Jtcase - портал о строительстве

13 июня 2013 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил хиротонию архимандрита Сергия (Булатникова) во епископа Клинцовского и Трубчевского (Брянская митрополия).

Свет и святость — понятия близкие. Митрополит Сурожский Антоний говорил, что важно хотя бы однажды увидеть сияние вечной жизни в глазах другого человека. Архимандрит Сергий (Булатников), настоятель Казанской Богородицкой Площанской пустыни, знал многих таких, «сияющих», людей. «Я удивляюсь, — говорит он, — какие были люди, какая вера. Даже их вид был совершенно особенный: все они светились. Такие вот святые наших дней».

Ниже мы публикуем воспоминания отца Сергия о его встречах со «святыми наших дней», прозвучавшие в эфире радиопрограммы «Благовещение».

Старцы Псково-Печёрские: «Их закалили гонения»

Отец Сергий, Вы видели в жизни многих старцев, расскажите, пожалуйста, о них!

– Благодарю Господа, что Он сподобил меня узреть дивных отцов. Когда я жил в Псково-Печёрском монастыре, там подвизались архимандрит Александр, в то время игумен, архимандрит Нафанаил, тогда архидиакон, всем известный схиигумен Савва (Остапенко), отец Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Онисифор, архимандрит Алипий (Воронов). Это были настоящие монахи-подвижники. А сейчас монашество ослабело.

— Чем те монахи отличались от современных?

— Они трудились день и ночь, никогда не сидели без дела. Был у нас келарь, он заведовал съестными припасами, игумен Иероним (позже стал архимандритом), который пришёл с фронта, ножки одной у него не было, ходил на протезике. Когда оканчивалась братская трапеза, он собирал все оставшиеся кусочки хлеба (а тогда было 30 человек братии и ещё паломники), приглашал кого-нибудь из нас. Мы эти кусочки резали и сушили. Постом эти сухарики ели или клали в гороховый суп, то есть, ничего не пропадало, хозяйство велось экономно. Ещё варили квас. На Родительскую субботу бесчисленные паломники привозили 2-3 грузовика хлеба (тогда ведь это был единственный, кроме Лавры, мужской монастырь в России)! Хлеб мы сушили, а потом делали из него дивный квас в огромных кадках. Отец Иероним был старцем удивительной доброты. Когда мы потрудимся, он полезет в свои закрома, достанет для нас баночку лосося, например, кофе растворимый или конфетку. А в то время это всё были деликатесы!

Архимандрит Алипий, тоже необыкновенный человек, он юродствовал немного, мог при случае пошутить, ввернуть крепкое словцо. Стоит, к примеру, он у себя на балконе (дом этот сохранился), видит – старушка идёт. «Что пришла?» — говорит. «Батюшка, корова у меня пропала… Как жить?» Батюшка в карман полезет, кинет ей: «На тебе на корову». Уж не помню, сколько тогда корова стоила, но дорого. Приходят к нему: «Батюшка, крыша потекла!» «Вот вам на крышу». Он всем деньги раздавал, помогал всем. Иконы дивные писал. Ему перед кончиной Матерь Божия явилась. У него развивалась водянка, ложиться он уже не мог и поэтому сидел в кресле. С ним были иеромонах Агафангел, Ириней-эконом и отец Александр. Вдруг он им говорит: «Дайте, дайте скорее карандаш! Я Её нарисую, вот Она пришла! Какая Она прекрасная…» И стал рисовать. Так и умер с карандашом в руках.

Архимандрит Нафанаил, дивный, очень строгий старец и монастырский казначей, он считал монастырские деньги, берёг их, вёл все книги. Иногда мог поругать за проступок. Но интересно, что он никогда в баню не ходил и всё время был чистенький. Чаю не пил вовсе, только кипяточек. Такой вот подвижник. Он был сыном протоиерея Николая Поспелова, новомученика, расстрелянного за веру, прекрасно знал Священное Писание. И сам написал своему отцу тропарь, когда того прославили. Архимандрит Нафанаил пришёл в монастырь во время войны, в 1944-м году. Умер, наверное, лет 5 назад. И за всё это время, т.е. более чем за 50 лет, он из монастыря не выходил и не знал, что за стенами делается. И таких было много. Братия собралась удивительная. Гонения и притеснения их закалили и сплотили.

Такими были монахи Псково-Печёрского монастыря или все православные люди?

— Почти все православные люди того времени. Я говорю: это был другой мир. Взять сегодняшнюю жизнь и 30 лет назад – небо и земля!

А что изменилось?

– Да всё изменилось — верующие, духовенство. Дух мира сего довлеет. А Господь что нам говорит? «Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей». А мир пленяет, смущает людей всяческими земными удобствами, наслаждениями, колеблет слабую человеческую душу. Нельзя ничего этого любить, если мы любим Бога.

Большинство монахов, духовенства того времени прошли ссылки, испытания, тюрьмы, и были людьми, закалёнными во всём. Страдания даровали им совсем другое духовное состояние, они верили, что так их испытывает Господь.

Матушка Еннафа: Пасха на болоте

– Матушка Еннафа рассказывала мне, что они работали на лесоповале. Представляешь, женщин заставляли валить лес! Они валили деревья, обрубали сучья, лес вывозили. Молиться, как обычно, они не могли: у них отобрали все привезённые с собой книги, читали молитвы на память.

Однажды на Пасху их выгнали на работу. Пришли они, а там болото. Они там и стали Пасху петь. Комаров – страшное количество. Из болота вышли, вся кожа синяя была, так комары погрызли. А когда они в болоте Пасху пели, им с берега кричали: «А ну, чернохвостые, выходите, сейчас всех перестреляем!» Монахини не слушались и продолжали петь. И, пока пасхальный канон не пропели, не вышли. Вылезли, думали, что сейчас их прямо тут и пристрелят. Но сошло с рук, просто посадили на голодный паёк. Я говорю: «Матушка, а чем же вас там кормили?» «Мы, — говорит, — выживали тем, что, когда ходили в лес, ели сырые грибы и ягоды. А так давали баланду, проржавевшую селёдку, да хлеб, будто глина».

Иногда я спрашивал её: «Матушка, как же вы там жили?» «Ой, деточка, слава Богу, так хорошо!» «Да что ж хорошего-то?» «Сидим мы с одной монашкой, когда на этап нас посылали, я её спрашиваю: слушай, Агафья, сколько у тебя скуфеек было?

