Jtcase - портал о строительстве

Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединять собственный подвиг для достижения блаженства. Об этом говорит Сам Господь: Что вы зовете Меня: “Господи! Господи!” и не делаете того, что Я говорю (Лк 6:46). Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного (Мф 7:21).
Руководством в нашем подвиге может быть учение Господа Иисуса Христа, в краткой форме изложенное в Его заповедях о блаженстве.
Заповедей о блаженстве девять:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. (Мф. 5:3-12).

Для правильного понимания заповедей о блаженстве следует помнить, что Господь нам вручил их так, как говорит Евангелие: Отверзши уста Свои, учил. Будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, кто свободно примет и будет исполнять его. Поэтому в каждом изречении о блаженстве следует рассматривать: учение, или заповедь; ублажение, или обещание награды.

О первой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть нищими духом.
Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, должны считать, что мы — ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению св. Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
Быть нищими духом могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и непостоянно и что оно не заменяет недостатка благ духовных. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф 16:26).
Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает её добровольно, для Бога. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною (Мф 19:21).
Нищим духом Господь обещает Царство Небесное.
В настоящей жизни Царство Небесное принадлежит таким людям внутренне и предначинательно, благодаря их вере и надежде, а в будущей — совершительно, посредством участия в вечном блаженстве.

О второй заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть плачущими.
Во этой заповеди под наименованием плача следует понимать печаль и сокрушение сердца и действительные слёзы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу и заслуживаем нашими грехами Его гнев. Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть (2 Кор 7:10).
Господь обещает плачущим, что они утешатся.
Здесь понимается утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и в умиротворённой совести.
Печаль о грехах не должна доходить до отчаяния.

О третьей заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть кроткими.
Кротость — тихое расположение духа, соединённое с осторожностью никого не раздражать и ничем не раздражаться.
Особые действия христианской кротости: не роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что-либо против наших желаний, не предаваться гневу, не превозноситься.
Господь обещает кротким, что они наследуют землю.
В отношении последователей Христа предсказание наследовать землю исполнилось буквально, т.е. постоянно кроткие христиане вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники.
Значение этого обетования по отношению к христианам вообще и к каждому в частности есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земле живых, там, где живут и не умирают, т.е. получат вечное блаженство (см. Пс. 26:13).

О четвертой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды.
Хотя следует понимать под именем правды всякую добродетель, которую христианин должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано, что приведётся правда вечная (Дан 9:24), т.е. совершится оправдание человека, виновного перед Богом, — оправдание посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа.
Об этой правде говорит апостол Павел: Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих: ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим 3:22-25).
Алчущие и жаждущие правды — это те, кто делают добро, но не считают себя праведниками; не полагаясь на свои добрые дела, признают себя грешными и виновными перед Богом. Те, кто желанием и молитвой веры, как подлинной пищи и пития, алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.
Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся.
Подобно телесному насыщению, которое приносит, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, во-вторых, подкрепление тела пищей — духовное насыщение означает: внутреннее успокоение помилованного грешника; приобретение силы для делания добра, а эта сила подаётся оправдывающей благодатью. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворённой для наслаждения бесконечным благом, последует в вечной жизни, по слову Псалмопевца: Насыщуся, когда откроется слава Твоя (см. Пс 16:15).

О пятой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть милостивы.
Исполнить эту заповедь следует посредством телесных и духовных дел милости. Св. Иоанн Златоуст замечает, что есть различные виды милости и широка эта заповедь (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
Дела милости телесные следующие: накормить голодного; напоить жаждущего; одеть нагого (имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде); посетить находящегося в темнице; посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти; странника принять в дом и предоставить отдых; погребать умерших в бедности и нищете.
Дела милости духовные таковы: увещанием обратить грешника от ложного пути его (Иак. 5:20); незнающего научить истине и добру; ближнему дать добрый и благовременный совет в затруднении или в случае не замечаемой им опасности; молиться о ближнем Богу; утешить печального; не воздавать за зло, сделанное нам другими; всем сердцем прощать обиды.
Наказание подсудимого не противоречит заповеди о милости, если делается по долгу и с добрым намерением, т.е., чтобы исправить виновного или оградить невиновных от его преступлений.
Господь обещает милостивым, что они помиловани будут.
Здесь подразумевается помилование от вечного осуждения за грехи на Суде Божием.

О шестой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть чистыми сердцем.
Чистота сердца - это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие (искренность) — когда человек не демонстрирует свои добрые расположения, которых в действительности нет в его сердце, а имеющиеся добрые расположения со скромностью воплощает в делах — есть только начальная степень чистоты сердца. Подлинная чистота сердца достигается постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгнанием из сердца всякого незаконного желания и помышления, пристрастия к земным предметам, с верой и любовью непрестанно храня в нём память о Господе Боге Иисусе Христе.
Господь обещает чистым сердцем, что они Бога узрят.
Слово Божие иносказательно наделяет сердце человеческое зрением и зовёт христиан сделать видящими очи сердца (Еф. 1:18). Как здоровый глаз способен видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога. Поскольку же лицезрение Бога есть источник вечного блаженства, то обещание видеть Его есть обещание высокой степени вечного блаженства.

О седьмой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть миротворцами.
Быть миротворцем означает поступать дружелюбно и не подавать повода к разногласию; возникшее разногласие прекращать всеми средствами, даже поступаясь своими интересами, если только это не противоречит долгу и никому не вредит; стараться примирять между собой враждующих, а если такой возможности нет, то молить Бога об их примирении.
Господь обещает миротворцам то, что они нарекутся сынами Божиими.
Это обещание означает высоту подвига миротворцев и уготованной им награды. Поскольку они своим подвигом подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень блаженства.

О восьмой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть готовы претерпеть гонение за правду, не изменяя ей. Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, если кто-либо подвергается бедствию или опасности за то, что не хочет изменить истине и добродетели. Господь обещает гонимым за правду Царство Небесное как бы взамен того, чего лишаются они через гонение, подобно тому, как оно обещано нищим духом в восполнение чувства недостатка и скудости.

О девятой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христа и за истинную православную веру.
Соответствующий этой заповеди подвиг называется мученическим.
Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, т.е. преимущественную и высокую степень блаженства.

Настоящая добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, то есть добрыми делами исполняет волю Божию.
Чтобы люди знали, как им жить и что делать, Бог дал им Свои заповеди - Закон Божий. Десять заповедей пророк Моисей получил от Бога приблизительно за 1500 лет до Рождества Христова. Это произошло, когда евреи вышли из египетского рабства и подошли в пустыне к горе Синай.
Сам Бог написал Десять заповедей на двух каменных скрижалях (плитах). В первых четырех заповедях были изложены обязанности человека по отношению к Богу. В остальных шести заповедях излагались обязанности человека по отношению к его ближним. Люди в то время еще не привыкли жить по воле Божией и легко совершали тяжёлые преступления. Поэтому за нарушение многих заповедей, как например: за идолопоклонство, плохие слова против Бога, за плохие слова против родителей, за убийство и за нарушение супружеской верности - полагалась смертная казнь. В Ветхом Завете господствовал дух строгости и наказания. Но эта строгость была полезна для людей, так как сдерживала их плохие привычки, и люди мало-помалу стали исправляться.
Известны также другие Девять заповедей (заповеди Блаженства), которые дал людям Сам Господь Иисус Христос в самом начале Своей проповеди. Господь взошёл на невысокую гору около Галилейского озера. Вокруг Него собрались апостолы и множество людей. В заповедях Блаженства господствует любовь и смирение. В них изложено, как человек постепенно может достичь совершенства. В основе добродетели лежит смирение (духовная нищета). Покаяние очищает душу, потом появляется в душе кротость и любовь к Божией правде. После этого человек делается сострадательным и милостивым и его сердце настолько очищается, что он делается способным видеть Бога (чувствовать Его присутствие в своей душе).
Но Господь видел, что большинство людей выбирает зло и что злые люди будут ненавидеть и преследовать истинных христиан. Поэтому в последних двух заповедях блаженства Господь учит нас терпеливо переносить все несправедливости и преследования от плохих людей.
Мы должны сосредоточивать свое внимание не на мимолётных испытаниях, которые неизбежны в этой временной жизни, а на том вечном блаженстве, которое Бог приготовил для людей, любящих Его.
Большинство заповедей Ветхого Завета говорят, чего мы не должны делать, а заповеди Нового Завета учат нас, как надо поступать и к чему стремиться.
Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей - взлюби ближнего своего, как самого себя." И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними."

Заповеди Блаженства.

Объяснение Заповедей Блаженства.

Первая Заповедь Блаженства.

"Блаженны нищие духом (смиренные), потому что их есть Царство Небесное."

Слово "блаженны" значит в высшей степени счастливы.
Нищие духом - это люди смиренные, сознающие своё несовершенство. Нищета духовная есть убеждение в том, что все преимущества и блага, которые мы имеем - здоровье, разум, различные способности, изобилие пищи, дом и т.д. - всё это мы получили от Бога. Всё хорошее в нас - это Божье.
Смирение есть первая и основная христианская добродетель. Без смирении человек не может преуспеть ни в какой другой добродетели. Поэтому первая заповедь Нового Завета говорит о необходимости стать смиренным. Человек смиренный во всем просит Бога о помощи, всегда благодарит Бога за данные ему блага, укоряет себя за свои недостатки или грехи и просит у Бога помощи для исправления. Бог любит смиренных людей и всегда им помогает, гордым же и самонадеянным Он не помогает. "Бог гордым противится, смиренным же дает благодать," - учит нас Священное Писание (Притч.3:34).
Как смирение есть первая добродетель, так гордость есть начало всех грехов. Еще задолго до сотворения нашего мира один из близких к Богу ангелов, по имени Денница, возгордился светлостью своего ума и своей близостью к Богу и захотел стать равным Богу. Он произвел на небе революцию и увлек в непослушание часть ангелов. Тогда ангелы, преданные Богу, изгнали из рая взбунтовавшихся ангелов. Непокорные ангелы образовали своё царство - ад. Так началось зло в мире.
Господь Иисус Христос есть для нас величайший пример смирения. "Научитесь от Меня: потому что Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим," - сказал Он Своим ученикам. Очень часто люди очень одаренные духовно являются "нищими духом" - то есть смиренными, а люди менее талантливые или совсем бездарные, наоборот - очень гордыми, любящими похвалы. Господь еще сказал: "Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя - возвысится" (Матф. 23:12).

Вторая Заповедь Блаженства.

"Блаженны плачущие, потому что они утешатся."

Плачущие это те, кто сознает свои грехи и недостатки и кается в них.
Плач, о котором говорится в этой заповеди, есть скорбь сердца и покаянные слёзы о сделанных грехах. "Печаль ради Бога производит покаяние ко спасению, а мирская печаль производит смерть," - говорит св. Апостол Павел. Мирская печаль, вредная для души, это чрезмерная скорбь из-за утраты житейских предметов или из-за неудач в жизни. Мирская печаль происходит от греховной привязанности к житейским благам, из-за гордости и эгоизма. Поэтому она вредна.
Может быть полезной для нас печаль, когда мы плачем из сострадания к ближним, попавшим в беду. Не можем мы также быть равнодушными при виде совершения другими людьми злых поступков. Усиление зла среди людей должно вызывать в нас чувство скорби. Это чувство скорби происходит от любви к Богу и добру. Такая скорбь полезна для души, так как очищает ее от страстей.
В награду плачущим Господь обещает, что они утешатся: получат прощение грехов, а через это внутреннее успокоение, получат вечную радость.

Третья Заповедь Блаженства.

"Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю."

Люди кроткие это те, которые ни с кем не ссорятся, но уступают. Кротость есть спокойствие, полное христианской любви состояние души, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота.
Христианская кротость выражается в терпеливом перенесении обид. Грехами, противоположными кротости являются: гнев, злоба, раздражительность, мстительность.
Апостол учил христиан: "Если возможно с вашей стороны, то будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12:18).
Кроткий человек предпочитает промолчать при оскорблении, нанесенном ему другим человеком. Кроткий не будет ссориться из-за отнятой вещи. Кроткий не будет повышать голос на другого человека или выкрикивать бранные слова.
Господь обещает кротким, что они наследуют землю. Обещание это означает, что кроткие люди будут наследниками небесного отечества, "новой земли" (2 Петр. 3:13). Они за свою кротость получат от Бога многие блага навсегда, в то время, как люди дерзкие, которые обижали других и грабили кротких, в той жизни ничего не получат.
Христианин должен помнить, что Бог всё видит и что Он бесконечно справедлив. Каждый получит то, что заслужил.

Четвертая заповедь Блаженства.

"Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся."

Алчущие - сильно желаающие есть, голодные. Жаждущие - сильно желающие пить. "Правда" - значит то же, что святость, то есть духовное совершенство.
В других словах эту заповедь можно было бы сказать так: блаженны те, которые всеми силами стремятся к святости, к духовному совершенству, потому что они получат это от Бога.
Алчущие и жаждущие правды - это те люди, которые, сознавая свою греховность, горячо желают стать лучше. Они всеми силами стремятся жить по заповедям Божиим.
Выражение "алчущие и жаждущие" показывает, что желание наше к правде настолько должно быть сильно, насколько сильно желание голодного и жаждущего утолить свой голод и жажду. Прекрасно выражает такое стремление к праведности царь Давид: "Как лань стремится к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс. 41:2)
Алчущим и жаждущим правды Господь обещает, что они насытятся, т.е. что они достигнут праведности при Божией помощи.
Эта заповедь Блаженства учит нас не удовлетворяться тем, что мы не хуже других людей. Мы должны каждый день нашей жизни становиться чище и лучше. Притча о талантах говорит нам, что мы ответственны перед Богом за те таланты, то есть те способности, которые нам дал Бог, и за те возможности, которые Он нам предоставил, чтобы "умножить" свои таланты. Ленивый раб был не за то наказан, что был плохой, а за то, что закопал свой талант, то есть ничего хорошего не приобрел в этой жизни.

Пятая Заповедь Блаженства.

"Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут."

Милостивые - это люди сострадательные к другим, это люди, жалеющие других людей, попавших в беду или нуждающихся в помощи.
Дела милости бывают материальные и духовные.
Дела милости материальные:
Накормить голодного,
Напоить жаждущего,
Имеющего недостаток в одежде одеть,
Посетить больного.
Часто при храмах существует Сестричество, которое посылает помощь нуждающимся людям в разные страны. Можно свою денежную помощь посылать через церковное сестричество или другую благотворительную организацию.
Если случится автомобильная авария или мы видим на дороге больного человека, надо вызвать скорую помощь и позаботиться, чтобы этот человек получил медицинскую помощь. Или, если видим, что кого-то грабят или бьют, надо вызвать полицию, чтобы спасти этого человека.
Дела милости духовной:
Подать ближнему хороший совет.
Простить обиду.
Научить незнающего истине и добру.
Помочь грешнику стать на правильный путь.
Молиться за ближних Богу.
Милостивым Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы, т.е. на предстоящем суде Христовом им будет явлена милость: Бог их помилует.
"Блажен помышляющий (заботящийся) о нищем и убогом, в день бедствия избавит его Господь" (Псалом).

Шестая Заповедь Блаженства.

"Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога."

Чистые сердцем, это те люди, которые не только явно не грешат, но и не таят порочных и нечистых мыслей, желаний и чувств в себе, в своем сердце. Сердце таких людей свободно от привязанности к тленным земным вещам и свободно от грехов и страстей, насаждаемых страстью, самолюбием и гордостью. Люди, чистые сердцем, непрестанно помышляют о Боге и всегда видят присутствие Его.
Чтобы приобрести чистоту сердца, надо хранить посты, заповеданные Церковью, и стараться избегать объедения, пьянства, неприличных фильмов и танцев, чтения непристойных журналов.
Чистота сердца гораздо выше простого чистосердечия. Чистосердечие состоит только в искренности, в откровенности человека в отношении к ближнему, а чистота сердца требует полного подавления порочных мыслей и желаний, и постоянной мысли о Боге и о Его святом Законе.
Людям с чистым сердцем Господь обещает в награду, что они увидят Бога. Здесь, на земле, они увидят Его благодатно-таинственно, духовными очами сердца. Они могут видеть Бога в Его явлениях, образах и подобиях. В будущей же вечной жизни они будут видеть Бога так, как Он есть; а так как видеть Бога есть истоник высочайшего блаженства, то обещание видеть Бога есть обеание высшего блаженства.

Седьмая Заповедь Блаженства.

"Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими."

Миротворцы - это люди, которые живут со всеми в мире и согласии, которые много делают, чтобы был мир между людьми.
Миротворцами называются те люди, которые сами стараются жить со всеми в мире и согласии и других людей, враждующих между собой, стараются примирить или, по крайней мере, молят Бога об их примирении. Апостол Павел писал: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми."
Миротворцам Господь обещает, что они назовутся сынами Божиими, то есть будут самыми близкими к Богу, наследниками Божиими и сонаследниками Христу. Миротворцы своим подвигом уподобляются Сыну Божию - Иисусу Христу, Который пришёл на землю, чтобы примирить согрешивших людей с правосудием Божиим и поселить мир между людьми, вместо господствовавшей между ними вражды. Поэтому миротворцам и обещается благодатное название детей Божиих, а с этим бесконечное блаженство.
Апостол Павел говорит: "Если вы дети Божии, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться; потому что думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас" (Рим. 8:17-18).

Восьмая заповедь Блаженства.

"Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное."

Гонимые за правду - это те истинно верующие люди, которые так любят жить по правде, т.е. по Закону Божию, что за твердое исполнение своих христианских обязанностей, за свою праведную и благочестивую жизнь терпят от нечестивых людей, от врагов гонения, преследования, лишения, но ничем не изменяют правде.
Гонения неизбежны для христиан, живущих по правде евангельской, потому что злые люди ненавидят правду и всегда преследуют тех людей, которые отстаивают правду. Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос был распят на кресте врагами, и Он всем Своим последователям предсказал: "Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Иоан. 15:20). И апостол Павел писал: "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3:12).
Чтобы терпеливо переносить гонения за правду, человеку необходимо иметь: любовь к истине, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, веру и надежду на помощь Божию.
Гонимым за правду Господь обещает Царство Небесное, т.е. полное торжество духа, радость и блаженство в райских селениях.

Девятая Заповедь Блаженства.

"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах."

В последней, девятой заповеди Господь наш Иисус Христос называет особенно блаженными тех, которые за имя Христово и за истинную Православную веру в Него терпеливо переносят поношения, гонения, злословие, клевету, издевательство, бедствия и даже смерть.
Такой подвиг называется мученическим. Выше подвига мученического ничего не может быть.
Мужество христианских мучеников нужно отличать от фанатизма, который есть ревность не по разуму. Христианское мужество нужно также отличать от вызванной отчаянием бесчувственности и от напускного равнодушия, с которым некоторые преступники по своему крайнему ожесточению и гордости выслушивают приговор и идут на казнь.
Христианское мужество основано на высоких христианских добродетелях: на вере в Бога, на надежде на Бога, на любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.
Высоким образцом мученического подвига служит Сам Христос Спаситель, а равно и Апостолы и бесчисленное множество христиан, которые с радостью шли на мучения за Имя Христово. За подвиг мученичества Господь обещает великую награду на небесах, т.е. самую высокую степень блаженства в будущей вечной жизни. Но и здесь, на земле, Господь прославляет многих мучеников за их твёрдое исповедание веры нетлением их тела и чудесами.
Апостол Петр писал: "Если злословят вас за Имя Христово, то вы блаженны, потому что Дух Славы, Дух Божий, почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется" (1 Петр. 4:14).

Вы говорите о Нагорной проповеди Иисуса Христа. Он начинает ее с заповедей блаженства.

! Счастливы алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся . Здесь Господь поощряет желание искать и любить истину. Это касается и Божьей истины: то есть желания разбираться в учении Бога, вникать в Священное Писание. "Правдолюбы", будучи воскрешены после Второго Пришествия Христа, узнают всю истину.

! Счастливы милостивые, потому что они помилованы будут . Здесь Христос возвещает о любви и милости к людям. Далее в Нагорной проповеди Иисус призывал любить даже врагов. А саму любовь к людям Христос называл второй по важности заповедью после любви к Богу (см. Мф. 22:36-40). Любовь порождает милость, то есть прощение. О прощении также постоянно учил Иисус (см. Матф.6:14, Мар.11:25, Лук.6:37). То есть любящие и прощающие люди, будут также помилованы и прощены здесь на земле за свои ошибки и затем на Великом Суде.

! Счастливы чистые сердцем, потому что они Бога узрят . Здесь речь о духовной чистоте, то есть искренней доброте и незлобивости. Такие люди будут удостоены того, что унаследовав вечную жизнь, увидят Бога.

! Счастливы миротворцы, потому что они будут наречены сынами Божиими . Как уже было отмечено выше, Иисус учил любви к врагам и милосердному прощению даже приносящих обиды... Заповеди любви не совместимы с кровопролитиями и войнами. Продолжая дело Иисуса, апостолы также учили никогда не отвечать на зло злом, а только добром. Потому, что соблюдение и укрепление мира очень ценно в глазах Божьих. Поэтому миротворцев на небе назовут сынами Божьими...

! Счастливы изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное. Из следующих ниже стихов 11-12 видно, что говорится здесь о тех, кому предстоит пострадать за правду - за твердость веры в Бога и Его Сына Иисуса Христа, верность Его заповедям... Им приготовлено место в Царствии Небесном (см. Ин. 14:1-3).

Как видите заповеди блаженства (счастья) очень даже актуальны и сегодня, если использовать правильный современный перевод Нагорной проповеди Иисуса Христа.

* В связи с тем, что не все программы и браузеры отображают греческий язык, греческие слова приведены на латинице.


Валерий Татаркин

Иисус Христос принёс человечеству Новый Завет, смысл которого в том, что теперь каждый человек, уверовавший в Бога, может освободиться от грехов, делающих его жизнь трудной и безрадостной.

В Евангелии передана Нагорная проповедь Господа, в которой Он сообщил людям девять заповедей блаженства. Это девять условий, при соблюдении которых человек может обрести вечную жизнь в обители Всевышнего.

Своей смертью на кресте Иисус Христос искупил грехи людей и тем самым дал им возможность открыть в себе Царство Небесное ещё при земной жизни. Но для того чтобы ощутить эту благодать, нужно выполнить перечисленные в Нагорной проповеди заповеди блаженства.

Современное Евангелие существенно отличается от первоисточника. Это не удивительно - оно было многократно переведено и переписано. Сохранившееся Остромирово Евангелие, датированное серединой 11-го века, наиболее точно передаёт содержание 9 заповедей блаженства, но обычному человеку, не имеющему специального образования, понять его почти невозможно. Мало того что старославянский алфавит кардинально отличается от русского, в Евангелии употребляются давно устаревшие и выбывшие из обращения слова, выражения и понятия. Толкованием заповедей блаженства занимались и продолжают заниматься богословы и философы во всём мире.

Значение слова «блаженство»

Для начала нужно разобраться, что означает слово «блаженство». Самый близкий синоним - нега. Когда мы говорим, что блаженствуем, то имеем в виду - нежимся. В евангельском понимании блаженство значит несколько иное. Христианское блаженство - Испытывать блаженство в христианском смысле значит находиться в состоянии безмятежного покоя. Говоря современным языком - не испытывать беспокойства, сомнений, тревог. Христианское блаженство не является аналогом безмятежного покоя буддистов или мусульман, так как может проявиться в физическом мире при земной жизни в результате осознанного выбора и отречения от проявлений сил зла. Толкование заповедей блаженства объясняет смысл этого выбора и самоотречения.

Назначение заповедей

Библейские заповеди знаменуют вехи развития человека как личности, эволюцию его духовного мира. С одной стороны, они указывают на то, что должно быть целью жизни человека, с другой, - отражают его природу и раскрывают то, к чему человек имеет внутреннее влечение. Евангельские блаженства перекликаются с ветхозаветными. 10 заповедей блаженства, данных Господом Моисею, больше относятся к материальному миру и физическому взаимоотношению между людьми в социуме. Они указывают на то, что человек должен делать, но не затрагивают его душевного состояния.

Семь запретов, перечисленных в Нагорной проповеди иногда ошибочно называют 7 заповедями блаженства Иисуса Христа. Это неправильно. Запреты убивать, завидовать, творить новых кумиров, прелюбодействовать, красть и чревоугодничать Христос не отверг, но сказал, что результатом искоренения этих грехов становится возникновение чистой любви между людьми. «Да любите друг друга», - велел Господь и тем самым настроил людей не отслеживать проступки, но относиться друг к другу с милосердием, пониманием и сочувствием.

9 заповедей блаженства толковали такие выдающиеся мыслители, как Анри Бергсон, Игнатий Брянчанинов, Николай Сербский и другие. Рассмотрим каждую заповедь подробно.

О духовной нищете

Первая заповедь блаженства Господа говорит о том, что первым условием блаженства является ощущение себя духовно нищим. Что это значит? В прежние времена понятие нищеты не означало трудного материального положения, отсутствия денег или имущества. Нищим считался человек, просящий чего-либо. Нищий духом, значит - просящий духовного просвещения. Счастлив, или блаженен, тот, кто не просит и не ищет материальных благ, но тот, кто стяжает мудрости и духовности.

Блаженство не в том, чтобы испытывать удовлетворение от отсутствия материальных благ или от их наличия, а в том, чтобы не чувствовать себя превосходящим других в случае наличия материального достатка или угнетённым в случае его отсутствия.

Заповеди блаженства Иисуса Христа настраивают на принятие земной жизни как средства для достижения Царства Небесного, и если материальное богатство служит человеку для увеличения духовного богатства, то это тоже - верный путь к Богу.

Бедному человеку проще прийти к Богу, так как он сильнее, чем богатый, озабочен собственным выживанием в материальном мире. Считается, что он чаще обращается к Богу за помощью, и у него больше шансов соединиться с Создателем. Однако это слишком упрощённое представление о том, из чего складывается путь обретения духовной мудрости и блаженства.

Ещё одна трактовка заповеди основана на переводе с древнеарамейского языка слова «дух». Тогда его синонимом было слово «воля». Таким образом, человека, «нищего духом», можно назвать «нищим по собственной воле».

Сопоставив оба значения выражения «нищие духом», можно предположить, что Христос под первым блаженством подразумевал, что Небесного Царства достигнут те, кто добровольно выберет своей целью лишь достижение мудрости. И к ней одной направит свои волю и разум.

Об утешении плачущих

Счастливы плачущие, ибо они будут утешены, - так в современном изложении звучит вторая заповедь блаженства. Не следует думать, что речь идёт о любых слезах. Не случайно эта заповедь идёт после той, в которой говорится о духовной нищете. Именно на первой заповеди основаны все последующие.

Плач - это скорбь и сожаление. Нищий духом сожалеет о годах, потраченных на поиск и накопление материальных вещей. Он печалится о том, что не обрёл мудрость раньше, он вспоминает свои поступки и поступки других людей, которые разрушили их жизни, так как были направлены на достижение мирских радостей. Он сожалеет о напрасно потраченном времени и силах. Он плачет о том, что согрешил против Бога, принёсшего Собственного Сына в жертву людям ради того, чтобы спасти их, погрязших в мирских дрязгах и заботах. Поэтому нужно понимать, что не всякий плач угоден Богу.

Например, плач матери о том, что её сын стал наркоманом или пьяницей, не всегда приятен Богу - если мать плачет о том, что в старости останется одна, без заботы и попечения, которые рассчитывала получить от взрослого сына, то она плачет лишь от ущемлённого самолюбия и от разочарования. Она плачет оттого, что не получит мирских благ. Такой плач не приведёт к утешению. Он может настроить женщину против других людей, которых она назначит виновными в том, что случилось с её сыном, и несчастная мать начнёт думать, что мир устроен несправедливо.

А если эта женщина станет плакать оттого, что сын оступился и выбрал гибельный путь из-за её собственного недосмотра, из-за того, что она с ранних лет внушала ему лишь стремление к материальному превосходству над другими, но не объяснила необходимость быть добрым, честным, милосердным и снисходительным к недостаткам других людей? Такими покаянными слезами женщина очистит свою душу и поможет спастись сыну. Именно о подобном плаче сказано: «Блаженны плачущие, которые печалятся из-за собственных грехов. Для них Господь найдёт утешение, ради таких слёз Господь проявит милосердие и подарит чудо прощения».

О кротких

Третьим блаженством Христос назвал кротость. Кажется, что объяснять данное блаженство не имеет смысла. Все понимают, что кротким называют человека, не возражающего, не сопротивляющегося, смиряющегося перед людьми и обстоятельствами. Однако и здесь не всё так просто. Человек, не противоречащий тем, кто сильнее и могущественнее его, не может считаться кротким в евангельском понимании. Божественная кротость происходит из первых двух блаженств. Сначала человек осознаёт свою духовную нищету, потом кается и плачет о своих грехах. Искреннее сокрушение о них делает человека терпимым к злу, проявляемому другими людьми. Он знает, что они, как и он сам, рано или поздно придут к пониманию собственной вины за беды, происходящие с ними, осознают свою ответственность и вину за несправедливость и зло, которые они творят другим.

Раскаявшемуся грешнику, как никому другому, хорошо известно, что перед Богом все люди равны. Покаявшийся не мирится со злом, но, испытав многие страдания, он приходит к пониманию, что спасение человека лишь в руках Бога. Если Он спас его, значит Он спасёт и других.

Проповедь заповедей блаженства не оторвана от реальной жизни. Господь Иисус Христос был кроток, но он с гневом обрушился на торговцев, менявших в храме жертвенных голубей и свечи на деньги, однако нам Он не дал права поступать так же. Нам Он велел проявлять кротость. Почему? Потому что Он Сам заповедал - тот человек, который проявит агрессию, от агрессии же и пострадает.

Господь учит нас, что мы должны быть думающими, но думающими о собственных грехах, а не о чужих, даже если их совершает священник самого высокого ранга. Иоанн Златоуст так толкует эту заповедь блаженства: не возражай обидчику, дабы тот не передал тебя судье, а тот, в свою очередь, - палачу. В мирской жизни часто правит несправедливость, но мы не должны роптать. Мы должны принимать мир таким, каков он создан Богом, и направлять свою энергию на улучшение своей собственной личности.

Интересно, что многие современные авторы, написавшие инструкции, как приобретать друзей, как стать счастливыми и успешными, как перестать беспокоиться и начать жить, дают те же советы, что и Христос, но их советы работают плохо. Объясняется это тем, что они не согласованы между собой и не имеют поддержки извне. В этих советах человек противопоставлен всему миру и должен справиться с ним в одиночку, а следуя Евангелию, человек получает помощь от Самого Бога. Поэтому все подобные книги быстро выходят из моды, а Евангелие продолжает сохранять актуальность уже более 2 000 лет.

О жаждущих правды

На первый взгляд кажется, что эта заповедь блаженства повторяет первую. Нищие духом ищут божественную истину, а алчущие и жаждущие - правду. Не одного ли и того же они стяжают?

Рассмотрим такой пример. Некий человек говорит о себе: «Я не умею лгать. Я всем и всегда говорю правду». Так ли это? Жаждать евангельской правды - это не значит всем и всегда её говорить. Тот правдолюбец, которого мы назвали «неким человеком», нередко оказывается лишь хамом, который своему оппоненту, не разделившему его мнения или совершившему какую-либо ошибку, прямолинейно сообщает, что тот глуп. Мало того что этот правдолюбец не отличается большой прозорливостью и сам не всё и не всегда делает правильно, он вряд ли скажет эту свою правду тому, кто сильнее и могущественнее его.

Итак, что же такое Божественная правда и стремление к ней и что значит "жаждущие правды насытятся ею"? Это очень доступно объясняет Иоанн Кронштадский. Голодный человек жаждет еды. После насыщения проходит какое-то время, и он снова голоден. Это естественно в случае с едой. Но в том, что касается Божественной правды, всё несколько иначе. Бог любит тех, кто принял три первых блаженства. За это он даёт им спокойную и мирную жизнь. Такие люди, как магнитом, притягивают к себе окружающих. Так, император Лев оставил свой трон и отправился в пустыню, где жил святой Моисей Мурин. Император хотел познать мудрость. Он имел всё, что хотел, мог удовлетворить любые свои мирские потребности, но не был счастлив. Он жаждал мудрого совета, как поступить, чтобы вернуть радость жизни. понял душевные муки императора. Он пожелал помочь мирскому правителю, возжаждал божественной правды и получил её (насытился). Как благодать, излил святой старец на императора свои мудрые речи и вернул ему душевный покой.

Ветхозаветные Адам и Ева жили в присутствии Бога, и Его правда сопутствовала им в каждый момент жизни, но они не испытывали в ней жажды. Им не в чем было каяться, они не испытывали никаких мук. Они были безгрешны. Они не знали потерь и печалей, поэтому не дорожили своим благополучием и, нисколько не сомневаясь, согласились вкусить плод с дерева познания добра и зла. За это они лишились возможности видеть Бога и были изгнаны из рая.

Нам Бог дал понимание того, чем следует дорожить и к чему нужно стремиться. Мы знаем, что, если будем стремиться исполнять Его заповеди, Он воздаст нам и подарит настоящее счастье.

О милосердных

В Евангелии есть несколько притч о милосердии. Это притчи о мытаре и о лепте бедной вдовы. Мы все знаем, что подавать милостыню бедным - Богоугодное дело. Но даже подходя к этому вопросу разумно и давая нищему не деньги, которые он, скорее всего, потратит на алкоголь, а еду или одежду, мы не уподобляемся ни мытарю, ни вдове. Ведь подавая милостыню чужому человеку, мы, как правило, не ущемляем себя. Такое милосердие похвально, но оно не идет ни в какое сравнение с милосердием Бога, Который дал людям во спасение Своего Сына, Иисуса Христа.

Заповеди блаженства не так легко выполнимы, как это кажется на первый взгляд. Однако они нам вполне по силам. Как часто, узнав о бедах какого-либо человека, мы произносим такие фразы: «Не бери в голову - у тебя своих проблем море», «Судьба у него, конечно, тяжёлая, но у каждого свой крест» или «На всё воля Божья». Говоря это, мы устраняемся от проявления истинного, Божественного, милосердия.

Истинное милосердие, подвластное человеку, может быть выражено в таком сочувствии и желании помочь другому, которое заставит человека задуматься, в чём причина сего несчастья, то есть стать на путь исполнения первого блаженства. Самая большая милость в том, чтобы, очистив собственные сердце и душу от греха, мы так попросили Бога о помощи чужому для нас человеку, чтобы Он это услышал и исполнил.

О чистых сердцем

Милосердие нужно творить лишь с чистым сердцем. Только в этом случае оно будет истинным. Совершив акт милосердия, мы часто гордимся своим поступком. Радуемся, что совершили доброе дело, а ещё больше радуемся, что выполнили одну из важных заповедей блаженства.

Православие и другие христианские религии поощряют безвозмездную материальную помощь, которую люди оказывают друг другу и церкви. Они благодарят дарителей, называют их имена во время проповедей, награждают грамотами и т. д. К сожалению, всё это совсем не содействует чистоте сердца, напротив, поощряет тщеславие и другие, не менее неприятные качества, свойственные натуре человека. Что тут скажешь? Богу милее тот, кто в тишине своего дома со слезами молится о даровании здоровья и хлеба насущного какому-нибудь несчастному, о котором он знает лишь то, как его зовут.

Эти слова не в осуждение тем, кто жертвует на храмы или проявляет свою щедрость явно, прилюдно. Отнюдь. Но те, кто творит милость тайно, сохраняют чистоту сердца. Господь это видит. У него ни одно доброе дело не остаётся без воздаяния. Получивший же признание от людей уже награждён - у него хорошее настроение, все его хвалят и чествуют. Вторую награду, которая от Бога, он за это дело не обретёт.

О несущих мир

7 заповедь блаженства говорит о миротворцах. Иисус Христос считает миротворцев равными себе, а эту миссию наиболее трудной. В каждой ссоре есть вина как одной, так и другой стороны. Прекратить вражду очень трудно. Ссорятся не те, кто познал божественную любовь и блаженства, а, напротив, люди, озабоченные мирскими проблемами и обидами. Установить мир между людьми, одержимыми ущемлённой гордостью, завистью, ревностью или жадностью может далеко не всякий. Здесь важно и слова подобрать правильные, и гнев сторон утихомирить, чтобы ссора прекратилась и больше не повторялась. Сынами Божьими назовутся миротворцы. Так сказал Христос - Сын Божий, а каждое Его слово исполнено великого смысла.

Об изгнанных за правду

Война - отличный способ решить экономические проблемы одного государства за счёт другого. Мы знаем примеры того, как высокий уровень жизни одних народов поддерживается тем, что правительства их стран развязывают войны по всему миру. Честные дипломаты, журналисты, политики и военные, имеющие возможность влиять на общественное мнение, всегда подвергаются гонениям. Их сажают в тюрьмы, убивают, порочат ложью. Невозможно представить, чтобы какая-либо из мировых войн закончилась после того, как честный миротворец донёс до широкой общественности информацию о личной заинтересованности некоего представителя королевской семьи, клана президента, финансового или промышленного магната в производстве и поставке оружия воюющим сторонам.

Что же толкает известных и авторитетных людей выступать против несправедливых войн, притом что они не могут не понимать, что их инициатива будет наказана? Ими движет желание справедливого мира, сохранение жизни и здоровья мирных граждан, их семей, домов и образа жизни, а значит - истинное милосердие.

В Нагорной проповеди Иисус Христос сообщил заповеди Божьего блаженства всем, кто его слушал. Это были люди разных национальностей и веры. Господь сказал, что подвиг во имя мира сделает их равными Сыну Бога. Имеет ли для Бога значение, какую веру они исповедуют? Конечно, нет. Господь пришёл принести веру и спасение всем. Детский врач Леонид Рошаль и доктор из Иордании Анвар эль-Саид не христиане, но они миротворцы, предотвратившие гибель нескольких сотен человек, захваченных террористами во время спектакля в московском доме культуры. И таких примеров масса.

О притесняемых за любовь к Богу

Сколько заповедей блаженства дал Господь людям? Всего девять. Заповедь о гонимых за веру и любовь к Богу является последней. Она в большей степени относится к великим христианским мученикам, которые своей смертью утвердили на земле веру в Иисуса Христа. Эти люди остались в истории как святые. Благодаря им теперь христиане могут открыто исповедовать свою веру и не опасаться за свою жизнь и за своих близких. Этим святым дана благодать заступаться перед Господом за грешников и просить для них прощения. Они помогают верующим в Бога справляться с разными трудностями - как с обычными, житейскими, так и в борьбе с силами зла. Своими небесными молитвами они хранят мир от гибели. Им посвящены акафисты и целые литургии, которые читаются во всех церквях в дни их поминания.

Нагорная проповедь Христа – это событие из Евангелия, когда Господь дал Свой новозаветный закон, главные заповеди христианства. Они являются концентратом всего учения христиан, вечной небесной истиной, не подвластной времени и актуальной для человека из любой культуры и страны. Христиане, как те, кто стремится к бессмертию, стараются усвоить непреложные законы добра, которые «не пройдут» (Мк 13:31). Все конфессии без исключения убеждены в толковании заповедей Блаженства – они ведут человека в рай.

Заповедей Блаженства всего девять, но они составляют лишь часть Нагорной проповеди, которая имеет колоссальное значение в учении христиан. Проповедь подробно изложена в 6 главе Евангелия от Луки и, кроме изложения заповедей, включает свод емких тезисов, которые часто можно услышать в народе: «вынь прежде бревно из твоего глаза», «не суди и не судим будешь», «какою мерою мерите, такою же отмерится и вам», «всякое дерево познается по плоду своему» – все эти обороты русской речи, ставшие народными, являются прямыми цитатами Спасителя из 6 главы Евангелия от Луки.

Девять заповедей Блаженства – заповеди счастья Иисуса Христа

Если Моисея, данные ему на горе Синай, являются по сути запретительными: в них сказано как нельзя поступать, чтобы угодить Богу, это строгие заповеди – то в Нагорной проповеди, как и во всем христианстве, заповеди наполнены духом любви и учат, как нужно поступать. Есть и еще одна параллель между заповедями Ветхого и Нового Заветов: древние заповеди написаны на каменных скрижалях (плитах), что является символом внешнего, грубого восприятия. Новые же написаны на скрижалях сердца верующего человека, который будет добровольно исполнять их, – Святым Духом. Поэтому люди иногда называют их моральными, нравственными заповедями христианства. Текст заповедей Блаженства мы находим в двух Евангелиях:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:1-12).

Господь в этих заповедях говорит о том, каким должен стать человек, чтобы обрести полноту жизни. Блаженство – это совокупность тех качеств, которые делают человека счастливым, без всякого недостатка. Это радость, она неэмоциональна и сокровенна, но реальна настолько, насколько человек способен ее вместить – с ней христиане живут уже в этом мире, и они заберут ее с собой в вечность.

Трактование заповедей

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Счастливы не считающие ничего своим и признающие, что все принадлежит Создателю, и он дает и забирает – у кого хочет. Счастливы способные смиряться – они знают высоту Бога и свое недостоинство перед Ним, не кичатся мнимыми заслугами, осознают немощь духа и бренность тела. Нищета духовная – это способность просить и получать просимое. Счастливы простые люди, как дети, нищие достоинством и высоким мнением о себе, многими заслугами не требующие к себе должного отношения: они думают о себе просто, стремятся помочь искренно, выслушают хотящих сказать с интересом, а не ради приличия. Они не осуждают и принимают все с радостью и верой.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Счастливы плачущие о грехах – именно о них стоит плакать, чтобы приобрести покаянный дух, с которого начинается исправление жизни. Пока не будет навыка в этом плаче – о своих грехах, пороках и худой природе, — не будет деятельной жизни, которой хочет от нас Христос, сказавший через апостола, что «вера без дел мертва» (Иак.2:26).

Плач о грехах в церкви называют радостнотворным плачем – и это действительно так. Те, кто был на исповеди, ощутили это. Ведь именно после таинства Покаяния человеку прощаются грехи, и он становится способным услышать это благоухание радости, рождаемое от мирной совести и предчувствия бессмертия.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Счастливы победившие гнев и заставившие его служить себе. Внутренний гнев необходим, если он настроен правильно: человек должен гневно отторгать от себя все то, что удаляет от Бога. Кроткие – это не те, кто никогда не гневается, это те, кто знает, когда гневаться нужно, а когда нет. Кроткие подражают Христу, ведь Он, когда увидел в храме непотребную торговлю, то взял кнут и разогнал торгующих, опрокинув столы с деньгами. Он ревновал о Доме Бога Своего и поступил правильно.

Кроткий человек не боится поступать правильно и проявлять разумный гнев, когда он защищает интересы ближнего или Божии. Кротость – это чувство глубокого самовоспитания, когда, в согласии с совестью и Божиими заповедями, своих врагов любишь.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Ищущие истину – найдут ее. Ищущих Бога Христос находит Сам – как Пастырь свою овечку. Счастливы неутомляемые в этом поиске, те, кого не устраивает только комфорт и достаток. Кто откликается на зов сердца и идет на поиски своего Спасителя. Награда этим людям велика.

Счастливы те, кто пуще воды и хлеба ищет своего спасения и знает свою нужду в этом. Счастливы те, то деланием добродетелей стремится познать Бога и помнит, что от собственных дел оправдаться невозможно.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Дела милосердия – прямой путь на небо. Согласно прямым словам Спасителя, помогая больным, нищим, страдающим, заключенным, странникам, нуждающимся – мы помогаем в их лице Самому Христу. Счастливы, кто научился отдавать себя ближним, чтобы приносить пользу и вселять в людей веру в добро.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Те, кто упражняется в искренности, доверии Богу, молитве приобретают чистосердечие. Это счастливые люди, свободные от злых мыслей, имеющие власть над своим телом и подчиняющие его духу. Только очищенное сердце видит вещи, как они есть, и способно правильно воспринимать Писание без подсказок.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Счастлив, кто примиряет человека с Богом. Кто личным примером показывает, что можно жить в ладу со своей совестью, с мирным устроением духа идти по жизни. Особую награду получит тот, кто примиряет враждующих, нечестивцев – обращая их к Богу. Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, примирил Бога с людьми, соединил мир людей с миром Ангелов, которые дают теперь нам свое заступничество, охраняют нас – поступающий также будет наречен сыном Божиим.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Счастливы не боящиеся исповедовать Христа перед лицом опасности. Кто не отказывается от путей добра, убеждений, верности – когда его преследуют за это. Такие люди получают в награду бесчисленные богатства, которые невозможно потерять и испортить.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Счастливы верные Христу до смерти. Они разделят со своим Богом Его Царство и будут царствовать вместе с Ним – именно это обещано всем мученикам и исповедникам за веру. Счастливы вы будете, когда будут на вас клеветать, обзывать, пытать, убивать за имя Христово. Вас ждет самая высокая награда, невыразимая и неисчерпаемая. Так сказал сам Творец неба и земли, наш Создатель. И у нас нет причин не доверять Ему – в этом высший смысл, так как сказано:

«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится» (Мк 9:49).

Соль – это благодатное слово, которое должно быть у христианина, чтобы он стал благоприятной жертвой для Господа. А огонь – это очистительное испытание страданиями за веру, которое должен пройти каждый христианин – ради подражания Христу.

Толкование заповедей Блаженства и вникание в их смысл способно изменить человека кардинально. Человеку под силу преодолеть природу и привычки, так как на этом пути наш Помощник – Сам Бог. Поделившись с нами Своими заповедями, Господь перечислил собственные качества. Качества Бога имеют нетварную природу и называются добродетелями. Эти добродетели – характер Бога, их призваны соблюдать христиане, чтобы стать похожими на Христа.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Jtcase - портал о строительстве