Цель: постановка звука «С», автоматизация звука «С» в словах, слогах, фразовой речи; обогащение словаря; развитие слухового внимания, фонематического слуха, работа над грамматическим строем языка.
Оборудование: картинки, карточки, бутылочки, резиновые шары, надувные игрушки, тарелочки для сахара, соли, лимонной кислоты, ложки, слон – игрушка, полоски бумаги – для графического изображения предложения, слоги, султанчики бумажные, спички, пластмассовые буквы, цветные мелки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Артикуляционная зарядка
1. Губы в улыбку, в трубочку.
2. Дутьё в желобок на бумажные султанчики.
3. Надувание шаров и резиновых игрушек.
4. Дутьё в пузырёк.
5. Улыбнитесь, покажите все зубки, немного откройте рот и прижмите кончик языка к нижним зубам, затем спичкой слегка нажимайте на кончик языка, пригибайте его вниз, сомкнём зубы и сделаем выдох в пузырёк, не надувая щёк.
II. Скоро к нам прилетят перелётные птицы.
– Кто прилетит? (Скворцы)
– Для них будем делать домики.
– Будем пилить доски.
– Изобразим пиление.
– Запилила пила з-з-з
– Раскалилась до бела с-с-с.
III. Автоматизация «С» в словах и слогах
1. Диафильм.
Соболь на скалу залез,
Соболь ищет букву «С»,
На странице «С» нашёл
На снегу следы прочёл.
Са-са-са – вот летит оса.
Со-со-со – у Сони колесо.
Су-су-су – мы видели лису.
Сы-сы-сы – у сома усы.
3. На парте у вас буквы. Какие они? (Красные,
синие, пластмассовые)
Подберите 3 картинки, в которых есть «С», а лишнюю
уберите. (Сапоги, самолёт, насос, шуба)
4. На доске картинки. Выберите вначале слова со
звуком «С» в начале слова, затем в середине слова
и сами придумайте, чтобы «С» было в конце слова. (Стакан,
стол, слон, сорока, сковорода, сом, коса, кастрюля,
самолёт, синица, снегирь, собака, стрекоза,
кисточка, носки, кресло, стул).
Можно придумать: нос, ус, рис, парус, глобус,
фокус, автобус, троллейбус, лес, мыс, бас, квас.
5. Сегодня мы с вами полетим на самолёте, что мы оденем на себя со звуком «С» и возьмём с собой? (Сарафан, носки, сапоги, косынку, поясок, галстук, сорочку, сыр, колбасу, сливу, абрикос, апельсин, соль, сахар, ирис, сало, мясо, квас)
6. Сделать упражнение со словами:
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
И опять вернёмся к маме.
7. Кто загадку отгадает, тот в самолёте полетает.
1. Рассказать стихи о слоне
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны. (Благинина Е.)
2. Составь из слогов слова.
Сы, ло, во – волосы.
Ка, ска, мей – скамейка .
Смо, ди, на, ро – смородина .
3. Замени букву «З» на «С».
Бузина, позади, зев, зажать.
4. Вставьте слово «лиса» в текст правильно.
В густом лесу живёт хитрая …
Однажды охотник встретил …
Он подкрался к …
Хотел подстрелить …
Она заметила охотника, побежала.
Ему долго пришлось гнаться за …
Вечером в семье он рассказал о …
5. Чистоговорка.
На скамейку Сима села.
Справа – Сева,
Слава – слева.
V. Попробовать, что у вас на парте в тарелочках и назвать признак (сахар – сладкий, соль – солёная, кислота – кислая).
VI. Итог занятия
Татьяна Королева
Конспект логопедического занятия «Постановка звука [С]»
Конспект логопедического занятия "Постановка звука "с" с использованием здоровьесберегающих
(массаж, мимическая гимнастика, дыхательные упражнения)
и игровых технологий.
Тема :
«Постановка звука [с] »
Подготовила и провела :
Учитель – логопед :
Королева Татьяна Трофимовна
г. Санкт-Петербург
Цели : коррекция нарушения звукопроизношения звука «с» .
Задачи :
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ :
Развивать артикуляционный аппарат.
Развивать фонематический слух.
Развивать речевое дыхание.
Развивать мимическую мускулатуру.
Совершенствовать словарный запас.
Совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ :
Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка.
Учить упражнениям дыхательной гимнастики, которая играет важную роль в кровоснабжении.
Оборудование : круглый леденец на палочке, слон мягкая игрушка, тазик с водой, бумажные кораблики, две куколки, предметные картинки.
1. Организационный момент :
Здравствуй, сегодня у нас гость, Слонёнок Сема, пойдём с ним знакомиться.
Как ты думаешь, откуда к нам пришел Слоненок?
И если у он пришел к логопеду , наверное, он плохо произносит какой то звук ?
Слонёнок Сема не умеет выговаривать своё имя, нам надо ему помочь, но прежде надо подготовить наш ротик, губы и язычок сами могут сделать гимнастику, а вот нёбу мы должны помочь, сделаем массаж.
Вводная часть :
Массаж (круглым леденцом на палочке) .
Артикуляционная гимнастика (с использованием планшета с презентацией «Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков » ):
1. Упражнение “Лопаточка”.
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать :
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу : “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз) .
2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…
3. Упражнение “Горка”.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго :
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!
4. Упражнение “Чищу зубы”
Чищу зубы, Чищу зубы.
И снаружи…И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.
Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.
Мимическая гимнастика
Посмотри-ка, Слонику понравилась твоя гимнастика, и он широко улыбается, давай и мы улыбнёмся ему широко-широко. А сейчас, посмотри, наверное, он съел кислый лимон и весь сморщился, давай и мы сморщим лицо. А теперь он рассердился, что мы его не предупредили, давай и мы рассердимся. А теперь все удивимся, что же здесь происходит.
Дыхательная гимнастика
А теперь представь, что мы пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давай подышим :
Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Возврат дыхания – пффф
Возврат дыхания – с-с-с-с
Возврат дыхания – пффф
Возврат дыхания – с-с-с-с.
Посмотри, какие кораблики плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики) . Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.
Работа над просодикой :
Поиграем в игру «Громко-тихо» , я говорю слово «Громко» , ты громко произносишь звук А . Я говорю слово «Тихо» , ты тихо произносишь звук А . Давай попробуем.
А теперь я буду хлопать в ладоши один раз, ты будешь произносить громко звук А , а если хлопну два раза, то тихо.
Основная часть :
Постановка звука :
Давай встанем, сделаем язычок «Горкой» и “накачаем насос”, глубокий вдох носом и выдох «катится» с горки, через щёлочку между зубов (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука ).
Молодец, у тебя получился очень хороший и чистый звук , давай ещё раз его повторим.
Уточнение артикуляции :
Давай немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку (рассматриваем акустико-артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с” ).
Акустико – артикуляционный профиль звука “С”
Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с” ? – Ребёнок – улыбаются. - Что остаётся между зубками?- Ребёнок – щель.
Язычок, какой узкий или широкий?- Ребёнок – широкий. - Куда упирается кончик языка?- Ребёнок – в верхние зубки. - Язычок, что ещё делает?- Ребёнок – выгибается горкой. - Какая воздушная струя?- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) – Холодная. - Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий ?- Ребёнок – глухой. - Какой бывает этот звук , твёрдый как орех или мягкий как вата. - Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.
Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили.
Физминутка «В зоопарке» .
Фонематические процессы :
Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С” .
(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш)
Автоматизация изолированно :
Я буду говорить начало слова, а ты называй последний звук С :
НАСО, КАКТУ… АВТОБУ… КОМПА…ЛЕ… НО…
Дома нарисуй Сему, и придумай пять слов со звуком С .
Итог : Молодец! Всё сделал правильно!
Заключительная часть :
Вот и подошло время заканчивать наше занятие , посмотри ещё раз на профиль звука “С” и расскажи по нему : об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе, как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С” )
И ещё раз произнеси ССС.
Ну что, Слоник, научился произносить правильно и красиво своё имя?
Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Слонёнка (Сема) .
Правильно! Молодец!
Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С” .
Публикации по теме:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [с]» Тема занятия: Постановка звука [с]. Подготовительный этап. Цель занятия: подготовить органы артикуляции к произнесению звука [с]. Задачи:.
Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах и предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Цель: закрепить правильное произношение звука [л] в Задачи: Коррекционно-образовательные: - закрепить правильное произношение звука [л].
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -учить правильно.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [л]» Конспект индивидуального логопедического занятия. «Постановка звука (Л)» Крамаренко Елена Григорьевна, учитель – логопед, ДОУ №7 «Рябинушка».
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема. Автоматизация звука [Р] Цели: 1. Закрепление правильного произношения звука Р.
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука [С]» Цель: постановка звука «С». Задачи: 1. Формировать у ребенка умение правильно произносить звук «С». 2. Познакомить ребенка с правильной.
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в словах» Цель: Закреплять правильное произношение звука С в словах. Образовательные задачи: закрепление у детей правильного произношения звука.
Конспект занятия «Постановка звука [Л]» Постановка звука [Л] Цели:1. Выработка навыка правильного произношения звука [Л]. 2. Развитие фонематического восприятия. 3. Развитие мелкой.
Конспект индивидуального занятия по формированию произношения «Постановка звука [С]» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по формированию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.
Библиотека изображений:
Тема: Звуки [С] и [Сь].
Цель: дифференциация звуков [С, Сь]
Задачи:
Учить детей различать звуки [С] и [Сь];
Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
Обучать детей звуковому анализу слов;
Развитие фонематического слуха;
Зрительной, слуховой памяти и внимания;
Развивать артикуляционную моторику.
Воспитывать внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: предметные картинки, зеркала, книга.
Ход занятия
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:
Самая болтливая птица (сорока).
Ночная птица (сова).
Число, следующее за числом шесть (семь)
Птица с желтой грудкой (синица)
Усатая рыба (сом)
Что видим, когда спим (сон)
Цвет моря (синий)
Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [С] и [Сь]).
Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [С] и [Сь] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.
Артикуляционная гимнастика
А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.
Упражнения: «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка», «Лошадка».
3. Характеристика звуков [С, Сь]
Игра «Гости»
Посмотрите к нам пришли гости. А вы хотите узнать, как их зовут?
Я вам подскажу. Имя девочки начинается со звука [С] Как ее могут звать? (Света, Соня Снежана)
А имя мальчика начинается со звука [Сь]. Как зовут мальчика? (Сема, Сережа).
Какой звук вы слышите в начале слова Соня? (звук [С])
А в слове Сема? (звука [Сь])
А в чем разница между ними? (Звук [С] – твердый, а звук [Сь]- мягкий).
4. Дифференциация звуков [С, Сь] в словах
Игра «Угостим гостей».
Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.
Соню угостим угощениями со звуком [С].
Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).
Дети поднимают те картинки, в которых есть звук [С].
А Сему угостим угощениями со звуком [Сь].
– Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).
А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).
Гости наши теперь сыты.
Игра «Расселим животных».
Посмотрите, Соня и Сема принесли нам книгу. Книга эта о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите в книге одна страница синяя, а другая зеленая. Если слышим звук [С] в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук [Сь] то на зеленую страничку.
– Кого мы поселили на синюю страничку? (собаку, свинью, лису, сорока, соболь)
– Кого мы поселили на зеленую страничку? (поросенка, лося, рысь)
Соня с Семой немного устали давайте немного поиграем.
Физминутка
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
Развитие психических процессов
Игра «Назови детенышей».
Свинья- поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок.
Звуковой анализ слова
Игра «Магазин»
Соню мама послала в магазин и попросила купить там все, что начинается со звука. Возьмите синий карандаш и закрасьте бантики около этих предметов.
Детям логопед раздает картинки со звуками [С, Сь]
Какие предметы нашел Марина? (скакалку, самосвал, стул)
А какие предметы увидела Андрей? (стол, самовар, сок)
Игра «Слово рассыпалось»
А сейчас я буду называть вам звуки, а вы составите слово.
С, О, К - СОК
С, У, П- СУП
С, Л, О, Н- СЛОН
С, И, Т, О- СИТО
После каждого отгаданного слова, дети отвечают какой звук в слове, твердый или мягкий.
Итог занятия
Пришла пора нам возвращаться в группу.
С какими звуками мы произносили и искали слова сегодня? (звуками [С] и [Сь]).
Приложение 4
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема : Звуки [С, Сь]
Цель: учить ребенка различать звуки [С]-[Сь] изолированно, в слогах, в словах, на слух и правильно их использовать.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику;
Учить правильно обозначать мягкость согласного кружком соответствующего цвета;
Формировать навыки звукового анализа.
Оборудование: картинки с изображением язычка, большого насоса и маленьких насосиков, лист бумаги с контурным изображением больших и маленьких насосов, карандаши, таблица из трех пустых окошечек, кружки зеленого и синего цветов, горка с санками.
Ход занятия
Организационный момент с пальчиковой гимнастикой.
Логопед:
Здравствуй, Вася. Сегодня на занятии мы научимся различать звуки [С, Сь]. Отгадай, кто так кричит:
«Кря - кря – кря»?
Раз - два - шли утята.
Три - четыре - за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался _
Громко - громко запищал:
- Пи -пи -пи - не пищи!
- Мы тут рядом, поищи!
Поочередно сгибать и разгибать все пальцы правой (затем левой) руки. Начиная с большого, а со звуков «Пи - пи - пи» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Тема: Звук «С».
Цели:
- Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука «с».
Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
Продолжать учить произносить звук «с» в прямых слогах.
Упражнять в определении наличия звука в слогах.
Закрепить названия основных и оттеночных цветов.
Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
Оборудование:
Большой конверт с вложенными в него разноцветными конвертами с заданиями; картинки-символы к артикуляционным упражнениям; схемы артикуляции звука «с»; карточки для упражнения «Доскажи словечко»; картинка «Соня»; трафарет «Пузыри» (разные по размеру круги); картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо.
1. Организационный момент.
Логопед . Мне сегодня передали конверт и сказали открыть на занятии. Давай те узнаем, что же в этом конверте? Может это письмо от кого- нибудь?
2. Открываем конверт . Но что это?! В нём ещё конверт, синего цвета! А в этом конверте какие-то картинки. Что же они означают? Посмотрите-ка, язычок ваш обрадовался. Давайте сделаем гимнастику для язычка и посмотрим что будет дальше(дети выполняют упражнения).
3. Тут ещё один конверт . Какого он цвета? (Жёлтого) . Откроем его. В нём схема. Нужно попытаться эту схему прочитать. Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубы, приподними язычок горкой и спусти ветерок. Что же получилось? (ребенок выполняет действия и произносит звук «с».
4. Вынимай следующий конверт . Какого он цвета? (Оранжевого) . Открой его аккуратно: с-с-с. Из конверта высыпались карточки. Давайте попробуем с ними разобраться. Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет нам звук «с». Итак, я читаю слово, а вы в конце произносите звук «с». Логопед проговаривает слово без последнего звука).
5. Что бы звук больше не терялся, поймайте его и крепко сожмите в кулачке. Слушайте внимательно. Как только услышите звук «с», сожмите крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, фу, зу, фо, со, шо. Какой звук мы сейчас ловили?
6. Логопед . Достань из большого конверта красный конверт. Что в нём лежит? (Фотография .) На фото Соня пускает пузыри. Я хочу вас научить пускать пузыри.Нужно обвести трафарет и произнести: с-са. Вот и получился первый пузырь (аналогично отрабатываются слоги с-сы, с-сэ, с-со, с-су.)
7. А это какой конверт? (Голубой. ) Посмотрите, здесь какие-то половинки. Давайте попробуем из них составить целые картинки. Я начну, а вы мне поможете. Вот первая половинка: бу. Кладите вторую половинку и договаривайте слово: сы. Теперь соберём следующую картинку: о-са, ли-са, ве-сы, коле-со, ко-са, ча-сы.
8. Вынимай следующий конверт. Какого он цвета? (Фиолетовый. ) Ой, сколько картинок из него высыпалось! Давайте их рассмотрим (комод, стакан, ягодка, яблоко, ножницы, конфета, замок, и тд.) Найдите среди этих предметов только железные, красные, острые, деревянные, съедобные, хрупкие.)
9. У нас остался последний конверт розового цвета, а в нём шнурок с узелками. Чтобы каждый шнурок развязать, нужно произнести волшебные слова: са-са, су-су, со-со, са-са, сы-сы, сэ-сэ, сы-сы, сэ-сэ, су-су. Ребёнок повторяет за логопедом пары слогов.
10. Большой конверт пустой. Осталось узнать, кто же прислал нам эти задания?
Узнать не сложно.
Вот вопрос:
У кого длинный нос?
Дружит ор с Пьеро, с Мальвиной.
Кто же это? (Буратино. ) Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне изображён Буратино.
11. Итог занятия. Логопед: Оказывается, Буратино решил проверить, справитесь ли вы с его заданиями. Но у вас был замечательный помощник-звук, который вы так красиво произносили. Какой это звук? «с».