– Три, — говорит.

– Как три?!

– Одна выходная, бархатная, две простые.

– А самоваров сколько?

– Два, — говорит. – Один большой, другой маленький.

– Вот видишь, хотела с таким грузом в Царство Небесное войти. Спасибо советской власти, от всего нас избавила!»

А потом добавляла: «Последнее время, деточка, нам уже хорошо жилось! Монашки мы все рукодельные. Было нас трое, и начальство приказало шить им френчи да одежду. Они за это нас подкармливали. Потом меня начальник лагеря взял в прислуги. Я у него жила, за детьми ухаживала, убирала квартиру. Даже на базар меня посылал, знал, что не убегу. Так что, слава Богу, последнее время хорошо жила».

Вот такая старица матушка Еннафа, Царство ей Небесное. Лицо её помню, глаза такие пронизывающие, лучезарные.

Матушка Фомаида: Грядущую ко мне не изжену вон

– Матушка Фомаида умерла в 102 года, я тогда ещё даже священником не был. Она жила у добрых людей, которые отдали ей баньку, в ней она устроила кельицу. До революции, ещё девушкой, пешком ходила в Иерусалим. Это путешествие заняло около года. Тогда пешком шли до Одессы, пароходом переправлялись в Турцию. У царского правительства со всеми странами, через которые проходили русские паломники, существовало соглашение. Вот так она побывала на Святой Земле.

Рассказывала о своём приходе в монастырь. Ездила-ездила по монастырям, думала, в какой из них поступить. Раз приехала в обитель где-то под Иркутском. «Зашла в храм – и словно всегда тут была и всех знаю», — говорит. Осталась. Потом её переслали на подворье в Москву. Революция застала её в Москве. А в монастырь она поступила так: «Пришла я к игуменье, матушке Каллерии. Поклонилась и говорю:

– Матушка, возьмите меня в монастырь.

А она мне:

– Ой, деточка, ты такая молоденькая, ты нашей жизни не понесёшь. У нас трудов много. Монастырь бедный, надо много трудиться.

– Матушка, всё буду делать, что только скажете.

– Нет-нет, деточка, ты ещё молодая, не могу я тебя взять.

А у меня такое дерзновение!

– Приду, — говорю, — встану перед воротами и буду именем Господа молить, чтобы меня взяли в монастырь. Что ж Вы, ворота закроете?

Она заплакала и говорит:

– Нет, не могу ворота закрыть. Господь сказал: «Грядущего ко Мне не изжену вон». Должна тебя принять.

И приняла меня в монастырь».

Такая старица была, матушка Фомаида! Она ведь с бесами сражалась, как с дикими зверями. Хозяева, у которых она жила, Наталья и Павел, рассказывали, что слышали по ночам, как она их гоняла. А глаза у неё были – прямо-таки серафимские очи. Много интересного мне рассказывала о церковной жизни тех времён. Но все эти рассказы документально не подтверждены, это, скорее, предания. Вспоминала она, например, об одном батюшке, отце Петре. Это был старый священник, ещё царского посвящения, служил на приходе в Смоленской области, настолько бедном, что когда он умер, то приход закрылся. Было это году в 1970-м-1972-м. Село называлось Леонтьево. Батюшка отбывал срок в степях Казахстана. Его забрали где-то в 30-е годы, когда духовенство подвергалось изощрённым издевательствам. Поставят, например, бочку с тюремными нечистотами на салазки и заставляют заключённых её тащить. Потом их расстреливали, тела сбрасывали в выкопанные заранее ямы и заливали содержимым из этой бочки.

Были ночи, когда расстреливали по 70-80 и даже 300 человек. Батюшку не расстреляли, а ранили в руку, и он незамеченным лежал в яме с нечистотами под кучей тел. Ночью выбравшись из ямы, полз по степи. Ночь тёмная, ничего не видно. Уже думал, что погибает и молился, готовясь умереть. Вдруг видит маленький мерцающий огонёк, подошёл ближе: избушка-мазаночка, в ней лампадка горит. Постучал. А там оказались люди, которые молились. Они приютили его, и он жил у них в подполе 8 лет. Ночью выходил подышать воздухом, чтобы никто не видел, а днём прятался.

Много они рассказывали подобных этой историй. Я удивляюсь, какие были люди, какая у них была вера, какая крепость. Даже их вид был совершенно особый: они светились. Такие вот святые наших дней, которых мне удалось увидеть.

Матушка Алипия: Ключи от небесных келий

Блаженная Алипия (в миру Агапия Тихоновна Авдеева) родилась в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка читала по ним Псалтирь. Недолго проучившись в школе, она отправилась странствовать по святым местам. В годы безверия 10 лет провела в тюрьме, несмотря ни на что, старалась соблюдать пост, молилась, всю Псалтирь знала наизусть. Во время войны Агапия была отправлена на принудительные работы в Германию. После возвращения принята в Киево-Печерскую Лавру, где прожила до её закрытия. При постриге в монашество получила имя Алипия. Три года по благословению прожила в дупле дерева. После закрытия Лавры поселилась в домике около Голосеевской пустыни. Сюда за советом и помощью приходили и местные жители, и верующие люди со всех концов России. За день, бывало, матушка принимала 50-60 человек. Скончалась она 30 октября 1988 года. Перед смертью старица просила у всех прощения и приглашала приходить к ней на могилку, рассказывать о своих бедах и болезнях .

– А в Киеве жила матушка Алипия, не слышали? Её, наверное, скоро во святых прославят. Старица дивная! У неё было море кошек и котов, причём все больные. Она их собирала и кормила. Из леса к ней лось выходил, она его тоже кормила. Ещё курочки были. Когда она выходила, вся живность к ней сбегалась.

На спине – я смотрел и думал: что это такое – горб, не горб? – она носила икону мученицы Агапии, в миру-то она была Агафья. А спереди – целую связку ключей. «Матушка, а что у тебя за ключи-то?». А она: «Кельи, деточка, открываю этими ключами, кельи». Уж, какие кельи – не знаю, наверное, небесные…

Она юродствовала. Жила в Киево-Печерской Лавре до её закрытия, помогала старчикам. И себя называла в мужском роде: «я ходил», «я был». Однажды в конце 70-х годов мы с Володенькой отправились к матушке Алипии. А он покушать любил и говорит: «Хочу сала хохлацкого попробовать». Наелся сала с картошкой. Идём по дороге, он спрашивает: «Как ты думаешь, причащаться мне завтра или нет?» Я отвечаю: «Как же причащаться? Ты же сала наелся! Потом, в другой раз причастишься». Заходим, матушка Алипия вытаскивает чугунок. А у неё всегда был один обед: борщ, да чугунок каши гречневой (и сейчас, когда празднуют день её памяти, на кладбище угощают приходящих к ней борщом и кашей).

Заходим, а у Володи ноги очень болели. Матушка у печи. Мы ей: «Матушка, благословите. Здравствуйте». Она тянет чугунок с печи и приговаривает: «Вот видишь, я, когда жил в Киево-Печерской Лавре, никогда сала не ел. А тут – наелся сала, и причащаться хочу идти!» Мы стоим, а Володя говорит: «Ой, так это ведь я же сало ел…» «Так она про тебя и говорит». Он ей: «Матушка, ноги очень болят». Она ему: «Сейчас я тебя угощу». Ставит на стол кружку литровую, под пиво такие раньше были, и в неё льёт и коньяк, и пиво, и водку, и вино, и газировку – всё вместе. Смешала, даёт ему: «На, пей». «Как же я это буду пить?» «Пей, говорю!» Он выпил. Думал, плохо ему будет – нет, ничего. Сидели, говорили, потом попрощались и пошли. А ноги у него болеть перестали. Так по сей день и не болят, как он ту кружку выпил.

Советская власть её преследовала, ведь к ней народ ходил, а хаточка её стояла на бугорке. Один раз какой-то партиец приказал старицу выгнать, а домик снести. Приехал трактор сносить дом с предписанием: «Если старуха не уйдёт – вместе с ней сносить». То есть, власти серьёзно взялись за дело. Трактор подъехал, матушка вышла – трактор заглох. Никакими силами его не могли завести. Пришлось цеплять тросом и оттаскивать. Когда его утащили, трактор завёлся с пол-оборота, а ведь уже хотели ремонтировать. С тех пор больше матушку не трогали. А умерла она в 1988-м году. Глаза её, совершенно необыкновенные, знаете, такие чистые, как только у детей бывают, излучали мир и покой.

Все эти матушки рассказывали что-нибудь, и духовный мир и покой навевали. И сами прямо-таки светились.

Подготовила Александра Никифорова.

Старцы в православии занимают особое место. Это, как правило, священнослужители, монахи, которых выбрал сам Господь для того, чтобы они наставляли грешников на путь истинный, давали ценный совет, делились мудростью, исцеляли от различных болезней и помогали нуждающимся людям.

Ещё с давних времён о них слагались легенды. Люди верили, что они способны совершать чудеса, провидеть и общаться с самим Господом. А есть ли старцы, живущие в наше времени, сейчас, в 2019 году?

Старцы в православии занимают особое место

Вот фамилии, имена, адреса и саны старцев, которые живут сейчас, в наше время, в 2019 году:

  • Герман – имеет высший монашеский чин – архимандрит (служит в ставропигиальном монастыре для мужчин под названием «Оптина Пустынь»);
  • Власий – священнослужитель, трудящийся на благо Боровского монастыря, что в Калужской области;
  • Илий – отец, проповедующий в Оптиной Пустыни;
  • Паисий – батюшка, работающий во Введенском храме (расположен в Дмитровской области, деревне Очево);

Паисий – батюшка, работающий во Введенском храме

  • Пётр – архимандрит (проповедает в Покровском монастыре, в Нижегородской области, в деревне Лукино);
  • Амвросий – архимандрит (монастырь под названием «Введенский», который находится в городе Иваново);
  • Валериан (сан – протоиерей) – служит в Покровском храме, ПГТ Акулово, район – Одинцовский);
  • Дионисий – архимандрит – работает в храме Святого Мирликийского Николая в Москве;

Дионисий – архимандрит

  • Иероним – священнослужитель – проповедует в Чувашии (монастырь – Успенский);
  • Илларион – отец – работает в Ключевской Пустыни, которая находится в Мордовии;
  • Иоанн – схиархимандрит – работает на благо Иоанновского монастыря, что в Саранске;

Иоанн – схиархимандрит

  • Николай – священнослужитель – служит в Башкирии, в Покрово-Эннатском монастыре;
  • Адриан – священник в Псково-Печерском монастыре;
  • Батюшка Иоанн Миронов – Санкт- Петербург, храм Неупиваемая Чаша.

Все эти старцы выбраны самим Господом и наделены особой силой.

Краткое житие некоторых старцев

К сожалению, некоторые старцы уже покинули наш мир. Священнослужитель Наум, который работал в Сергиево-Троицкой лавре (Сергиев посад, Московская область) и Кирилл Павлов – отец, служащий в Калужской области, в Боровском монастыре. Они также были известны своими прозорливыми способностями, добрыми поступками и любовью к людям.

Священнослужитель Наум

Стоит отметить, что в наше время можно встретить людей, которые называют себя «младостарцами». Это, к сожалению, чистой воды обманщики, никоим образом несвязанные с духовенством и Православной Церковью.

Можно встретить множество молодых и неопытных священников, которые позволяют себе называться избранными старцами. Это также чистой воды шарлатанство. Некоторые из них создают даже секты, в которых ничего, кроме извращений, запугивания, разрушения психики и вытягивания денег не происходит.

Можно встретить множество молодых и неопытных священников

Настоящие русские старцы всю свою жизнь посвящают службе Богу и помощи людям. Они отличаются человеколюбием, самоотречённостью, милосердием. Старцы всегда помогут советом и укажут правильный путь. Не откажут эти высокодуховные люди в помощи при различных болезнях и нуждах.

Старцы избираются Богом. Многие из них обладают даром провидения, исцеления, видят будущее.

К сожалению, некоторые люди отрицают существование старчества, говоря о том, что истинных Святых в наше время не существует. Однако с этим можно легко поспорить, благодаря подобному описанию жития нескольких из этих людей.

Отец Власий

Первым, о ком хотелось бы рассказать, это отец, схиархимандрит Власий. Родился он, когда его матери было 56 лет. Примечательно, что все его братья и сёстры (а их было 8) умерли, не дожив до года. До 10 лет его воспитывала бабушка, которая жила в монастыре. Матери и отчиму он оказался не нужен.

Отец Власий

Предпочёл жить самостоятельно после школы-семилетки. Окончил медицинский институт по специальности «педиатрия». С 79-го года живет в монастыре. Покинул его на время только тогда, когда у него обнаружили рак. 6 лет он молился Богу в Афоне и получил исцеление.

После возвращения старец стал помогать людям, излечивать их и давать дельные советы. Узнав об этом, многие до сих пытаются к нему попасть. Однако в последнее время сделать это достаточно сложно. Отец Власий больше не ведёт приём и не исповедует.

Отец Герман

Отец Герман – старец, живущий сейчас, в наше время, недалеко от Москвы и служит в Оптиной Пустыни. Священнослужитель известен своим даром изгонять демонов из человека. Он помог уже нескольким сотням одержимых. Бывали случаи, когда на территорию монастыря приезжали люди со связанными руками. Отец Герман совершал над ними очитку по древним канонам.

Отец Герман – старец, живущий сейчас

Родился старец в 1941 году. Всю свою жизнь он посвятил Богу и нуждающимся в помощи людям. Изгнание бесов происходит по выходным дням, не выпадающим на церковные праздники. Осуществляются обряды над бесноватыми в храме апостолов Петра и Павла.

Отец Илий

Илий – отец, проповедующий в Оптиной Пустыни. Является духовным наставником патриарха Кирилла. Уже с самого детства Господь предопределил его судьбу. Он даровал ему способность провидеть, помогать нуждающимся людям и исцелять их от болезней.

Илий – отец, проповедующий в Оптиной Пустыни

Родился старец в 1939 году. Учился в обычной школе, служил в армии. После вступления в комсомол, понял, что это большой грех и порвал партийный билет.

Общественности известен один случай, который дал понять, что Илий действительно выбран Богом. Однажды к нему привезли находящего в бессознательном состоянии солдата, раненого на войне в Чечне. Он был в коме около 5 месяцев. Отец помолился над ним, и через время разведчик открыл глаза.

A post shared by (@starets_ilij_nozdrin) on Feb 3, 2019 at 3:29am PST

На сегодняшний день отец Илий ведёт личный приём в Преображенском храме в резиденции патриарха Кирилла в Переделкино.

Отец Паисий

Батюшка Паисий, работающий во Введенском храме (расположен в Дмитровской области, деревне Очево), с самого детства тянулся к церкви. Любил посещать службы и подолгу молиться. Рано осиротел.

Отказывался вступать в ряды комсомола. За это его дом пытались поджечь несколько раз. Однако это только укрепило веру Паисия в Господа.

Отец Паисий

Сейчас ведёт приём, но очень редко, в виду слабого здоровья и возраста (93 года). Он сам выбирает тех, кому должен помочь.

Отец Пётр

Архимандрит Пётр – проповедует в Покровском монастыре, в Нижегородской области, в деревне Лукино. Паломники называют старца «Прозорливый» и нетрудно догадаться по какой причине. На сегодняшний день отцу Петру уже за 70, но он продолжает проповедовать слово Божье, исцелять людей, помогать грешникам вставать на путь истинный.

Архимандрит Пётр – проповедует в Покровском монастыре

За свою работу он не получает никакого жалования. Живёт старец Пётр в 8-метровой комнатушке при монастыре. Чтобы получить совет или ответ на важный вопрос, люди съезжаются к нему со всех уголков России. И для каждого у Петра найдётся ответ или наставление.

Отец Амвросий

Архимандрит Амвросий служит в женском монастыре под названием «Введенский», который находится в городе Иваново. Родился старец в 1938 году. Вырос в набожной семье. Вот уже 50 лет Амвросий служит Богу и 20 лет является наставником женского монастыря.

Старец отличается человеколюбием, состраданием, добротой. Ежедневно Амвросий встречает несколько сотен паломников, которые едут к нему за исповедью. Многие говорят, что после общения с ним ощущается лёгкость и чистота на душе.

Некоторые нервничают во время исповеди, ведь у Амвросия есть удивительная способность. Он будто видит человека насквозь. И хочет человек раскрываться, или нет, не имеет значения. Старец всё равно сделает так, что грешник признается во всех своих злодеяниях.

Отец Валериан

Отец Валериан (протоиерей) служит в Покровском храме (Акулово, район – Одинцовский). В народе старца величают «Прозорливым». Валериан обладает способностью переубеждения даже самого заядлого атеиста. Ему удаётся повернуть на сторону Господа любого неверующего человека и направить на путь истинный.

Валериан является духовным наставником многих священнослужителей. Он также воспитал и обучил несколько десятков монахов и монахинь.

Отец Валериан (протоиерей) служит в Покровском храме

На приём к нему съезжаются со всех уголков России не только обычные паломники, но и известные в нашей стране люди – политики, певцы, актёры и т. д. Валериан не даёт привилегий никому. Для старца все люди одинаковые и равны перед Богом. Принимает батюшка по сей день в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово.

Отец Иоанн

Ещё один православный старец проживает в Спб. Зовут его Иоанн Миронов. Служит в храме Неупиваемая Чаша. Его любят и почитают практически все жители города Санкт-Петербург. Многие знают о его нелёгком детстве и даре совершать чудеса при помощи Божьего благословения.

Его любят и почитают практически все жители города Санкт-Петербург

Иоанна называют целителем. Он помог уже нескольким сотням нуждающихся людей. Его прерогатива – лечить от наркологической, игровой и алкогольной зависимости, исцелять от душевных и телесных заболеваний. Иоанн также показывает людям, как укрепить веру в Бога и полюбить Спасителя всей душой и сердцем.

Старцы существовали во все времена, они принимали людей и старались им помочь. Существует церковное старчество в православии и в настоящее время. В XXI веке известны старцы нашего времени , живущие сейчас и жившие ранее на постсоветских территориях, а именно в России, Украине и Беларуси.

Само обозначение «старец» или же «старец градский» указывает на особые способности служителя церкви. К примеру, такие батюшки обладают следующими необычными умениями:

Современные духовники России

Современные старцы в России, живые и принимающие людей, разбросаны по территории страны. Христианскому миру в настоящее время известны такие святые отцы:

Все перечисленные старцы обладают по-своему уникальным даром , которым они, не боясь, делятся с людьми. Некоторые святые отцы ограничили количество посетителей в силу своего почтенного возраста, другие же в день могут принять почти 700 человек. Советы православных старцев и священников различны, но все они сходятся на том, что обратившийся к ним сам выбирает для себя путь, а они только подсказывают возможные варианты.

Те, кого нет с нами

Высоко почитаем в христианском мире отец Кирилл (в миру Иван Павлов). Старец до февраля 2017 года жил и работал в Троице-Сергиевой лавре, расположенной в Сергиевом Посаде. Архимандрит являлся личным духовным наставником двух российских патриархов, но в связи с ухудшающимся здоровьем за несколько лет до своей смерти перестал принимать мирян и ограничил круг посетителей. Родился святой отец в 1919 году в Рязанской губернии, а монашеский постриг принял в 1954 году. Умер 20 февраля 2017 г.

Преподобноисповедник Иоанн известен православному миру своим даром врачевания и яснознания. Известный в миру, как Иван Афанасьев, духовник всю жизнь посвятил служению Богу. Родился старец в 1875 году и дожил до XX века. Умер старец Иоанн в 1961 году.

Стоит отметить и заслуги покойного отца Наума из Троице-Сергиевой Лавры. За день архимандрит мог принять почти 700 человек и старался помочь всем страждущим и нуждающимся в его внимании. Единственный день, когда святой отец Наум отдыхал от посетителей, было воскресенье. Побывавшие на приёме отмечали, что старец начинал встречи с больными с 5 утра. Родился духовник в 1927 году в Малоирменке, а покинул этот мир в 2017 году на 90-ом году жизни в Москве.

Архимандрит Дионисий принимал всех нуждающихся в храме святого Николая в Подмосковье. Обладал особой силой слова, и небеса наделили его умением пастырствовать. Родился духовник в Москве в 1952 году, и в миру носил имя Владимир Шишигин. Решив посвятить себя служению Богу, мужчина принял сан дьякона в 1974 году, а в 1990 году постригся в монахи. Здоровье старца подкосил сильный недуг, который и стал причиной его смерти в декабре прошлого года.

Архимандрит Иероним, в миру Виктор Шурыгин, родился в Свердловской области в 1952 году. Примечательно, что сам старец не раз говорил, что не собирался быть монахом и много учился. На путь служения Богу его наставил архимандрит Иларион в Абхазии.

Отец Иероним обладал даром высокой проницательности и часто давал обратившимся к нему советы в житейских вопросах . Принимал старец в Успенском мужском монастыре в Чувашии в городе Алатыре Сеченовского района, где и скончался в возрасте 60 лет.

Под Саранском в Иоанновском мужском монастыре принимал до начала этого года схиархимандрит Иоанн. Старец современности обладал даром изгнания бесов из человеческого тела и очищением души. Родился будущий спаситель душ, в миру Иван Слугин, в 1941 году в Липецкой области. С ранних лет будущий служитель Господа воспитывался в строгости и в христианской вере, так как его мать была верующей женщиной. Рукоположен в сан диакона в возрасте 29 лет. Скончался протоиерей Иоанн 2 февраля 2018 года и похоронен на Даниловском кладбище города Москвы.

Живущие в XXI веке

Давно записали в прозорливые старцы в Москве и Московской области отца Германа. Священнослужитель проживает в Троице-Сергиевой Лавре и обладает даром ясновидения и изгнания бесов. Старец уверен, что только отчитка святым словом-молитвой можно излечить человеческую душу от страданий. Побывавшие на его службах отмечают, что батюшка проповедует больше часа, и всё это время посетители с замиранием сердца внимают его словам.

Схиархимандрит Власий (в миру Перегонцев) принимает всех желающих в Пафнутьев-Боровском монастыре. Побывавшие у него на приёме отзываются о духовнике, как о действительно просветлённом человеке . Главным его даром является ясновидение или прозорливость, и обратиться к нему можно с любой проблемой. Известно, что старец из города Боровска родился в 1934 году в верующей семье и принял постриг после ухода из Смоленского медицинского института, где из-за своих духовных убеждений подвергся травле. Интересным фактом из биографии старца Власия является тот, что его бабушка тоже посвятила себя Богу и постриглась в монахини.

Отец Власий ранее занимался иридодиагностикой и именно поэтому может определить заболевания по радужной оболочке глаза. Духовник Пафнутьево-Боровского монастыря очень не любит, когда его называют экстрасенсом. Известно, что сам отец Власий тоже испытал на себе чудотворное воздействие молитв и целебных мест. В 1998 году старец заболел онкологией и отправился для исцеления на гору Афо. Пребывание в афонском монастыре святого Пантелеймона поставило его на ноги, излечив от недуга.

Отец Пётр из села Лукино обладает даром ясновидения, за что миряне окрестили его именем Пётр Прозорливый. Старец принимает всех желающих на территории Покровского женского монастыря в Нижегородской области. Известно, что архимандрит помогает только по записи, и если присутствует необходимость попасть к нему, то стоит заранее оговорить время.

Схиархимандрит Илий, личный духовник патриарха Кирилла, живёт и работает в Оптиной Пустыне в Переделкино. В связи с преклонным возрастом (старцу 85 лет) сегодня практически не принимает посетителей. Родился святой ясновидящий, в миру Алексей Ноздрин, в 1932 году в Орловском районе Центрально-Чернозёмной области.

В Тургеневской Казанской Ключевской мужской пустыни, одном из тринадцати монастырей Мордовии, принимает старец Илларион. Батюшка принимает людей в посёлке Тургеневый на исповедь, и попасть к нему относительно просто, больше времени отнимает дорога, и не у всех хватит средств, чтобы к нему добраться. Сам монах неоднократно говорил, что когда он (в миру Иван Царёв) был ещё совсем мал, ему явился Серафим Саровский и предсказал, что тот станет священником.

Архимандрит Амвросий, в миру Александр Юрасов, появился на свет в Алтайском крае, поселке Огни, в 1938 году. С ранних лет будущий священник уже знал, что посвятит себя служению православной церкви. С 1991 году является основателем и руководителем Введенского женского монастыря в Иваново. Страждущих старец Амвросий принимает там же, а небеса наградили его даром ясновидения и яснознания .

Старец современности отец Николай принимает желающих в Покрово-Эннатском монастыре республики Башкирия, настоятелем которого и является. Духовник обладает даром прозорливости, который активно использует на пользу страждущим.

К уникальным людям нашего времени можно отнести и старца Адриана. Архимандрит живёт в Псково-Печёрском монастыре в Печёрах и обладает даром предвидения. В связи с возрастом, монах уже не принимает посетителей. Родился будущий священнослужитель по фамилии Кирсанов в 1922 году в Орловской области. Монашеский сан принял в 1953 году в Троице-Сергиевой лавре и через некоторое время овладел методами изгнания бесов из человеческого тела.

Валериан Кречетов, протоиерей из Акулово Одинцовского района Московской области, принимает больных в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Примечательно, что прозорливый старец относится к так называемому белому духовенству, то есть имеет один из низших церковных санов.

Родился Валериан Кречетов в Зарайске в 1937 году. Воевал во Второй мировой войне, после окончания которой твёрдо решил для себя стать священником , и в 1949 году поступил в Московскую духовную семинарию. После освоения целины рукоположен в диаконы в 1968 году.

В Санкт-Петербурге служит Господу и народу протоиерей Иоанн Миронов. Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» на территории завода АТИ является последователем и «духовным чадом» Николая Гурьянова. Пройдя трудный жизненный путь, старец в настоящее время помогает людям избавиться от вредных привычек, а его молитва имеет очищающее свойство.

Отец Иоанн родился в Псковской области в 1926 году. Пришёл на служение церкви в 1956 году. Активно участвуя в военных действиях Второй мировой войны, мужчина окончательно убедился в том, что хочет и будет служить Богу и людям.

Известен своими способностями в православном мире и духовник Московского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Платон.

Родился батюшка известный в миру под именем Пётра Панченко в 1944 году. Принял постриг в 1977 году.

Обладает чудотворной силой слова и игумен Стефан, настоятель Иоанно-Богословского храма села Жокино Захаровского района под Рязанью. Родился святой отец и великий старец современности, известный в миру под именем Михаил Плясов, в 1937 году. Педагог по образованию, Стефан принял постриг в 1993 году.

Батюшка протоиерей Василий Изюмский тоже ныне известен, как старец-чудотворец. Ранее святой отец являлся настоятелем Христорождественнского храма в селе Беседа Ленинского района. Монах ограничил круг общения в связи с преклонным возрастом.

Василий Изюмский родился в 1927 году, его мать с малых лет прививала сыну православные традиции, так как была истинно верующей женщиной и пела в церковном хоре. Пять лет назад отец Василий сложил полномочия в связи с достижением 75-летнего возраста.

Место силы

Существует в России и место, которое тоже связано со старцами, Старцев угол в Нижегородской области. Ранее там поселялись монахи-отшельники, которые организовали в том месте мужской монастырь, не дошедший до наших дней . Также на пустыре была зимняя церковь, которая, как гласят легенды, скрылась под землю с глаз людских, оберегая святых отцов от набега татар.

В настоящее время Старцев угол обладает особой, намоленной силой, и там бьют святые источники целебной воды. Несмотря на то что на пустоши нет храма, туда постоянно приезжают паломники и желающие исцелиться и очиститься.

Святые Украины и Беларуси

К известным старцам нашего времени современники-христиане относят и некоторых священников Украины. Самыми известными из них являются:

  • архиерей Алипий;
  • отец Серафим.

В Донецкой области в городе Красный Луч проживает и принимает людей архиепископ Алипий, в миру Василий Погребняк. Родился старец в 1945 году, а в 1968 году принял постриг. Обладает даром яснознания и активно помогает нуждающимся в его внимании.

В Святогорской Успенской лавре, что в Донецкой области Украины, принимает посетителей отец Серафим. Для того чтобы попасть к нему на приём, необходимо записаться в список на входе .

Родился старец в 1953 году XX века, а принял постриг в 1990 году. Обладает прозорливостью и даром исцелять больных молитвой.

Есть уникальный святой отец и в Беларуси. К архимандриту Митрофану из Жировицкой лавры города Слоним когда-то выстраивались очереди , теперь же старец практически никого не принимает.

Примечательно, что пророческим даром обладают не только мужчины, посвятившие себя церкви. Даром яснознания и ясновидения наделены и некоторые женщины-монахини , которых называют старицами. О многих святых отцах и матушках-пророчицах сняты документальные фильмы.

Однако даже такое святое явление имеет в своих рядах обманщиков, называемых церковью лжестарцами, которые выдают себя за тех, кто в действительности помогает людям по божьей воле. Такие люди существовали во все времена и, отделяясь от действующей церкви, создавали свои секты.

Предсказание будущего сегодня является уделом ученых-футурологов, вроде Фрэнсиса Фукуямы. В основе их «пророчеств» стоят, как правило, сложнейший фундаментальный анализ и самые последние информационные технологии. Однако в большинстве случаев их «форсайты» (прогнозы) не сбываются.

С другой стороны - пророческая традиция испокон веков существовала среди подвижников Православия. Разумеется, святые отцы опирались не на фундаментальный анализ и новейшие достижения информатики, а только на Веру в Господа…

Преподобный Серафим Саровский, 1825-32 годы

«Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: “Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское – Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут”. И все это – все равно как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею. Соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией...»

Святитель Феофан Затворник, 1890-е годы

«Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! И, однако ж, зло растет. Ужели мы не образумимся? Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам все в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем… Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Если не опомнимся, пошлет на нас Господь иноземных учителей, чтобы привели нас в чувство… Выходит, что и мы на пути революции. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает».

Святой преподобный Серафим Вырицкий, начало XX-ого века

«Придет время, когда ни гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый непредсказуемый и изощренный характер. Но спасение миру - от России».

Схииеромонах Аристоклий Афонский. 1917-18 годы

«Сейчас мы переживаем предантихристово время. Начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось с России, а потом дальше… А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения… Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией...

Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех».

Епископ Иоанн Шанхайский, 1938 год

«Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу ее страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться в святую гору. Воспряни, воспряни, восстань, Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Приидут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобой сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо придут к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки!»

Преподобный Анатолий Оптинский, начало XX века

«Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо... Явлено будет великое чудо Божие... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль во всей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным...»

Святитель Феофан Полтавский, 1930 год

«В России будет восстановлена монархия, самодержавная власть. Господь предызбрал будущего царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место... Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится. Православие в ней возродится и восторжествует. Но того Православия, что прежде было, уже не будет. Самим Богом будет поставлен сильный царь на престоле».

Паисий Святогорец, афонский старец. 1990-е годы

«Помысел говорит мне, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок станет христианами, треть погибнет на войне и треть уйдет в Месопотамию… В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть в этой войне первенствующую роль, но ей отдадут Константинополь. Не потому, что русские будут благоговеть перед греками, но потому, что лучшего решения найти не удастся… Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан».

Иосиф, афонский старец, Ватопедский монастырь. 2001 год

«Сейчас начало событий, тяжелых военных событий… Дьявол понудит турок все-таки прийти сюда в Грецию и начать свои действия. А Греция хотя и имеет правительство, но как такового на самом деле его как бы и нет, потому что оно не имеет силы. И турки придут сюда. Это будет момент, когда Россия тоже двинет свои силы, чтобы отбросить турок. События будут развиваться так: когда Россия пойдет на помощь Греции, американцы и НАТО постараются воспрепятствовать этому, чтобы не было воссоединения, слияния двух православных народов... На территории бывшей Византийской империи будет большое побоище. Только погибших будет около 600 миллионов человек. Во всем этом будет активно участвовать и Ватикан, чтобы воспрепятствовать воссоединению и возрастанию роли Православия. Но это обернется полным уничтожением ватиканского влияния, до самого основания. Так повернется Промысл Божий... Будет попущение Божие, чтобы были уничтожены те, кто сеет соблазны: порнографию, наркоманию и т. п. И Господь так ослепит их умы, что они будут уничтожать друг друга с ненасытностью. Господь попустит это специально, чтобы провести большую чистку. Что касается того, кто управляет страной, он недолго будет, и то, что теперь творится, будет недолго, а потом сразу война. Но после этой большой чистки будет возрождение Православия не только в России, но и по всему миру, большой всплеск Православия».

Православная церковь отличается от распространённых сегодня евангельских богатым наследием и преданиями. Особенные споры вызывают предания старцев, поскольку протестанты категорически отказываются признавать чей-либо человеческий авторитет, кроме апостолов. Однако для правильного формирования и существования Церкви наличие в ней мудрых и почтенных людей просто необходимо.

Значение и история термина

Среди православного народа часто можно услышать слова «Спросим у старца», «Посоветуемся с почтенным старцем», почему так говорят и что значит название «старец»? Это понятие можно встретить в Библии и церковных преданиях, но и сегодня оно встречается в современной православной литературе и разговорной речи верующих.

Обозначение «старец» указывает на особые способности служителя церкви

Очень часто при слове «старец» у людей возникает в голове картина седого высокого старика, который опирается на посох и обряжен в плащ или простой балахон. Они почему-то считают, что он должен переходить из города в город, просить милостыню и пророчествовать всем желающим. На самом деле все обстоит несколько иначе.

Читайте о православных старцах:

В православии распространено много видов подвижничества, среди них и отшельничество, и монашеств о, а также старчество. Данное подвижничество означает духовное руководство человека, который прожил полную зрелую жизнь, над более молодыми верующими и монахами. При этом старец необязательно должен быть преклонных лет, ведь мудрость не измеряется годами, поэтому может быть дарована Господом и совсем юному человеку.

Важно! Старец - это, прежде всего, мудрый и зрелый духовно человек, который может наставить прочих на пути, может дать верный совет в духовной жизни.

Впервые такое подвижничество, как старчество было зафиксировано на территории Греции примерно в 10 веке н.э. Тогда там было образовано некое сообщество монастырей, которое возглавлял пожилой человек. Именно он принимал важные для общины решения, решал конфликты и трудные ситуации, а также представлял всю монашескую общину.

На Руси старчество было зарождено на территории Киево-Печерской лавры , где было сосредоточение монашеской жизни в ту пору. Там также наставник возглавлял общину монахов и был их представителем. Чаще всего он становился монахом еще в юности и к преклонным годам (может к 40-50 годам) своей жизнью завоевывал себе духовный авторитет.

В монастыре отец мог быть настоятелем, руководителем или просто почитаемым братом - все зависело от личных амбиций и стремлений человека.

Старцы в православии

Несмотря на то что данное понятие крайне распространено и часто встречается в православной литературе, в современной церкви оно официально не признано, т.е. человек не может быть назван старцем официально.

Церковное старчество в православии существовало с Х века

Чаще всего это народная молва называет мудрых служителей или монахов, таким образом и распространяет весть о нем среди людей. Только один раз в речи Святого Патриарха прозвучало выражение «святой старец» относительно именитого Иоанна Крестьянкина , что произошло уже после его смерти.

Внимание! Официального списка РПЦ, в котором указаны имена таких почтенных людей, просто не существует.

Такая неопределенность вызывает ряд определенных проблем, ведь без официального признания главой РПЦ кто угодно может назвать себя духовным наставником. А поскольку они в народе обладают большим влиянием, то так очень просто распространять ереси и лживые богословские догматы. Сегодня члены и руководители множества сект называют себя духовниками, чем вводят простых мирян в заблуждение и приносят им массу неприятностей, в первую очередь, омрачая их сердце и уводя в заблуждение дух.

Тем не менее ряд православных канонизированных святых при жизни как раз и были отцами-наставниками - людьми мудрыми и духовно зрелыми, к которым обращались за помощью и советом. Сергей Радонежский , Спиридон Тримифунтский , Александр Свирской - все они были при жизни почтенными Божьими людьми, а после стали частью сонма святых Православной Церкви.

Судьба таких людей резко отличается друг от друга, если Симеон Верхотурский жил в миру и являлся при этом тайным монахом, то Федор Томский путешествовал по миру и был известен как вечный странник без дома и приюта. А вот Василий Блаженный притворялся душевнобольным (был юродивым) во имя Христа. И в кровавом веке коммунизма были почтенные старцы, среди них можно выделить Луку Войно-Ясенецкого , который был врачом и монахом, а также отца Николая Гурьянова , который пережил революцию и две Отечественные войны. Объединяет их всех лишь Господень дар мудрости и знания.

Так что, несмотря на отсутствие современного определения и должности в РПЦ, отцы-наставники являются важной и неотъемлемой частью ее жизни и здравого функционирования. Именно они помогают молодежи правильно возрастать в лоне Церкви и становиться духовно зрелыми людьми.

На заметку! Наиболее подобный образ такого духовника представлен в знаменитом русском фильме «Остров», когда к простому монаху приезжают за советом и помощью все люди с близких городов и дальних стран.

Возможности старцев

Почему такие люди привлекают к себе паломников и ищущих спасения и совета? Чем особенным они выделяются среди прочих, что люди стремятся попасть к ним, побеседовать и получить благословение? Прежде всего, стоит сказать, что не каждый пожилой человек может называться таким почтенным словом. Некоторые пожилые ругаются и живут так, что им могут позавидовать самые распутные молодые люди. Мало ли каждый день на улицах встречается пожилых пьяниц и воров?

Важно! Наставников отличает богобоязненная жизнь и некая мудрость свыше, поскольку иногда они дают такие советы, которые не могут прийти в голову простому человеку. Часто Господь наделяет таких христиан особыми дарами исцеления или пророчества, тогда они могут помочь нуждающимся не только словом, но и реальным делом - исцелить болящего, воскресить мертвого.

Чаще всего к талантам таких людей относится:

  • исцеляющая сила молитвы от болезней и недугов;
  • мудрость свыше, которая помогает наставить просящего на путь истинный;
  • решение проблем мирян;
  • помощь в разрешении конфликтов и тяжелых ситуаций среди духовенства;
  • ясновидение;
  • сила изгонять бесов.

Икона «Собор Оптинских старцев»

Люди ежедневно нуждаются в Господнем руководстве, не говоря уже про важные события в жизни. Вот и посещение духовника, а также беседа с ним зачастую помогает разобраться в трудной ситуации, принять важное решение, которое будет благословлено. Послушники советуются с таким наставником по всем духовным вопросам и стремятся быть им как дети, чтобы духовник вел их по жизни и помогал. При этом старцы не всегда отличаются добрым нравом, но как только ты выбрал его в наставники, менять уже нельзя.

Старцы отличаются особыми трепетными отношениями с Господом, и именно это привлекает людей к ним. Ведь чем ближе ты становишься ко Христу, тем яснее Он проявляется в тебе, а значит человек приобретает божественные черты. Именно поэтому важно хотя бы раз в жизни пообщаться с таким человеком, испросить благословения и мудрости. Но, безусловно, самостоятельно следует брать с них пример и посвящать свою жизнь Господу, поскольку без Него ничего хорошего в жизни не получиться достичь.

Читайте о православии:

Старцы нашего времени

Как было сказано выше, официально РПЦ не наделяет званием старец, но народ самостоятельно распространяет вести про них по миру. Поскольку официально признанного списка таких отмеченных Богом людей нет, можно составить лишь примерный перечень. В него сегодня вносят:

  1. Схиархимандрита Власия Перегонцева - он проживает в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от города Калуги и принимает всех желающих на беседу. Он обладает даром исцеления, поэтому на прием к нему всегда большие очереди.
  2. Архимандрит Герман - он является настоятелем храма Петра и Павла и также принимает людей, которые приходят к нему за советом и помощью в решении духовных трудностей. Отец Герман также проводит обряды освобождения от бесов и благословляет супругов на рождение детей.
  3. Отец Адриан - он проживает в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре и освобождает людей от бесов.
  4. Отец Георгий (Савва) - является настоятелем им же созданного Свято-Духова монастыря в Тимашевске (Кубань). Он ввел в обители строгий Афонский устав, чем несколько отпугивает мирян (боятся радикализма), но при этом является крайне мудрым человеком и всегда помогает словом нуждающимся.

Кроме них, на территории Украины, России и Беларуси служат людям многие духовные наставники. Среди них архимандриты Дионисий и Амвросий, схиархимандриты Илий и Иоанн, отцы Иероним и Илларион, а также многие другие.

Как выбрать духовника

Посещать мудрого человека на постоянной основе крайне полезно для полноценной и правильной духовной жизни. Однако не всегда можно отличить старца от лжеца и «волка в овечьей шкуре». Как же понять, стоит ли посещать того или иного мудреца?

Старцы обладают по-своему уникальным даром, которым они делятся с людьми

  • Для начала следует понимать, что блаженный человек, который самостоятельно ведет здравую духовную жизнь, всегда выделяется. Его жизнь не расходиться со словами, он денно и нощно молиться, соблюдает все посты, отдает себя на служение Господу и людям.
  • При этом следует внимательно слушать, чему учит этот человек - можно ли найти подтверждение его словам в Библии, догматах Православной Церкви и преданиях или нет? Если человек обманывает и распространяет ересь, это всегда можно проверить и понять, что перед вами лжестарец. Известны случаи, когда такие волки в овечьей шкуре заставляли делать мирян бесполезные и вредные вещи, так один заставил беременную женщину поститься, чем довел почти до состояния выкидыша, а другой угрожал паре навсегда «запечатать» их на рождение ребенка из-за того, что те изъявили желание больше его не посещать. Таких отцов стоит избегать и по возможности сообщать о них духовенству РПЦ.
  • Кроме этого, можно прислушиваться к мнению священнослужителей. Хорошо перед поездкой к мудрецу обратиться к священнику поместного храма или тому, к кому есть доверие и поинтересоваться у него относительно того или иного проповедника.
  • Также можно пообщаться и с прочими мирянами и поинтересоваться у них, кого они посещали, и какое впечатление у них осталось.
  • Не стоит исключать и современные средства информации - всегда можно на форуме или сайтах ознакомиться с мнениями других.
Совет! Но прежде всего, надо молиться и просить милости у Господа, чтобы Он помог выбрать и направил к тому человеку, который может помочь.

Господь создал Церковь многофункциональной, один служитель в ней укрепляет другого словом и делом. Именно поэтому так необходимо поддержка старцев, их молитвы и слова мирянам и монахам, а также духовенству. Патриарх Кирилл имеет наставника, который проживает в Оптиной пустыни и регулярно с ним советуется и исповедуется.

Духовник нужен каждому для подкрепления и наставления, поэтому не следует пренебрегать таким важным видом подвижничества и посетить такого человека для молитвы и беседы.

Документальный фильм о старцах в православии



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве