Jtcase - портал о строительстве


Отрекаясь от престола, Николай II старался договориться о выполнении некоторых условий для себя и своей семьи. В тот момент Романовых еще не собирались отправлять в Тобольск, поэтому отрекшийся император настаивал на отсутствии жесткой охраны и беспрепятственный проезд к семье в Царское село. Больше всего Николай надеялся на то, что дети смогут без риска для собственной безопасности оставаться дома длительное время. В то время они болели корью и любые путешествия могли ухудшить их состояние. Также Романов-старший просил разрешения на выезд в Англию для себя и своей семьи.

Сначала Временное правительство соглашается выполнить все условия. Но уже 8 марта 1917 года генерал Михаил Алексеев сообщает царю, что он «может считать себя как бы арестованным». Через некоторое время из Лондона, ранее давшего согласие на то, чтобы принять семью Романовых, приходит оповещение об отказе. 21 марта бывший император Николай II и вся его семья были официально взяты под стражу.

Чуть больше, чем через год, 17 июля 1918 года, последняя царская семья Российской империи будет расстреляна в тесном подвале в Екатеринбурге. Романовы подвергались лишениям, все ближе и ближе продвигаясь к своему мрачному финалу. Давайте посмотрим на редкие фото членов последней царской семьи России, сделанные за некоторое время до казни.


1. После Февральской революции 1917 года последнюю царскую семью России по решению Временного правительства отправили в сибирский город Тобольск, чтобы защитить от гнева народа. За несколько месяцев до этого царь Николай II отрекся от престола, в результате чего прервалось более чем трехсотлетнее правление династии Романовых.


2. Романовы начали свое пятидневное путешествие в Сибирь в августе, накануне 13-го дня рождения цесаревича Алексея. К семи членам семьи присоединились 46 слуг и военный эскорт. За день до того, как добраться до пункта назначения, Романовы проплывали мимо родной деревни Распутина, чье эксцентричное влияние на политику могло внести свою мрачную лепту в их скорбный финал.


3. Семья прибыла в Тобольск 19 августа и начала жить в относительном комфорте на берегах реки Иртыш. В Губернаторском дворце, где их разместили, Романовых хорошо кормили и они могли много общаться друг с другом, не отвлекаясь на государственные дела и официальные мероприятия. Дети ставили пьесы для родителей, семья часто выбиралась в город на религиозные службы - это была единственная разрешенная им форма свободы.


4. Когда в конце 1917 года большевики пришли к власти, медленно, но верно началось ужесточение режима царской семьи. Романовым запретили посещать церковь и вообще покидать территорию особняка. Вскоре с их кухни исчезли кофе, сахар, сливочное масло и сливки, а солдаты, приставленные для их защиты, писали непристойные и оскорбительные слова на стенах и заборах их жилища.


5. Дела шли все хуже и хуже. В апреле 1918 года прибыл комиссар, некий Яковлев, с приказом перевезти бывшего царя из Тобольска. Императрица была непреклонна в своем желании сопровождать мужа, но у товарища Яковлева были и другие приказы, которые все усложнили. В это время царевич Алексей, болеющий гемофилией, из-за ушиба начал страдать параличом обеих ног, и все ожидали, что его оставят в Тобольске, а семья разделится на период войны.


6. Требования комиссара о переезде были непреклонны, поэтому Николай, его супруга Александра и одна из дочерей, Мария, вскоре покинули Тобольск. В конце концов они сели на поезд, чтобы проехать через Екатеринбург в Москву, где находилась штаб-квартира Красной армии. Однако комиссара Яковлева арестовали за попытку спасти царскую семью, а Романовы сошли с поезда в Екатеринбурге, в самом сердце территории, захваченной большевиками.


7. В Екатеринбурге к родителям присоединились и остальные дети - всех их заперли в доме Ипатьева. Семью разместили на втором этаже и полностью отрезали от внешнего мира, заколотив окна и поставив у дверей стражу. До конца их дней Романовым разрешали выходить на свежий воздух всего на пять минут в день.


8. В начале июля 1918 года советские власти начали готовиться к казни царской семьи. Обычных солдат в карауле заменили представители ЧК, и Романовым разрешили последний раз сходить на богослужение. Проводивший службу священник позже признался, что никто из семьи не произнес ни слова во время службы. На 16 июля - день убийства - было заказано пять грузовиков с бочками бензидина и кислоты, чтобы быстро избавиться от тел.


9. Рано утром 17 июля Романовых собрали и рассказали им о наступлении Белой армии. Семья поверила, что их просто переводят в маленький освещенный подвал ради их же защиты, ведь скоро здесь будет небезопасно. Приближаясь к месту своей казни, последний царь России прошел мимо грузовиков, в одном из которых скоро будет лежать его тело, даже не подозревая, какая страшная судьба ждет его жену и детей.


10. В подвале Николаю сказали, что сейчас его казнят. Не поверив собственным ушам, он переспросил: «Что?» - сразу после чего чекист Яков Юровский застрелил царя. Еще 11 человек спустили курки, заливая подвал кровью Романовых. Алексей выжил после первого выстрела, но его добил второй выстрел Юровского. На следующий день тела членов последней царской семьи России сожгли в 19 км от Екатеринбурга, в селе Коптяки.

С появлением новых технологий на историю большой страны и отдельно взятого события или личности можно посмотреть с иной стороны. Специалисты-реставраторы ежедневно проделывают колоссальный объем работы, чтобы исторические снимки из черно-белых и потускневших превращались в цветные и качественные.

Сегодня рассмотрим новые отреставрированные снимки царской семьи. Многие из них уникальны, так как большая часть фотографий императорской семьи до сих пор хранится в фотоархивах Англии и США, и в свободном доступе их практически нет.

Император Николай II и великий князь Николай Николаевич

Николай Николаевич младший всю свою жизнь посвятил военной службе. В преддверии Первой мировой войны, был назначен Николаем Верховным Главнокомандующим всеми сухопутными и морскими силами.

Всю жизнь награды и чины сыпались на князя как из рога изобилия. Николай Николаевич — получил в армии прозвище «Лукавый» за чрезмерное честолюбие, жажду власти.

Николай II на платформе станции, справа от императора — полковник A.A.Mордвинов, 30 января 1916.

Еще цесаревич Николай, еще принцесса Аликс, апрель 1894

Царь Николай со своими четырьмя дочерьми: Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией

Император вместе со своим сыном и офицеры армии в 1915 году.

Алексей и Николай — Ливадийский дворец

Николай II с дочерью Татьяной и сестрой Ольгой Александровной, а также офицером на палубе яхты «Штандарт»

Царь Николай и его семья

Александр III семейная фотография, 1889.

Слева направо: Принц Альфред Саксен-Кобург-Гот; Царь Николай II; Эрнст Людвиг; Альфред, герцог Эдинбургский, Кобург, 1897 г.

Император Николай II, Императрица Александра Фёдоровна во время визита в Великобританию с королём Эдуардом VII и будущим королём Георгом V. 1909 г. Barton Manor

Императорская семья в Крыму.

Николай и адмирал Саблин разговаривают с Александрой на борту императорской яхты Standart, 1912


Алексей с родителями в Ставке

Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей.

Семья. Великий князь Эрни, Царица Александра с царем Николаем II, принцесса Ирэн и Генрих Прусский, принцессы Елизаветы и великий князь Сергей, принцессы Виктории и принц Луи Баттенберг.

Аликс и дети

Один из последних и самых знаменитых семейных портретов императорской семьи, 1913

Императорская семья России на борту Polar Star, 1905. Кажется, день был ветреный!

Великие княжны России с их английской тетей Викторией.

Царь Николай II со своей второй дочерью в Германии

Х удожник Валентин Серов прославился как мастер портрета. Среди его заказчиков были и представители императорской династии Романовых - Серов написал более десяти портретов августейших особ. Предлагаем посмотреть картины знаменитого русского портретиста и познакомиться с пятью представителями царской семьи .

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. 1893

Про портрет сына, написанный Валентином Серовым , Александр III сказал: «Мишенька как живой». Художник сумел поймать краткий миг ускользающего детства: на картине мы видим Михаила взрослеющим, уже почти подростком. Он немного задумчив, но в его взгляде еще таится детская мечтательность. Одет цесаревич по моде конца XIX века - в белую матроску. Тысячи обычных мальчишек тоже носили их на рубеже веков.

Эта картина - этюд для группового портрета царской семьи. Живописцу отвели на работу лишь три сеанса, во время которых Михаил и его сестры Ксения и Ольга позировали ему. Остальное пришлось дописывать по памяти. Для Серова такой подход был непривычным: обычно он работал долго, несколько месяцев подряд, уделяя особое внимание деталям.

Групповой портрет впервые выставили в 1894 году в селе Борки Харьковской губернии. В честь спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе здесь возвели церковь и часовню. На торжествах по их освящению портрет семьи Александра III висел в отдельном павильоне, однако многие зрители принимали его за икону и останавливались, чтобы перекреститься.

Сегодня портрет Михаила Александровича хранится в Государственном Русском музее .

Портрет великого князя Павла Александровича

Портрет великого князя Павла Александровича. 1897

Портрет Александра III

Портрет Александра III. 1899

Александра III Валентин Серов писал несколько раз. Групповой портрет императорской семьи 1893 года стал единственным полотном, написанным при жизни монарха. Облик Александра III на картине 1899 года приходилось воссоздавать по памяти. Валентин Серов также опирался на снимки императорского фотографа Сергея Левицкого.

На картине Александр III выглядит одновременно величественным и добродушным. Он изображен на фоне дворца Фреденсборг в Копенгагене в мундире почетного полковника датской Королевской лейб-гвардии. Это звание присвоил императору король Кристиан IX в 1879 году. С тех пор во время визитов в Данию Александр III всегда носил офицерскую форму: треуголку с голубым и белым плюмажем и алый парадный мундир. На нем кроме российских высших наград можно увидеть и датские: голубую ленту, звезду ордена Слона, звезду и крест ордена Данеброг.

Художник несколько раз ездил в Данию, чтобы сделать натурные зарисовки. Один из сержантов позировал ему возле дворца вместо императора. Оригинал императорского портрета хранится в Копенгагене, в офицерском фонде Королевской лейб-гвардии.

Портрет императора Николая II

Портрет императора Николая II. 1900

Домашний портрет Николая II , подарок Александре Федоровне, художник создал всего за две встречи с императором. Оригинальная версия картины не сохранилась: захватившие Зимний дворец революционеры распороли холст штыками. Однако Серов, едва закончив портрет в 1900 году, сразу же сделал его копию. Он беспокоился о судьбе картины, потому что она не очень нравилась императрице. Во время сеансов Александра Федоровна пристально наблюдала за художником и щедро раздавала советы, как «подправить» лицо Николая II на портрете. В конце концов Валентин Серов не выдержал, протянул императрице палитру с кистями и предложил ей самой закончить работу.

Портрет Николая II выглядит незавершенным: он написан широкими свободными мазками без тонких световых переходов, детали полотна не проработаны. Но исполнение картины отражает идею Валентина Серова. Художник хотел показать в первую очередь человека - уставшего на службе, пришедшего домой после работы. На полотне отсутствуют обычные атрибуты царских портретов - торжественные интерьеры, парадная одежда, высшие награды. Николай II изображен в тужурке лейб-гвардии Преображенского полка, которую он носил каждый день.

Полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени. Не позднее 1901 года

Обычно портретные рисунки художники XIX века создавали как этюды к большим живописным полотнам. Но акварельные и карандашные работы Валентина Серова - это самостоятельные произведения искусства.

Портрет Александры Федоровны выполнен в трех цветах: черном, белом и красном. Художник построил композицию картины так, что зритель смотрит на изображение снизу вверх, из-за этого императрица кажется более величественной. Проходя мимо поданных, она отстраненно отвечает на их знаки внимания. Плавными линиями Валентин Серов прорисовал строгий и изысканный крой ее платья, воздушную накидку, сброшенную с плеч. Окружающих он, напротив, изобразил подчеркнуто прямыми и ломаными линиями, их лица практически не различимы, а фигуры - угловаты.

Про Александру Федоровну, иностранку по происхождению, часто говорили, что ее отношения с двором не сложились. Во время торжественных церемоний императрица вела себя сдержанно: ее стесняло общение с незнакомыми людьми. Однако официальные мероприятия были обязательной частью жизни двора. Об одном из них Николай II писал в своем дневнике: «В 2 часа в Зимнем начался дамский безмен - 550 дам! Моя дорогая Аликс выглядела замечательно красивою в русском платье». Безменом в те годы называли церемонию целования рук.

Рисунок с изображением императрицы Александры Федоровны можно увидеть в Государственном Русском музее.

Несмотря на то, что царская семья в России являлась примером для подражания, многие правители скрывали от народа страшные тайны. За плечами каждого царя и царицы были грехи, о которых почитатели царской семьи стараются не говорить. Об этих страшных тайнах нам поведает данный пост.

Михаил Федорович (с 1613 по 1645)

Первого из Романовых венчали на царство в 16 лет, и на тот момент он едва умел читать. На следующий же год по его указу в Москве повесили трехлетнего сына Марины Мнишек – якобы внука и наследника Ивана Грозного, которому успели присягнуть отдельные города. Это было после тяжелой Смуты, и страх перед новыми возможными самозванцами вынудил устранить конкурента публично.

Алексей Михайлович (1645-1676)

Отец будущего императора Петра Великого был религиозным маньяком, иногда молился по шесть часов кряду и расправлялся с теми, кто пропускал церковную службу: не спрашивая о причинах, приказывал бросать их в ледяную реку.

Петр I (1682-1725)

В истории описано много страшных сцен, когда Петр показал себя буйным, нечеловечески жестоким и неадекватным до безумия. Вот лишь некоторые факты. Стрелецкие казни. 26-летний Петр самолично рубил головы при огромном стечении толпы и заставлял браться за топор каждого из своей свиты (разве что иностранцы отказывались, оправдываясь тем, что боятся навлечь на себя ненависть русских). Массовые казни фактически превратились в грандиозное шоу: толпе бесплатно наливали водку и та ревела от восторга, выражая лихому государю преданность и любовь. В пьяном угаре царь тут же приглашал в палачи всех желающих, и многие соглашались.

Прижизненный портрет 44-летнего Петра, художник Антуан Пэн:

«Утро стрелецкой казни», Василий Суриков:

Смерть царевича Алексея. Остро конфликтуя со старшим сыном, Петр заставил его отречься от престола и принялся рьяно расследовать его проступки, для чего специально создал Тайную канцелярию. 28-летнего Алексея осудили на смерть за измену и уже после приговора подвергли пыткам в тюрьме: в присутствии отца он получил 25 ударов кнутом. По некоторым сведениям, от этого и умер. А Петр на следующий день шумно пировал, с оркестром и фейерверками, по случаю годовщины Полтавской битвы.



«Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», Николай Ге:

«Мария Гамильтон перед казнью», Павел Сведомский:

Казнь любовницы. На следующий же год Петр отправил на плаху свою бывшую любовницу, одну из самых красивых фрейлин при дворе Марию Гамильтон (Гамонтову), узнав, что та дважды спровоцировала выкидыши, а третьего младенца удавила. Хотя на тот момент она уже жила с другим, царь, по-видимому, подозревал, что дети могли быть и от него, и пришел в ярость от такого «душегубства». На казни он повел себя странно: поднял отрубленную голову Марии, поцеловал и преспокойно принялся читать народу лекцию по анатомии, показывая затронутые топором органы, после чего снова поцеловал мертвые губы, бросил голову в грязь и уехал.

Анна Иоанновна (1730-1740)

Племянница Петра I, как и он сам, была большой охотницей до развлечений с участием карликов и «дураков» – придворных шутов. Если многие из них и правда отличались остроумием, то выдумки самой императрицы, приводившие ее в бурное веселье, были скорее похабными. Как-то раз, например, один из ее любимцев, итальянский скрипач Пьетро Миро, прозванный Педрилло (Петрилло, Петрушка), отшутился от попытки высмеять его некрасивую жену, заявив, что его «коза» беременна и скоро принесет «козлят». Анне Иоанновне тут же пришло в голову уложить его в постель вместе с настоящей козой, одетой для смеха в пеньюар, и заставить весь двор подносить им подарки. Угодивший своей хозяйке Педрилло только в этот день обогатился на несколько тысяч рублей. «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», Валерий Якоби (Педрилло слева, изображен со скрипкой, в центре картины в желтом кафтане выпрыгивает выше всех знаменитый шут Балакирев):

Императрица вообще обожала всякие непристойности, особенно сплетни и рассказы порнографического свойства. Зная об этом, ко двору присылали специально отобранных девиц, способных вести такие разговоры и выдумывать все новые и новые истории с пикантными подробностями.

Елизавета Петровна (1741-1762)

Дочь Петра I с детства слыла красавицей и только и делала, что развлекалась, да занималась собственной внешностью, оставшись почти необразованной. Она никогда не читала и даже в зрелом возрасте не знала, что Великобритания – это остров. Больше всего Елизавету занимали маскарады и особенно так называемые «метаморфозы», куда все дамы должны были являться в мужских нарядах, а мужчины – в женских. Причем императрица была убеждена, что у ее придворных соперниц некрасивые ноги и что в мужских лосинах все, кроме нее, выставляют себя на посмешище. Одну из удачливых соперниц, статс-даму Наталью Лопухину, считавшуюся красавицей, Елизавета «милостиво» избавила от смертной казни, велев вместо этого выпороть кнутом, вырвать язык и сослать в Сибирь. Официально Лопухину арестовали и пытали по делу о политическом заговоре, но неофициально это была месть императрицы за отбитых кавалеров и насмешки в юности.

Наталья Федоровна Лопухина, гравюра Лаврентия Серякова:

Наконец, Елизавета обрекла на жуткое существование законного наследника престола, назначенного перед смертью Анной Иоанновной. Императору Ивану VI было всего полтора года, когда дочь Петра устроила переворот и тайно велела бросить его в тюрьму, навсегда разлучив с родителями и оградив от человеческого общения. «Известный арестант», как его называли после строжайшего запрета упоминать имя, был заколот стражниками в возрасте 23 лет, уже при Екатерине II.

Екатерина II (1762-1796)

33-летняя Екатерина свергла и арестовала собственного мужа и троюродного брата Петра III, отношения с которым не сложились с самого начала. Их поженили, когда ей было 16, а ему 17 лет. По одной из версий, он был инфантилен чуть ли не до слабоумия и 9 лет избегал супружеского долга, якобы не зная, что делать в постели с женщиной. По другой версии (и Екатерина признавала это в биографических записках), он ее не любил и не делал попыток сблизиться. При этом открыто заводил любовниц и на одной даже собирался жениться, но умер при невыясненных обстоятельствах через 10 дней после низложения.

Коронационный портрет императора Петра III, Лукас Конрад Пфанцельт:

Между тем саму Екатерину несчастное супружество сделало величайшей любовницей на российском престоле. Своего первенца, будущего императора Павла I, она родила лишь на 10-й год после свадьбы, что породило слухи, будто он не от Петра, хотя внешне на него похож. От разных любовников у императрицы было еще двое детей, причем одного она родила в полной тайне от мужа – чтобы отвлечь императора и увести из дворца, ее верный камердинер устроил пожар в собственном доме.

Современная картина «Триумф Екатерины», Василий Нестеренко (по правую руку от императрицы ее знаменитый фаворит князь Григорий Потемкин)

Последнего фаворита «развратная императрица» завела в 60 лет: им стал 21-летний дворянин Платон Зубов, которого она несказанно обогатила и который через пять лет после ее смерти участвовал в убийстве ее сына Павла I.

Платон Александрович Зубов, художник Иван Эггинк:

Александр I (1801-1825)

23-летний внук Екатерины пришел к власти в результате заговора против собственного отца: он был убежден, что если Павла не свергнуть, тот погубит империю. При этом Александр не допускал убийства, но исполнители – разгоряченные шампанским офицеры – решили иначе: посреди ночи нанесли императору мощный удар в висок золотой табакеркой и задушили шарфом. Александр, узнав о гибели отца, зарыдал, и тогда один из главных заговорщиков произнес по-французски: «Хватит ребячиться, ступайте царствовать!»

Александр II (1855-1881)

Взойдя на престол, Александр, живший до того в счастливом многодетном браке, стал заводить фавориток, от которых, по слухам, имел внебрачных детей. А в 48 лет начал тайно встречаться с 18-летней княжной Катей Долгоруковой, спустя годы ставшей его второй женой.

Сохранилась их обширная эротическая переписка – возможно, самая откровенная от лица главы государства: «В ожидании нашего свидания я опять весь дрожу. Я представляю твою жемчужину в раковине»; «Мы обладали друг другом так, как ты хотела. Но должен тебе признаться: я не успокоюсь до тех пор, пока вновь не увижу твоих прелестей...»

Николай II (1894-1917)

Самой страшной тайной была и остается гибель семьи последнего российского императора. Еще много лет после расстрела в подвале без суда и следствия советские власти врали всему миру, что убит только Николай, а его жена, четыре дочери и сын живы-здоровы и «перевезены в надежное место, где им ничто не угрожает». Это породило популярные слухи о якобы спасшихся княжнах и царевиче Алексее и способствовало появлению громадной армии авантюристов-самозванцев. В 2015 году по настоянию Церкви расследование гибели царской семьи начали «с чистого листа». Новая генетическая экспертиза подтвердила подлинность останков Николая II, императрицы Александры Федоровны и трех великих княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, найденных под Екатеринбургом в 1991 году и захороненных в Петропавловском соборе.

Реконструированные по останкам лица Николая II и княжны Анастасии:

Затем их начали сличать с генетическими материалами Алексея и Марии, найденными в 2007-м. Сроки их захоронения зависят от готовности Церкви признать останки



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве