногласий сторон по ключевым проблемам урегулирования (возвращение территорий и беженцев) переходный процесс был заморожен. Не удалось достичь к намеченным срокам (февраль 2000 года) рамочного соглашения о статусе палестинских территорий и соответствующего окончательного соглашения (сентябрь 2000-го). Руководство ПНА заявило, что при таком развитии событий оно пойдет на одностороннее провозглашение независимого палестинского государства в сентябре – ноябре 2000 года. В свою очередь, Израиль выступил с угрозой предпринять жесткие «ответные меры». В итоге к установленным срокам ПНА воздержалась от самопровозглашения.

В середине мая 2000 года арабо-израильский конфликт вспыхнул с новой силой: на оккупированных территориях произошли массовые выступления палестинского населения, вылившиеся в столкновения с израильскими силами безопасности. Поводом к ним послужил отказ Тель-Авива освободить очередную группу палестинских заключенных.

Эти события вновь осложнили обстановку в регионе. В создавшихся условиях израильское правительство отложило выполнение принятого накануне кнессетом (израильский парламент) решения о передаче под полный палестинский контроль трех населенных пунктов в пригородах Иерусалима.

В январе 2000 года в г. Шепардстауне (США, штат Мэриленд) были возобновлены сирийско-израильские переговоры. Делегации возглавляли министр иностранных дел Сирии Ф. Шараа и премьер-министр Э. Барак. Однако переговоры были прерваны из-за отсутствия между сторонами взаимопонимания. Сирийцы настаивали на том, чтобы Израиль взял на себя обязательство отвести войска на линию 4 июня 1967 года. Тот же отказался принимать такой посыл, настаивая на решении вопроса о судьбе сирийских Голанских высот в ходе прямых переговоров. Сирийско-израильское направление урегулирования ближневосточного конфликта продолжало находиться в «замороженном» состоянии.

5 марта 2000 года Израиль в соответствии с резолюциями 425 и 426 СБ ООН принял решение о завершении к июлю того же года вывода своих войск из Южного Ливана независимо от того, будут ли достигнуты соответствующие договоренности с ливанцами и сирийцами. Дамаск и Бейрут настороженно восприняли это решение. 24 мая израильские власти досрочно завершили эвакуацию национального воинского контингента с ливанской территории. В освобожденных районах были дислоцированы части Временных сил ООН в Ливане. Рубежи, на которые Израиль отвел свои войска, были определены экспертами ООН и получили условное название «голубая линия» (по географическим параметрам она близка к признанной международным правом границе).

Вместе с тем сохраняются проблемы, периодически вызывающие обострение арабо-израильского конфликта в Ливане и вокруг него. Бейрут оспаривает правильность прохождения «голубой линии» на отдельных участках, в частности в районе Шебаа, расположенном у подножия горы Хермон на стыке ливано-сирийско-израильских линий перемирия. Ливанская сторона настаивает на уходе израильтян из этого района и заявляет, что в противном случае она не может рассматривать вывод израильских войск как выполнение резолюции 425 СБ ООН. Дамаск разделяет позицию Бейрута в этом вопросе. В свою очередь, Тель-Авив утверждает, что полностью вывел свои войска с территории Ливана, а район Шебаа рассматривает как часть сирийских Голанских высот. Согласно решениям ООН спорный район также считается частью оккупированных сирийских Голан и подпадает под действие резолюции 242 СБ ООН. Другим пунктом разногласий между этими двумя странами является вопрос о разделе водных ресурсов пограничных рек. Ливан тоже настойчиво добивается решения проблемы палестинских беженцев на основе реализации их права на возвращение.

В сентябре 2000 года на фоне стагнации в палестино-израильских переговорах ситуация на палестинских территориях серьезно обострилась. После посещения лидером оппозиционной партии «Ликуд» А. Шароном мечети «Аль-Акса» (одна из главных исламских святынь) массовые волнения палестинцев вылились в ожесточенные столкновения с израильской полицией и армией, которые получили впоследствии название «Интифада Аль-Акса». В ответ израильтяне ввели блокаду территорий ПНА, нанесли удары по палестинским объектам с применением полевой артиллерии, танков и авиации. В ходе вооруженного противостояния погибли более 3,7 тыс. человек (около 2,8 тыс. палестинцев и почти 1 тыс. израильтян).

В январе 2001 года в египетском городе Таба прошли закрытые палестино-израильские переговоры по проблемам окончательного статуса. В отличие от всех предыдущих переговоров в ходе обсуждений сторонам удалось приблизиться к наиболее продвинутым вариантам решений по трем позициям:

  • территориальный вопрос – израильтяне впервые проявили готовность вести переговоры с учетом принципа возвращения к границам 1967 года на основе резолюции 242 СБ ООН, палестинцы дали согласие на определение окончательных границ;
  • проблема Иерусалима – город провозглашался «общей и открытой столицей» двух государств;
  • беженцы – справедливое решение этой проблемы в соответствии с резолюцией 242 могло бы привести к выполнению резолюции 194 Генеральной Ассамблеи ООН.

В марте 2002 года в Бейруте прошел XIV саммит ЛАГ, на котором была утверждена мирная инициатива саудовского наследного принца Абдаллы («арабская мирная инициатива»). В принятой по итогам совещания декларации предусматривается установление нормальных отношений между арабскими странами и Израилем в рамках всеобъемлющего мира в обмен на его уход со всех оккупированных в 1967 году территорий.

В течение 2002 года Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции по ситуации на Ближнем Востоке - 1397, 1402,1403 и 1405. В них к сторонам арабо-израильского конфликта обращен призыв прекратить насилие, сотрудничать с представителями России, США, ЕС и ООН («ближневосточный квартет»), приветствуются усилия этих международных посредников «по установлению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира в регионе». Ключевое значение для современного этапа урегулирования арабо-израильского конфликта имеет резолюция 1397, где впервые СБ ООН подтвердил необходимость достижения в перспективе мирного сосуществования суверенных Израиля и Палестины в рамках безопасных и признанных границ.

Летом 2002 года Израиль приступил к строительству «разделительной стены» на палестинских территориях. К настоящему времени возведено более 200 км заграждений. Сооружение «стены» происходит со значительными изъятиями палестинских земель и охватом ряда израильских поселений. 21 октября 2003 года на чрезвычайной спецсессии ГА ООН подавляющим большинством голосов была принята резолюция ES-10/13 с требованием к Израилю прекратить строительство «разделительной стены», которое противоречит международному праву.

С целью возобновления мирных усилий «квартет» международных посредников 30 апреля 2003 года разработал свой мирный план «дорожная карта» о поэтапном урегулировании палестино-израильского конфликта в течение трехлетнего периода и графике создания палестинского независимого государства к 2005 году. 19 ноября 2004 года СБ ООН резолюцией 1515 одобрил этот план, придав ему международно-правовой статус. Палестинская сторона так же утвердила план, а израильское правительство одобрило его в целом, оговорив свое право в ходе будущих переговоров придерживаться и отстаивать внесенные им поправки (всего 14 поправок). Однако полностью «дорожная карта» так и не была реализована.

26 октября 2004 года израильский кнессет утвердил план А. Шарона об одностороннем размежевании с палестинцами, впервые законодательно закрепив ликвидацию поселений и вывод своих войск с палестинских территорий, оккупированных во время «шестидневной войны». Это создало прецедент для возобновления движения к миру на основе «дорожной карты» ближневосточного урегулирования. В результате осуществления упомянутого плана в течение месяца были эвакуированы 8,5 тыс. израильтян из 21 поселения в СГ и четырех - в северной части ЗБРИ. Из Сектора Газа были также выведены все израильские военнослужащие. Так завершилась его 38-летняя оккупация.

27 ноября 2007 года в г. Аннаполис (США, штат Мэриленд) прошла Международная конференция по Ближнему Востоку с участием представителей 50 государств и международных организаций. В ходе двусторонней встречи глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт достигли договоренности начать переговоры о создании к концу 2008 года независимого палестинского государства. Переговорный процесс был прерван в связи с проведением Израилем военной операции в Секторе Газа «Литой свинец» в декабре 2008 – январе 2009 года в ответ на возобновление ракетных обстрелов израильской территории палестинскими боевиками. В ходе нее были убиты более 1,4 тыс. палестинцев.

В сентябре 2010 года в Вашингтоне прошел первый раунд прямых палестино-израильских переговоров, возобновившихся после почти двухлетнего перерыва. Делегации конфликтующих сторон возглавляли премьер-министр Израиля Биньямин Нстаньяху и глава ПНА Махмуд Аббас. Израильский и палестинский лидеры договорились начать выработку рамочного соглашения по проблеме окончательного статуса и впредь регулярно проводить двусторонние встречи.

В начале декабря 2010 года прямые переговоры по урегулированию арабо-израильского конфликта зашли в тупик, после того как Израиль отказался возобновить мораторий на строительство еврейских поселений на оккупированных и спорных территориях. США не смогли убедить Тель-Авив возобновить мораторий. Более того, израильское руководство во время визита в страну вице-президента США Д. Байдена демонстративно объявило об утверждении плана застройки Восточного Иерусалима (палестинская часть города) и приступило к практическим работам.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

В феврале 2011 года по инициативе группы арабских стран СБ ООН предпринял попытку принять специальную резолюцию, осуждающую политику Израиля по строительству новых поселений на оккупированных территориях. Маневры Вашингтона, направленные на то, чтобы М. Аббас отозвал проект резолюции, провалились. Европейские союзники США при голосовании отказались высказаться против или хотя бы воздержаться. В сложившихся условиях Соединенные Штаты остались в одиночестве, а их посол при ООН С. Райе получила указание воспользоваться правом вето.

Тем не менее в настоящее время статут независимого палестинского государства (полностью или частично) признают более 100 стран. Если в период с 2005 по 2009 год его признали только Парагвай, Черногория, Коста-Рика и Кот-д"Ивуар, то в 2010-м - начале 2011-го к ним присоединились Бразилия, Аргентина, Эквадор, Боливия, Чили, Гайана и Перу, а Уругвай и Суринам заявили о готовности принять аналогичное решение. Из европейских государств палестинцев признал пока только Кипр, но Ирландия уже повысила статус своей дипломатической миссии в г. Рамалла до уровня посольства. Кроме того, руководство Норвегии объявило о планах стать первой страной ЕС, которая признает Палестину в границах 1967 года. Однозначно против такого положения выступают США, Япония, Великобритания и большинство стран Евросоюза. Администрация М. Аббаса рассчитывает до сентября 2011 года заручиться признанием не менее 150 субъектов международных отношений, что позволит им провозгласить собственное независимое государство.

В плане прогноза относительно дальнейших перспектив развития ближневосточного урегулирования необходимо учитывать позиции ключевых участников конфликта и других заинтересованных сторон, в том числе основных посредников мирного процесса. Наибольший интерес представляют подходы к урегулированию арабских стран, Израиля, США и Российской Федерации.

Арабские государства придерживаются согласованной позиции, сформулированной в одобренной в марте 2002 года на саммите ЛАГ в Бейруте «Арабской мирной инициативе». Их подход базируется на понимании того, что ни одна из сторон не способна добиться для себя мира и безопасности военным путем, а также на необходимости выполнения норм международного права, к которым относятся резолюции 242 и 338 СБ ООН и выработанный Мадридской международной мирной конференцией принцип «мир в обмен на территории».

В связи с этим арабские страны обращаются к Израилю с предложением пересмотреть внешнюю политику и провозгласить достижение справедливого мира своей стратегической целью. Для этого евреям необходимо отступить с оккупированных территорий до границ 4 июня 1967 года (исходные позиции перед началом «шестидневной войны»), обеспечить выполнение резолюции 194 СБ ООН по возвращению палестинских беженцев и согласиться с созданием независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.

Выполнение Израилем перечисленных требований арабские страны будут расценивать как окончание конфликта и достижение состояния мира. В этом случае они берут на себя заботу о мирном сосуществовании в регионе и установят нормальные отношения с этим государством в рамках всеобъемлющего мира. Кроме того, даются гарантии, что палестинцы не выдвинут никаких дополнительных требований, выходящих за рамки данной мирной инициативы.

По мнению руководства Израиля, выполнение любого из предъявляемых арабским сообществом требований, особенно касающихся вопроса границ и беженцев, грозит фактически утратой независимости. Возвращение почти 4 млн палестинцев для шестимиллионной страны, где еврейское население составляет 83 %, означает тотальное изменение этнического состава населения, что неизбежно повлечет за собой политические и экономические катаклизмы.

Другой болевой точкой арабо-израильских отношений является статус Иерусалима. Свое нежелание передать палестинцам восточную часть города израильские власти объясняют принципом неделимости столицы еврейского государства (в Иерусалиме находятся резиденция президента, кнессет, правительственные учреждения и т. д.), опасением того, что эти районы могут превратиться в центр террористической деятельности палестинских экстремистских организаций, а также тем, что там сосредоточены религиозные реликвии иудаизма.

Израильское правительство отказывается от возвращения Голанских высот Сирии по соображениям безопасности. Тель-Авив связывает отвод своих войск оттуда с прекращением сирийской поддержки организации «Хезболлах» и радикальных палестинских группировок, в то время как Дамаск настаивает на передаче оккупированных территорий без каких-либо предварительных условий. Израильтяне опасаются, что сирийцы могут позволить Ирану развернуть на этом стратегически важном плацдарме свои вооруженные силы.

Палестинское направление воспринимается в Тель-Авиве как часть и результат общего арабо-израильского противостояния. Поэтому все переговоры по созданию независимого палестинского государства израильтяне жестко обставляют тремя предварительными условиями:

  • во-первых, демилитаризация будущего палестинского государства, включая отказ от собственной военной авиации и фактический контроль Израиля над его воздушным пространством (что означает ограничение палестинского суверенитета);
  • во-вторых, признание палестинцами «еврейского характера государства Израиль»;
  • в-третьих, отказ от Восточного Иерусалима, рассматриваемого в качестве «единой столицы государства Израиль», а также от возвращения палестинских беженцев на израильские территории.

Для администрации США очень важным является сам регион, к которому принадлежит Государство Израиль. Это объясняется тем, что Соединенные Штаты зависят от импорта нефти с Ближнего Востока, где сосредоточена значительная часть мировых запасов «черного золота». Белый дом поддерживает финансовую заинтересованность арабских государств в поставках нефти на Запад, что исключает возможность их отказа от сотрудничества с США и другими странами. Кроме того, в Вашингтоне полагают, что Израиль, являясь единственной страной на Ближнем Востоке с политической системой, аналогичной западной демократической модели, должен и впредь оставаться форпостом и проводником американских идей и ценностей в регионе. Необходимо также отметить чрезвычайно важную роль, которую играет произраильское лобби в США. Будучи одним из самых эффективных на политической карте Соединенных Штатов, оно оказывает сильное влияние на принятие решений, связанных с Израилем. Это обусловлено высокой концентрацией евреев среди электората важнейших штатов и тем, что произраильскому лобби удается мобилизовывать граждан, по каким-либо причинам поддерживающих израильское направление внешней политики американской администрации. По этим причинам Израиль продолжает оставаться единственным стратегическим партнером США в Ближневосточном регионе.

По проблеме арабо-израильского конфликта Российская Федерация занимает взвешенную позицию, исходя из необходимости скорейшего разблокирования палестино-израильского конфликта и возобновления политических переговоров. При этом считается, что в основу мирного процесса должны быть положены мадридские принципы, резолюции 242, 338, 1397 и 1515 СБ ООН, формула «территории в обмен на мир», имеющиеся соглашения и договоренности, а также арабская мирная инициатива, принятая на саммите ЛАГ в 2002 году.

Арабо-израильский конфликт на протяжении многих десятилетий остается одной из самых взрывоопасных среди ближневосточных «горячих точек», эскалация событий вокруг которого может в любой момент привести к новой региональной войне, а также существенно повлиять на систему международных отношений в целом.

Конфликт между арабами и евреями из-за Палестины начался еще до создания государства Израиль. Корни конфликта уходят и в период Британского мандата и даже в более ранний период, когда положение евреев в Османской империи и Палестине определялось исламским религиозным правом, согласно которому статус и права религиозных меньшинств были ниже мусульманских. Евреи тогда подвергались всяческой дискриминации со стороны местной власти, сосредоточенной в руках представителей арабской знати и со стороны местного мусульманского населения. Такое положение не могло не оставить след в отношениях двух народов.

Кроме того, корни следует искать в столкновении психологий двух народов: арабского населения, которое было привержено старым религиозным традициям и укладу жизни, верило в духовный авторитет власти и представителей сионистского движения, принесшим с собой из Европы совершенно новый уклад жизни.

С 1917 г., после провозглашения декларации Бальфура в Палестине, отношения между евреями и арабами начали накаляться и перерастать в политический конфликт, усугубляющийся с каждым годом. Конфликт подогревался влиянием Великобритании, а позднее - Германии и Италии - на арабское население.

С 1947 г. уже полным ходом шла война на территории Палестины за создание еврейского национального государства. В мае 1948 г. было провозглашено государство Израиль на основании Резолюции № 181 ГА ООН, принятой в ноябре 1947 года. Арабские страны крайне негативно отреагировали на происходящее путем непризнания Израиля, что привело к эскалации конфликта между Израилем и соседними арабскими странами. В ходе арабо-израильской войны (1947-49 гг.) Израилю удалось отстоять независимость и завладеть Западным Иерусалимом и частью территории, отведенной Палестине по мандату ООН. В этой войне Иран не участвовал, что связано с преодолением тяжелых последствий Второй мировой войны.

На момент очередного арабо-израильского столкновения (Шестидневная война, 1967 г.) Израиль прошел вглубь Синайского полуострова, захватил Голанские высоты, Западный берег р. Иордан, Сектор Газы и Восточный Иерусалим.

Тем не менее, в 1970-е годы Иран продолжал сотрудничать с Израилем в плане торговли, а также в сфере обороны и безопасности.

Во время войны Судного дня (1973 г.) Иран оказывал небольшую и неявную поддержку Израилю в виде истребителей и прочей военной техники. Война закончилась победой Израиля, и поверженные арабские страны-члены ОПЕК ввели эмбарго на поставки нефти в страны, поддерживающие Израиль, и сильно завысили цену на нефтяной баррель, что привело к состоянию «нефтяного шока» в мире.

После 1979 г. ирано-израильские отношения резко ухудшились. Ключевая идея, поднятая в Иране того времени - распространение и экспансия исламской революции за пределы государства. Израиль, обладающий контролем над Иерусалимом, где расположена мечеть аль-Акса (третья святыня ислама), стал камнем преткновения.

В 1981 г. Иран отвергнул план создания Палестины на Западном берегу р. Иордан. Иран стал заявлять, что Палестина должна быть создана в прежних границах и присутствие там Израиля подрывает интересы всего исламского мира. Последующие президенты Ирана пропагандировали негативное отношение к Израилю, и выстраивали свой политический курс в антиизраильском духе. На этой почве Иран обзавелся союзниками в лице Ливана, Палестины, Сирии, Турции и других арабских стран.

В сентябре 1980 г. началась ирано-иракская война из-за приграничной территории, перенявшая все внимание Ирана. Обе воюющие стороны получали колоссальную финансовую и военную помощь извне, также и отдельные структуры В 1988 г. война закончилась ничьей.

В 1995 г. Иран подвергается санкциям со стороны США, которые выражались запретом поставок вооружений, к которым присоединилась Россия. Только к 2001 г. Россия восстановила поставки.

В 1997 г. Президентом Ирана стал Хатами, которого в дальнейшем заменил Ахмадинежад. Хатами попытался вывести Иран из изоляции и наладить контакты с Западом. Однако ему пришлось столкнуться с религиозными лидерами, формирующими антиизраильское общественное мнение.

На этом фоне в начале 2000 годов США охотно поддержали Израиль и привлекли внимание МАГАТЭ к действиям Ирана. Иран еще в 1968 г. подписал Договор о нераспространении ядерного оружия и ратифицировал его в 1970 году. Теперь МАГАТЭ призывало Иран принять Дополнительный протокол к ДНЯО, позволяющий осуществлять несанкционированные проверки любых объектов на территории Ирана на предмет их соответствия Договору о нераспространении.

В декабре 2003 г. Иран подписывает его в Вене в Штаб-квартире МАГАТЭ. С этого момента мировое сообщество было втянуто в обсуждение Иранской ядерной программы. Этот документ дает МАГАТЭ возможность согласиться с осуществлением ядерных программ Ирана. Иран продемонстрировал полную открытость своих действий в отношении международных обязательств.

Парламент Ирана до сих пор не ратифицировал протокол, поэтому Иран не считает себя обязанным отчитываться перед инспекторами МАГАТЭ.

В период нахождения Хатами у власти он предпринимал возможные попытки, чтобы МАГАТЭ перестало дискриминировать Иран и признало его право на проведение ядерных исследований в рамках ДНЯО, указывая при этом, что в соответствии с данным договором Иран имеет право на осуществление полного ядерного цикла, включая обогащение урана. Однако со временем стало ясно, что чем упорнее Иран доказывал свою правоту, тем непримиримее становилась позиция Запада, которую полностью разделял Израиль. Поэтому, начиная с 2005 г. Иран резко ужесточил свою позицию и вновь привлек внимание мирового сообщества к Израилю как к обладателю реального ядерного оружия.

В августе 2005 г. к власти в Иране приходит Махмуд Ахмадинежад. В июне 2006 г. Ахмадинежад предложил провести не только в Иране, но и в Европе референдум на тему «Какие чувства испытывают граждане по отношению к Израилю?». Ахмадинежад отрицает факт наличия у Ирана ядерной бомбы и считает, что Иран имеет полное право на ядерные разработки. Он все время акцентирует внимание на наличие ядерного оружия у других стран, особенно у Израиля, и не видит смысла переживать, ведь эпоха ядерного оружия прошла.

Сегодня Иран держит весь мир в напряжении. Ведется открытая информационная война между Ираном и Израилем, США. В силу вступают новые санкции, в ООН поступают очередные доклады МАГАТЭ, но это приводит лишь к усилению изоляции Ирана. Однако Ахмадинежад с новой силой развивает ядерный потенциал. Каждый год МАГАТЭ собирает новые доказательства в пользу разработки Ираном ядерного оружия. Иран не перестает утверждать, что программа носит мирный характер. Повсеместно обсуждается Иранская ядерная программа. В начале 2012 года Израиль начал обсуждение с США о вторжении в Иран и бомбардировке ядерных объектов. С этой целью регулярно проводятся переговоры. Израиль аргументирует свою позицию тем, что он опасается за свою дальнейшую судьбу, поэтому он вынужден действовать радикально.

Арабо-израильский конфликт в настоящее время включает в себя четыре параллельных процесса: процесс восстановления мира между арабами и Израилем; процесс поэтапного уничтожения страны Израиль; процесс усиления арабо-израильского конфликта; процесс глобального противостояния мусульманской цивилизации остальному человечеству.

Наличие у Ирана ядерной программы не дает покоя ни Израилю, ни всему мировому сообществу.

19 декабря 2012 г. Израиль наносит воздушный удар по нескольким объектам на территории Ирана, которые, предположительно, являются элементами инфраструктуры иранской ядерной программы. В течение 30 минут после израильской атаки военно-воздушные силы Ирана совершают несколько неудачный авианалет на ряд израильских городов - Тель-Авив, Хайфа, Димона, Беэр-Шева. Несколько бомб также падают в черте города Иерусалим.

Вооруженный конфликт потенциально может перерасти в региональную или даже мировую войну, в которую окажутся втянутыми США, арабские страны, Россия, Китай, Великобритания и Франция и другие государства мира.

В случае продолжения конфликта ожидается колоссальный ущерб из-за бомбардировок ядерных объектов и военных действий на территории в частности Ирана, где под угрозой будет находиться в первую очередь мирное население. Это касается также и других стран ближневосточного региона, которые впоследствии будут вовлечены в конфликт. Очень важно сейчас не дать конфликту разрастись до регионального масштаба и тем более - мирового.

Совет Безопасности ООН обязан вмешаться и создать механизмы противостояния ухудшению ситуации в регионе, а также поспособствовать скорейшему прекращению вооруженного конфликта и началу мирного урегулирования между сторонами.

19 декабря 2012 года в 6:00 Израиль начал наносить точечные удары по некоторым объектам Ирана, а именно по иранскому ядерному объекту Парчин, который находится в 30 км юго-восточнее Тегерана. В качестве цели Парчин был выбран неслучайно. Именно на этой военной базе инспекторы МАГАТЭ и израильская разведка обнаружили разработку ядерного оружия. Иран начал обогащать уран до 20%, что абсолютно недопустимо. Такая ситуация подрывает мирный характер ядерной программы Ирана, т.к. обогащенного урана в пределах 5 % вполне достаточно для поддержания деятельности атомных электростанций.

Весной-летом 2012 года на суд мировой общественности на сайте Института Науки и Международной безопасности (ISIS) были выложены снимки военной базы Парчин, сделанные спутником. Иран в очередной раз не пустил инспекторов МАГАТЭ с проверкой на базу Парчин. Исходя из этого, Израиль принял решение нанести превентивные удары по ядерному объекту. США в свою очередь поддержали его.

На действия Израиля Иран немедленно реагирует. В течение 30 минут после израильской атаки военно-воздушные силы Ирана совершают ответный неудачный авианалет на ряд израильских городов - Тель-Авив, Хайфа, Димона, Беэр-Шева. Несколько бомб также падают в черте города Иерусалим.

Началась мобилизация американских воздушных и наземных сил. США стягивает к границам Ирана свои сухопутные войска со стороны Афганистана и Аравийского полуострова и военно-морские силы со стороны Персидского залива Сейчас перед мировым сообществом встает вопрос: Решаться ли региональные лидеры вмешаться в боевые действия, или все закончится бомбардировкой ядерных объектов, как было в Сирии и Ираке? Как отреагирует Совет Безопасности ООН?

Вокруг Ирана складывается более драматичная ситуация. Иран без поддержки арабских стран не сможет противостоять США и Израилю. Чем закончится конфликт - неизвестно. Иран едва ли захочет поступиться ядерными амбициями, как это сделали Ирак и Сирия.

Арабо-израильский конфликт сегодня является одной из острейших международных проблем, а проблемы миграции (мусульман в Европу и жителей средней Азии в Россию) в современном мире также носят острый характер.

Сотскова В.П

Литература

  1. Рапопорт М.А. Восприятие еврейской иммиграции в Палестину арабской общественностью в 1882-1948 гг. - Санкт-Петербург, 2013. - 71 с.
  2. Месамед В. Израиль - Иран - от дружбы к вражде. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1266528060.
  3. Договор о нераспространении ядерного оружия. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml.
  4. Договор о нераспространении ядерного оружия. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml.

    Дружиловский С.Б. Ирано-израильские отношения в свете развития иранской ядерной программы. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/04-05-06a.htm.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве